Из опыта работы учителя физической культуры
на тему: «Развитие физических качеств учащихся через спортивные и
подвижные игры»
(Стрельцов Виталий Геннадьевич, учитель физической
культуры, ГКУ «Общеобразовательная школа имеи М.Горького,
г.Шардара, Туркестанская область)
Развитие основных физических качеств и
повышение физической подготовленности учащихся является
одной из важнейших целей физической культуры
в школе. У школьников основным видом деятельности становится
умственный труд, который требует постоянной концентрации внимания,
удержания тела в длительном сидячем положении за партой,
необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно
высокого развития силы и выносливости соответствующих групп
мышц.
Процесс освоения любыми двигательными
действиями идет значительно успешнее, если занимающийся имеет
крепкие, выносливые и
быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые
способности управлять собой, своим
телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень
развития
физических способностей – важный компонент
состояния здоровья. Я считаю, что спортивные и подвижные игры являются эффективным
средством физического развития и поддержание высокой
работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней
профилактики различных заболеваний, особенно сердечно - сосудистой,
дыхательной, мышечной патологий.
Развитие физических качеств учащихся в
урочной и внеурочной
деятельности необходимо проводить через
спортивные и подвижные игры (схема 1), потому что, в силу присущей
им психологической особенности, они
вызывают сильный эмоциональный отклик у
учащихся. Поэтому, играя учащиеся, с одной стороны, улучшают свое
физическое развитие, а с
другой, делают это с удовольствием и без
принуждения.
Схема
1. Определение значения подвижные и спортивные
игры
Подвижные игры. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся
удовлетворить в играх. Во время подвижных игр у детей
совершенствуются движения, развиваются такие качества, как
инициатива и
самостоятельность, уверенность и
настойчивость.
Педагогическая ценность игр заключается в
том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и
духовные функции человека одновременно (схема 2).
Схема
2. Значение подвижных игр
В своей педагогической практике использую
коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры,
подводящие к спортивной деятельности. Большинство подвижных игр, организуемых на моих уроках,
требуют от учащихся быстроты. Это игры, которые строятся мною на
необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные,
тактильные сигналы, с внезапными остановками, задержками и
возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в
кратчайшее время. Считаю, что постоянно изменяющаяся обстановка в
игре, быстрый переход участников от одних движений к другим
способствуют развитию ловкости. Для
воспитания силы
на уроках использую игры, требующие
проявления
умеренных по нагрузке, кратковременных
скоростно-силовых напряжений.
При организации игровой деятельности с детьми
большое внимание уделяю играм с многократным повторением
напряженных движений, с постоянной двигательной активностью,
которые вызывают значительные затраты сил и энергии, способствуют
развитию выносливости.
Совершенствование гибкости организую в играх, связанных с частыми изменениями
направлений движений. Спортивные и подвижные игры имеют большое
значение для начального совершенствования основных движений,
обеспечивают разностороннее воспитание двигательных качеств и могут оказать существенное влияние на общее
физическое
развитие.
Из своего опыта работы выделяю, что под
влиянием присущего игре состязания, значительно активнее
развиваются физические качества, и, прежде всего,
быстрота, ловкость,
выносливость. Все это
способствует формированию двигательной сферы детского
организма.
Спортивные игры. Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей
учащихся играют спортивные игры, элементы спортивных игр и
спортивные упражнения.
В основе спортивных игр лежат различные
технические и тактические приёмы, а целью обычно является
спортивный мяч, ворота, площадка в зависимости от вида игры.
Большинство спортивных игр представляет собой комплексы движений,
физических упражнений (бег, прыжки, метания, удары), выполняемые
игроком или взаимодействующими партнёрами в борьбе с соперником и
направленные на создание игровых ситуаций, которые в итоге
обеспечивают победу. Для любой спортивной игры
характерно:
• Наличие правил.
• Взаимодействие с партнерами.
• Соревновательность.
• Двигательная активность.
• Простота содержания.
• Сильное эмоциональное
воздействие.
Схема 3. Значение спортивных
игр
В
заключении хочу сказать, что физическое развитие происходит по
естественным законам, которые никто не волен упразднить. В силу
этих закономерностей на протяжении жизни последовательно сменяются
различные периоды возрастного развития.
Процесс физического развития одновременно обусловлен конкретными
общественными условиями жизни, деятельности и особенно физическим
воспитанием. А результат этого процесса, его эффективность во
многом зависит от нас, педагогов физической культуры.
Именно
мы, учителя физической культуры, являемся посредниками и
основоположниками мотивации будущего человека современного общества
к сохранению и укреплению не только своего здоровья, но и здоровья
окружающих его людей.
Список Интернет
источников
-
https://docviewer.yandex.kz/view/0/?page=2&*=fRyetS
Развитие физических качеств
учащихся в урочной и внеурочной деятельности через спортивные и
подвижные игры
-
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/387861-pedagogicheskij-opyt-uchitelja-fizicheskoj-ku
Педагогический опыт учителя
физической культуры
-
https://multiurok.ru/files/statia-iz-opyta-raboty-uchitelia-fizicheskoi-kultu.html
Статья "Из опыта работы
учителя физической культуры
-
https://multiurok.ru/files/rol-i-znachenie-podvizhnykh-i-sportivnykh-igr.html
Роль и значение подвижных и
спортивных игр
-
https://infourok.ru/znachenie-sportivnyh-igr-v-sisteme-fizicheskogo-obrazovaniya-v-shkole-4233441.html
Значение спортивных игр в
системе физического образования в школе.