Махметова Гульнар Дудуовна
учитель истории
ОШ № 12
город Кокшетау, Акмолинская
область
Развитие исторического
мышления на основе исторических
концептов.
Образование не дает ростков в
душе,
если оно не проникает до значительной
глубины.
Пифагор
Многие привыкли думать, что история - это
последовательность событий, дат, где историческое прошлое
рассматривается с точки зрения рассказа о прошлом. Однако, такое
обучение, вряд ли будет способствовать созданию целостной картины
мира, которые имеют основополагающее значение для понимания
прошлого. К тому же небезызвестен тот факт, что история и
преподавание в том числе, к сожалению, зависела от того, кто у
власти, то есть господствующей идеологии. Сейчас история и
историческая наука претерпевает новый виток своего развития с
уточнением фактов, которые еще совсем недавно считались «белыми
пятнами» в истории, однако, как сказал Ф.Ницше, «фактов не
существует, есть лишь интерпретация фактов».
Интерпретация исторических фактов вещь сложная,
требующая высоких аналитических навыков, предметного знания,
убеждений, сложившегося правильного исторического мышления. В связи
с этим учителям истории необходимо обратить внимание на
формирование верного и объективного восприятия исторической картины
мира, развивать у учащихся общие и специальные учебные умения, в
конце концов, быть компетентным.
В формулировке 10 глобальных вызовов Лидер нации
Н. А. Назарбаев отметил, «Первый вызов — это ускорение
исторического времени. Историческое время стремительно ускорилось.
Мир интенсивно трансформируется, и скорость происходящих изменений
поражает» [1].
В эпоху динамично развивающегося мира и
глобализации, когда поток информации возрастает, а приобретенный
багаж знаний начинает терять в жизни важное значение, фокус в
обучении отводится на навык учащегося самостоятельно добывать и
правильно разделять источники на достоверные и недостоверные.
Критически осмысливать и верно интерпретировать
полученную информацию. При этом нужно отметить
тот факт, что долгое время для учителей всемирной истории подходы к
изучению истории лежали либо через призму формационного подхода,
либо через цивилизационный подход, каждый из которых имеет
множество недостатков. Например, в формационном подходе многие
процессы духовной и культурной жизни
рассматриваются несколько проще, мало внимания
уделяется отдельным историческим личностям, их роли в тех или иных
событиях, простому человеческому фактору. К тому же была
абсолютизирована идея перехода общества от одной формации к другой,
идеализировалась роль «революции». Идея концептуального обучения
универсальна, она применима практически в каждой предметной области
и предметах.
В системе обновления содержания образования
формирование навыков исторического мышления осуществляется на
основе исторических концептов (понятий). Обучение через ключевые
концепции истории становится тем объединяющим фактором, который
позволит и ученикам, и учителям рассматривать, исследовать и
изучать историю через призму ключевых идей.
Концепции второго порядка позволяют ученикам
понять, как работают историки, как формируется историческое знание
в целом, как оно строится и создается.
Исторические концепты включают:
- поиск доказательства;
- изменение и целостность;
- причина и следствие;
- разнообразие;
- значение;
- интерпретация[4].
Концепт «Доказательство»
позволяет формировать навык правильной и
объективной интерпретации исторических источников, что всвою
очередь позволить учащимся делать обоснованные заключения и
соответствующие выводы. Анализировать различные,
иногда
противоречивые свидетельства из первоисточников и
вторичных работ в целях создания объективного представления о
прошлом [14]. Для реализации на уроке концепта «Доказательство»
задания должны быть направлены на понимание учащимися того,
насколько изменилось общество в определенный исторический период.
Например, урок из раздела 6.1В Феодализм, который ориентирован на
знание социальной структуры феодального общества. Такие задания,
как просмотр отрывка о социальной структуре феодального общества из
видеоурока по всеобщей истории
«Основные признаки и особенности средневекого
общества», заполнение схем, работа со словарем, заполнение таблицы,
используя текст учебника и дополнительные источники, позволяют в
полной мере реализовать данный концепт.
Концепт «Изменения и
преемственность» позволяет правильно ориентироваться во времени и
пространстве, анализировать объединять и объяснять ключевые подходы
в критериях систематизации и организации исторических событий и
процессов внутри определенного временного блока. Например, что
является характерным для истории Средневековья,
Нового
времени и. т.д. класса взаимосвязи экономического
развития Казахстана с особенностями исторического быта, традиций и
культуры населения.
Степень понимания учениками существующей
взаимосвязи оценивается в ходе бесед и анализа выводов после
выполнения заданий.
В концепте «Причина и следствие», развивается
навык исторического анализа, учащийся выявляет детерминирующую
связь между события и их причинами, понимает историческую
обусловленность явления, находит взаимосвязь с другими
историческими событиями через пояснение ключевых факторов, которые
повлияли на экономические процессы в данный
исторический период.
В концепте «Сходство и
различия»,
также развивается навык анализа, когда ученик может сравнивать
связанные исторические события и процессы на местах, в течение
определенного отрезка времени, в различных общественных системах,
или внутри одного общества. Например, урок в 5 классе из раздела
5.1 A Жизнь древних людей на территории
Казахстана:
удачной будет парная работа (обсуждение вопросов
и поиск верных ответов), которая помогает учащимся самостоятельно с
помощью ответов на поставленные вопросы изучить новый материал,
заполнить таблицу «Занятия древних людей» и ответить на
исследовательский вопрос урока:
«Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху
мезолита и неолита.
Концепт «Значимость и
интерпретация» позволяет определять значимость исторического
события, явления, процесса для развития общества. Объяснять и
оценивать различные точки зрения на определенное историческое
событие, явление, процесс. Все эти концепты
позволяют
систематизировать полученные знания, а также
развивать навыки исторического мышления в целом, создать у учащихся
целостную картину исторического развития
человечества.
Поэтому первостепенная задача учителя истории –
как можно эффективней и продуктивней реализовывать исторические
концепты в процессе обучения истории.
Использованная литература
1. Государственная программа развития образования
в Республике Казахстан на 2011-2020 годы /
www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo
2. Мәнгілік Ел./ Учебникпод ред. М.Б.
Касымбекова, С.Ж. Пралиева, К.К.Жампеисовой – Алматы:Ұлағат, 2015 –
336 с.
3. Образовательная программа курсов повышения
квалификации педагогических кадров по предметам «История
Казахстана» и «Основы права». – Первое издание. – Центр
педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,
2016.
4. Образовательная программа курсов повышения
квалификации педагогических кадров по предметам «Всемирная история»
и «Основы права».– Первое издание. – Центр педагогического
мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,
2016.