Арт- терапия атты
Арт- терапия атты

#1 слайд
ОРЛОВА Любовь ВладимировнаОРЛОВА Любовь Владимировна
АРТ-ТЕРАПИЯ АРТ-ТЕРАПИЯ
в коррекции детских страховв коррекции детских страхов
Москва – 2012Москва – 2012
1 слайд
ОРЛОВА Любовь ВладимировнаОРЛОВА Любовь Владимировна АРТ-ТЕРАПИЯ АРТ-ТЕРАПИЯ в коррекции детских страховв коррекции детских страхов Москва – 2012Москва – 2012
#2 слайд
22Страх: определение понятияСтрах: определение понятия
СтрахСтрах
– это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в
результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной,
воображаемой или внушенной опасности, угрозы его биологическому или воображаемой или внушенной опасности, угрозы его биологическому или
социальному существовании. социальному существовании.
[[
Л.О.Л.О.
]]
2 слайд
22Страх: определение понятияСтрах: определение понятия СтрахСтрах – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, воображаемой или внушенной опасности, угрозы его биологическому или воображаемой или внушенной опасности, угрозы его биологическому или социальному существовании. социальному существовании. [[ Л.О.Л.О. ]]
#3 слайд
33Проявления страхаПроявления страха
Функциона
льные
проявленияФункциона
льные
проявления
Физиологи
ческие
проявленияФизиологи
ческие
проявления Поведенчес
кие
проявленияПоведенчес
кие
проявленияСубъектив
ные
проявленияСубъектив
ные
проявления
СТРАХСТРАХСТРАХСТРАХСтрах проявляется в четырех планах: соматические (физиологические) признаки,
субъективные (эмоциональные) проявления, особенности когнитивного функционирования,
поведенческий репертуар действий.
3 слайд
33Проявления страхаПроявления страха Функциона льные проявленияФункциона льные проявления Физиологи ческие проявленияФизиологи ческие проявления Поведенчес кие проявленияПоведенчес кие проявленияСубъектив ные проявленияСубъектив ные проявления СТРАХСТРАХСТРАХСТРАХСтрах проявляется в четырех планах: соматические (физиологические) признаки, субъективные (эмоциональные) проявления, особенности когнитивного функционирования, поведенческий репертуар действий.
#4 слайд
44Понятие арт-терапииПонятие арт-терапии
Арт-терапияАрт-терапия
– это специализированная форма психотерапии, основанная на – это специализированная форма психотерапии, основанная на
использовании средств искусства, как правило, изобразительного.использовании средств искусства, как правило, изобразительного.
ЦельЦель
: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и : гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и
самопознания. самопознания.
4 слайд
44Понятие арт-терапииПонятие арт-терапии Арт-терапияАрт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного.использовании средств искусства, как правило, изобразительного. ЦельЦель : гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и : гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. самопознания.
#5 слайд
55Факторы психотерапевтического воздействия в Факторы психотерапевтического воздействия в
арт-терапииарт-терапии
/А.И. Копытин//А.И. Копытин/
ФАКТОР
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЭКСПРЕССИИ
ФАКТОР
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙФАКТОР
ИНТЕРПРЕТАЦИИ
И ВЕРБАЛЬНОЙ
ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
5 слайд
55Факторы психотерапевтического воздействия в Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапииарт-терапии /А.И. Копытин//А.И. Копытин/ ФАКТОР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭКСПРЕССИИ ФАКТОР ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙФАКТОР ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ВЕРБАЛЬНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
#6 слайд
66Преимущества арт-терапииПреимущества арт-терапии
ПРЕОДОЛЕНИЕ
СТРАХОВ
СРЕДСТВО
СБЛИЖЕНИЯ
ЛЮДЕЙ
ОБХОДИТ
«ЦЕНЗУРУ»
СОЗНАНИЯ
СВОБОДНОЕ
САМОВЫРАЖЕНИЕ
И САМОПОЗНАНИЕ«ИНСАЙТ-
ОРИЕНТИРОВАННЫЙ»
ХАРАКТЕРПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ЭМОЦИИ АКТИВНАЯ
ЖИЗНЕННАЯ
ПОЗИЦИЯ
6 слайд
66Преимущества арт-терапииПреимущества арт-терапии ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХОВ СРЕДСТВО СБЛИЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОБХОДИТ «ЦЕНЗУРУ» СОЗНАНИЯ СВОБОДНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ«ИНСАЙТ- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ» ХАРАКТЕРПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
#7 слайд
77Аспекты экспрессивной, изобразительной Аспекты экспрессивной, изобразительной
деятельностидеятельности
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
РАЗВИВАЮЩИЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КАТАРСИЧЕСКИЙТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТЫ
7 слайд
77Аспекты экспрессивной, изобразительной Аспекты экспрессивной, изобразительной деятельностидеятельности ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РАЗВИВАЮЩИЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КАТАРСИЧЕСКИЙТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
#8 слайд
88Структура групповой арт-терапевтической Структура групповой арт-терапевтической
работыработы
Подготовительный настройПодготовительный настрой
«Разогрев»«Разогрев»
(пальчиковая гимнастика, дыхательные, графические упражнения) (пальчиковая гимнастика, дыхательные, графические упражнения)
Актуализация ощущений, эмоцийАктуализация ощущений, эмоций
(упражнения с песком) (упражнения с песком)
Индивидуальная работа Индивидуальная работа
(рисунок, поделка) (рисунок, поделка)
Драматизация, обсуждениеДраматизация, обсуждение
Коллективная работаКоллективная работа
Заключение Заключение
(рефлексия)(рефлексия)
8 слайд
88Структура групповой арт-терапевтической Структура групповой арт-терапевтической работыработы Подготовительный настройПодготовительный настрой «Разогрев»«Разогрев» (пальчиковая гимнастика, дыхательные, графические упражнения) (пальчиковая гимнастика, дыхательные, графические упражнения) Актуализация ощущений, эмоцийАктуализация ощущений, эмоций (упражнения с песком) (упражнения с песком) Индивидуальная работа Индивидуальная работа (рисунок, поделка) (рисунок, поделка) Драматизация, обсуждениеДраматизация, обсуждение Коллективная работаКоллективная работа Заключение Заключение (рефлексия)(рефлексия)
#9 слайд
99Подготовительный настройПодготовительный настрой
«Рисование в пространстве»«Рисование в пространстве»
«Каракули» «Каракули»
Техника «закрытых глаз»Техника «закрытых глаз»
«Автографы»«Автографы»
«Эстафета линий» «Эстафета линий»
«Прогулка по пространству тетрадного листа» «Прогулка по пространству тетрадного листа»
9 слайд
99Подготовительный настройПодготовительный настрой «Рисование в пространстве»«Рисование в пространстве» «Каракули» «Каракули» Техника «закрытых глаз»Техника «закрытых глаз» «Автографы»«Автографы» «Эстафета линий» «Эстафета линий» «Прогулка по пространству тетрадного листа» «Прогулка по пространству тетрадного листа»
#10 слайд
1010««
Разогрев»Разогрев»
Графические упражнения Графические упражнения
Рисование под музыку Рисование под музыку
Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика
Дыхательные упражненияДыхательные упражнения
Элементы музыкальной и танцевальной терапииЭлементы музыкальной и танцевальной терапии
10 слайд
1010«« Разогрев»Разогрев» Графические упражнения Графические упражнения Рисование под музыку Рисование под музыку Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика Дыхательные упражненияДыхательные упражнения Элементы музыкальной и танцевальной терапииЭлементы музыкальной и танцевальной терапии
#11 слайд
1111Актуализация ощущений, эмоцийАктуализация ощущений, эмоций
(упражнения с песком)(упражнения с песком)
Актуализация ощущений, эмоций с помощью упражнений с песком Актуализация ощущений, эмоций с помощью упражнений с песком
предполагает упражнения на развитие тактильных, кинестетических предполагает упражнения на развитие тактильных, кинестетических
ощущений, а также работу с формочками: «пирожки», «горки». ощущений, а также работу с формочками: «пирожки», «горки».
Упражнения на разглаженной поверхности песка – рисунки, отпечатки. Упражнения на разглаженной поверхности песка – рисунки, отпечатки.
Песочная основаПесочная основа
11 слайд
1111Актуализация ощущений, эмоцийАктуализация ощущений, эмоций (упражнения с песком)(упражнения с песком) Актуализация ощущений, эмоций с помощью упражнений с песком Актуализация ощущений, эмоций с помощью упражнений с песком предполагает упражнения на развитие тактильных, кинестетических предполагает упражнения на развитие тактильных, кинестетических ощущений, а также работу с формочками: «пирожки», «горки». ощущений, а также работу с формочками: «пирожки», «горки». Упражнения на разглаженной поверхности песка – рисунки, отпечатки. Упражнения на разглаженной поверхности песка – рисунки, отпечатки. Песочная основаПесочная основа
#12 слайд
1212Индивидуальное творчествоИндивидуальное творчество
Сублимация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Сублимация агрессивных инстинктов по символическим каналам.
Рисунок помогает не только выразить чувство, но его и осознать. Рисунок помогает не только выразить чувство, но его и осознать.
Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишается эмоциональной Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишается эмоциональной
напряженности, своей пугающей составляющей.напряженности, своей пугающей составляющей.
12 слайд
1212Индивидуальное творчествоИндивидуальное творчество Сублимация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Сублимация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Рисунок помогает не только выразить чувство, но его и осознать. Рисунок помогает не только выразить чувство, но его и осознать. Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишается эмоциональной Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишается эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.напряженности, своей пугающей составляющей.
#13 слайд
1313Драматизация, обсуждениеДраматизация, обсуждение
(использование кукол для разыгрывания сцен, драматизации и (использование кукол для разыгрывания сцен, драматизации и
вербализации общения) вербализации общения)
Разыгрывание страхаРазыгрывание страха
помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести
на куклу. на куклу.
Обсуждение Обсуждение
помогает улучшить самочувствиепомогает улучшить самочувствие
и в какой-то мере освободиться и в какой-то мере освободиться
от внутренних переживаний.от внутренних переживаний.
Детские работы («Добрая Баба-яга», «Злая Баба-яга»)
13 слайд
1313Драматизация, обсуждениеДраматизация, обсуждение (использование кукол для разыгрывания сцен, драматизации и (использование кукол для разыгрывания сцен, драматизации и вербализации общения) вербализации общения) Разыгрывание страхаРазыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. на куклу. Обсуждение Обсуждение помогает улучшить самочувствиепомогает улучшить самочувствие и в какой-то мере освободиться и в какой-то мере освободиться от внутренних переживаний.от внутренних переживаний. Детские работы («Добрая Баба-яга», «Злая Баба-яга»)
#14 слайд
1414Коллективная работаКоллективная работа
Общая работа из отдельных элементов (рисунков).Общая работа из отдельных элементов (рисунков).
Единый групповой рисунок. Единый групповой рисунок.
Заключение (рефлексия)Заключение (рефлексия)
Подведение Подведение
итоговитогов
работы работы
Рефлексивный анализРефлексивный анализ
Вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникли в Вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникли в
процессе индивидуальной и коллективной работыпроцессе индивидуальной и коллективной работы
14 слайд
1414Коллективная работаКоллективная работа Общая работа из отдельных элементов (рисунков).Общая работа из отдельных элементов (рисунков). Единый групповой рисунок. Единый групповой рисунок. Заключение (рефлексия)Заключение (рефлексия) Подведение Подведение итоговитогов работы работы Рефлексивный анализРефлексивный анализ Вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникли в Вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникли в процессе индивидуальной и коллективной работыпроцессе индивидуальной и коллективной работы
#15 слайд
1515Модель преодоления страхов Модель преодоления страхов
в ходе арт-терапевтических упражненийв ходе арт-терапевтических упражнений
ВЗРОСЛЫЙВЗРОСЛЫЙ
Преодоление
страхов через
внутреннее
осмысление,
рефлексиюПреодоление
страхов через
внутреннее
осмысление,
рефлексию РЕБЕНОКРЕБЕНОК Метод наведения
Внутреннее осмысление
15 слайд
1515Модель преодоления страхов Модель преодоления страхов в ходе арт-терапевтических упражненийв ходе арт-терапевтических упражнений ВЗРОСЛЫЙВЗРОСЛЫЙ Преодоление страхов через внутреннее осмысление, рефлексиюПреодоление страхов через внутреннее осмысление, рефлексию РЕБЕНОКРЕБЕНОК Метод наведения Внутреннее осмысление
#16 слайд
1616ВыводыВыводы
Арт-терапевтические упражненияАрт-терапевтические упражнения
служат средством свободного служат средством свободного
самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный»
характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру
ребенка. ребенка.
Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях
эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной
некомпетентности. некомпетентности.
В центре арт-терапевтических занятий – самовыражение посредством В центре арт-терапевтических занятий – самовыражение посредством
художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание. художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание.
16 слайд
1616ВыводыВыводы Арт-терапевтические упражненияАрт-терапевтические упражнения служат средством свободного служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка. ребенка. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. некомпетентности. В центре арт-терапевтических занятий – самовыражение посредством В центре арт-терапевтических занятий – самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание. художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание.
шағым қалдыра аласыз













