«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ
МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ»
© Бүркітбай Акмаржан
Толегенкызы
ПРОБЛЕМА АУТИЗМА
В
СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация. Статья посвящена проблемам раннего детского
аутизма, сложности правиль- ной и своевременной поста- новки диагноза. В ней рас-
сматриваются различные ас- пекты подготовки специали- стов,
работающих с детьми. Также приведены примеры реабилитационной
работы.
Ключевые слова: ранний дет- ский аутизм, коррекционные
мероприятия, иппотерапия, дельфинотерапия, кинезоте- рапия,
комплексная реабили-
тация.
|
©
Burkitbai
Akmarzhan
Tolegenkyzy
AUTISM IN
THE MODERN
WORLD
Abstract.
The
article investigates the early infantile autism, complexity correct
and timely diagnosis. It discusses the vari- ous aspects of
training for pro- fessionals working with children. It also shows
examples of rehabilitation work.
Key
words: early infantile au-
tism, corrective actions, hippotherapy, dolphin, kinetic therapy,
comprehensive rehabili- tation.
|
Проблема аутизма в мире начинает приобретать свою остроту по многим
параметрам. Увеличивается соотношение числа заболевших по сравнению
с прошлыми годами. В 2007 году Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) заявила, что человечество стоит перед лицом
серьезной проблемы: количество людей с умственными и
неврологическими проблемами, включающими аутизм, неуклонно растет.
Эти болезни составляют 11% всех проблем со здоровьем в глобальном
масштабе. ВОЗ утверждает, что в Китае можно насчитать не менее 1
100 000 случаев аутизма, в Соединенном Королевстве - 650 000, на
Филиппинах - 500 000, а в Таиланде - не менее 180 000. Уровень
распространения аутиз-
ма во
всем мире возрастает на 14% каждый год. В Китае темпы роста количе-
ства случаев аутизма немного выше - около 20% в год [1].
В 2000 году считалось,
что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10
000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 ново- рожденных
в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолиро-
ванные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный
диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным
Всемирной органи- зации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма
приходится на 150 детей. С этого же года Организация Объединенных
Наций (ООН), понимая глубину проблемы и тяжесть последствий для
общества, провозгласила 2 апреля «Всемирным Днем распространения
информации об аутизме». В 2012 году Центр по контролю за
заболеваемостью в американских штатах рапортовал в среднем об 1
случае аутизма на каждые 88 детей. За десять лет количество детей с
аутизмом вы- росло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту
сохранится и в будущем [1].
Российская статистика о
таких детях пока отсутствует. Если исходить из средних данных по
другим странам, то можно предполагать, что в России на- считывается
около 200 тысяч аутичных детей, а в Санкт-Петербурге - от 1200 до
500. Согласно литературным данным, мальчики в 3-4 раза чаще
страдают ау- тизмом,
чем девочки.
Понятие «аутизм» было
введено в середине прошлого века австрийским и американским
педиатром и психиатром Лео Каннером. В 1943 году сходные
расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс
Аспергер, а в 1947 году - советский ученый Самуил Мнухин.
Сегодня многим
специалистам уже понятно, что оно намного масштабнее и сложнее, чем
казалось сначала. Это не просто некая психическая аномалия, а
многофункциональное нарушение, в основе которого - проблемы самого
разно- го происхождения: иммунологические, неврологические,
биохимические, эн- докринные и т.д.
На настоящий момент в
психологии нет точного понимания специфики данного заболевания.
Существует множество теорий о генезисе РДА. Из клас- сификации РДА
Российской академии медицинских наук, мы можем увидеть, насколько
разнообразны его варианты:
-
синдром раннего инфантильного аутизма
Каннера;
-
аутистическая психопатия Аспергера;
-
эндогенный, постприступный (вследствие приступов
шизофрении ау- тизм);
-
резидуально-органический вариант
аутизма;
-
аутизм при хромосомных
аберрациях;
-
аутизм при
синдроме Ретта;
-
аутизм
неясного генеза.
Количество детей и людей, попадающих в спектр аутистических рас-
стройств, как правило, объединены общими признаками, то есть
наличием ха- рактерной триады: трудности в общении с другими
людьми; трудности в вос- приятии чего-то нового и определенная
ограниченностью интересов; повто- ряющиеся рисунки поведения
[3].
Таким образом, аутизм -
это общее расстройство развития, которое харак- теризуется
непереносимостью обычных человеческих нагрузок (всё восприни-
мается слишком сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим
челове- ком, и слабостью чувства Я. Тяжелые формы аутизма
встречаются редко, лёг- кие и мозаичные формы распространены
широко. При этом дети с таким диаг- нозом, на самом деле, отнюдь не
отворачиваются от окружающего мира - жела- ние общаться и быть
понятыми, как правило, у них еще больше, чем у обычных детей.
Далеко не у всех нарушена речь. Многие из них очень хорошо говорят
и имеют сохранный, а иногда и очень высокий, интеллект [2],
[3].
Существует несколько методов коррекции аутизма. Наибольшего результата можно добиться, применяя несколько методов одновременно. Концептуальную
основу составляют методики TEACCH и ABA. Кроме этих методик
сопутствую-
щей является предметотерапия (сенсорная
интеграция и стимуляция) Песочная терапия, иппотерапия, дельфинотерапия,
кинезотерапия и т.д. - это не специальные виды терапии для аутизма. Они могут послужить очень положительными стимулами
для ребёнка-аутиста, но при этом аутизма у него не станет меньше.
Методика ТЕАССН (Teaching
children with Autism to Mind-Read) исходит из того, что
взрослые должны создать ребенку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из нее все
раздражающие факторы.
Весь день ребенка, воспитывающегося по данной системе, подчинен строгому
расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает
ребенок. Всем вещам
присуждается определенное
место. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный
этап адаптации ребенка и установления контакта с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.
АВА - методика
модификации поведения, подходит для тяжелых форм аутизма. Каждое
действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия
соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается
давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его
деятельностью. Пра- вильные действия закрепляются до автоматизма,
неправильные - строго пресе- каются. Педагогом выстраивается четкая
система усложнения и поэтапного ос- воения все новых и новых
навыков [1].
Уникальная методика
сотрудников Института коррекционной педагогики Российской академии
образования проф. Никольской О.С., Баенской Е.Р. - это один из
наиболее продуктивных в настоящее врем вариантов работы с детьми с
РДА. В первую очередь безусловна необходимость ранней диагностики
забо- левания и определения степени нарушения. Выбор стратегии
тесного сотруд- ничества психолога с родителями ребенка и другими
специалистами: психиат- рами, неврологами, терапевтами и т.д.
Активное применение игровой терапии, модифицированного варианта
холдинг – терапии, дает заметные результаты.
Опытные
психологи так же понимают, что данная работа должна быть пролон-
гированной и методичной.
Не существует
медикаментозного лечения, позволяющего вылечить ау- тизм.
Медикаментозная терапия может быть эффективной для решения сопут-
ствующих проблем - агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности,
перепа- дов настроения, гиперактивности и т.д. Главное же и почти
единственное лече- ние для аутичных детей - общение и обучение. То
есть, главным образом - реа- билитация и интеграция в общество.
В нашей
стране положение аутистов почти катастрофическое. Официально у нас
нет даже диагноза - «аутизм». Формально при выявлении
соответствующих симптомов детям часто, хотя и не всегда, пишут в
истории болезни «ранний детский аутизм». На самом деле, под ранним
детским аутизмом в российской практике понимается детская
шизофрения, с соответствующими подходами к методологии лечения, с
отношением к аутистам как к тяжело психически боль- ным людям,
постоянное применение нейролептиков и психотропных препара- тов,
закрытые спецшколы, психоневрологические диспансеры и интернаты. По
достижении же 18 лет диагноз «ранний детский аутизм» автоматически
перехо- дит в «полноценную» шизофрению. Итог - полная инвалидность
и недееспо- собность, ранняя смерть, разбитые и покалеченные семьи
[3].
Самое главное при аутизме
- своевременная диагностика. Чем раньше его удается выявить, тем
сильнее это облегчит задачу дальнейшей коррекции и реабилитации.
Для нашей страны первоочередной задачей является налажива- ние
ранней диагностики аутизма. Для этого необходимо дополнительное
обу- чение педиатров и психиатров. На нормативном уровне необходимо
прописать простейший набор симптомов, при наличии которых ребенок
должен в обяза- тельном порядке направляться на специализированную
диагностику, прежде всего - иммунологическую и неврологическую. И
только после получения та- ких данных можно было бы говорить о
постановке диагноза. В дальнейшем
обязательное и скорейшее внедрение корректирующих методик и
программ для аутистов и детей с РАС, в которых должны быть
задействованы родители таких детей, педагоги, персонал школ и
дошкольных учреждений. Кроме того суще- ственным моментом в
организации и социализации детей-аутистов является налаживание
системы реального инклюзивного образования, что действительно
подразумевает совместное обучение «необычных» и обычных детей, а не
раз- деление их, как сейчас, на разные школы и классы.
Самое
существенное и трудоёмкое здесь – подготовка и сертификация
специалистов по поведенческому анализу. Для студентов
психологических фа- культетов необходимо находиться в потоке новой
информации, тем самым по- вышая свою профессиональную
компетентность. Особенно если речь идет о детской психологии.
Специалист в данной область должен понимать особен- ность этой
работы, и быть готовым к постоянному научному развитию. Дисци-
плина «Applied behavior analysis» (ABA) В России отсутствует - ее
не изучают ни психологи, ни дефектологи, тогда как во всем мире АВА
является одним из важнейших условий инклюзивного образования и
адаптации аутистов. Кроме того, необходимо чтобы обязательными
участниками образовательного процес- са стали тьюторы (наставники),
помогающие детям, испытывающим те или иные трудности [3].
Подготовка специалистов для работы с детьми с аутизмом сегодня идёт
в частном порядке, в рамках отдельных общественных организаций,
созданных родителями детей с аутизмом и существующих на
пожертвования частных лиц и фондов, или в формате волонтёров.
Фиксация исключительно на обучении навыкам или развитии таланта
ребёнка с аутизмом без работы с его глубинны- ми состояниями и
личностью чревата откатом в любой момент. Подготовка специалистов
по психотерапии детей с аутистическими расстройствами дли- тельная
и ресурсоёмкая. Нужна комплексная поддержка на государственном
уровне [2].
Таким образом,
реализовать продвижение проблемы по пути ее решения возможно лишь с
помощью единой комплексной программы, в которой должны быть
задействованы разные ведомства – Министерство здравоохранения
Республики Казахстан, Министерство труда
и социальной защиты Республики Казахстан,
Министерство образования и науки Республики
Казахстан [3].
Мировая
практика показывает, что лишь государственная система помо- щи,
позволяет значительно снизить инвалидизацию людей с аутизмом. Госу-
дарству это выгодно потому, что сокращение числа пожизненно
обеспечивае- мых инвалидов ведет к снижению бремени
налогоплательщиков. А люди с ау- тизмом получают возможность жить,
как все, принося пользу обществу [1].
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Аутизм в Казахстане
и в мире [Электронный
ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/spravka/20120402/615322608.html
-
Бардышевская М.К. Аутизм в современном социальном
контексте // Аргументы и факты. 2013. 17 мая.
-
Золотовицкий Р. Больные аутизмом: право на
диагноз [Электронный ресурс] // Казахстанское
агентство правовой и
судебной информации (РАПСИ). URL:
http://rapsinews.ru/legislation_publication/20121221/265866280.html
-
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2010. 288
с.
-
Уиндер С. и др. На «ты» с аутизмом. М.: Теревинф,
2013. 510 с.
-
Разживина М.И. Компетентностный ресурс в
деятельности клиниче- ского психолога при работе в детских
реабилитационных учреждениях [Элек- тронный ресурс] // Личность в
меняющемся мире: здоровье, адаптация, разви- тие: сетевой журн.
2013. № 1. Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=21