×
Сертификат тегін алу үшін
Материал тегін жариялау
ҚР БАҚ(СМИ) тіркеу №9512
Сайт бойынша барлық сұрақтарды 8(771)-234-55-99 (Ватсап) осы номерге жазуға болады. Тәрбиешілерге, ұстаздарға, оқушыларға, студенттерге арналған турнирлер басталды. Толығырақ
Құрметті аттестация тапсыратын ұстаздар аттестацияға арналған сұрақтар мен оның жауаптары дайын болды. Біз оны арнайы кітапша ретінде шығардық. Толығырақ: 8-(707)-358-15-26 осы номерге дәл қазір хабарласыңыз немесе ватсапқа жазыңыз.

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РЕЗУЛЬТАТ

Автор:Жумагалиева Динара Шынболатовна
Бағыты: Барлық пәндер
Бөлімі: Мақала
Сыныбы: Барлық сыныптар
Жарияланған уақыты: 2019-09-24

50-ден астам пәндер бойынша материалдарды тегін жүктеп, сабақ барысында қолдануға болады

Материал туралы қысқаша түсінік

мектеп мұғалімдері

Жумагалиева Динара Шынболатовна,
старший преподаватель, магистр педагогики
Филиал АО НЦПК Өрлеу Институт повышения квалификации
педагогических работников по Западно-Казахстанской области,
Западно-Казахстанская область, г. Уральск

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РЕЗУЛЬТАТ

Неотъемлемая часть развития казахстанского общества – обновление содержания образования. Перед школой поставлена важная задача – это повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР, заявленная в Плане Нации – 100 конкретных шагов. Поэтапное внедрение обновленного содержания образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах, разработка и реализация национального проекта Нұрлы Болашақ, внедрение ценностей Мәңгілік ел в действующие учебные программы школьного образования – важные шаги по созданию системы успешных школ.
Именно в условиях обновленного содержания образования будут осуществляться стратегические цели по проектированию новой национальной модели образования, ориентированного на результат. Качественное изменение содержания образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов состоит в переосмыслении целей школьного образования, в принципиальной трансформации содержания и формы работы учителя и ученика, что в свою очередь модифицирует характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.
На наш взгляд, переход к новой школе без соответствующей подготовки учителей, методистов и руководителей школ было бы преждевременным, и реализовать на практике новые теоретические идеи, без осмысления принципиально новых целей, содержания и технологии обучения, новой формы оценивания было бы неправильным. Необходимо осуществить переподготовку и повышение квалификации учителей и руководителей организаций образования с учетом нового компетентностно-ориентированного содержания образования, новых подходов к обучению и методике преподавания.
Новая ориентация на результат (output) подразумевает новую теорию результата, основными категориями которого являются: компетентность, обратная связь и оценка, стандарты образования, внедрение новых форм оценки и обеспечения качества. В качестве выхода, продукта системы, рассматриваются не только образовательные результаты как таковые, проверяемые тестами или другими видами задач, но и качество образовательных услуг.
Во многих зарубежных странах рассматриваются такие цели образования, как формирование у учащихся компетенции, проявляющейся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в разных жизненных ситуациях. Все, что связано с компетенциями, связано с опытом и деятельностью субъекта, вне ситуации и деятельности компетенции не проявляются [1; с. 22].
Особенность модели образования, ориентированной на результат (Outcomes Based Education) заключается в реализации передовой педагогической технологии компетентностного образования:
- определение общих целей образования национального уровня;
- построение многоуровневой системы целей в виде ожидаемых результатов обучения и воспитания;
- регулирование содержания образования по каждому уровню образования;
- обеспечение мониторинга качества образования;
- вовлечение всех заинтересованных сторон к работе школы и всей системы образования как социальных партнеров;
- изменение стратегии обучения (сотрудничество, сотворчество и партнерство).
Понятие компетентность - ключевое понятие для современного образования. Результат образования в странах-лидерах определяется через понятие компетентность, а педагогические измерения определяются как измерения компетентности. Во всех источниках, связанных с введением в структуру обучения стандартов образования, говорится об обучении, ориентированном на стандарты, и об обучении, ориентированном на компетентности как о синонимах. Таким образом, современное понимание стандартов связано с теорией компетентностей как комплексного результата образования.
Закономерно, что в условиях комплексности, масштабности общества, остро встает вопрос об изменении целей и содержания образования. Мы предполагаем, что достижение указанной цели возможно путем внедрения компетентностного подхода в образовательные учреждения. В соответствии с формулировкой ЮНЕСКО образование представляет собой процесс социализации индивида, в ходе которого происходит становление его способностей к саморазвитию, связанных с формированием когнитивных, деятельностных, коммуникативных и мировоззренческих компетенций.
На наш взгляд именно компетентностный подход обеспечивает адекватное построение образовательной деятельности, способствующий успешной социализации личности. Если мы говорим о компетентностном подходе в образовании, то сразу возникает вопрос, а от какого подхода мы переходим? Условно можно сказать, что мы пытаемся определить пути перехода от знаниевого подхода к компетентностному. Что в этом случае можно понимать под компетентностью?
В.Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний. П.Симонов говорит о потенциальной готовности решать задачи со знанием дела, не раскрывая содержания данной готовности, М.Чошанов в основном указывает на содержательный компонент компетентности (знания) и процессуальный компонент (умения). По мнению О.Е.Лебедева Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [2; с. 258-261].
Исследователи считают, что компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, социальных ролей, компетенций (Е.Я.Коган, В.В.Лаптев, О.Е.Лебедев, Е.А.Ленская, А.А.Пинский, И.Д.Фрумин и др.).
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что не существует единого мнения по поводу определения понятий компетенция и компетентность. Понятие компетентность так или иначе, определяется большинством авторов как некая совокупность свойств и качеств личности, таких как знания, умения, навыки, способы деятельности и т.д.
В будущем знание и умение должны быть интегрированы в процессе обучения, оно должно одновременно передавать ученикам компетентности действия, жизненные, ценностные установки, а также компетентности, связанные с саморегуляцией (самостоятельностью). Современное понятие компетентности включает в себя, помимо знаний и умений, еще и ряд личностных характеристик – социальных, эмоциональных, мотивационных, волевых – которые бусловливают успешную деятельность человека в современном обществе, стабильное развитие и процветание как общества в целом, так и успехи отдельного человека. В понятие компетентности входит, помимо знаний и общих когнитивных способностей, также и ценностные ориентации, например, желание учиться, ответственность за свою жизнь и жизнь других, за будущее природы и общества и т.п. Все это входит в новое понятие результата [3].
Образовательные стандарты предполагают конкретизацию целей, выдвигаемых современной теорией образования, политикой в сфере образования и предметной дидактикой. В них находят отражение общественные ожидания, предъявляемые к результатам деятельности школ. Они формулируются в виде компетентностей, которые должны приобрести учащиеся.
Компетентности понимаются при этом как способности успешно справляться с определенными проблемными ситуациями. Но это означает в то же время, что проверка конкретного определенного умения посредством выполнения определенных задач или тестов должна соотноситься и с конкретными многосторонними ситуациями, в которых подчас испытуемому необходимо проявить владение разными компетентностями, но не изолированным компонентом компетентности, например, знанием фактов.
Компетентностный подход вошел в систему образования в связи со сменой Казахстанской образовательной парадигмы, что обусловлено общемировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики. В связи с объективно изменившимися условиями, мы считаем, что главная миссия образовательного учреждения заключается в подготовке человека к осмысленному и реальному восприятию мира.
Таким образом, компетентность (от латинского competo – подходить, соответствовать, добиваться) – качество человека, завершившего образование определенного уровня, выражающееся в способности на его основе к успешной деятельности. Компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования; во-вторых, в понятие компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата; в-третьих, компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд общих знаний, умений и деятельности.
Обновленное содержание образования базируется на ожидаемых результатах, которые позволят оценивать работу учащегося, его достижения. Формулировка ожидаемых результатов позволит объективно оценить учебные достижения учащихся, определить индивидуальную траекторию развития каждого школьника с учетом его индивидуальных способностей, а также повысит их мотивацию на развитие умений и навыков в обучении, улучшит качество образовательного процесса. Учитывая особенности обновленных программ учителям необходимо:
- расширять знания о применении стратегий активного обучения в учебном процессе и формировать навыки по данной деятельности;
- использовать методы организации коллаборативного обучения, педагогической рефлексии и эффективные формы обратной связи;
- освоить методы обучения предметам ориентированных на развитие навыков речевой деятельности;
- понимать и применять систему критериального оценивания для достижения целей обучения обновленной образовательной программы;
- овладеть навыкам применения в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, в том числе, смарт техники.
Таким образом, методическое обеспечение повышения уровня профессиональной компетентности педагогов будет способствовать изменению взглядов на достижение качества образования. Внедрение инновационных методов, решений и инструментов в отечественную систему образования позволит активизировать деятельность педагога в новом формате.


Список использованной литературы
Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации. О проблемах содержания и качества школьного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - №4. - С. 20-23.
Загвоздкин В.К. Проблема ключевых компетентностей в зарубежных исследованиях // Вопросы образования. - 2009. - № 4. - С. 257-272.
Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.









HYPER13PAGE HYPER15






50-ден астам пәндер бойынша материалдарды тегін жүктеп, сабақ барысында қолдануға болады

Сертификатты жеке кабинеттегі жетістіктерім бөлімінен жүктеп алуға болады

Материалды сайттан тегін жүктеу

Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!

Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.