статья Развитие исторического мышления на основе исторических концептов

Тақырып бойынша 11 материал табылды

статья Развитие исторического мышления на основе исторических концептов

Материал туралы қысқаша түсінік
Многие привыкли думать, что история - это последовательность событий, дат, где историческое прошлое рассматривается с точки зрения рассказа о прошлом. Однако, такое обучение, вряд ли будет способствовать созданию целостной картины мира, которые имеют основополагающее значение для понимания прошлого. К тому же небезызвестен тот факт, что история и преподавание в том числе, к сожалению, зависела от того, кто у власти, то есть господствующей идеологии.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Махметова Гульнар Дудуовна

учитель истории

ОШ № 12

город Кокшетау, Акмолинская область


Развитие исторического мышления на основе исторических концептов.


Образование не дает ростков в душе,

если оно не проникает до значительной глубины.

Пифагор


Многие привыкли думать, что история - это последовательность событий, дат, где историческое прошлое рассматривается с точки зрения рассказа о прошлом. Однако, такое обучение, вряд ли будет способствовать созданию целостной картины мира, которые имеют основополагающее значение для понимания прошлого. К тому же небезызвестен тот факт, что история и преподавание в том числе, к сожалению, зависела от того, кто у власти, то есть господствующей идеологии. Сейчас история и историческая наука претерпевает новый виток своего развития с уточнением фактов, которые еще совсем недавно считались «белыми пятнами» в истории, однако, как сказал Ф.Ницше, «фактов не существует, есть лишь интерпретация фактов».


Интерпретация исторических фактов вещь сложная, требующая высоких аналитических навыков, предметного знания, убеждений, сложившегося правильного исторического мышления. В связи с этим учителям истории необходимо обратить внимание на формирование верного и объективного восприятия исторической картины мира, развивать у учащихся общие и специальные учебные умения, в конце концов, быть компетентным.

В формулировке 10 глобальных вызовов Лидер нации Н. А. Назарбаев отметил, «Первый вызов — это ускорение исторического времени. Историческое время стремительно ускорилось. Мир интенсивно трансформируется, и скорость происходящих изменений поражает» [1].


В эпоху динамично развивающегося мира и глобализации, когда поток информации возрастает, а приобретенный багаж знаний начинает терять в жизни важное значение, фокус в обучении отводится на навык учащегося самостоятельно добывать и правильно разделять источники на достоверные и недостоверные. Критически осмысливать и верно интерпретировать

полученную информацию. При этом нужно отметить тот факт, что долгое время для учителей всемирной истории подходы к изучению истории лежали либо через призму формационного подхода, либо через цивилизационный подход, каждый из которых имеет множество недостатков. Например, в формационном подходе многие процессы духовной и культурной жизни

рассматриваются несколько проще, мало внимания уделяется отдельным историческим личностям, их роли в тех или иных событиях, простому человеческому фактору. К тому же была абсолютизирована идея перехода общества от одной формации к другой, идеализировалась роль «революции». Идея концептуального обучения универсальна, она применима практически в каждой предметной области и предметах.


В системе обновления содержания образования формирование навыков исторического мышления осуществляется на основе исторических концептов (понятий). Обучение через ключевые концепции истории становится тем объединяющим фактором, который позволит и ученикам, и учителям рассматривать, исследовать и изучать историю через призму ключевых идей.

Концепции второго порядка позволяют ученикам понять, как работают историки, как формируется историческое знание в целом, как оно строится и создается.

Исторические концепты включают:

- поиск доказательства;

- изменение и целостность;

- причина и следствие;

- разнообразие;

- значение;

- интерпретация[4].


Концепт «Доказательство» позволяет формировать навык правильной и объективной интерпретации исторических источников, что всвою очередь позволить учащимся делать обоснованные заключения и соответствующие выводы. Анализировать различные, иногда

противоречивые свидетельства из первоисточников и вторичных работ в целях создания объективного представления о прошлом [14]. Для реализации на уроке концепта «Доказательство» задания должны быть направлены на понимание учащимися того, насколько изменилось общество в определенный исторический период. Например, урок из раздела 6.1В Феодализм, который ориентирован на знание социальной структуры феодального общества. Такие задания, как просмотр отрывка о социальной структуре феодального общества из видеоурока по всеобщей истории

«Основные признаки и особенности средневекого общества», заполнение схем, работа со словарем, заполнение таблицы, используя текст учебника и дополнительные источники, позволяют в полной мере реализовать данный концепт.


Концепт «Изменения и преемственность» позволяет правильно ориентироваться во времени и пространстве, анализировать объединять и объяснять ключевые подходы в критериях систематизации и организации исторических событий и процессов внутри определенного временного блока. Например, что является характерным для истории Средневековья, Нового

времени и. т.д. класса взаимосвязи экономического развития Казахстана с особенностями исторического быта, традиций и культуры населения.

Степень понимания учениками существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед и анализа выводов после выполнения заданий.

В концепте «Причина и следствие», развивается навык исторического анализа, учащийся выявляет детерминирующую связь между события и их причинами, понимает историческую обусловленность явления, находит взаимосвязь с другими историческими событиями через пояснение ключевых факторов, которые повлияли на экономические процессы в данный

исторический период.

В концепте «Сходство и различия», также развивается навык анализа, когда ученик может сравнивать связанные исторические события и процессы на местах, в течение определенного отрезка времени, в различных общественных системах, или внутри одного общества. Например, урок в 5 классе из раздела 5.1 A Жизнь древних людей на территории Казахстана:

удачной будет парная работа (обсуждение вопросов и поиск верных ответов), которая помогает учащимся самостоятельно с помощью ответов на поставленные вопросы изучить новый материал, заполнить таблицу «Занятия древних людей» и ответить на исследовательский вопрос урока:

«Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху мезолита и неолита.

Концепт «Значимость и интерпретация» позволяет определять значимость исторического события, явления, процесса для развития общества. Объяснять и оценивать различные точки зрения на определенное историческое событие, явление, процесс. Все эти концепты позволяют

систематизировать полученные знания, а также развивать навыки исторического мышления в целом, создать у учащихся целостную картину исторического развития человечества.

Поэтому первостепенная задача учителя истории – как можно эффективней и продуктивней реализовывать исторические концепты в процессе обучения истории.







Использованная литература


1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы / www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo

2. Мәнгілік Ел./ Учебникпод ред. М.Б. Касымбекова, С.Ж. Пралиева, К.К.Жампеисовой – Алматы:Ұлағат, 2015 – 336 с.

3. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам «История Казахстана» и «Основы права». – Первое издание. – Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.

4. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам «Всемирная история» и «Основы права».– Первое издание. – Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.


Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
22.05.2022
726
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі