Адаптация детей к обучению в школе: трудности и пути их преодоления

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Адаптация детей к обучению в школе: трудности и пути их преодоления

Материал туралы қысқаша түсінік
Адаптация к школе может быть трудной из-за смены режима дня, требований к дисциплине, необходимости налаживать отношения с учителем и сверстниками, а также из-за стресса от новых обязанностей и высокой нагрузки. Для успешной адаптации родители должны соблюдать режим дня ребенка, обеспечивать полноценный отдых, поддерживать его эмоционально, хвалить за усилия и успехи, а также помогать в решении учебных задач, не делая их за ребенка.
Материалдың қысқаша нұсқасы
img_page_1
Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Слайдтың жеке беттері
«Адаптация детей к обучению в школе: трудности и пути их преодоления»

#1 слайд
«Адаптация детей к обучению в школе: трудности и пути их преодоления»

1 слайд

«Адаптация детей к обучению в школе: трудности и пути их преодоления»

Что такое адаптация? Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных

#2 слайд
Что такое адаптация? Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Период обучения ребенка в первом или пятом классе является переходным, сложным и ответственным этапом в его жизни, так как в это время происходит очень много изменений

2 слайд

Что такое адаптация? Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Период обучения ребенка в первом или пятом классе является переходным, сложным и ответственным этапом в его жизни, так как в это время происходит очень много изменений

Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Средний уровень — ребенок дово

#3 слайд
Высокий уровень  характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Средний уровень  — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Низкий уровень  — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к обучению в школе. Уровни адаптации

3 слайд

Высокий уровень  характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Средний уровень  — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Низкий уровень  — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к обучению в школе. Уровни адаптации

Параметры (переменные) Высокий уровень адаптации Средний уровень адаптации Низкий уровень адаптации Отношение к школе Положи

#4 слайд
Параметры (переменные) Высокий уровень адаптации Средний уровень адаптации Низкий уровень адаптации Отношение к школе Положительное и требования воспринимаются адекватно Положительное, нет отрицательных переживаний Отрицательное или индифферентное, частые жалобы на здоровье, подавленное настроение, нарушение дисциплины Усвоение учебного материала Усваивается легко, полно и глубоко, решает усложненные задачи Понимает материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание. Сам решает типовые задачи Материал усваивает фрагментарно. Возникают трудности с решением типовых задач Самостоятельная работа Прилежен, внимателен, не нуждается во внешнем контроле, готовится ко всем урокам Сосредоточен и внимателен, но при контроле взрослых или интересном задании, почти всегда учит уроки Интереса не проявляет, самостоятельная работа затруднена, к урокам готовится нерегулярно, сохраняет работоспособность при длительном отдыхе Статусное положение. Благоприятный статус Дружит со многими одноклассниками Близких друзей нет. Не знает фамилии и имена учащихся в классе Уровни адаптации

4 слайд

Параметры (переменные) Высокий уровень адаптации Средний уровень адаптации Низкий уровень адаптации Отношение к школе Положительное и требования воспринимаются адекватно Положительное, нет отрицательных переживаний Отрицательное или индифферентное, частые жалобы на здоровье, подавленное настроение, нарушение дисциплины Усвоение учебного материала Усваивается легко, полно и глубоко, решает усложненные задачи Понимает материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание. Сам решает типовые задачи Материал усваивает фрагментарно. Возникают трудности с решением типовых задач Самостоятельная работа Прилежен, внимателен, не нуждается во внешнем контроле, готовится ко всем урокам Сосредоточен и внимателен, но при контроле взрослых или интересном задании, почти всегда учит уроки Интереса не проявляет, самостоятельная работа затруднена, к урокам готовится нерегулярно, сохраняет работоспособность при длительном отдыхе Статусное положение. Благоприятный статус Дружит со многими одноклассниками Близких друзей нет. Не знает фамилии и имена учащихся в классе Уровни адаптации

Что меняется в жизни первоклассника -Игра, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве, заменяется на учебную де

#5 слайд
Что меняется в жизни первоклассника -Игра, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве, заменяется на учебную деятельность - Меняется социальная роль и окружение ребенка В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками. -Ужесточаются требования к дисциплине и саморегуляции поведения детей во время урока, требования к произвольности внимания. Повышаются требования к его самостоятельности и ответственности -Изменяется режим дня ребенка (увеличиваются умственные нагрузки, увеличивается доля самостоятельного планирования и распределения времени) - Ограничивается двигательная активность детей на уроках , увеличивается статичная нагрузка на позвоночник

5 слайд

Что меняется в жизни первоклассника -Игра, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве, заменяется на учебную деятельность - Меняется социальная роль и окружение ребенка В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками. -Ужесточаются требования к дисциплине и саморегуляции поведения детей во время урока, требования к произвольности внимания. Повышаются требования к его самостоятельности и ответственности -Изменяется режим дня ребенка (увеличиваются умственные нагрузки, увеличивается доля самостоятельного планирования и распределения времени) - Ограничивается двигательная активность детей на уроках , увеличивается статичная нагрузка на позвоночник

Что меняется в жизни пятиклассника - Большое количество новых учителей. -Разные требования со стороны учителей-предметников

#6 слайд
Что меняется в жизни пятиклассника - Большое количество новых учителей. -Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять; -Большой поток информации, незнакомые термины, слова. -Не хватает внимания классного руководителя. -Ужесточаются требования к дисциплине и саморегуляции поведения детей во время урока, требования к произвольности внимания. Повышаются требования к его самостоятельности и ответственности - Переход в пятый класс совпадает с началом пубертата. Меняется физиология, психология ребенка.. - Авторитет взрослых ослабевает, на первое место выходит авторитет сверстников. - У пятиклассника опять меняется статус, в 4 классе он был самым старшим в начальной школе, а уже в среднем звене, пятиклассники – это малыши.

6 слайд

Что меняется в жизни пятиклассника - Большое количество новых учителей. -Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять; -Большой поток информации, незнакомые термины, слова. -Не хватает внимания классного руководителя. -Ужесточаются требования к дисциплине и саморегуляции поведения детей во время урока, требования к произвольности внимания. Повышаются требования к его самостоятельности и ответственности - Переход в пятый класс совпадает с началом пубертата. Меняется физиология, психология ребенка.. - Авторитет взрослых ослабевает, на первое место выходит авторитет сверстников. - У пятиклассника опять меняется статус, в 4 классе он был самым старшим в начальной школе, а уже в среднем звене, пятиклассники – это малыши.

Возрастные психологические особенности пятиклассников Возраст детей пятого класса можно назвать переходным . Психологически э

#7 слайд
Возрастные психологические особенности пятиклассников Возраст детей пятого класса можно назвать переходным . Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка: - Происходит переориентация со взрослых на своих сверстников как на носителей авторитета. Появляется негативизм, как стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда конфликты со взрослыми. - Постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Общение развивается опережающими темпами по сравнению с интеллектуальной темой. - Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.

7 слайд

Возрастные психологические особенности пятиклассников Возраст детей пятого класса можно назвать переходным . Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка: - Происходит переориентация со взрослых на своих сверстников как на носителей авторитета. Появляется негативизм, как стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда конфликты со взрослыми. - Постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Общение развивается опережающими темпами по сравнению с интеллектуальной темой. - Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.

1 классы высокий 15% хороший 36% средний 42% низкий 6% д\адапт. 1% Результаты адаптации

#8 слайд
1 классы высокий 15% хороший 36% средний 42% низкий 6% д\адапт. 1% Результаты адаптации

8 слайд

1 классы высокий 15% хороший 36% средний 42% низкий 6% д\адапт. 1% Результаты адаптации

5 классы высокий 78% хорший 11% средний 7% низкий 4%

#9 слайд
5 классы высокий 78% хорший 11% средний 7% низкий 4%

9 слайд

5 классы высокий 78% хорший 11% средний 7% низкий 4%

Проблемы адаптации •уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объясн

#10 слайд
Проблемы адаптации •уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя, а «погружаются в себя»; •негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение; •вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации ученик создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;

10 слайд

Проблемы адаптации •уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя, а «погружаются в себя»; •негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение; •вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации ученик создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;

Проблемы адаптации •проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низк

#11 слайд
Проблемы адаптации •проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни. •хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений; •Проблемы со здоровьем - переутомление, соматические заболевания, снижение зрения, искривление позвоночника, жалобы на головную боль, слабость, вялость.

11 слайд

Проблемы адаптации •проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни. •хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений; •Проблемы со здоровьем - переутомление, соматические заболевания, снижение зрения, искривление позвоночника, жалобы на головную боль, слабость, вялость.

Повышенная тревожность - (боязнь ошибиться при ответе на уроке, потерять авторитет в классе из-за неуспеваемости, быть неприн

#12 слайд
Повышенная тревожность - (боязнь ошибиться при ответе на уроке, потерять авторитет в классе из-за неуспеваемости, быть непринятым в коллективе) Дети этого возраста испытывают крайнюю эмоциональную нестабильность, что является следствием физиологических особенностей пубертатного возраста (происходит рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.) С х о д с тв а - о тл и ч и я

12 слайд

Повышенная тревожность - (боязнь ошибиться при ответе на уроке, потерять авторитет в классе из-за неуспеваемости, быть непринятым в коллективе) Дети этого возраста испытывают крайнюю эмоциональную нестабильность, что является следствием физиологических особенностей пубертатного возраста (происходит рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.) С х о д с тв а - о тл и ч и я

Рекомендации учителям 1.Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности в выборе способа подачи материала,

#13 слайд
Рекомендации учителям 1.Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности в выборе способа подачи материала, терминологии. 2.Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал. 3.Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика. 4.Не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка - ориентацией на успех. 5.Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика. 6.Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса.

13 слайд

Рекомендации учителям 1.Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности в выборе способа подачи материала, терминологии. 2.Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал. 3.Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика. 4.Не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка - ориентацией на успех. 5.Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика. 6.Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса.

. 7. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально. 8. Выставляйте оценки с учетом личностных особенностей

#14 слайд
. 7. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально. 8. Выставляйте оценки с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика. 9. Уделяйте на уроке время для объяснения домашнего задания. 10. Поощрять детей на виду у всего класса, приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен. Ругать наедине, уважать личность ребенка. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное. 11. Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы. 12. Налаживать эмоциональный контакт с классом.

14 слайд

. 7. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально. 8. Выставляйте оценки с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика. 9. Уделяйте на уроке время для объяснения домашнего задания. 10. Поощрять детей на виду у всего класса, приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен. Ругать наедине, уважать личность ребенка. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное. 11. Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы. 12. Налаживать эмоциональный контакт с классом.

«Способность адаптироваться влияет на качество усвоения и степень поступающей информации. Чем лучше мы адаптируемся, тем быс

#15 слайд
«Способность адаптироваться влияет на качество усвоения и степень поступающей информации. Чем лучше мы адаптируемся, тем быстрей учимся, и более эффективно реагируем на происходящее здесь и сейчас».

15 слайд

«Способность адаптироваться влияет на качество усвоения и степень поступающей информации. Чем лучше мы адаптируемся, тем быстрей учимся, и более эффективно реагируем на происходящее здесь и сейчас».

Файл форматы:
pptx
12.00.2025
78
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі