Формирование функциональной грамотности на уроках литературы через эффективную работу с текстом
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Формирование функциональной
грамотности на уроках литературы через
эффективную работу с текстом
Сатанова Шакизат
Молдашевна
КГУ « Школа – гимназия
№ 7 им. С. Сейфуллина г.
Балхаш»
Педагог-исследователь
Мое кредо:
«Не Боги горшки обжигают»
1 слайд
Формирование функциональной грамотности на уроках литературы через эффективную работу с текстом Сатанова Шакизат Молдашевна КГУ « Школа – гимназия № 7 им. С. Сейфуллина г. Балхаш» Педагог-исследователь Мое кредо: «Не Боги горшки обжигают»
2 слайд
Лихтенберг
То, что вы вынуждены открыть сами,
оставляет в вашем уме дорожку,
которой вы можете воспользоваться,
когда в этом возникает
необходимость.
2 слайд
Лихтенберг То, что вы вынуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы можете воспользоваться, когда в этом возникает необходимость.
3 слайд
Функциональное
чтение –
это чтение с целью.
3 слайд
Функциональное чтение – это чтение с целью.
4 слайд
«В нашей школе пытаются впихнуть
в головы учеников как можно больше
знаний, совершенно не заботясь о том,
пригодятся ли они в будущем.
Между тем 90% полученной в классе
информации забывается уже через
год-два.
Но можно учить по-другому, когда
главное – заинтересовать ребенка в
предмете, научить его учиться» Комментарий эксперта по поводу
результатов PISA :
4 слайд
«В нашей школе пытаются впихнуть в головы учеников как можно больше знаний, совершенно не заботясь о том, пригодятся ли они в будущем. Между тем 90% полученной в классе информации забывается уже через год-два. Но можно учить по-другому, когда главное – заинтересовать ребенка в предмете, научить его учиться» Комментарий эксперта по поводу результатов PISA :
5 слайд
5 слайд
6 слайд
6 слайд
7 слайд
7 слайд
8 слайд
Текст – вся записанная
речь
( литературное
произведение, сочинение,
документ).
С .И . О жегов
Текст – это
сф орм улированная в
пространстве и времени
точка зрения на человека
и мир.
М .М . БахтинПонятие текст в
высказываниях
классиков
Текст - «особы м образом
организованная словесная
структура, моделирую щ ая
действительность».
М .Ю . Л отман Мир есть текст.
Ж. ДерридаТекст – это набор
определенных
художественных
приемов.
В.Б. Шкловский
Текст – «одно из ключевых понятий гуманитарной культуры XX века,
применяющееся в семиотике, структурной лингвистике, филологии. Текст –
это последовательная осмысленность высказываний, передающих
информацию, объединенных общей темой... обладающая свойствами
связности и цельности».
В.П. Руднев
8 слайд
Текст – вся записанная речь ( литературное произведение, сочинение, документ). С .И . О жегов Текст – это сф орм улированная в пространстве и времени точка зрения на человека и мир. М .М . БахтинПонятие текст в высказываниях классиков Текст - «особы м образом организованная словесная структура, моделирую щ ая действительность». М .Ю . Л отман Мир есть текст. Ж. ДерридаТекст – это набор определенных художественных приемов. В.Б. Шкловский Текст – «одно из ключевых понятий гуманитарной культуры XX века, применяющееся в семиотике, структурной лингвистике, филологии. Текст – это последовательная осмысленность высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой... обладающая свойствами связности и цельности». В.П. Руднев
9 слайд
В современном мире понятие грамотности изменяется и
расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с
пониманием самых различных текстов. Наряду с
печатными современный человек может читать и
электронные книги, большой популярностью сегодня
пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить
ученика работать с различными текстами: «бумажными»,
электронными и звучащими.
Четко распределить тексты по определенным
категориям или критериям невозможно, так как один и тот
же текст, как правило, имеет различные признаки и может
относиться сразу к нескольким группам. В методических
целях удобно использовать классификацию текстов,
разработанную составителями теста PISA.
Они делят тексты на сплошные и несплошные. Типы текстов
9 слайд
В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими. Четко распределить тексты по определенным категориям или критериям невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам. В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и несплошные. Типы текстов
10 слайд
К сплошным относятся тексты, которые ученики
читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:
описание (отрывок из рассказа, стихотворение,
описание человека, места, предмета и.т.д.);
повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня,
письмо, статья в газете или журнале, статья в
учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание
фильма, спектакля, пост блога, материалы различных
сайтов);
рассуждение (сочинение-размышление, комментарий,
аргументация собственного мнения).
10 слайд
К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе: описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.); повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов); рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
11 слайд
Чтение – сложный, многогранный процесс.
Он подразумевает решение важнейших
познавательных и коммуникативных задач –
понимание (общее, полное, критическое),
нахождение конкретной информации,
интерпретация содержания.
Чтение как деятельность определяют
механизмы восприятия, узнавания,
понимания, осмысления, рефлексии. Процесс
чтения состоит из трех фаз.Приемы работы с текстом
11 слайд
Чтение – сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач – понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания. Чтение как деятельность определяют механизмы восприятия, узнавания, понимания, осмысления, рефлексии. Процесс чтения состоит из трех фаз.Приемы работы с текстом
12 слайд
1) Просмотр
2) Установление
значений слов
3) Нахождение
соответствий
4) Узнавание фактов
5) Воспроизведение и
пересказ. 1) Упорядочивание
2) Объяснение
3) Сравнение и сопоставление
4) Анализ, обобщение
5) Соотнесение с собственным
опытом
6) Размышление над
контекстом. 1) Выдвижение гипотез,
высказывание
предположений
2) Формулирование
суждений
3) Моделирование и
обобщение
4) Применение в жизни,
учёбе.
12 слайд
1) Просмотр 2) Установление значений слов 3) Нахождение соответствий 4) Узнавание фактов 5) Воспроизведение и пересказ. 1) Упорядочивание 2) Объяснение 3) Сравнение и сопоставление 4) Анализ, обобщение 5) Соотнесение с собственным опытом 6) Размышление над контекстом. 1) Выдвижение гипотез, высказывание предположений 2) Формулирование суждений 3) Моделирование и обобщение 4) Применение в жизни, учёбе.
13 слайд
13 слайд
14 слайд
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверят навыки чтения.
Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не
имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана,
картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,
картинок, схем и т. п.;
3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).Виды вопросов и заданий к текстам
14 слайд
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверят навыки чтения. Задания «множественного выбора»: 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; 3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста. Задания «на соотнесение»: 1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); 2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.; 3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).Виды вопросов и заданий к текстам
15 слайд
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;
2) дополнение (завершение) предложений.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного
текста»:
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые
установки и соответственно различаться по степени сложности
15 слайд
Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений. Задания «на перенос информации»: 1) заполнение таблиц на основе прочитанного; 2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного. Задания «на восстановление деформированного текста»: 1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности. Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности
16 слайд
1. Попробуйте расшифровать следующий текст.
2. Удалось ли понять смысл текста? Как вы это сделали?
3. Какие выводы вы сделали?
оп рзелутьаттам исселовадний одонго
англигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в
кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве.
Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бкувы блыи на
мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм
бсепордяке, всѐ-рвано ткест чтаитсея без
побрелм. Причрионй эгото ялвятеся то, что мы не
чиатем кдаужю бкуву по отдльености, а всѐ слово
цликеом.
Цель подобного чтения:
Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее
недостающие элементы – это также вопрос развитости навыка
чтения . Задание
16 слайд
1. Попробуйте расшифровать следующий текст. 2. Удалось ли понять смысл текста? Как вы это сделали? 3. Какие выводы вы сделали? оп рзелутьаттам исселовадний одонго англигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бкувы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, всѐ-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Причрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльености, а всѐ слово цликеом. Цель подобного чтения: Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее недостающие элементы – это также вопрос развитости навыка чтения . Задание
17 слайд
Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном
обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги
предназначены для иного. Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет
назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей
вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым
словом».
Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у
левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал
по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними
словами и клялся, что сожгу сапоги на костре. Мои коллеги, британские
археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и
вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные
подковки.
В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил
завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом.
Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус
смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам
рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего.
Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском
заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их
не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не
доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все
остальные утонули.
Сейчас я там, где убивают, на войне. Каждый день над нами витает смерть. Но
я спокоен. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и
чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете
( По Б. Акунину) Работа со сплошным текстом
17 слайд
Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного. Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом». Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре. Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки. В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего. Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули. Сейчас я там, где убивают, на войне. Каждый день над нами витает смерть. Но я спокоен. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете ( По Б. Акунину) Работа со сплошным текстом
18 слайд
1. О чём этот текст? Выбери правильный вариант ответа.
Это текст об увлекательном путешествии.
Это текст о качестве обуви.
Это текст о ― «счастливых» сапогах.
2. Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия).
______________________________________________
__________________________________________ Вопросы и задания
18 слайд
1. О чём этот текст? Выбери правильный вариант ответа. Это текст об увлекательном путешествии. Это текст о качестве обуви. Это текст о ― «счастливых» сапогах. 2. Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия). ______________________________________________ __________________________________________ Вопросы и задания
19 слайд
Верно Неверно Нет информ .
1. Сапоги сшил старый финикийский сапожник 10 лет назад.
2. Британские археологи занимались раскопками Трои.
3. Я не сжёг сапоги, а сменил серебряные подковки и
заказал каблук.
4. Я не сбросил сапоги, даже когда они мешали мне плыть.
5. Асаф хотел украсть у меня ружьё, Ятагана и часы.
3. Поставь значок в нужную графу
(верно/неверно/ нет информации в тексте
19 слайд
Верно Неверно Нет информ . 1. Сапоги сшил старый финикийский сапожник 10 лет назад. 2. Британские археологи занимались раскопками Трои. 3. Я не сжёг сапоги, а сменил серебряные подковки и заказал каблук. 4. Я не сбросил сапоги, даже когда они мешали мне плыть. 5. Асаф хотел украсть у меня ружьё, Ятагана и часы. 3. Поставь значок в нужную графу (верно/неверно/ нет информации в тексте
20 слайд
Сапоги спасают/спасали меня4. Заполни кластер. Укажи, где/при каких
обстоятельствах сапоги помогли/помогают герою.
20 слайд
Сапоги спасают/спасали меня4. Заполни кластер. Укажи, где/при каких обстоятельствах сапоги помогли/помогают герою.
21 слайд
Кожа на сапогах стала мягче, чем…
Проводник хотел убить меня, бросив в сапог…
Пароход «Адрианополь» в Термаикосском заливе…
Я чувствую себя под огнѐм… 5. Продолжи предложения
21 слайд
Кожа на сапогах стала мягче, чем… Проводник хотел убить меня, бросив в сапог… Пароход «Адрианополь» в Термаикосском заливе… Я чувствую себя под огнѐм… 5. Продолжи предложения
22 слайд
Слова для справок: паркет, лье,
ахалтекинец, эфа, капитуляция
________________________ – прекращение
вооружённой борьбы и сдача
вооружённых сил одного из воюющих
государств.
_________________________ – верховая
порода лошадей
_________________________ – старинная
французская единица измерения
расстояния
_________________________– напольное
покрытие 6. Вставьте на месте пропусков
подходящее по смыслу слово
22 слайд
Слова для справок: паркет, лье, ахалтекинец, эфа, капитуляция ________________________ – прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств. _________________________ – верховая порода лошадей _________________________ – старинная французская единица измерения расстояния _________________________– напольное покрытие 6. Вставьте на месте пропусков подходящее по смыслу слово
23 слайд
1. Ты будешь носить эти сапоги даже тогда,
когда…
2. Я хромал по раскаленному песку и клялся,
что…
3. Британские археологи не добрались до
раскопок, потому что…
4. За десять лет сапоги…7. Заполни пропуски в
предложениях
23 слайд
1. Ты будешь носить эти сапоги даже тогда, когда… 2. Я хромал по раскаленному песку и клялся, что… 3. Британские археологи не добрались до раскопок, потому что… 4. За десять лет сапоги…7. Заполни пропуски в предложениях
24 слайд
8. Укажи стрелками части сапога.
задник голенище
подкладка
каблук
носок
подошва
24 слайд
8. Укажи стрелками части сапога. задник голенище подкладка каблук носок подошва
25 слайд
доброе слово / добрый человек
раскалѐнный песок / раскалённая сковорода
тянуть ко дну / тянуть время
серебряные подковки / серебряный голос
содрать 10 лир / содрать обои 9. Объясни значение прилагательных
в словосочетаниях
25 слайд
доброе слово / добрый человек раскалѐнный песок / раскалённая сковорода тянуть ко дну / тянуть время серебряные подковки / серебряный голос содрать 10 лир / содрать обои 9. Объясни значение прилагательных в словосочетаниях
26 слайд
10. Составь два предложения, в которых слово
ПРОВОДНИК употреблено в разных
значениях.
11. Расскажи в 5-7 предложениях о том, какая
вещь и почему стала для тебя талисманом.
26 слайд
10. Составь два предложения, в которых слово ПРОВОДНИК употреблено в разных значениях. 11. Расскажи в 5-7 предложениях о том, какая вещь и почему стала для тебя талисманом.
27 слайд
Я стану вашим последним
учителем. Не потому, что я лучший
учитель, с которым вы когда - либо сталкивались,
но потому, что от меня вы научитесь тому, как
учиться. Когда вы научитесь учиться, то
осознаете, что нет никаких учителей, есть
лишь люди, которые учатся, и люди,
которые учатся тому, как облегчить
обучение.
М. Фельденкрайз
27 слайд
Я стану вашим последним учителем. Не потому, что я лучший учитель, с которым вы когда - либо сталкивались, но потому, что от меня вы научитесь тому, как учиться. Когда вы научитесь учиться, то осознаете, что нет никаких учителей, есть лишь люди, которые учатся, и люди, которые учатся тому, как облегчить обучение. М. Фельденкрайз