Материалдар / Внимание IT-компетенциям современного педагога
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Внимание IT-компетенциям современного педагога

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье рассматриваются вопросы ИКТ-компетентности современного педагога. В современной системе образования также стоит актуальный вопрос о необходимости развития информационной среды, разработке методик, которые смогут ее гармонично интегрировать в культурное наследие человечества, будут способствовать творческому развитию личности.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
23 Қырқүйек 2021
273
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Внимание IT-компетенциям современного педагога


Стремительное развитие сети Интернет, а также полное проникновение информационных технологий во все сферы жизни общества привели к тому, что современная система образования нуждается в коренной модернизации. Одной из основных ключевых компетенций, которой должен обладать каждый современный педагог, является информационная компетентность [1].

В сложившихся условиях ключевое значение приобретает наличие и применение информационных технологий, которые используются в образовании.

Сегодняшний мир трудно представить без информационно-коммуникационных технологий, необходимым условием эффективного и успешного функционирования человека в обществе является формирование информационной культуры. Основу этой же культуры составляют умение и навыки ориентироваться в информационных потоках, знания об информационной среде, законы ее функционирования, быстро обрабатывать и использовать ее для принятия аргументированных решений, выделять и фильтровать информацию.

Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога:

- технологический уровень (владение информационными технологиями);

- методический уровень (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе) [2].

Наиболее обоснованным, исчерпывающим и комплексным подходом к определению содержания ИКТ-компетенций педагога можно считать подход ЮНЕСКО. В нем выделяются шесть аспектов работы педагога:

- понимание роли ИКТ в образовании,

- учебная программа и оценивание,

- педагогические практики,

- технические и программные средства ИКТ,

- организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие [3].

С учетом развития современного информационного общества и, ориентируясь на социальный заказ, можно считать, что педагог обладает нужным уровнем информационной культуры, если он соответствует следующим требованиям:

- способен самостоятельно осуществлять поиск новой информации (в том числе в сети Интернет) по своему предмету;

- эффективно и грамотно проводит структурирование, систематизацию и обобщение информации и представляет ее учащимся в удобном и понятном виде;

- разбирается в обучающих пакетах программ, электронных учебниках и пособиях, которые рекомендованы МОН РК, а также знает, как применить их в учебном процессе;

- умеет и знает, как пользоваться интернет-ресурсами и информационными технологиями при обучении другим дисциплинам;

- самостоятельно может разработать небольшие, но важные программные средства, необходимые в учебном процессе;

- может подобрать наиболее удачную и полезную программную среду при выполнении разнообразных задач [4].

В состав информационной компетентности также можно включить следующие элементы:

- постоянный интерес и личную потребность в приобретении новых знаний и умений, касающихся информационных и технических средств;

- совокупность знаний, которые способны отразить систему информационного общества;

- постоянную поисковую познавательную деятельность, в том числе накопление опыта поисковой деятельности в области компьютерных технологий и технических ресурсов;

- наличие опыта по линии «человек-компьютер» [5].

В таких условиях организации образования нуждаются не только в повышении качества технологической подготовки педагога и готовности его к работе с информационно-коммуникативными средствами, но и, в первую очередь, в пересмотре всей методологии обучения. Также требуется определить принципы и методы, которые позволят преодолеть неграмотность молодых людей в сфере информационной безопасности.

Главная задача – переориентация педагогов на информационную компетентность, развитие умений использовать информацию в своих целях, а также эффективно развиваться на базе имеющихся информационно-коммуникационных технологий. В современной системе образования также стоит актуальный вопрос о необходимости развития информационной среды, разработке методик, которые смогут ее гармонично интегрировать в культурное наследие человечества, будут способствовать творческому развитию личности.

В виду этого с целью оказания помощи учителям в освоении IT-компетенций перед началом нового учебного года в АО «НЦПК «Өрлеу» открыты курсы дистанционного формата «Развитие цифровых компетенций педагогов». На курсах педагоги знакомятся с ИКТ-компетенциями, которыми должен обладать современный учитель. Представленные инструменты обучения помогают дифференцировать и персонализировать обучение. Благодаря возможностям цифровой коммуникации педагоги активно сотрудничают с коллегами в профессиональном сообществе, налаживают взаимодействие с учащимися и их родителями. Теперь в дистанционном формате педагогам не составит труда организовать на уроке фронтальную работу с классом, включать мультимедийные продукты и сервисы, создавать комфортную цифровую инфраструктуру. После окончания курсов цифровой грамотности учителя смогут самостоятельно находить и оценивать цифровые ресурсы, модифицировать их и создавать свой собственный цифровой контент.


Литература:

1. Интернет в гуманитарном образовании / под ред. Е.С. Полат. – М., 2001.

2. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и икт-компетенции педагога. // Педагогическое образование России. 2017 №7. [Электронный ресурс] Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnyy-standart-i-ikt-kompetentsii-pedagoga

3. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. – 2000. – № 2.

4. Тришина С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / С.В. Тришина, А.В. Хуторской. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.eidos.ru.

5. Топилина Н.В. Информационный и компетентностый подходы в работе современного учителя. [Электронный ресурс] Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyy-i-kompetentnostnyy-podhody-v-rabote-sovremennogo-shkolnogo-uchitelya


Рахимжанова Г.К.

заведующая кафедрой «Методологии и педагогической инновации» ИПКПР по Туркестанской области и г.Шымкент ФАО «НЦПК «Өрлеу», к.ф.н, доцент


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!