УДК 001.38
РАЗРАБОТКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И
ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Капашева Шынар
Марксовна
преподаватель КГКП «Семейский
финансово-экономический колледж им. Р. Байсеитова» Управления
образования ВКО, Семей, Казахстан.
Аннотация. Рассмотрены цифровые образовательные
ресурсы и возможности их использования на уроках. Раскрыты цели и
задачи использования ЦОР.
Ключевые
слова: цифровой образовательный ресурс,
классификация ЦОР, информационно-коммуникационные технологии,
мультимедийные средства.
В
настоящее время идет становление новой системы образования, которое
ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное
пространство. Содержание образования является одним из факторов
экономического и социального прогресса общества и должно быть
ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание
условий для её самореализации. Поэтому одна из основных задач
современного колледжа – создание оптимальных для условий
обучения, обеспечивающих не только качественное усвоение
выпускником сложной системы знаний, но и его
развитие.
В
условиях комплексной информатизации образования важно не только
техническое оснащение средствами информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ), но и наличие полноценных цифровых образовательных
ресурсов (ЦОР).
Современный образовательный процесс трудно
представить без качественного обеспечения учебными электронными
материалами. За последнее время их видовой состав пополнился такими
новейшими педагогическими программными средствами, как электронные
учебные пособия, средства компьютерного моделирования,
Интернет-сайты, тренажеры, обучающие программы и другие
образовательные ресурсы
Благодаря представлению учебной информации в
цифровом виде осуществляется комплексное воздействие на
обучающегося, повышается интерес обучающегося к обучению,
расширяется его круг знаний, повышается качество обучения, также
облегчается осуществление обратной связи между преподавателем и
обучающимися.
Одна из проблем современного образования:
невключенность значительной части образовательных учреждений в
процессы инновационного развития, а также в информационное
пространство общества и недостаточное использование современных
образовательных технологий и др.
Наряду с педагогическими работниками, активно
использующими ИКТ, достаточно много педагогов, имеющих
поверхностные представления об информационных ресурсах и
технологиях, возможностях их применения для повышения эффективности
педагогической деятельности. Для того чтобы формировать данную
компетентность у обучающихся, педагог сам должен обладать
информационно-коммуникативной компетентностью, уметь
ориентироваться в различных видах ЦОР, иметь возможность
использовать цифровые образовательные ресурсы для решения различных
педагогических задач: мотивирования учащихся, постановки целей и
задач, организации педагогической деятельности, оценки результатов
деятельности и др.
Для
решения данной проблемы было проведено исследование, целью которого
стало повышение качества обучения с помощью цифровых
образовательных ресурсов.
Были поставлены
следующие задачи:
-
Определить понятие «Цифровой образовательный
ресурс»;
-
Рассмотреть классификацию цифровых
образовательных ресурсов;
-
Раскрыть возможности цифровых образовательных
ресурсов;
Итак, что же представляет собой цифровой
образовательный ресурс?
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) —
некий содержательно обособленный объект, предназначенный для
образовательных целей и представленный в цифровой, электронной,
«компьютерной» форме.
Использование ЦОР в обучении позволяет расширить
возможности урока, при этом также повысить его эффективность.
Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность
использовать их без затруднений на различных этапах урока, и решать
поставленные задачи урока:
-
этап актуализации знаний – электронные тесты,
электронные конструкторы;
-
этап объяснения нового материала – электронные
учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации,
учебные видеофильмы;
-
этап закрепления и совершенствования ЗУН –
электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды,
мультимедийные презентации;
-
этап контроля и оценки ЗУН – электронные тесты,
кроссворды.
ЦОРы помогают продемонстрировать явление в
динамике, передать учебную информацию определенными порциями,
выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные
интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и
самоконтроль результатов обучения.
Цель ЦОР – укрепление умственных способностей
учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на
всех ступеньках образовательной системы.
Рассмотрим определение, которое даёт Босова Л.Л.
« … ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и
представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии,
видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры,
объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования,
картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и
деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы,
отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника,
«привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми
методическими рекомендациями». И это определение самое точное на
данный момент.
Можно выделить следующие задачи использования
ЦОР:
1)
Помощь учителю при подготовке к уроку:
-
компоновка и моделирование урока из отдельных
цифровых объектов;
-
большое количество дополнительной и справочной
информации – для углубления знаний о
предмете;
-
эффективный поиск информации в комплекте цифровых
образовательных ресурсов;
-
подготовка контрольных и самостоятельных работ
(возможно, по вариантам);
-
подготовка творческих
заданий;
-
подготовка поурочных планов, связанных с
цифровыми объектами;
-
обмен результатами деятельности с другими
учителями через Интернет.
2)
Помощь учителю при проведении урока:
-
демонстрация подготовленных цифровых объектов
через мультимедийный проектор;
-
использование виртуальных лабораторий и
интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных
работ;
-
компьютерное тестирование учащихся и помощь в
оценивании знаний;
-
индивидуальная исследовательская и творческая
работа обучающихся с цифровыми образовательными ресурсами на
уроке.
3)
Помощь обучающемуся при подготовке домашних
заданий:
-
повышение интереса у обучающихся к предмету за
счет новой формы представления материала;
-
автоматизированный самоконтроль учащихся в любое
удобное время;
-
большая база объектов для подготовки выступлений,
докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
-
возможность оперативного получения дополнительной
информации энциклопедического характера;
-
развитие творческого потенциала у обучающихся в
предметной виртуальной среде;
-
помощь обучающемуся в организации изучения
предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения
материала в зависимости от его индивидуальных особенностей
восприятия;
-
приобщение школьников к современным
информационным технологиям, формирование потребности в овладении
информационными технологиями и постоянной работе с
ними.
Обозначим общие требования к современным цифровым
образовательным ресурсам, которые должны:
-
соответствовать содержанию учебника, нормативным
актам Министерства образования и науки;
-
ориентироваться на современные формы обучения,
обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность
обучения;
-
обеспечивать возможность уровневой дифференциации
и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности
учащихся и соответствующие различия в культурном
опыте;
-
предлагать виды учебной деятельности,
ориентирующие обучающегося на приобретение опыта решения жизненных
проблем на основе знаний и умений в рамках данного
предмета;
-
обеспечивать использование как самостоятельной,
так и групповой работы;
-
содержать варианты учебного планирования,
предполагающего модульную структуру;
-
основываться на достоверных
материалах;
-
превышать по объему соответствующие разделы
учебника, не расширяя, при этом, тематические
разделы;
-
полноценно воспроизводиться на заявленных
технических платформах;
-
обеспечивать возможность параллельно использовать
с ЦОРами другие программы;
-
обеспечивать там, где это методически
целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных
результатов работы;
-
иметь, там, где это необходимо, встроенную
контекстную помощь;
-
иметь удобный интерфейс.
-
Цифровые образовательные ресурсы не
должны:
-
представлять собой дополнительные главы к
существующему учебнику или УМК;
-
дублировать общедоступную справочную,
научно-популярную, культурологическую и т.д.
информацию;
-
основываться на материалах, которые быстро теряют
достоверность (устаревают).
Рассмотрим некоторые примеры использования ЦОР на
разных этапах урока.
ЦОР
на этапе актуализации знаний: эффективно использовать электронные
тесты. Использование тестов дает возможность оценивать уровень
соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на
уроках информатики и позволяет педагогу скорректировать учебный
процесс. Можно выделить несколько различных типов
тестов:
-
тесты с выбором одного варианта
ответа;
-
тесты с выбором нескольких вариантов
ответов;
-
тесты на исключение лишнего слова в ряду
ответов;
-
тесты с однозначным ответом
(да/нет);
-
тесты с открытым
ответом;
-
тесты на соответствие;
-
тесты на расположение вариантов ответа в
последовательности.
Использование цифровых образовательных ресурсов
позволяет автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые
всегда были прерогативами человека, управление, проектирование,
исследование и т.п., что позволяет успешно решать многие
дидактические задачи в обучении, например: демонстрация учебных
объектов и процессов, моделирование, предоставление учебной
информации, контроль и оценка знаний и др.
Цифровой образовательный ресурс, представленный в
виде мультимедийной презентации это пример того, как ЦОР
предоставляет положительные моменты в проведении урока. С помощью
мультимедийной презентации учитель может предоставить учащимся
самую важную и отобранную учебную информацию, вывести справочную
информацию или какие-то интересные факты и изображения, вывести
материал для повторения, опроса или задание для практической
работы. Благодаря своей выразительности и наглядности, презентация
является средством, способствующим лучшему восприятию
материала.
Использование ЦОР в учебном процессе — это
попытка предложить один из путей, позволяющих автоматизировать
учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к
изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить
темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. ЦОР
способствует развитию логического мышления, культуры умственного
труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а
также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу
учебного процесса, его деятельностную
структуру.
На
уроке с использованием ЦОР учитель является организатором всего
урока и консультантом. ЦОР не заменяют учителя или учебник, но
коренным образом изменяют характер педагогической деятельности.
Введение ЦОР в учебный процесс расширяет возможности преподавателя,
обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не
решавшиеся ранее проблемы.
Внедрение новых информационно-коммуникационных
технологий в современный образовательный процесс поможет
осуществить более качественную подготовку учащихся. Именно поэтому
важно уметь создавать ЦОР самому учителю.
Итак, использование в процессе обучения ИКТ
способствует развитию ключевых компетенций преподавателя и
формированию его информационной культуры.
Но
эффективное использование ИКТ возможно только при соблюдении
следующих условий:
-
достаточной оснащенности учебных
кабинетов;
-
создании условий для повышения информационной
культуры преподавателя;
-
развитии информационной среды
техникума;
-
внедрении ЦОР в образовательный процесс и
методическом сопровождении персонала.
В
заключение хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, полноценное
внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в
учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать
традиционные методы преподавания с новыми, использующими
информационные технологии, расширять возможности учащегося в
самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в
деятельности учителя. Для себя я сделала вывод – нельзя стоять на
месте, необходимо постоянно совершенствовать свои приемы и методы,
и только тогда возможно достичь успеха в своей
профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
-
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический
словарь. — М., 2002. С. 109-110
-
Бородатова Н.Ю. Использование ЦОР и ЭОР в
обучении информатике // Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок». URL:
http://festival.1september.ru/articles/636109/
-
Босова Л.Л. Наборы цифровых образовательных
ресурсов к учебникам, входящим в Федеральный перечень, как способ
массового внедрения ИКТ в учебный процесс российской школы //
Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. URL:
http://www.ict.edu.ru/ft/005803/iso_project-4.pdf
-
Босова Л.Л. Цифровые образовательные ресурсы для
пропедевтического курса информатики и ИКТ/ Л.Л. Босова //
Информатика и образование. — 2009. -№2. —
С.32-46.
-
Брыкова О. Рекомендации по использованию в
учебном процессе ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети
Интернет. URL:
http://ru.scribd.com/doc/84445908
-
Гаврилова Л. В. Электронные и цифровые
образовательные ресурсы // Продленка. URL:
http://www.prodlenka.org/doklady/elektronnye-i-tcifrovye-obrazovatelnye-resursy.html
(дата обращения:).
-
Григорьев С. Г., В. В Гриншкун Педагогические
аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов //
Энциклопедия знаний. URL:
http://www.pandia.ru/text/78/311/54028.php