доклад на тему:Эффективные приемы развития креативного мышления на уроках математики
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
ОСШ №11 им.А.Навои
Внутри школьная научно-практическая конференция
секция: математика
Эффективные приемы развития
креативного мышления
на уроках математики
Учитель математики
Мухамедова М.М.Эффективные тәсілдері creative« Важнейшая задача цивилизации – научить человека
мыслить »
Эдисон
1 слайд
ОСШ №11 им.А.Навои Внутри школьная научно-практическая конференция секция: математика Эффективные приемы развития креативного мышления на уроках математики Учитель математики Мухамедова М.М.Эффективные тәсілдері creative« Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить » Эдисон
2 слайд
2 слайд
3 слайд
Модель ученика XXI века
Интеллектуально
образованная
Ориентированная
на результат
успешнаял
и
ч
н
о
с
т
ь
«Сегодня главный капитал – это человек. Ценность этого капитала
определяется его образованностью и интеллектуальным развитием. Поэтому
надо научить наших учащихся анализировать и обобщать полученные
знания. Наша задача сегодня - научить школьников добывать знания» .
Куляш Ногатаевна Шамшидинова
3 слайд
Модель ученика XXI века Интеллектуально образованная Ориентированная на результат успешнаял и ч н о с т ь «Сегодня главный капитал – это человек. Ценность этого капитала определяется его образованностью и интеллектуальным развитием. Поэтому надо научить наших учащихся анализировать и обобщать полученные знания. Наша задача сегодня - научить школьников добывать знания» . Куляш Ногатаевна Шамшидинова
4 слайд
Акценты в образовании
Модель 4К:
К оммуникабельность
Умение работать в
к оманде
Развитие
к ритического
мышления
Развитие
к реативности
4 слайд
Акценты в образовании Модель 4К: К оммуникабельность Умение работать в к оманде Развитие к ритического мышления Развитие к реативности
5 слайд
Технология развития критического
мышления
•
Пробуждение имеющихся знаний
•
Итог – постановка целей учебной
деятельности.Стадия
вызова
•
Рождение нового знания
•
Становление опыта
•
Развитие личностиСтадия
осмысления
•
сознание своего "я", своего опыта,
собственных действий и действий
других учащихся , учителяРефлексия
5 слайд
Технология развития критического мышления • Пробуждение имеющихся знаний • Итог – постановка целей учебной деятельности.Стадия вызова • Рождение нового знания • Становление опыта • Развитие личностиСтадия осмысления • сознание своего "я", своего опыта, собственных действий и действий других учащихся , учителяРефлексия
6 слайд
Вычеркните семь слов (математических терминов), расставьте
пробелы по смыслу.
«Буквенные ленты» (улучшение скорости мышления)ОБКВАДРАТМЕНЪОПЫТКРУГОМЪПОЪВНЕТРЕУГОЛЬНИК
ДРЕНИЮЪПРИЕКАТЕТМОВРАЗВИТТЕОРЕМАИЯЪКРЕАПЕР
ИМЕТРТИВНОГОМЫШУРАВНЕНИЕЛЕНИЯ
ОБ КВАДРАТ МЕНЪОПЫТ КРУГ ОМЪПОЪВНЕ ТРЕУГОЛЬНИК
ДРЕНИЮЪПРИЕ КАТЕТ МОВРАЗВИТ ТЕОРЕМА ИЯЪКРЕА ПЕР
ИМЕТР ТИВНОГОМЫШ УРАВНЕНИЕ ЛЕНИЯЕсли у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы
поменяемся ими,
то у нас останется по яблоку.
Но если у вас есть идея и у меня есть идея,
и мы поменяемся ими, — у нас будет по две идеи.
Джордж Бернард Шоу Постановка цели
6 слайд
Вычеркните семь слов (математических терминов), расставьте пробелы по смыслу. «Буквенные ленты» (улучшение скорости мышления)ОБКВАДРАТМЕНЪОПЫТКРУГОМЪПОЪВНЕТРЕУГОЛЬНИК ДРЕНИЮЪПРИЕКАТЕТМОВРАЗВИТТЕОРЕМАИЯЪКРЕАПЕР ИМЕТРТИВНОГОМЫШУРАВНЕНИЕЛЕНИЯ ОБ КВАДРАТ МЕНЪОПЫТ КРУГ ОМЪПОЪВНЕ ТРЕУГОЛЬНИК ДРЕНИЮЪПРИЕ КАТЕТ МОВРАЗВИТ ТЕОРЕМА ИЯЪКРЕА ПЕР ИМЕТР ТИВНОГОМЫШ УРАВНЕНИЕ ЛЕНИЯЕсли у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы поменяемся ими, то у нас останется по яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы поменяемся ими, — у нас будет по две идеи. Джордж Бернард Шоу Постановка цели
7 слайд
«Понятийное колесо»
Задание. Назовите ассоциации, связанные с ключевым понятием.
«Понятийное колесо» (позволяет «вытащить на свет» уже имеющиеся по данной
теме знания) Креативное
мышление
7 слайд
«Понятийное колесо» Задание. Назовите ассоциации, связанные с ключевым понятием. «Понятийное колесо» (позволяет «вытащить на свет» уже имеющиеся по данной теме знания) Креативное мышление
8 слайд
Креативное
мышление
–
творческое
мышление Способность
порождать
нечто новое
Воображение
(ассоциации)
Оригинальность
идейНаходить
уникальные
решенияДумать
независимо
и гибко
8 слайд
Креативное мышление – творческое мышление Способность порождать нечто новое Воображение (ассоциации) Оригинальность идейНаходить уникальные решенияДумать независимо и гибко
9 слайд
- способность нестандартно
стоящие перед ним задачи и находить новые,
более эффективные
своих .
«Рассыпанная фраза» (активизация мышления)
9 слайд
- способность нестандартно стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные своих . «Рассыпанная фраза» (активизация мышления)
10 слайд
«Word Search» или «Облако слов» -
словесный пазл
«Облако слов» - способ визуализации текстовой информацииВыход на тему урока
Целеполагание
На этапе актуализации
знаний
Восстановление
определения или
термина
Карточки –тренажеры
Систематизация знаний
Домашнее задание….. В какой форме могли бы ещё
использовать данный прием?
10 слайд
«Word Search» или «Облако слов» - словесный пазл «Облако слов» - способ визуализации текстовой информацииВыход на тему урока Целеполагание На этапе актуализации знаний Восстановление определения или термина Карточки –тренажеры Систематизация знаний Домашнее задание….. В какой форме могли бы ещё использовать данный прием?
11 слайд
«Рассыпанная фраза» Актуализация знаний
Креативность – это способность
создавать и находить
новые оригинальные идеи,
отклоняясь от принятых схем мышления,
успешно решать задачи
нестандартным путем.
11 слайд
«Рассыпанная фраза» Актуализация знаний Креативность – это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления, успешно решать задачи нестандартным путем.
12 слайд
«Перевертыши»
Мотивация
В каждом есть солнце.
Дайте ему взойти. У всех нет луны.
Заберите ее погибнуть.
12 слайд
«Перевертыши» Мотивация В каждом есть солнце. Дайте ему взойти. У всех нет луны. Заберите ее погибнуть.
13 слайд
Стадия вызова (10 мин )
Пробуждение имеющихся знаний
Итог – постановка целей учебной деятельности.
Создание положительного
психологического настроя
Стихосложение
Собери пазл
« Kz - En - Ru »
Ребус
13 слайд
Стадия вызова (10 мин ) Пробуждение имеющихся знаний Итог – постановка целей учебной деятельности. Создание положительного психологического настроя Стихосложение Собери пазл « Kz - En - Ru » Ребус
14 слайд
Актуализация имеющихся знаний
-………., что такое? –
спросил я у папы.
Отец рассмеялся :
—………… ., это шляпа.
Чтобы иметь представление
верное,
…….., скажем так, это банка
консер вная
на
английском
языке на
казахском
языке на русском
языке
forming құрылатын образующая
h eight биіктігі высота
rotation axis айналуосі ось
вращения
surface беті сечение
section қима ………… ..
14 слайд
Актуализация имеющихся знаний -………., что такое? – спросил я у папы. Отец рассмеялся : —………… ., это шляпа. Чтобы иметь представление верное, …….., скажем так, это банка консер вная на английском языке на казахском языке на русском языке forming құрылатын образующая h eight биіктігі высота rotation axis айналуосі ось вращения surface беті сечение section қима ………… ..
15 слайд
«Солнце -Туча» Рефлексия эмоционального состояния
Вы радостны и
вам интересно работать Вы грустны и
вам не интересно работать
15 слайд
«Солнце -Туча» Рефлексия эмоционального состояния Вы радостны и вам интересно работать Вы грустны и вам не интересно работать
16 слайд
Стадия осмысления-
состоит
•
Рождение нового знания
•
Становление опыта
•
Развитие личности используются
•
Слоговицы
•
Облако слов
•
Кроссенс
•
Трио
•
Я-конструктор
•
Я-архитектор
•
Я- рекламный агент
16 слайд
Стадия осмысления- состоит • Рождение нового знания • Становление опыта • Развитие личности используются • Слоговицы • Облако слов • Кроссенс • Трио • Я-конструктор • Я-архитектор • Я- рекламный агент
17 слайд
Формулирование проблемы
Слоговицы
КАША-КАЗАХ-КЫРГИЗСТАН-ОЦИФРОВКА-
ШАРЫ
1-2-3, 2-2
МЕДФАК-ФРУКТЫ-МОДА-ПРИДЕРЖИВАНИЕ-
ОБУЧЕНИЕ-АКТУАЛИЗАЦИЯ
2-2, 1-2-4-5-6-7 Казахстан, цифры
факты, модернизация
1.забор, дама, чаща.
2.ребус, шедевр, низина, еда
3.ура, внезапность, понимание
4.волнение, равно, венгер, ствол
Ответ: задача, решение, уравнение, неравенство
17 слайд
Формулирование проблемы Слоговицы КАША-КАЗАХ-КЫРГИЗСТАН-ОЦИФРОВКА- ШАРЫ 1-2-3, 2-2 МЕДФАК-ФРУКТЫ-МОДА-ПРИДЕРЖИВАНИЕ- ОБУЧЕНИЕ-АКТУАЛИЗАЦИЯ 2-2, 1-2-4-5-6-7 Казахстан, цифры факты, модернизация 1.забор, дама, чаща. 2.ребус, шедевр, низина, еда 3.ура, внезапность, понимание 4.волнение, равно, венгер, ствол Ответ: задача, решение, уравнение, неравенство
18 слайд
«Кроссенс» - ассоциативная головоломка
нового поколения
«Кроссенс» - развитие творческого мышления, нетрадиционная форма проверки знанийНайдите ассоциативную связь между соседними картинками и определите
ключевое понятие кроссенса.
18 слайд
«Кроссенс» - ассоциативная головоломка нового поколения «Кроссенс» - развитие творческого мышления, нетрадиционная форма проверки знанийНайдите ассоциативную связь между соседними картинками и определите ключевое понятие кроссенса.
19 слайд
Задания, построенные на основе
таксономии Блума«Я – путешественник»
Балхаш
Кочки на болотеУзнайте, что в переводе на русский обозначает слово «…», передвигаясь по прямой согласно
следующему алгоритму: одно деление – один шаг, цифры обозначают количество шагов, а
стрелки обозначают направление движения (→ вправо, ←влево). Начало в точке, обозначенной
двенадцатой буквой алфавита.
Алгоритм: 3←,2→,1→,3→,2 ←, 4→, 3←,5←,7→, 7←,1→,8→Назовите озеро, если количество букв в названии соответствует значению
выражения .
А) озеро Иссык Б) озеро Маркаколь
В) озеро Балхаш Г) озеро Боровое
19 слайд
Задания, построенные на основе таксономии Блума«Я – путешественник» Балхаш Кочки на болотеУзнайте, что в переводе на русский обозначает слово «…», передвигаясь по прямой согласно следующему алгоритму: одно деление – один шаг, цифры обозначают количество шагов, а стрелки обозначают направление движения (→ вправо, ←влево). Начало в точке, обозначенной двенадцатой буквой алфавита. Алгоритм: 3←,2→,1→,3→,2 ←, 4→, 3←,5←,7→, 7←,1→,8→Назовите озеро, если количество букв в названии соответствует значению выражения . А) озеро Иссык Б) озеро Маркаколь В) озеро Балхаш Г) озеро Боровое
20 слайд
Задания, построенные на основе
таксономии Блума«Я - исследователь»
ҰзынаралОзеро Балхаш лежит на высоте примерно 340 м над уровнем моря и имеет форму
полумесяца . Узким проливом озеро разделено на две части. Удивительным
является тот факт, что вода в этих двух частях отличается по химическому
составу. В западной части пролива озерная вода практически пресная, а в
восточной – соленая. Название пролива зашифровано. Укажите, какое правило
шифрования использовано и расшифруй название пролива.
20 слайд
Задания, построенные на основе таксономии Блума«Я - исследователь» ҰзынаралОзеро Балхаш лежит на высоте примерно 340 м над уровнем моря и имеет форму полумесяца . Узким проливом озеро разделено на две части. Удивительным является тот факт, что вода в этих двух частях отличается по химическому составу. В западной части пролива озерная вода практически пресная, а в восточной – соленая. Название пролива зашифровано. Укажите, какое правило шифрования использовано и расшифруй название пролива.
21 слайд
Задания, построенные на основе
таксономии Блума
«Я – архитектор»
Дворец мира и
согласия Байтерек
Хан-ШатырР
А
Ф
Т Синтез (производить что-то
собственное, опираясь на данные ;
навык мышления высокого уровня)
Прием РАФТ
Р – роль
А – акцент на особенность
Ф – форма
Т – тема
21 слайд
Задания, построенные на основе таксономии Блума «Я – архитектор» Дворец мира и согласия Байтерек Хан-ШатырР А Ф Т Синтез (производить что-то собственное, опираясь на данные ; навык мышления высокого уровня) Прием РАФТ Р – роль А – акцент на особенность Ф – форма Т – тема
22 слайд
Задания, построенные на основе
таксономии Блума
«Я – архитектор»
Т – тезис (Я считаю…)
А – аргументация (Так как…)
Н – наглядность (Например,…)
К – кольцевание (Таким образом,…)
22 слайд
Задания, построенные на основе таксономии Блума «Я – архитектор» Т – тезис (Я считаю…) А – аргументация (Так как…) Н – наглядность (Например,…) К – кольцевание (Таким образом,…)
23 слайд
Т : я считаю, что актуальность использования ТРКМ –
очевидна. А кейс-копилка по развитию креативного
мышления, может стать некой точкой опоры,
А : так как, каждый из приемов активизирует познавательную
деятельность, повышает мотивацию ,а их применение
способствует развитию логического, образного,
ассоциативного мышления, воображения - проявлению
креативности.
Н : например, 9 элементов «Кроссенса» нацелены на развитие
способности мыслить логически, оперируя понятиями, и
способность мыслить критически, что необходимо не
только в учебе, но и в жизни.
К : таким образом, используя эффективные приемы ТРКМ, мы
решаем главную задачу, которую поставил перед
образованием глава государства. «Наша задача — сделать образование центральным звеном новой модели
экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие
способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска
информации».
Н.А.Назарбаев
« ТАНК » – развитие навыков аргументации
23 слайд
Т : я считаю, что актуальность использования ТРКМ – очевидна. А кейс-копилка по развитию креативного мышления, может стать некой точкой опоры, А : так как, каждый из приемов активизирует познавательную деятельность, повышает мотивацию ,а их применение способствует развитию логического, образного, ассоциативного мышления, воображения - проявлению креативности. Н : например, 9 элементов «Кроссенса» нацелены на развитие способности мыслить логически, оперируя понятиями, и способность мыслить критически, что необходимо не только в учебе, но и в жизни. К : таким образом, используя эффективные приемы ТРКМ, мы решаем главную задачу, которую поставил перед образованием глава государства. «Наша задача — сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации». Н.А.Назарбаев « ТАНК » – развитие навыков аргументации
24 слайд
Практическая работа с моделью цилиндра «Я-
Конструктор »
Практическая работа с моделью цилиндра
«Конструкторы»
Выполните указанные действия по алгоритму:
1. Открепите основания цилиндра
2. Разрежьте боковую поверхность цилиндра
по одной из образующих и ответьте на
следующие вопросы:
a) Что из себя представляет развертка боковой
поверхности цилиндра?
b) Чем являются стороны этой развертки для
цилиндра.
c) Чему равна площадь этой развертки
цилиндра
d) Изобразите развертку полной поверхности
цилиндра.
e) Как изменилась формула для нахождения
полной поверхности цилиндра
Выводы внесите в таблицу развертка фигура формула
площадь
боковой
поверхнос
ти
Площадь
полной
поверхнос
ти
24 слайд
Практическая работа с моделью цилиндра «Я- Конструктор » Практическая работа с моделью цилиндра «Конструкторы» Выполните указанные действия по алгоритму: 1. Открепите основания цилиндра 2. Разрежьте боковую поверхность цилиндра по одной из образующих и ответьте на следующие вопросы: a) Что из себя представляет развертка боковой поверхности цилиндра? b) Чем являются стороны этой развертки для цилиндра. c) Чему равна площадь этой развертки цилиндра d) Изобразите развертку полной поверхности цилиндра. e) Как изменилась формула для нахождения полной поверхности цилиндра Выводы внесите в таблицу развертка фигура формула площадь боковой поверхнос ти Площадь полной поверхнос ти
25 слайд
Решение прикладных задач
Из куска ткани необходимо сшить головной убор для повара. Хватит
ли нам для изготовления изделия куска прямоугольной формы, если
его длина 80см, а ширина – 30см (размер головы – 54, а высота
изделия – 25см)?
Изготовьте поварскую шапочку из сподручных средств и про рекламируйте
ее особенности, рассчитав затраченные материалы для ее изготовления.
Время выступление-1мин.
Дескрипторы:
творчество;
артистизм;
дизайн;
регламент;
Правильность расчётов;
анализ полученных данных для решения проблемной ситуации;
25 слайд
Решение прикладных задач Из куска ткани необходимо сшить головной убор для повара. Хватит ли нам для изготовления изделия куска прямоугольной формы, если его длина 80см, а ширина – 30см (размер головы – 54, а высота изделия – 25см)? Изготовьте поварскую шапочку из сподручных средств и про рекламируйте ее особенности, рассчитав затраченные материалы для ее изготовления. Время выступление-1мин. Дескрипторы: творчество; артистизм; дизайн; регламент; Правильность расчётов; анализ полученных данных для решения проблемной ситуации;
26 слайд
I. Рефлексия содержания
учебного материал а
II. Рефлексия настроения и
эмоционального состояния
III. Рефлексия деятельности •
«Чемодан, мясорубка, корзина»
•
С помощью фразеологизмов
•
"В ресторане"
•
«Пейзаж»
•
«Острова»
•
"Три М"
•
Прием «Цветные поля»
•
Карта самоуправления
•
Таблица фиксации
знаний
26 слайд
I. Рефлексия содержания учебного материал а II. Рефлексия настроения и эмоционального состояния III. Рефлексия деятельности • «Чемодан, мясорубка, корзина» • С помощью фразеологизмов • "В ресторане" • «Пейзаж» • «Острова» • "Три М" • Прием «Цветные поля» • Карта самоуправления • Таблица фиксации знаний
27 слайд
Рефлексия деятельности
Палитра новых возможностей
27 слайд
Рефлексия деятельности Палитра новых возможностей
28 слайд
Рефлексия (6мин)
Р ефлексия
содержания
учебного
материал а Рефлексия
настроения и
эмоционально
го состояния Рефлексия
деятельности
28 слайд
Рефлексия (6мин) Р ефлексия содержания учебного материал а Рефлексия настроения и эмоционально го состояния Рефлексия деятельности
29 слайд
•
Ответы на вопросы.
•
Что новое вы узнали на
уроке?
•
Достигли ли мы цели
урока?
•
Все ли задачи
выполнили?
•
Можете ли вы
объяснить решение
данных задач
однокласснику,
пропустившему урок
сегодня?
29 слайд
• Ответы на вопросы. • Что новое вы узнали на уроке? • Достигли ли мы цели урока? • Все ли задачи выполнили? • Можете ли вы объяснить решение данных задач однокласснику, пропустившему урок сегодня?
30 слайд
К арта самоанализа учашегося
№
п/п Основные навыки Урок
№ 1 Урок
№ 2 Диагно
стика
№1 Урок
№ 3 Урок №4 Диагно
стика
№ 2
1. Определение логарифма
2. Основное логарифмическое
тождество
3. Логарифм от 1 по основанию а
4. Логарифм от а по основанию а
5. Сумма логарифмов
6. Разность логарифмов
7. Логарифм от степени
8 Формула перехода к новому
основанию
9. Следствия из формулы перехода к
новому основанию
10. Вывод: Готов ли я к разноуровневой контрольной Красный цвет- нуждаюсь в помощи,
дополнительной консультации;
Желтый цвет- необходимо повторить
теорию;
Оранжевый цвет- немного сомневаюсь
в своих знаниях;
Зеленый цвет- уверен в своих силах,
могу самостоятельно применить
теорию и практику;
Синий цвет -справлюсь с творческими,
нестандартными заданиями
30 слайд
К арта самоанализа учашегося № п/п Основные навыки Урок № 1 Урок № 2 Диагно стика №1 Урок № 3 Урок №4 Диагно стика № 2 1. Определение логарифма 2. Основное логарифмическое тождество 3. Логарифм от 1 по основанию а 4. Логарифм от а по основанию а 5. Сумма логарифмов 6. Разность логарифмов 7. Логарифм от степени 8 Формула перехода к новому основанию 9. Следствия из формулы перехода к новому основанию 10. Вывод: Готов ли я к разноуровневой контрольной Красный цвет- нуждаюсь в помощи, дополнительной консультации; Желтый цвет- необходимо повторить теорию; Оранжевый цвет- немного сомневаюсь в своих знаниях; Зеленый цвет- уверен в своих силах, могу самостоятельно применить теорию и практику; Синий цвет -справлюсь с творческими, нестандартными заданиями
31 слайд
Удачной Вам профессиональной деятельности,
любознательных
и благодарных учащихся! Спасибо за внимание!
31 слайд
Удачной Вам профессиональной деятельности, любознательных и благодарных учащихся! Спасибо за внимание!
32 слайд
Спасибо за внимание
32 слайд
Спасибо за внимание