Внимание IT-компетенциям современного
педагога
Стремительное развитие сети Интернет, а также
полное проникновение информационных технологий во все сферы жизни
общества привели к тому, что современная система образования
нуждается в коренной модернизации. Одной из основных ключевых
компетенций, которой должен обладать каждый современный педагог,
является информационная компетентность [1].
В сложившихся условиях ключевое значение
приобретает наличие и применение информационных технологий, которые
используются в образовании.
Сегодняшний мир трудно представить без
информационно-коммуникационных технологий, необходимым условием
эффективного и успешного функционирования человека в обществе
является формирование информационной культуры. Основу этой же
культуры составляют умение и навыки ориентироваться в
информационных потоках, знания об информационной среде, законы ее
функционирования, быстро обрабатывать и использовать ее для
принятия аргументированных решений, выделять и фильтровать
информацию.
Профессиональный стандарт педагога содержит
значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями. При этом
можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям
педагога:
- технологический уровень (владение
информационными технологиями);
- методический уровень (владение методами
применения ИК-технологий в образовательном процессе)
[2].
Наиболее обоснованным, исчерпывающим и
комплексным подходом к определению содержания ИКТ-компетенций
педагога можно считать подход ЮНЕСКО. В нем выделяются шесть
аспектов работы педагога:
- понимание роли ИКТ в
образовании,
- учебная программа и
оценивание,
- педагогические практики,
- технические и программные средства
ИКТ,
- организация и управление образовательным
процессом, профессиональное развитие [3].
С учетом развития современного информационного
общества и, ориентируясь на социальный заказ, можно считать, что
педагог обладает нужным уровнем информационной культуры, если он
соответствует следующим требованиям:
- способен самостоятельно осуществлять поиск
новой информации (в том числе в сети Интернет) по своему
предмету;
- эффективно и грамотно проводит
структурирование, систематизацию и обобщение информации и
представляет ее учащимся в удобном и понятном
виде;
- разбирается в обучающих пакетах программ,
электронных учебниках и пособиях, которые рекомендованы МОН РК, а
также знает, как применить их в учебном процессе;
- умеет и знает, как пользоваться
интернет-ресурсами и информационными технологиями при обучении
другим дисциплинам;
- самостоятельно может разработать небольшие, но
важные программные средства, необходимые в учебном
процессе;
- может подобрать наиболее удачную и полезную
программную среду при выполнении разнообразных задач
[4].
В состав информационной компетентности также
можно включить следующие элементы:
- постоянный интерес и личную потребность в
приобретении новых знаний и умений, касающихся информационных и
технических средств;
- совокупность знаний, которые способны отразить
систему информационного общества;
- постоянную поисковую познавательную
деятельность, в том числе накопление опыта поисковой деятельности в
области компьютерных технологий и технических
ресурсов;
- наличие опыта по линии «человек-компьютер»
[5].
В таких условиях организации образования
нуждаются не только в повышении качества технологической подготовки
педагога и готовности его к работе с информационно-коммуникативными
средствами, но и, в первую очередь, в пересмотре всей методологии
обучения. Также требуется определить принципы и методы, которые
позволят преодолеть неграмотность молодых людей в сфере
информационной безопасности.
Главная задача – переориентация педагогов на
информационную компетентность, развитие умений использовать
информацию в своих целях, а также эффективно развиваться на базе
имеющихся информационно-коммуникационных технологий. В современной
системе образования также стоит актуальный вопрос о необходимости
развития информационной среды, разработке методик, которые смогут
ее гармонично интегрировать в культурное наследие человечества,
будут способствовать творческому развитию
личности.
В виду этого с целью оказания помощи учителям в
освоении IT-компетенций перед началом нового учебного года в
АО «НЦПК «Өрлеу» открыты курсы дистанционного формата
«Развитие цифровых компетенций педагогов». На курсах педагоги
знакомятся с ИКТ-компетенциями, которыми должен обладать
современный учитель. Представленные инструменты обучения помогают
дифференцировать и персонализировать обучение. Благодаря
возможностям цифровой коммуникации педагоги активно сотрудничают с
коллегами в профессиональном сообществе, налаживают взаимодействие
с учащимися и их родителями. Теперь в дистанционном формате
педагогам не составит труда организовать на уроке фронтальную
работу с классом, включать мультимедийные продукты и сервисы,
создавать комфортную цифровую инфраструктуру. После окончания
курсов цифровой грамотности учителя смогут самостоятельно находить
и оценивать цифровые ресурсы, модифицировать их и создавать свой
собственный цифровой контент.
Литература:
1. Интернет в гуманитарном образовании / под ред.
Е.С. Полат. – М., 2001.
2. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и
икт-компетенции педагога. // Педагогическое образование России.
2017 №7. [Электронный ресурс] Режим доступа:
КиберЛенинка:
https://cyberleninka.ru/article/n/
professionalnyy-standart-i-ikt-kompetentsii-pedagoga
3. Каракозов С.Д. Информационная культура в
контексте общей теории культуры личности // Педагогическая
информатика. – 2000. – № 2.
4. Тришина С.В. Информационная компетентность
специалиста в системе дополнительного профессионального образования
[Электронный ресурс] / С.В. Тришина, А.В. Хуторской. – Электрон.
дан. – Режим доступа: http://www.eidos.ru.
5. Топилина Н.В. Информационный и компетентностый
подходы в работе современного учителя. [Электронный ресурс] Режим
доступа: КиберЛенинка:
https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyy-i-kompetentnostnyy-podhody-v-rabote-sovremennogo-shkolnogo-uchitelya
Рахимжанова Г.К.
заведующая кафедрой «Методологии и
педагогической инновации» ИПКПР по Туркестанской области и
г.Шымкент ФАО «НЦПК «Өрлеу», к.ф.н, доцент