Адаптация детей к обучению в школе: трудности и пути их преодоления
Адаптация детей к обучению в школе: трудности и пути их преодоления

#1 слайд
«Адаптация детей к обучению в
школе: трудности и пути их
преодоления»
1 слайд
«Адаптация детей к обучению в школе: трудности и пути их преодоления»
#2 слайд
Что такое адаптация?
Адаптация — это механизм социализации
личности, включение ее в систему новых
отношений и общественных связей. При
поступлении первоклассника в школу он
попадает в абсолютно иные условия
существования и новый круг общения.
Период обучения ребенка в первом или
пятом классе является переходным,
сложным и ответственным этапом в его
жизни, так как в это время происходит очень
много изменений
2 слайд
Что такое адаптация? Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Период обучения ребенка в первом или пятом классе является переходным, сложным и ответственным этапом в его жизни, так как в это время происходит очень много изменений
#3 слайд
Высокий уровень характеризуется
быстрым привыканием ребенка к школе (в
течение 2-6 недель).
Средний уровень — ребенок довольно
долго привыкает к школе (2-3 месяца), но
не испытывает отрицательных
переживаний от ее посещения.
Низкий уровень — ребенок испытывает
значительные трудности в привыкании к
школе, относится к ней отрицательно.
Дезадаптация – это нарушение
приспособления личности школьника к
обучению в школе.
Уровни адаптации
3 слайд
Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к обучению в школе. Уровни адаптации
#4 слайд
Параметры
(переменные)
Высокий уровень
адаптации
Средний уровень
адаптации
Низкий уровень
адаптации
Отношение к школе Положительное и
требования
воспринимаются
адекватно
Положительное, нет
отрицательных
переживаний
Отрицательное или
индифферентное, частые
жалобы на здоровье,
подавленное настроение,
нарушение дисциплины
Усвоение учебного
материала
Усваивается легко, полно и
глубоко, решает
усложненные задачи
Понимает материал, если
учитель излагает его
подробно и наглядно,
усваивает основное
содержание. Сам решает
типовые задачи
Материал усваивает
фрагментарно. Возникают
трудности с решением
типовых задач
Самостоятельная работа Прилежен, внимателен, не
нуждается во внешнем
контроле, готовится ко
всем урокам
Сосредоточен и
внимателен, но при
контроле взрослых или
интересном задании,
почти всегда учит уроки
Интереса не проявляет,
самостоятельная работа
затруднена, к урокам
готовится нерегулярно,
сохраняет
работоспособность при
длительном отдыхе
Статусное положение. Благоприятный статус Дружит со многими
одноклассниками
Близких друзей нет. Не
знает фамилии и имена
учащихся в классе
Уровни
адаптации
4 слайд
Параметры (переменные) Высокий уровень адаптации Средний уровень адаптации Низкий уровень адаптации Отношение к школе Положительное и требования воспринимаются адекватно Положительное, нет отрицательных переживаний Отрицательное или индифферентное, частые жалобы на здоровье, подавленное настроение, нарушение дисциплины Усвоение учебного материала Усваивается легко, полно и глубоко, решает усложненные задачи Понимает материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание. Сам решает типовые задачи Материал усваивает фрагментарно. Возникают трудности с решением типовых задач Самостоятельная работа Прилежен, внимателен, не нуждается во внешнем контроле, готовится ко всем урокам Сосредоточен и внимателен, но при контроле взрослых или интересном задании, почти всегда учит уроки Интереса не проявляет, самостоятельная работа затруднена, к урокам готовится нерегулярно, сохраняет работоспособность при длительном отдыхе Статусное положение. Благоприятный статус Дружит со многими одноклассниками Близких друзей нет. Не знает фамилии и имена учащихся в классе Уровни адаптации
#5 слайд
Что меняется в жизни первоклассника
-Игра, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве,
заменяется на учебную деятельность
- Меняется социальная роль и окружение ребенка
В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми
старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими
учениками.
-Ужесточаются требования к дисциплине и саморегуляции поведения детей
во время урока, требования к произвольности внимания. Повышаются
требования к его самостоятельности и ответственности
-Изменяется режим дня ребенка (увеличиваются умственные нагрузки,
увеличивается доля самостоятельного планирования и распределения
времени)
- Ограничивается двигательная активность детей на уроках , увеличивается
статичная нагрузка на позвоночник
5 слайд
Что меняется в жизни первоклассника -Игра, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве, заменяется на учебную деятельность - Меняется социальная роль и окружение ребенка В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками. -Ужесточаются требования к дисциплине и саморегуляции поведения детей во время урока, требования к произвольности внимания. Повышаются требования к его самостоятельности и ответственности -Изменяется режим дня ребенка (увеличиваются умственные нагрузки, увеличивается доля самостоятельного планирования и распределения времени) - Ограничивается двигательная активность детей на уроках , увеличивается статичная нагрузка на позвоночник
#6 слайд
Что меняется в жизни пятиклассника
- Большое количество новых учителей.
-Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти
требования и учитывать, и выполнять;
-Большой поток информации, незнакомые термины, слова.
-Не хватает внимания классного руководителя.
-Ужесточаются требования к дисциплине и саморегуляции поведения детей во
время урока, требования к произвольности внимания. Повышаются требования к
его самостоятельности и ответственности
- Переход в пятый класс совпадает с началом пубертата. Меняется физиология,
психология ребенка..
- Авторитет взрослых ослабевает, на первое место выходит авторитет сверстников.
- У пятиклассника опять меняется статус, в 4 классе он был самым старшим в
начальной школе, а уже в среднем звене, пятиклассники – это малыши.
6 слайд
Что меняется в жизни пятиклассника - Большое количество новых учителей. -Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять; -Большой поток информации, незнакомые термины, слова. -Не хватает внимания классного руководителя. -Ужесточаются требования к дисциплине и саморегуляции поведения детей во время урока, требования к произвольности внимания. Повышаются требования к его самостоятельности и ответственности - Переход в пятый класс совпадает с началом пубертата. Меняется физиология, психология ребенка.. - Авторитет взрослых ослабевает, на первое место выходит авторитет сверстников. - У пятиклассника опять меняется статус, в 4 классе он был самым старшим в начальной школе, а уже в среднем звене, пятиклассники – это малыши.
#7 слайд
Возрастные психологические особенности
пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным . Психологически
этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости -
главного личностного новообразования младшего подростка:
- Происходит переориентация со взрослых на своих сверстников как на
носителей авторитета. Появляется негативизм, как стремлении
противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
Отсюда конфликты со взрослыми.
- Постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно
для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Общение
развивается опережающими темпами по сравнению с интеллектуальной
темой.
- Умственная активность подростков высока, но способности будут
развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции;
успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.
7 слайд
Возрастные психологические особенности пятиклассников Возраст детей пятого класса можно назвать переходным . Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка: - Происходит переориентация со взрослых на своих сверстников как на носителей авторитета. Появляется негативизм, как стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда конфликты со взрослыми. - Постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Общение развивается опережающими темпами по сравнению с интеллектуальной темой. - Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.
#8 слайд
1 классы
высокий 15%
хороший 36%
средний 42%
низкий 6%
д\адапт. 1%
Результаты адаптации
8 слайд
1 классы высокий 15% хороший 36% средний 42% низкий 6% д\адапт. 1% Результаты адаптации
#9 слайд
5 классы
высокий 78%
хорший 11%
средний 7%
низкий 4%
9 слайд
5 классы высокий 78% хорший 11% средний 7% низкий 4%
#10 слайд
Проблемы адаптации
•уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием,
на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя, а
«погружаются в себя»;
•негативистская демонстративность — характеризуется плохим
поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом
любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
•вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у
него очень развита речь, но имеется задержка логического и
образного мышления; в такой ситуации ученик создает впечатление
смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на
практике не может справиться с решением задач и творческих
заданий;
10 слайд
Проблемы адаптации •уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя, а «погружаются в себя»; •негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение; •вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации ученик создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
#11 слайд
Проблемы адаптации
•проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный
процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических
знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и
др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к
школьной жизни.
•хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой
работоспособности или несформированности учебных умений;
•Проблемы со здоровьем - переутомление, соматические заболевания,
снижение зрения, искривление позвоночника, жалобы на головную боль,
слабость, вялость.
11 слайд
Проблемы адаптации •проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни. •хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений; •Проблемы со здоровьем - переутомление, соматические заболевания, снижение зрения, искривление позвоночника, жалобы на головную боль, слабость, вялость.
#12 слайд
Повышенная тревожность - (боязнь ошибиться при ответе на уроке, потерять
авторитет в классе из-за неуспеваемости, быть непринятым в коллективе)
Дети этого возраста испытывают крайнюю эмоциональную нестабильность,
что является следствием физиологических особенностей пубертатного
возраста (происходит рассогласование темпов роста и развития различных
функциональных систем и т.п.)
С
х о
д
с тв
а
- о
тл
и
ч
и
я
12 слайд
Повышенная тревожность - (боязнь ошибиться при ответе на уроке, потерять авторитет в классе из-за неуспеваемости, быть непринятым в коллективе) Дети этого возраста испытывают крайнюю эмоциональную нестабильность, что является следствием физиологических особенностей пубертатного возраста (происходит рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.) С х о д с тв а - о тл и ч и я
#13 слайд
Рекомендации учителям
1.Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности
в выборе способа подачи материала, терминологии.
2.Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям
усваивать материал.
3.Не перегружайте учеников излишними по объему домашними
заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика.
4.Не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка -
ориентацией на успех.
5.Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного
ученика.
6.Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и
работу класса.
13 слайд
Рекомендации учителям 1.Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности в выборе способа подачи материала, терминологии. 2.Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал. 3.Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика. 4.Не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка - ориентацией на успех. 5.Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика. 6.Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса.
#14 слайд
.
7. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
8. Выставляйте оценки с учетом личностных особенностей и достижений
каждого ученика.
9. Уделяйте на уроке время для объяснения домашнего задания.
10. Поощрять детей на виду у всего класса, приободрить тех, кто еще не
уверен в себе и малоактивен. Ругать наедине, уважать личность ребенка.
Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
11. Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем,
школьным психологом и учителем начальной школы.
12. Налаживать эмоциональный контакт с классом.
14 слайд
. 7. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально. 8. Выставляйте оценки с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика. 9. Уделяйте на уроке время для объяснения домашнего задания. 10. Поощрять детей на виду у всего класса, приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен. Ругать наедине, уважать личность ребенка. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное. 11. Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы. 12. Налаживать эмоциональный контакт с классом.
#15 слайд
«Способность адаптироваться влияет
на качество усвоения и степень
поступающей информации. Чем лучше мы
адаптируемся, тем быстрей учимся, и
более эффективно реагируем на
происходящее здесь и сейчас».
15 слайд
«Способность адаптироваться влияет на качество усвоения и степень поступающей информации. Чем лучше мы адаптируемся, тем быстрей учимся, и более эффективно реагируем на происходящее здесь и сейчас».
шағым қалдыра аласыз













