Материалдар / Статья на тему: Диалоговое обучение как форма педагогический технологий
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Статья на тему: Диалоговое обучение как форма педагогический технологий

Материал туралы қысқаша түсінік
В результате проведения эксперимента мы убедились, в том, что значимая (интересная) проблема побуждает учащихся самостоятельно исследовать ее и мотивирует к активной учебной деятельности. Также, поставленная нами цель эксперимента по формированию у учащихся умения критически мыслить была достигнута. Таким образом, реализация проектной деятельности в школе имеет огромное значение в формировании критического мышления обучающихся. Работа над проектом позволит учащимся формировать способность работать с информационными источниками, самостоятельно отбирать нужную информацию, логически ее связывать, подходить к делу творчески, самооценивать свои действия и создавать новое знание или продукт (результат) проекта. Всё это соответствует современным запросам общества и требованиям для формирования всесторонне развитой личности, способной жить и успешно самореализовываться в постиндустриальном информационном обществе
Авторы:
09 Қаңтар 2024
179
1 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ



Соколовская Т. Н. – магистрант 2 курса образовательной программы «7M01501 Биология»,

КРУ им. А. Байтурсынова, кафедра естественно-научных дисциплин, г. Костанай, Казахстан

Е-mail: Sokolovskaya.tatiana@bk.ru


АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные педагогические условия для формирования критического мышления у обучающихся посредством проектной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении. Представлены этапы проектной деятельности на примере исследования вопроса «Культура раннего Возрождения в Италии» из курса всемирной истории учащимися 6 класса.

ABSTRACT

The article discusses the main pedagogical conditions for the formation of critical thinking among students through project activities implemented in an educational institution. The stages of project activity are presented on the example of the study of the question "Early Renaissance Culture in Italy" from the world history course by 6th grade students.

 

Ключевые слова: критическое мышление, проектная деятельность, всемирная история.

Keywords: critical thinking, project activity, world history.

 

В современном быстроизменяющемся мире, полном большого потока информации, у государства и общества возникает потребность в формировании разносторонней личности обучающегося, обладающего различными компетенциями. Компетенция, в отличие от определённого навыка, более гибкое понятие, объединяющее в себе единовременно знания, умения и навыки. Сформированная компетенция позволяет решать целый класс задач. Важной компетенцией в сфере образования является критическое мышление. Однако, единого определения понятия «критического мышления» нет. Так, Н.С. Котова рассматривает критическое мышление как способность критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями, жизненным опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами [4]. А.А. Смирнов критическое мышление определяет, как способность к самостоятельным логичным и грамотным размышлениям, суждениям; умение правильно оценивать разные мнения, видеть в них сильные и слабые стороны [6, c. 33]. Е.С. Полат рассматривает критическое мышление как способность принимать верные решения, видеть трудности, возникающие в реальном мире, искать пути их рационального решения, используя современные технологии; анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач, четко осознавать, где и каким образом полученные знания могут быть применены в окружающей действительности [5, c. 46].

Современное общество безостановочно развивается, и для успешного и эффективного формирования критического мышления недостаточно применять традиционные методы обучения (иллюстративно-объяснительные, информационные), необходимо применять инновационные методы обучения (проблемное, поисково-исследовательское обучение). Особое внимание, по мнению Д. Халперн, в процессе формирования критического мышления учащихся, стоит уделить методу проектной деятельности [7, c. 112]. Так как проектная деятельность – это последовательная совокупность самостоятельных учебно-познавательных действий обучающихся, которые позволяют решить ту или иную проблему с последующей презентацией полученных результатов. Проектная деятельность в обучении позволяет добиваться обширных результатов, сформировать УУД: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний (критично мыслить); выражать свои мысли ясно, выступать перед аудиторией; сотрудничать и работать в группе; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением. Само понятие «проект» с латинского переводится как «брошенный вперед». Это то, что планируется создать, имея определенные ресурсы (источники), ограниченное время, выполнив намеченные задачи и достичь четко постеленной цели (результата) [3]. Е.С. Полат были разработаны признаки проектной деятельности: аналитичность - как отбор, сравнение, сопоставление фактов и явлений; ассоциативность - как установление ассоциаций с ранее изученными фактами, явлениями; системность как умение рассматривать объект, проблему в целостности; логичность - как умение строить логику доказательности решение проблемы и последовательность действий. Дополнительно к этому Е.С. Полат определена классификация проектной деятельности: по доминирующему методу (практико-ориентирующие проекты, исследовательские проекты, информационные проекты, творческие и игровые проекты); по признаку комплексности (монопроект, межпредметный проект, метапредметный проект); по продолжительности (краткосрочные, долгосрочные); по количеству участников (индивидуальный проект, микрогрупповой проект, групповой проект, коллективный проект) [5, c. 134].

Перед тем как приступить к реализации проекта учащимися, педагогу важно уделить внимание подготовке учащихся к этой деятельности. Необходимо создать педагогические условия, в которых школьники активно применят познавательный интерес, это, в свою очередь, обеспечит эффективность дальнейшей деятельности. Такие условия можно создать, применяя в образовательном процессе методы проблемного и частично-поискового обучения. Также, согласно идее Дьюи, для успешного усвоения учащимися знаний, перед ними необходимо поставить значимую проблему, которая побудит их самостоятельно исследовать ее (реализовать проект) и замотивирует к активной учебной деятельности [2, c. 138].

Далее представим этапы проектной деятельности (по разработке Е.С. Полат) на примере исследования вопроса «Культура раннего Возрождения в Италии» из курса всемирной истории учащимися 6 класса (в проекте принимало участие три школьника). Цель эксперимента - сформировать у учащихся умение критически мыслить.

Подготовительный этап (определить проблему, цель, задачи, методы сбора информации). На этом этапе учащиеся 6 класса, изучив несколько тем курса Всемирной истории в рамках уроков, выступили с инициативой подготовить микрогрупповой проект из трех участников. Учащимся было предложено ознакомиться с несколькими историческими вопросами для дальнейшей реализации проектной деятельности: «Падение Византийской империи», «Культура раннего Возрождения в Италии», «Экономическое развитие средневековой Европы». Школьниками единогласно была выбрана тема «Культура раннего Возрождения в Италии».  Далее были определены вытекающие из темы цель (проанализировать особенности культуры периода раннего Возрождения в Италии) и задачи (рассмотреть значение работ деятелей культуры Италии периода раннего Возрождения, применяя разные источники информации; сопоставить информацию из разных источников; оформить списки источников достоверной информации в виде буклета «Правильный поиск информации» и вывод в презентации). Таким образом, тема (проблема) и задачи дальнейшего исследования были определены.

Далее следовал проектировочный этап проектной деятельности (определить сроки, источники информации, методы сбора информации, разделить обязанности между участниками проекта, ознакомиться с критериями оценивания проектной деятельности). Был определен срок выполнения проекта – один месяц. Каждому из трех учащихся была предоставлена возможность свободно выбрать персоналию деятеля того времени: Франческо Петрарка (поэт, гуманист), Сандро Боттичелли (живописец), Донателло (скульптор). Также школьникам для выполнения задач проекта был рекомендован учебник Е.В. Агибаловой «Всеобщая история. История средних веков. 6 класс» [1] и перечень источников теоретической информации из списка интернет-ресурсов, указанных на 288 странице этого учебника: [8, 9, 10]. А для сравнения информации можно было применить любой другой свободный электронный ресурс (например, статьи СМИ). Затем школьники разделили задачи: первый ученик – работает над анализом личности Франческо Петрарка и текстовым выводом для буклета; второй учащийся - над личностью Донателло и сбором графических изображений для буклета, третий школьник - личность Сандро Боттичелли и над оформлением презентации. Далее для учащихся были озвучены критерии оценивания проектной деятельности: 1 балл  - цель и задачи не сформулированы, проект не соответствует плану, использовано менее 5 источников информации, продукт проекта не соответствует содержанию проекта, работа не содержит личных умозаключений участников проекта; 2 балла - цель и задачи не сформулированы, проект не соответствует плану, продукт проекта не соответствует содержанию, работа содержит личные умозаключения участников проекта; 3 балла - цель и задачи сформулированы, проект не соответствует плану, продукт проекта соответствует содержанию, работа не содержит личных умозаключений участников проекта; 4 балла - цель и задачи сформулированы, проект соответствует плану, продукт проекта соответствует содержанию, работа не содержит личных умозаключений участников проекта; 5 баллов - цель и задачи сформулированы, проект соответствует плану, продукт проекта соответствует содержанию, работа содержит личные умозаключения участников проекта.

Затем следовал практический этап проектной деятельности (необходимо собрать, проанализировать и сопоставить информацию из предложенных источников, сделать промежуточный вывод). На этом этапе учащиеся, проанализировав все предложенные источники [8, 9, 10] учебник [1] и свободные источники [10, 11, 12] выявили, что информация в них имеет разногласия. Так, первый ученик, изучавший личность Ф. Петрарка, обнаружил, что во всех ресурсах идентично указаны годы жизни (1304 -1374) и основная идея гуманиста (воспевание красоты и величия человека), однако на ресурсах [10] и [12] не указаны названия и содержания работ поэта («Жизнь знаменитых мужей» - книга о героях Римской республики, «Письмо к потомкам» - книга - философский диалог о жизни и другие). Второй ученик, анализировавший личность Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) выявил, что так же на ресурсе [12] не указаны годы жизни скульптора (1386 – 1466), отсутствуют изображения работ мастера, но присутствуют их перечисления (Статуя Давида, Конная Статуя Гаттамелата и другие) и идея идеала сложения человеческого тела подобно образцу римских предков. Наконец, третий ученик, изучавший личность С. Боттичелли, обнаружил, что также на одном ресурсе [12] отсутствует информация о годах жизни художника, но указаны названия, изображения («Рождение Венеры», «Весна» и другие) и идея его работ (акцент на изящности, внимание к мелочам и виду деятельности героев картин). В одном из источников [9] нет информации о художнике. На этом работа с источниками была завершена. Продолжалась текстовая и графическая работа над созданием буклета «Правильный поиск информации» с перечислением достоверных источников для поиска информации по теме «Культура раннего Возрождения в Италии», а также биографий деятелей культуры того времени и значения их работ.

На следующем контрольно-коррекционном этапе учащимися был проведен повторный анализ данных (закрепление итогов), проект доведен до соответствия цели и задачам, критериям оценивания (проведено самооценивание успешности работы), сформулированы окончательные выводы.

Далее следовал заключительный этап проектной деятельности. Участники проекта выступили с отчетом о проделанной работе и презентовали проектный продукт - буклет «Правильный поиск информации», в котором указали несколько правил поиска достоверной информации: 1) Для формирования полноценного знания необходимо искать информацию в разных источниках и сравнивать ее; 2) Необходимо обращать внимание на официальность информационного источника; 3) Изучать материал статьи следует целиком.

В результате проведения эксперимента мы убедились, в том, что значимая (интересная) проблема побуждает учащихся самостоятельно исследовать ее и мотивирует к активной учебной деятельности. Также, поставленная нами цель эксперимента по формированию у учащихся умения критически мыслить была достигнута. Таким образом, реализация проектной деятельности в школе имеет огромное значение в формировании критического мышления обучающихся. Работа над проектом позволит учащимся формировать способность работать с информационными источниками, самостоятельно отбирать нужную информацию, логически ее связывать, подходить к делу творчески, самооценивать свои действия и создавать новое знание или продукт (результат) проекта. Всё это соответствует современным запросам общества и требованиям ФГОС для формирования всесторонне развитой личности, способной жить и успешно самореализовываться в постиндустриальном информационном обществе

 

Список литературы:

  1. Агибалова Е.В. Всеобщая история. история средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 288 с.

  2. Дьюи, Д., Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи // Антология мысли; переводчик Н. М. Никольская. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 166 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://urait.ru/bcode/520024 (дата обращения: 21.12.2023).

  3. Капыткова, Я.В. Проектная деятельность: понятие и сущность / Я.В. Капыткова // Теория и практика современной науки. - 2019. - №5 (47). - С. 250-252. [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-ponyatie-i-suschnost (дата обращения: 11.12.2023).

  4. Котова Н.С. Критическое мышление как необходимая компетенция в подготовке современных управленческих кадров // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки / Котова Н.С., Гельпей Е.А., Котов Г.С. - 2019. - №4. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-kak-neobhodimaya-kompetentsiya-v-podgotovke-sovremennyh-upravlencheskih-kadrov (дата обращения: 21.12.2023).

  5. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2000. - 271 с.

  6. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: в 3 т. – М.: Букинист, 1987. Т.2– 344 с.

  7. Халперн Д. Психология критического мышления / Халперн Д. – СПб: Питер, 2000. – 512 c.

  8. Статьи по истории и археологии [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://historic.ru/

  9. Статьи по истории России и мировой истории [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.istmira.com/

  10. Статьи по всемирной истории [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://history.wikireading.ru/

  11. История и достопримечательности мира [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://travelstroy.ru/

  12. Портал научных статей [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://nauchniestati.ru/

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Шлёмина М.О. ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 42(254). URL: https://sibac.info/journal/student/254/312571 (дата обращения: 09.01.2024).



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!