Формирование читательской грамотности
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
1 слайд
2 слайд
Работа с текстом
2 слайд
Работа с текстом
3 слайд
НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ
:
РАБОТЫ
Лист бумаги, ручка и
карандаш
Вы меня слышите?
Вы меня видите?
3 слайд
НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ : РАБОТЫ Лист бумаги, ручка и карандаш Вы меня слышите? Вы меня видите?
4 слайд
Почему важно научить
обучающихся работать с
текстом?
Как вы думаете, почему по
читательской грамотности у
учащихся низкие показатели?
4 слайд
Почему важно научить обучающихся работать с текстом? Как вы думаете, почему по читательской грамотности у учащихся низкие показатели?
5 слайд
PISA (Programme for International Student Assessment) – это программа международного исследования образовательных
достижений обучающихся. Началом программы можно считать 2000 год. Исследование проводится циклично каждые три
года, в каждом цикле определяется приоритетное направление по читательской (2000, 2009, 2018), математической (2003,
2012) и естественнонаучной грамотности (2006, 2015).
https://cabar.asia/ru/
5 слайд
PISA (Programme for International Student Assessment) – это программа международного исследования образовательных достижений обучающихся. Началом программы можно считать 2000 год. Исследование проводится циклично каждые три года, в каждом цикле определяется приоритетное направление по читательской (2000, 2009, 2018), математической (2003, 2012) и естественнонаучной грамотности (2006, 2015). https://cabar.asia/ru/
6 слайд
36%
77% ОЭСР
6 слайд
36% 77% ОЭСР
7 слайд
7 слайд
8 слайд
ЧТО ГОВОРЯТ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ОБ ОБУЧЕНИИ НАВЫКУ ЧТЕНИЯ...
Л. Выготский говорил, что «чтение – это технология интеллектуального развития,
способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных
проблем».
Венден (1985) подтверждает, что стратегии чтения позволяют учащимся взять на себя
ответственность за собственное обучение, и, таким образом, решить проблемы
самообразования.
Карелл (1998) утверждает, что для учащихся важно не только знать стратегии чтения, но
и уметь выбрать соответствующую и эффективную стратегию. Конечная цель для
читающего – умение определять и использовать соответствующие стратегии чтения
самостоятельно. Учитель способствует этому путем четкого введения активных
стратегий чтения и их последовательного использования в процессе обучения.
Камбурн (1988) предполагает, что следует проявлять осторожность при выборе не только
уровня текста, но и содержания, так как учащиеся, скорее всего, будут активно работать
с ним, если он актуален, интересен или значим для них.
8 слайд
ЧТО ГОВОРЯТ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ОБ ОБУЧЕНИИ НАВЫКУ ЧТЕНИЯ... Л. Выготский говорил, что «чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем». Венден (1985) подтверждает, что стратегии чтения позволяют учащимся взять на себя ответственность за собственное обучение, и, таким образом, решить проблемы самообразования. Карелл (1998) утверждает, что для учащихся важно не только знать стратегии чтения, но и уметь выбрать соответствующую и эффективную стратегию. Конечная цель для читающего – умение определять и использовать соответствующие стратегии чтения самостоятельно. Учитель способствует этому путем четкого введения активных стратегий чтения и их последовательного использования в процессе обучения. Камбурн (1988) предполагает, что следует проявлять осторожность при выборе не только уровня текста, но и содержания, так как учащиеся, скорее всего, будут активно работать с ним, если он актуален, интересен или значим для них.
9 слайд
Что такое текст?
Текст,
как основная дидактическая единица урока, позволяет решить
две задачи:
увидеть использование изученных
грамматических правил;
на основе содержания текста строить
собственные устные и письменные
высказывания.
9 слайд
Что такое текст? Текст, как основная дидактическая единица урока, позволяет решить две задачи: увидеть использование изученных грамматических правил; на основе содержания текста строить собственные устные и письменные высказывания.
10 слайд
Планирование заданий для чтения
Перед созданием какого-либо задания учителя должны учитывать его цель и ожидаемый результат,
например, «Обучаете ли вы навыкам чтения или тестируете их?» «Обучаете ли вы способности к
восприятию или стратегии развития? Это создаст основу для соответствующего задания, которое развивает
навыки учащихся.
При выборе текста для чтения учителя должны удостовериться, что они выбирают материалы,
которые подходят для их учащихся, учитывая следующее:
содержание, подумайте, подходит ли предмет изучения по возрасту и опыту ваших учащихся;
развитие словарного запаса , подумайте, доступен ли язык для понимания ваших учащихся при
обеспечении соответствующего уровня сложности. Текст, представляющий некоторые новые слова в
дополнение к тем, которые они уже знают, будет расширять словарный запас ваших учащихся;
организация , хронологические тексты легче для прослеживания события. Нелогично
организованный текст сделает содержание менее восприимчивым, и по этой причине он может не
подойти в случае, если учащиеся не знакомы с содержанием и словарным запасом, охватываемом в
тексте;
визуальное сопровождение , изображения, рисунки, портреты и диаграммы предоставляют
визуальный контекст для неизвестного словарного запаса.
актуальность, учащиеся помладше могут рассматривать короткие тексты с высоким уровнем
актуальности как простые тексты для обработки, в то время как учащиеся постарше извлекут пользу из
длинных текстов, которые содержат несущественный материал. Это позволит учащимся разработать
свои стратегии чтения для различения актуальной и неактуальной информации.ЧТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ТЕКСТА?
10 слайд
Планирование заданий для чтения Перед созданием какого-либо задания учителя должны учитывать его цель и ожидаемый результат, например, «Обучаете ли вы навыкам чтения или тестируете их?» «Обучаете ли вы способности к восприятию или стратегии развития? Это создаст основу для соответствующего задания, которое развивает навыки учащихся. При выборе текста для чтения учителя должны удостовериться, что они выбирают материалы, которые подходят для их учащихся, учитывая следующее: содержание, подумайте, подходит ли предмет изучения по возрасту и опыту ваших учащихся; развитие словарного запаса , подумайте, доступен ли язык для понимания ваших учащихся при обеспечении соответствующего уровня сложности. Текст, представляющий некоторые новые слова в дополнение к тем, которые они уже знают, будет расширять словарный запас ваших учащихся; организация , хронологические тексты легче для прослеживания события. Нелогично организованный текст сделает содержание менее восприимчивым, и по этой причине он может не подойти в случае, если учащиеся не знакомы с содержанием и словарным запасом, охватываемом в тексте; визуальное сопровождение , изображения, рисунки, портреты и диаграммы предоставляют визуальный контекст для неизвестного словарного запаса. актуальность, учащиеся помладше могут рассматривать короткие тексты с высоким уровнем актуальности как простые тексты для обработки, в то время как учащиеся постарше извлекут пользу из длинных текстов, которые содержат несущественный материал. Это позволит учащимся разработать свои стратегии чтения для различения актуальной и неактуальной информации.ЧТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ТЕКСТА?
11 слайд
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ТЕКСТАМ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Воспитательная ценность текстов, их
нравственный потенциал
Познавательная ценность текстов и научность их
содержания.
Соответствие содержания текстов возрасту и
интересам учащихся .
Правильность соотношения нового и известного.
Мера доступности текстов .
Планомерное нарастание объема текста .
11 слайд
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ТЕКСТАМ ДЛЯ ЧТЕНИЯ Воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал Познавательная ценность текстов и научность их содержания. Соответствие содержания текстов возрасту и интересам учащихся . Правильность соотношения нового и известного. Мера доступности текстов . Планомерное нарастание объема текста .
12 слайд
designed by tinyPPT.comPISA
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
ТЕКСТН
ау
ч
н
ы
е
т
е
к
с
т
ы
Х
у
д
о
ж
е
с
т
в
е
н
н
а
я
л
и
т
е
р
а
т
у
р
а
Т
а
б
л
и
ц
ы
Г
р
а
ф
и
к
и
Д
и
а
гр
а
м
м
ы
И
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
ы
е
м
а
т
е
р
и
а
л
ы
12 слайд
designed by tinyPPT.comPISA ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ТЕКСТН ау ч н ы е т е к с т ы Х у д о ж е с т в е н н а я л и т е р а т у р а Т а б л и ц ы Г р а ф и к и Д и а гр а м м ы И н ф о р м а ц и о н н ы е м а т е р и а л ы
13 слайд
Типы текстов
Сплошные
тексты Несплошные
тексты
Смешанные
тексты Составные
текстысплошные +
несплошные текстыописание,повествован
ие, объяснение,
инструкция,
аргументация таблицы, графики,
диаграммы, списки,
карты, объявления
Несколько текстов
13 слайд
Типы текстов Сплошные тексты Несплошные тексты Смешанные тексты Составные текстысплошные + несплошные текстыописание,повествован ие, объяснение, инструкция, аргументация таблицы, графики, диаграммы, списки, карты, объявления Несколько текстов
14 слайд
СПЛОШНОЙ ТЕКСТ
Из сборников заданий по формативному оцениванию 7,8 кл .
14 слайд
СПЛОШНОЙ ТЕКСТ Из сборников заданий по формативному оцениванию 7,8 кл .
15 слайд
НЕСПЛОШНОЙ ТЕКСТ
15 слайд
НЕСПЛОШНОЙ ТЕКСТ
16 слайд
СМЕШАННЫЙ ТЕКСТ
https://cabar.asia/ru/pochemu-kazahstanskie-shkolniki-provalili-mezhdunarodnyj-
ekzamen-pisa#
16 слайд
СМЕШАННЫЙ ТЕКСТ https://cabar.asia/ru/pochemu-kazahstanskie-shkolniki-provalili-mezhdunarodnyj- ekzamen-pisa#
17 слайд
СОСТАВНОЙ ТЕКСТ
17 слайд
СОСТАВНОЙ ТЕКСТ
18 слайд
Аутентичный текст
АутентиD чный текст (др. -греч. αὐθεντικός — подлинный)
К аутентичным материалам авторы относят личные письма, анекдоты, статьи, отрывки из
дневников подростков, рекламу, кулинарные рецепты, сказки, интервью, научно-популярные и
страноведческие тексты. Они подчеркивают также важность сохранения аутентичности жанра и то, что
жанрово-композиционное разнообразие позволяет познакомить учащихся с речевыми клише,
фразеологией, лексикой, связанными с самыми различными сферами жизни и принадлежащими к
различным стилям.
Эшбоева, Д. А. Сущность и классификация «аутентичных материалов» / Д. А. Эшбоева, М. Р. Ашурбоева. — Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 454-456.
18 слайд
Аутентичный текст АутентиD чный текст (др. -греч. αὐθεντικός — подлинный) К аутентичным материалам авторы относят личные письма, анекдоты, статьи, отрывки из дневников подростков, рекламу, кулинарные рецепты, сказки, интервью, научно-популярные и страноведческие тексты. Они подчеркивают также важность сохранения аутентичности жанра и то, что жанрово-композиционное разнообразие позволяет познакомить учащихся с речевыми клише, фразеологией, лексикой, связанными с самыми различными сферами жизни и принадлежащими к различным стилям. Эшбоева, Д. А. Сущность и классификация «аутентичных материалов» / Д. А. Эшбоева, М. Р. Ашурбоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 454-456.
19 слайд
По к лассификации Ворониной Г. И. выявлено два вида аутентичных текстов, представленных различными жанровыми формами:
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ повседневного обихода, выполняющие
инструктирующую, поясняющую, рекламирующую или предупреждающую функцию:
указатели, дорожные знаки, вывески, схемы, диаграммы, рисунки, театральные
программки и пр.;
ИНФОРМАТИВНЫЕ ТЕКСТЫ, выполняющие информационную функцию и содержащие
постоянно обновляющиеся сведения: статьи, интервью, опрос мнений, письма читателей в
печатные издания, актуальная сенсационная информация, объявления, разъяснения к
статистике, графике, рекламе, комментарий, репортаж и пр.
Источник: Эшбоева, Д. А. Сущность и классификация «аутентичных материалов» / Д. А. Эшбоева, М. Р. Ашурбоева. — Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 454-456.
19 слайд
По к лассификации Ворониной Г. И. выявлено два вида аутентичных текстов, представленных различными жанровыми формами: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ повседневного обихода, выполняющие инструктирующую, поясняющую, рекламирующую или предупреждающую функцию: указатели, дорожные знаки, вывески, схемы, диаграммы, рисунки, театральные программки и пр.; ИНФОРМАТИВНЫЕ ТЕКСТЫ, выполняющие информационную функцию и содержащие постоянно обновляющиеся сведения: статьи, интервью, опрос мнений, письма читателей в печатные издания, актуальная сенсационная информация, объявления, разъяснения к статистике, графике, рекламе, комментарий, репортаж и пр. Источник: Эшбоева, Д. А. Сущность и классификация «аутентичных материалов» / Д. А. Эшбоева, М. Р. Ашурбоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 454-456.
20 слайд
Как Вы организуете на уроке работу с текстом?
20 слайд
Как Вы организуете на уроке работу с текстом?
21 слайд
Рекомендации по использованию стратегий активного
обучениясоответствие задания цели обучения раздела
выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
формировать у учащихся интерес
к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с
текстом;
определять характер
деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
предвидеть
возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их
продвижения вперед;
организовывать
различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
обучать
самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности
21 слайд
Рекомендации по использованию стратегий активного обучениясоответствие задания цели обучения раздела выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала; формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом; определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником; предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности; повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед; организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления; обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности
22 слайд
До чтения
текста После
чтения текста Во время чтения
22 слайд
До чтения текста После чтения текста Во время чтения
23 слайд
Этапы работы с текстом
Послетекстовый этап
направлен на выявление основных элементов содержания текста Текстовый этап
предполагается использование
различных приёмов извлечения
информации трансформаций структуры и
языкового материала текста Предтекстовый этап
предназначается для дифференциации
языковых единиц и речевых образцов, их
узнавания в тексте, тренировки сиюминутной
их семантизации овладения различными структурными материалами
(словообразовательными элементами, видовременными
формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для
формирования навыков вероятностного
прогнозирования
23 слайд
Этапы работы с текстом Послетекстовый этап направлен на выявление основных элементов содержания текста Текстовый этап предполагается использование различных приёмов извлечения информации трансформаций структуры и языкового материала текста Предтекстовый этап предназначается для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования
24 слайд
АКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
СТРАТЕГИИ АКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
Перед
чтением Во время чтени я После чтения
Учащихся следует учить прогнозировать, предполагать,
строить гипотезы о том, как развернётся сюжет
произведения, строить догадки, которые после прочтения
текста подтвердятся или будут опровергнуты. Это
позволяет отслеживать процесс понимания текста: читая,
учащиеся будут стараться найти ответы на поставленные до
чтения вопросы, что способствует более глубокому
пониманию текста. во время чтения они узнают,
как отличить важную
информацию от
второстепенных деталей, при
этом, как увеличить скорость
чтения и как расшифровать
незнакомые слова; Учащихся следует учить находить главную
информацию (герой/ персонажи произведения, какие
события произошли и какова их последовательность,
место и время действия), умению обобщать,
сравнивать и сопоставлять полученную из текста
информацию, анализировать, формулировать своё
мнение и выражать своё отношение к прочитанному,
оценивать своё понимание прочитанного.
Так как учащиеся становятся все более опытными, объем поддержки должен уменьшаться,
поскольку они начинают реализовывать эти стратегии самостоятельно.
24 слайд
АКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ СТРАТЕГИИ АКТИВНОГО ЧТЕНИЯ Перед чтением Во время чтени я После чтения Учащихся следует учить прогнозировать, предполагать, строить гипотезы о том, как развернётся сюжет произведения, строить догадки, которые после прочтения текста подтвердятся или будут опровергнуты. Это позволяет отслеживать процесс понимания текста: читая, учащиеся будут стараться найти ответы на поставленные до чтения вопросы, что способствует более глубокому пониманию текста. во время чтения они узнают, как отличить важную информацию от второстепенных деталей, при этом, как увеличить скорость чтения и как расшифровать незнакомые слова; Учащихся следует учить находить главную информацию (герой/ персонажи произведения, какие события произошли и какова их последовательность, место и время действия), умению обобщать, сравнивать и сопоставлять полученную из текста информацию, анализировать, формулировать своё мнение и выражать своё отношение к прочитанному, оценивать своё понимание прочитанного. Так как учащиеся становятся все более опытными, объем поддержки должен уменьшаться, поскольку они начинают реализовывать эти стратегии самостоятельно.
25 слайд
Виды чтения
Просмотровое
чтение – беглое
чтение с общим
просмотром
текста, отмечая
интересное
/ценное и т.д. Ознакомительное
чтение – это чтение
с общим охватом
содержания, где
уделяется
внимание только
главной
информации,
пренебрегая
второстепенными
деталями. Изучающее чтение
- это чтение с
полным
пониманием
информации,
детальное чтение,
которое может
сопровождаться
выписками и
рассчитано на
использование в
последующей
деятельности
информации,
полученной из
текста. Аналитическое
чтение - это
чтение, при
котором идет
грамматический
и
стилистический
анализ,
ориентированн
ый на
раскрытие
содержания
текста и его
структуры. Поисковое чтение –
чтение с поиском
определенной
информации,
детальное чтение,
которое может
сопровождаться
выписками и
рассчитано на
использование в
последующей
деятельности
информации,
полученной из
текста.
См.Ресурс 1
25 слайд
Виды чтения Просмотровое чтение – беглое чтение с общим просмотром текста, отмечая интересное /ценное и т.д. Ознакомительное чтение – это чтение с общим охватом содержания, где уделяется внимание только главной информации, пренебрегая второстепенными деталями. Изучающее чтение - это чтение с полным пониманием информации, детальное чтение, которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующей деятельности информации, полученной из текста. Аналитическое чтение - это чтение, при котором идет грамматический и стилистический анализ, ориентированн ый на раскрытие содержания текста и его структуры. Поисковое чтение – чтение с поиском определенной информации, детальное чтение, которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующей деятельности информации, полученной из текста. См.Ресурс 1
26 слайд
ЛАЙФХАКИ с текстом в онлайн
формате обучения
26 слайд
ЛАЙФХАКИ с текстом в онлайн формате обучения
27 слайд
Обратная связь
Что было ценным?
Что было полезно для
вашей практики?
Что вы еще хотели бы
узнать по теме?
Пройдитесь по ссылке и запишите обратную связь в виде
2-3 ключевых слов и словосочетаний по вебинару
27 слайд
Обратная связь Что было ценным? Что было полезно для вашей практики? Что вы еще хотели бы узнать по теме? Пройдитесь по ссылке и запишите обратную связь в виде 2-3 ключевых слов и словосочетаний по вебинару