Дополнение 11 класс
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Двадцать четвертое
ноября
Второстепенные
члены предложения
Дополнение
1 слайд
Двадцать четвертое ноября Второстепенные члены предложения Дополнение
2 слайд
Дополнение
Обстоятельство Определение
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Папа читает
газету.
Утром я проснулся и
пошёл в школу. Белые, золотые, синие
качаются над головой
цветы
2 слайд
Дополнение Обстоятельство Определение ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Папа читает газету. Утром я проснулся и пошёл в школу. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы
3 слайд
Дополнение
Прямое Косвенное
3 слайд
Дополнение Прямое Косвенное
4 слайд
Прямые дополнения выражаются:
1) Формой винительного падежа
без предлога
Он достроил дом.
2) Формой родительного падежа
при глаголе с отрицательной
частице.
Он не достроил дома.
Косвенные дополнения
выражаются всеми остальными
падежами.
Даже о плохих людях надо
писать хорошие рассказы.
4 слайд
Прямые дополнения выражаются: 1) Формой винительного падежа без предлога Он достроил дом. 2) Формой родительного падежа при глаголе с отрицательной частице. Он не достроил дома. Косвенные дополнения выражаются всеми остальными падежами. Даже о плохих людях надо писать хорошие рассказы.
5 слайд
Вопросы косвенных падежей:
Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чём?
5 слайд
Вопросы косвенных падежей: Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?
6 слайд
Прямые дополнения
Относятся к
переходным
глаголам
и выражаются
существительным
Выражено формой В. П
без предлога: варю
(что?) суп, пишу(что?)
письмо;
Форма Р.п. без предлога,
если
- обозначает часть
предмета: налил чаю,
купил хлеба;
Переходный глагол с
отрицанием не: не надел
куртки, не принес книг,
не забыл задания. Косвенные дополнения
Относятся к переходным
глаголам
и выражаются
существительным
Все остальные дополнения, если есть
предлоги: Я к вам пишу.
- возвратный суффикс -ся-;
Косвенные падежи
Играть в пьесе, улыбаться ему.
6 слайд
Прямые дополнения Относятся к переходным глаголам и выражаются существительным Выражено формой В. П без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо; Форма Р.п. без предлога, если - обозначает часть предмета: налил чаю, купил хлеба; Переходный глагол с отрицанием не: не надел куртки, не принес книг, не забыл задания. Косвенные дополнения Относятся к переходным глаголам и выражаются существительным Все остальные дополнения, если есть предлоги: Я к вам пишу. - возвратный суффикс -ся-; Косвенные падежи Играть в пьесе, улыбаться ему.
7 слайд
Вариативные конструкции.
Помни!Подобрать существительные к данным
словам. Устная работа Обозначить
прямые дополнения.
Вера ( во что?)
Одеть ( кого? что?)
Рецензия ( на что- либо)
Заплатить ( за что?) за Уверенность ( в чем?) в
Надеть ( что- нибудь, )
Отзыв ( о чем- либо)
Оплатить ( что?)
7 слайд
Вариативные конструкции. Помни!Подобрать существительные к данным словам. Устная работа Обозначить прямые дополнения. Вера ( во что?) Одеть ( кого? что?) Рецензия ( на что- либо) Заплатить ( за что?) за Уверенность ( в чем?) в Надеть ( что- нибудь, ) Отзыв ( о чем- либо) Оплатить ( что?)
8 слайд
Восемь не делится на пять без
остатка.
Солнце заслонило облако.
Проводник попросил
провожающих выйти из вагона.
На льду мы увидели нескольких
рыбаков
Ему приказали вернуться
Я прошу тебя не вешать нос
8 слайд
Восемь не делится на пять без остатка. Солнце заслонило облако. Проводник попросил провожающих выйти из вагона. На льду мы увидели нескольких рыбаков Ему приказали вернуться Я прошу тебя не вешать нос
9 слайд
1. Моя бабушка любит собирать
лекарственные растения. 2. Моя
искренность поразила Пугачева.
3. Дай мне, пожалуйста, молока.
4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5.
Сказали, в течение дня не будет
воды. 6. Я не люблю шуток твоих.
7. Чтобы достичь цели, надо много
трудиться. 8. Больной лишился сна.
9. Многие композиторы отдали
музыке всю свою жизнь. 10. Я
никому не позволю себя
обманывать. 11.Олово плавим,
машинами правим. 12. Старик
ловил неводом рыбу. 13. Из газет и
старых журналов я узнавал о жизни
других городов, других народов.
14.Без музыки и песен не проходит
ни один праздник. 15.Я ездила в
город с подругой. 16. Дулат
хорошо играет в шахматы.
9 слайд
1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.
10 слайд
О трёх золотых куклах
Один падишах послал соседнему султану в подарок золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые
и с виду и по размерам, и по весу; однако падишах велел передать, что цены у них у них разные: одна
кукла дешевле, другая дороже, третья ещё дороже, и просил сказать, почему это так.
Придворные осмотрели все три куклы и нашли, что никакой разницы между ними нет.
Вскоре слухи об этом подарке распространились по всему городу; о куклах узнал и стар и млад. Но
никто не мог сказать, почему же этим куклам разная цена.
И вот один бедный юноша , которого посадили в тюрьму за какой-то ничтожный проступок, попросил
передать султану, что если ему позволят осмотреть кукол, то он, по милости аллаха и государя, узнает,
какое между ними различие. «А если я окажусь прав,- говорил он,- пусть меня выпустят из тюрьмы».
Султан велел доставить юношу во дворец. Принесли кукол и поставили перед ними.
Юноша осмотрел их и заметил, что у всех трёх в ушах просверлены дырочки.
Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у неё изо рта. Потом
сунул стебелёк в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у неё из другого уха. Наконец, он сунул
стебелёк в ухо третьей кукле, и весь стебелёк остался у неё в животе.
Тогда юноша доложил:
- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кому стоит что-то
услышать, как он сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. На такого человека положиться
нельзя. Потому-то цена этой кукле невелика. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо
влетают, из другого вылетают. Этот человек беззаботный, он чужим речам не внимает и советов не
слушает. А третья кукла походит на человека, который что не услышит , то словно проглотит. Этот
человек достойный доверия, положительный, степенный. А потому цена этой кукле самая высокая.
Выслушал его султан и обрадовался. И весь его двор хвалил юношу. А юношу выпустил из тюрьмы и
приблизил к себе.
(Индийская сказка)
10 слайд
О трёх золотых куклах Один падишах послал соседнему султану в подарок золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду и по размерам, и по весу; однако падишах велел передать, что цены у них у них разные: одна кукла дешевле, другая дороже, третья ещё дороже, и просил сказать, почему это так. Придворные осмотрели все три куклы и нашли, что никакой разницы между ними нет. Вскоре слухи об этом подарке распространились по всему городу; о куклах узнал и стар и млад. Но никто не мог сказать, почему же этим куклам разная цена. И вот один бедный юноша , которого посадили в тюрьму за какой-то ничтожный проступок, попросил передать султану, что если ему позволят осмотреть кукол, то он, по милости аллаха и государя, узнает, какое между ними различие. «А если я окажусь прав,- говорил он,- пусть меня выпустят из тюрьмы». Султан велел доставить юношу во дворец. Принесли кукол и поставили перед ними. Юноша осмотрел их и заметил, что у всех трёх в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у неё изо рта. Потом сунул стебелёк в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у неё из другого уха. Наконец, он сунул стебелёк в ухо третьей кукле, и весь стебелёк остался у неё в животе. Тогда юноша доложил: - Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кому стоит что-то услышать, как он сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. На такого человека положиться нельзя. Потому-то цена этой кукле невелика. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, из другого вылетают. Этот человек беззаботный, он чужим речам не внимает и советов не слушает. А третья кукла походит на человека, который что не услышит , то словно проглотит. Этот человек достойный доверия, положительный, степенный. А потому цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан и обрадовался. И весь его двор хвалил юношу. А юношу выпустил из тюрьмы и приблизил к себе. (Индийская сказка)
11 слайд
І уровень
Разгадал загадку
А) юноша
В)султан
С) падишах
Д) слуги
Е)куклы
11 слайд
І уровень Разгадал загадку А) юноша В)султан С) падишах Д) слуги Е)куклы
12 слайд
ІІ уровень
Отличительное свойство кукол друг от друга
А)цена
В) материал
С)размер
Д) вид
Е) вес
12 слайд
ІІ уровень Отличительное свойство кукол друг от друга А)цена В) материал С)размер Д) вид Е) вес
13 слайд
ІІІ уровень
Основная мысль сказки заключено в утверждении:
А) Куклы сходны с людьми
В) Золотые куклы-дорогой подарок
С) Умный человек найдет выход из любой ситуации
Д) Человек, впитывающий знания, достоин уважения
Е) Подарок –это знак уважения
13 слайд
ІІІ уровень Основная мысль сказки заключено в утверждении: А) Куклы сходны с людьми В) Золотые куклы-дорогой подарок С) Умный человек найдет выход из любой ситуации Д) Человек, впитывающий знания, достоин уважения Е) Подарок –это знак уважения
14 слайд
14 слайд