Материалдар / Ашық сабақ Культура Казахастана в 19 веке 8 сынып
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Ашық сабақ Культура Казахастана в 19 веке 8 сынып

Материал туралы қысқаша түсінік
Определять ценность и значимость обычаев и традиций; Оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений как исторических Описывать особенности национальных музыкальных инструментов
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
29 Сәуір 2020
309
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Енбекшиказахский район КГУ «СШ им. Аль- Фараби» Бекет Айдана – учитель Истории 8 г, д, е классы 2019 – 2020 учебный год.

1 слайд
Енбекшиказахский район КГУ «СШ им. Аль- Фараби» Бекет Айдана – учитель Истории 8 г, д, е классы 2019 – 2020 учебный год.

Тема урока: Развитие культуры в XIX веке. Цель урока: 7.2.1.1.Определять ценность и значимость обычаев и традиций; 7.2.2.1.О

2 слайд
Тема урока: Развитие культуры в XIX веке. Цель урока: 7.2.1.1.Определять ценность и значимость обычаев и традиций; 7.2.2.1.Оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников; 7.2.2.3.Описывать особенности национальных музыкальных инструментов;

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным форм

3 слайд
Обычай – традиционно   установившийся  порядок   поведения.  Он  основан   на  привычке  и относится   к  коллективным  формам   действия.   Обычаи  – это   одобренные  обществом   массовые  образцы   действий,  которым   рекомендуется   следовать.  К  нарушителям   применяются   неформальные  санкции  –  неодобрение,  изоляция,   порицание.

Казахи очень гостеприимный народ, прием гостей является важным мероприятием. С давних времен в традициях казахов говорится: Есл

4 слайд
Казахи очень гостеприимный народ, прием гостей является важным мероприятием. С давних времен в традициях казахов говорится: Если гость, попросивший воды и еды, не получит желанного, то он может пожаловаться Бию, на что хозяева дома будут платить штраф. Если гостю пригляделась вещь, то он в праве её забрать, на что хозяева даже внимания обращать не должны Обычаи уважения старших в традиционном казахском обществе существовал культ уважения к старшим, вне зависимости от родовой, племенной, жузовой и национальной принадлежности. В конце XIX века один из немецких исследователей Ф. фон Шварц писал: «Кроме султанов и батыров, у киргиз-кайсаков пользуются особым уважением и почетом еще и все старые мужчины, невзирая на их происхождение». На всех праздниках им отводили почетные места. На собраниях они играли заметную роль. К их словам практически беспрекословно прислушивалась молодежь. Для молодого человека считалось знаком высшей награды получить из рук аксакала горсть мяса из общего блюда. Младший брат без разрешения старшего никогда не садился за стол.Бата у казахов широкое распространение получил обычай бата (благословение). Бата было обязательным элементом практически любого обряда. Она произносилась в поэтической форме и была обращена к окружающим. В ней произносящий просил милостей для других. Пожелание произносил старший по возрасту или гость. Авторы бата испрашивали у Всевышнего счастья, материального благосостояния, успехов в разных предприятиях. Бата произносилась с приподнятием ладоней. При этом ладони были обращены к лицу. Благословение заканчивалось словом «ауминь».

Акыны -композиторы Быржан-сал Кожагулулы – (1834-1897) родился в Северном Казахстане. Казахский акын, композитор. Наибо

5 слайд
Акыны -композиторы Быржан-сал Кожагулулы – (1834-1897) родился в Северном Казахстане. Казахский акын, композитор. Наиболее известен благодаря айтысу (поэтическому состязанию).Его музыкально – поэтическое творчество отличает демократическая направленность. Широко известны его песни: «Ай бозым», «Айтбай», «Гашыгым», «Ак тентек».

Жаяу Муса Бай-жанулы - (1835— 1929). Он родился в местности Акшокы на территории Баянаульского округа Павлодарского Прииртыш

6 слайд
Жаяу Муса Бай-жанулы - (1835— 1929). Он родился в местности Акшокы на территории Баянаульского округа Павлодарского Прииртышья. Учился в Омске. Мастерски играл на домбре, скрипке и гармони. Участвовал во многих светских вечеринках. Был знаком с творчеством выдающихся русских писателей и поэтов. В своих произведениях выступал против произвола волостных управителей и колониального режима царского правительства. Широко известны его песни: «Суйын-дук», «Толғау», «Бозторғай», «Жанбота», «Ға- шығым», «Хаулау» и другие. Поэт оставил после себя более 70 песен. Он был автором как песен, так и музыки.

Жаяу Муса Бай-жанулы - (1835— 1929). Он родился в местности Акшокы на территории Баянаульского округа Павлодарского Прииртыш

7 слайд
Жаяу Муса Бай-жанулы - (1835— 1929). Он родился в местности Акшокы на территории Баянаульского округа Павлодарского Прииртышья. Учился в Омске. Мастерски играл на домбре, скрипке и гармони. Участвовал во многих светских вечеринках. Был знаком с творчеством выдающихся русских писателей и поэтов. В своих произведениях выступал против произвола волостных управителей и колониального режима царского правительства. Широко известны его песни: «Суйын-дук», «Толғау», «Бозторғай», «Жанбота», «Ға- шығым», «Хаулау» и другие. Поэт оставил после себя более 70 песен. Он был автором как песен, так и музыки.

Балуан Шолак (Нурмагамбет) Баймырзаулы - (1864-1919) уроженец нынешней Акмолинской области. Был знаменитым народным компо

8 слайд
Балуан Шолак (Нурмагамбет) Баймырзаулы - (1864-1919) уроженец нынешней Акмолинской области. Был знаменитым народным композитором, певцом, акыном и борцом. С детства учился различным цирковым упражнениям на лошади. Участвовал во многих тоях. С детства пел, играл на домбре. Всенародную славу принесли ему песни «Галия», «Ашылы- айырык».

Курмангазы Сагырбайулы - (1818–1889 гг.) родился в Западном Казахстане, в местности Жидели Жангалийского района Уральской о

9 слайд
Курмангазы Сагырбайулы - (1818–1889 гг.) родился в Западном Казахстане, в местности Жидели Жангалийского района Уральской области, в семье бедного кочевника. С раннего детства занимался игрой на домбре. Его наставником в исполнении кюев был известный кюйши Узак. Игрой на домбре юный Курмангазы вызывал симпатии окружающих. «Байжұма», «Бозқоңыр», показывают его как великолепного мастера искусства кюя. Курмангазы прославился особым талантом исполнения кюев и умением выразить мелодию. В это время жила и творила целая плеяда других не менее выдающихся поэтов-музыкан-тов: Шернияз Жарылгасынулы, Мади Бапи-улы, Сара Тастанбеккызы, Асет Найманбай-улы, Иманжусуп Кутпанулы, Базар-жырау Ондасынулы, Майлыкожа Султанкожаулы, Кемпирбай Богенбайулы и многие другие.

Домбра, также Домбыр а, — стру нный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре ногайского и казахског

10 слайд
Домбра,  также  Домбыр а,   — стру нный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре ногайского и казахского о народов. Домбра считается народным музыкальным инструментом казахов, ногайцев, а также калмыков. Музыкальные инструменты

Кобы, з , также кыл- кобыз (каз. қобыз, қыл-қобыз ) — казахский и татарский национальный струнный смычковы й музыкальный ин

11 слайд
Кобы, з , также  кыл- кобыз  (каз.  қобыз, қыл-қобыз ) — казахский и татарский национальный струнный смычковы й музыкальный инструмент. Кобыз имеет сдвоенный ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём двойного полушара с прикреплённой к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос. Общая длина инструмента 60-73 см.

Сыбызгы, (башк. һыбыҙғы , карач.- балк. сыбызгъы , ног. сыбызгы , каз. сыбызғы , рус. чибизга , тат. сыбызг ы ) — духовой

12 слайд
Сыбызгы,  (башк.  һыбыҙғы , карач.- балк.  сыбызгъы , ног.  сыбызгы , каз.  сыбызғы , рус.  чибизга , тат.  сыбызг ы ) — духовой музыкальный инструмент. Род открытой продольной флейты типа башкирского и татарского  курая Длина 600—650 мм.

Дауылпаз — казахский народны й ударный музыкальный инструмент. Имеет котлообразный (или шлемовидный) деревянный корпус, обт

13 слайд
Дауылпаз  — казахский народны й ударный музыкальный инструмент. Имеет котлообразный (или шлемовидный) деревянный корпус, обтянутый кожаной мембраной. Дауылпаз — инструмент без определённой высоты звучания и имеет различные размеры.

Домашнее задание: 1) §43-44 2) Заполнить таблицу стр. 163

14 слайд
Домашнее задание: 1) §43-44 2) Заполнить таблицу стр. 163