Театральное искусство как средство эстетического
воспитания школьников
Среди разнообразных форм
обучения и воспитания школьников особое место занимает
театр и театрализованные игры. Театр – один из самых доступных
видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы
педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным
воспитанием, развитием воображения, самостоятельности,
инициативности и. т. д. Многие великие люди говорили о театре как о
средстве воспитания.
Театр - это реальная
практика эффективного нравственного воспитания, которая становится
для ребенка первым опытом рефлексии (рассмотрение себя через
другого, опыта сопереживания и творческой
свободы).
театральное искусство
оказывается эффективным в нравственном воспитании младших
школьников, если:
1) возникающие в процессе
театральной деятельности эмоциональные, поведенческие,
мотивационные проявления личности используются при формировании у
младших школьников таких нравственных качеств, как стремление к
добру, коллективизм, терпение, эстетическая эмпатия, толерантность,
трудолюбие;
2) приоритетом оказывается
не формирование профессиональных актерских навыков, а пути широкого
использования специфических театральных средств педагогического
воздействия (театральная игра, рефлексия, участие в воспитательном
процессе психолога и т.д.); формирование нравственных качеств
ребенка происходит при создании творческой атмосферы в условиях
театральной деятельности; учета синкретичности театрального
искусства; опоре на содружество педагога и ребенка; налажено
целенаправленное сотрудничество театральных педагогов с родителями
воспитанников
Театральное искусство
изменяет и преображает человека исподволь, опираясь на
художественно– образные средства и приёмы.
1) занимаясь театральным
творчеством, ребёнок погружается естественно, без принуждения, в
мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и.т.д.,
поскольку театр – это синтетический вид
искусства;
2) играя в театре, дети
занимаются сотворчеством, потому что театр – это ещё и коллективный
вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие
проблемы;
3) театральная деятельность
требует от каждого ребёнка всех его способностей, заложенных
от природы, даже тех, о которых ни он, ни его родители и
воспитатели не подозревали, потому что театральное творчество
многогранно;
4) занимаясь в театре,
ребёнок учится активно преображать словесные образы, поскольку
сцена требует действий.
Театр - синтез многих
искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не
только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и
пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным
оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены,
сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное
воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств
театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в
том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно,
эстетически.