Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Методическая рекомендация «Использование игровых технологий в организациях дополнительного образования детей»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
«Использование игровых технологий в организациях дополнительного образования детей»
Ешниязова Улмекен Ахметжановна-
заведующая организационно-массовым отделом,
педагог дополнительного образования
ГККП «ЦДЮТ» г. Актобе.
Огранизация дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения обучающих технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений. И здесь важна роль педагога, которая должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности. Принципиальная педагогическая установка организаций дополнительного образования детей - такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.
Благодаря отсутствию в организациях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.
Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра – особый вид деятельности.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличии от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре, как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий (Он играет взахлеб)
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Вот почему игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.
В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так не достает в социальном мире. Ребенок в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках. Игра – общение равных.
Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:
-
игра – фактор развития ребенка;
-
игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;
-
игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
-
игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
-
игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
-
игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;
-
игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;
-
игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
-
игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;
-
игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.
Итак, педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии игры. Они так и называются – игровые технологии.
Технология это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Причиной изобретения игровых педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:
-
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
-
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности
-
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
-
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.
В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входит:
-
целеполагание,
-
планирование,
-
реализация цели,
-
анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
В структуру игры как процесса входят:
-
роли, взятые на себя играющими;
-
игровые действия как средство реализации этих ролей;
-
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
-
реальные отношения между играющими;
-
сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятии происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Спектр целевых ориентаций:
Дидактические:
-
расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности;
-
формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
-
развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие:
-
воспитание самостоятельности, воли;
-
формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
-
воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие:
-
развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения;
-
развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие:
-
приобщение к нормам и ценностям общества;
-
адаптация к условиям среды;
-
стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению;
-
психотерапия.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависит от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
Игровая технология - наиболее часто используемая из педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей, в основу которой положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Роль и классификация игровых технологий в структуре дополнительного образования детей.
Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
К целям игровых технологий можно отнести:
- дидактические: расширение кругозора, применение знаний, умений, навыков на практике;
- воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества;
- развивающие: развитие качеств и структур личности;
- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых: игры творческие и их разновидности (игры-драматизации, строительные игры, ролевые, режиссерские), подвижные игры, дидактические игры, естественные и искусственные игры и др.
В то же время, в своих работах кандидат педагогических наук Г.К. Селевко классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:
– по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
– по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
– по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
– по предметной области: математические, музыкальные, театральные, трудовые, технические, народные, управленческие, коммерческие и т.д.;
– по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, телевизионные, компьютерные и т.д.
Основные принципы игровых технологий:
– природо - культуросообразность образовательного процесса;
– состязательность, организация здоровой конкуренции;
– умение моделировать, имитировать, драматизировать;
– демократизация образовательного процесса;
– толерантность, конструктивность, свобода деятельности, эмоциональная приподнятость играющих сторон и т.д.
Говоря о важности значения игры для педагогов дополнительного образования, следует отметить, что значение ее позволит глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. При использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития. Игра важна как школа морали, как переход на новый период развития.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но при этом содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста. Игровые технологии используются при организации занятий по всем направлениям деятельности и применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии. Поэтому особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Технология проведения учебного занятия – игры состоит из следующих этапов:
- этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации);
- этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза);
- этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
2. Методика использования элементов игровых технологий в структуре дополнительного образования детей на примере занятия ритмикой с детьми младшего школьного возраста.
Перед педагогом дополнительного образования ставится задача найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Важна роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию. Умение привлечь к игре участников, объяснить сам процесс игры – все это требует от педагога высокого профессионализма. Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.
Используя игровые элементы в образовательном процессе, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я». В игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей, недопустимо унижать достоинство детей, игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей, используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны, каждая игра должна создавать положительный эмоциональный настрой.
В организации и проведении игры важна методика объяснения игры. Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении, эмоциональная выразительность, объяснение должно быть максимально показательным.
Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой. Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре. Если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его другим.
Педагог должен поощрять участников словесно или призами. Стоит добавить, что основные требования к педагогу - доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм.
Игровые мотивы учебного занятия:
- мотивы общения – обучающиеся учатся общаться в игре, соотносить свои действия с действиями своих товарищей, совместные эмоциональные переживания в процессе игры способствуют формированию и укреплению межличностных отношений;
- моральные мотивы – каждый ребенок может проявить себя, показать свои знания и умения, волевые качества, свое отношение к товарищам и педагогу;
- познавательные мотивы – игра стимулирует к достижению цели (победе, самореализации), и осознанию пути к достижению этой цели (нужно стараться лучше выполнять упражнения по образцу педагога). Результат зависит от самого учащегося (уровень его подготовленности, способности, выдержки, характера). Ситуация успеха создает эмоциональный фон для развития познавательного интереса, усиливает интерес к изучению предмета;
- игровые формы занятия – создаются с помощью игровых приемов, которые выступают как средства побуждения, стимулирования к учебной деятельности;
- реализация игровых приемов и ситуаций – происходит по направлениям: дидактическая цель становится перед обучающимся в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую успешное выполнение дидактического задания связывается игровым результатом.