Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Реализация межпредметных связей в процессе обучения.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
УДК:378.41
Реализация межпредметных связей в процессе обучения.
Совет Айдос Әділтайұлы
Руковoдитель:Акжигитов Болат Аскарович
«Как и другие принципы дидактики,
межпредметные связи обладают свойством всеобщности.
Их действия распространяются на все учебные предметы,
и изучение каждой темы может включать
те или иные виды связей с другими предметами»
И.Д. Зверев и В.А. Максимова.
I. Межпредметные связи
В последние годы акцент в определении целей профессиональной подготовки сместился с усвоения студентами знаний и умений на формирование такой комплексной структуры, как профессиональная компетентность.
Поэтому целью и критерием качества подготовки выпускников профессиональных учебных заведений стало определение их профессиональной компетентности. Профессиональные знания и профессиональные умения как компоненты профессиональной компетентности формируются, главным образом, в процессе изучения общеобразовательных и специальных дисциплин, т.е межпредметных связей. Общеобразовательные дисциплины также содержат в себе элементы профессиональных знаний и умений, необходимых специалисту.
Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности студентов.
Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические.
Содержательно-информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах математических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские.
Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) – это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, физкультуры, химии, математики, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах изучения. К примеру, в обучении физики и физкультуры учителя могут использовать физику для вычисления скорости полета мяча при подачи.
Понятийные межпредметные
связи –
это расширение и углубление признаков предметных понятий и
формирование понятий, общих для родственных
предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах
естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ
– пропорции, следствия, движение, масса и т.п. Эти понятия
широко используются при изучении процессов. При этом они
углубляются, конкретизируются и приобретают обобщенный,
общенаучный характер.
Теоретические
межпредметные связи –
это развитие основных положений общенаучных теорий и
законов, изучаемых на уроках по родственным
предметам, с целью усвоения учащимися целостной
теории.
Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с другими дисциплинами, посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д
В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей - сетевое, курсовое, тематическое и поурочное.
Сетевое планирование. Оно осуществляется завучем или председателем методической или предметной комиссии по определенному циклу, группе предметов. Сетевое планирование имеет форму графика или плана-карты, которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов, показывают узловые темы с наибольшим числом связей с другими предметами. Сетевой график представляет собой модель учебного процесса, которая ограждает содержание и объем учебной деятельности учащихся в определенные отрезки времени и с учетом межпредметных связей. Сетевое планирование дает общую канву межпредметных связей в цикле учебных предметов, но недостаточно организует активную познавательную деятельность студентов. Необходимо планирование методов и форм организации обучения при осуществлении межпредметных связей. Этому способствуют другие способы планирования.
Курсовое планирование. Планирование межпредметных связей внутри учебного курса может осуществляться учителем или методистом. При этом могут существовать разные подходы к анализу межпредметных связей. Чаще всего используется тематический подход, т.е. последовательный анализ межпредметных связей от одной учебной темы к другой. .
Межпредметные связи рекомендуется использовать в
сочетании с внутрипредметными связями. Наличие курсового плана
позволяет учителю заранее изучить необходимое для каждой
последующей учебной темы содержание смежных курсов, вовремя дать
студентам домашние задания на повторение опорных знаний из других
предметов. При использовании курсового плана, возможно, заранее
спланировать консультации и посещения уроков учителей других
предметов, подобрать необходимую методическую литературу по
межпредметным связям в каждой учебной теме.
На основе курсового планирования необходимо
провести тематическое планирование межпредметных
связей. В
тематическом плане должна быть отражена логическая структура
учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и
перспективные связи. Составляя тематический план, учитель наглядно
видит, для чего, с какой познавательной целью на отдельных уроках
необходимо использовать те или иные задания из других курсов. В
одних случаях создается опора для введения новых понятий, в других
– объясняются причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, в
третьих – конкретизируются общие идеи или доказываются выводы,
новые теоретические положения и т.п. В зависимости от
познавательных целей использования межпредметных связей отбираются
методы и приемы их осуществления, формулируются вопросы и задания
для студентов.
Конкретизация использования межпредметных связей в процессе
обучения достигается с помощью поурочного планирования. Поурочный
план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как,
какими способами включаются знания из других курсов в изучение
нового или закрепление учебного материала. Особенно необходима
тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными связями.
Выделение таких уроков производится на основе тематического
планирования. Положительные стороны такой
разработки:
-
формулировка цели и задач урока с учетом межпредметных связей;
-
формулировка конкретных вопросов к студентам, требующих воспроизведения и применения знаний по другим предметам;
-
определение понятий; наличие мировоззренческого вывода, обобщающего факты и законы математики и физики;
-
включение в домашнее задание вопросов межпредметного содержания.
Составляя поурочные планы, учителю важно знать, что студенты уже освоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам, согласовать с учителями смежных предметов постановку вопросов и заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий, их углубление и обогащения. Этому помогает взаимопосещение уроков и изучение составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей.
При правильном действии межпредметные связи не только способствуют систематизации учебного процесса и повышению прочности усвоения знаний, но и вызывают усиление познавательного интереса к обучению. В результате знания становятся конкретными и обобщенными, что дает студентам возможность применять их на практике.
II. Решение профессионально ориентированных задач является основным средством реализации межпредметных связей при изучении дисциплины в колледже.
Профессионально ориентированная задача – это задача, условие и требование которой определяют собой модель некоторой ситуации, возникающей в профессиональной деятельности, а исследование этой ситуации способствует формированию профессиональной компетентности будущего специалиста.
Средством реализации межпредметных связей в процессе обучения выступает проведение интегрированных уроков.
Интеграция создает возможности для формирования у студентов целостной картины взаимосвязанного и взаимозависимого мира, общего восприятия различных сторон жизни. Студенты более глубоко понимают сами учебные предметы, что, безусловно, повышает познавательный интерес.
Такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение студентов за счет переключения их на разнообразные виды деятельности, повышают интерес к освоению будущей специальности. Они служат развитию воображения, внимания, мышления, речи, памяти, ориентированию в пространстве. Использование и в учебной деятельности межпредметных связей способствует более углубленному усвоению студентами учебного материала.
Знакомясь с содержанием смежного предмета, важно определить степень конкретизации знаний, глубину их обобщения, предполагаемый уровень умений, а также метод познания, применяемый в данном предмете.
Совместно с преподавателем дисциплины «Физика » на 1 курсе проводится интегрированный урок по теме «Совершенствование элементов игры волейбол: подача, прием, передача». После объяснения понятия «скорость и время», вычисление по формуле и закрепления полученных знаний, студенты выполняют подачу, нападающий удар, имея теоретические знания по физике. Интегрированный урок по физической культуре и физике проводится с применением ситуационных задач, связанных с вычислением: скорости и времени полета мяча.
Для развития профессиональных компетенций могут применяться самые разнообразные методики, причем, особое внимание уделяется межпредметным связям, т.е. знаниям, выходящим за рамки одного предмета. Совершенно очевидна прикладная направленность курса физики и физической культуры.
Межпредметные связи играют важную роль в решении задач всестороннего развития личности; являются фактором обобщения знаний и способов учебно-познавательной деятельности студентов. Реализацию межпредметных связей физкультуры с другими дисциплинами определяют как осуществление прикладной и практической направленности обучения.
Они являются приоритетом в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. (Слайд «Физика и физкультура», «Биология и физкультура», «Физкультура и межпредметные связи»)
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов в учебных заведениях. Формирование общей системы знаний студентов о реальном мире, отражающей взаимосвязи различных форм движения материи – одна из основных образовательных функций межпредметных связей.
Таким образом, межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливает системность знаний студентов, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Литература
-
«Физическое воспитание в ПТШ »- Ж.С. Ванькова, из. «Высшая школа» М. 1976 г.
-
«Физическая культура»- И.П. Залетаев, из. «Высшая школа» М. 1984 г.
-
«Физическая культура»- Н.В. Решетников, из. «Академия» М. 2000 г.
-
«Физическая воспитание»- Н.К. Коробейников, из. «Высшая школа» М. 1984 г.