1 слайд
Исторические источники о тюрках
( устно со 2 по 12 слайд )
Цель урока: Все : определяют особенность хозяйственной жизни на
основе исторических источников
. Некоторые: характеризуют жизнь, быт, военное искусство
кочевников .Записать тему § 1-7.
2 слайд
3 слайд
Письменные
источники
(информация)
Китайские
Арабаские
Персидские
Русские
Тюркские
Стелы в честь
Бильге кагана и
Культегина
4 слайд
§ 1. Тюркский каганат
Китай
источник 542
Тюрки
зависят от
Жужаней
«Привел в трепет все
владения лежащие за
границей Великой степи»
про Мукан-кагана
5 слайд
по
Гумилеву
Л.Н.
§ 2. ЗТК
Китай
источник Каган десяти племен с войском
100 тыс. чел .
Про Истеми кагана
576 г. к власти пришел Тардуш
каган, при нем ЗТК отделился от ТК
Китайский
хронист Никогда еще западные варвары не были
столь могущественны
(про Тон ябгу)
VII
Китайский
путешст-к … тех кто возделывает поля, и тех кто
преследует выгоду – поровну.
про города Семиречья
6 слайд
§ 2. ВТК
Стела
Культегина Тенгри рожденный –
Я, тюркский каган,
В Тенгрии существующий –
Я, мудрый каган,
В мире изменчивом,
Возвышен Судьбой,
Воссел по Закону –
На Трон кочевой!
Когда наверху Небо-Тенгри,
А внизу бурая Земля возникли
в Вечности –
Сотворены были меж ними
Сыны человеческие…
Предки мои Бумын, Истеми -
По милости Тенгри
каганами стали,
Тюрков народ и Закон тюркский -
Они сохраняли,
Они возвышали !
7 слайд
Со всех сторон были враги,
В походах великих мы их покорили,
Народам простым –
Мир подарили!
Головы имеющих –
Заставили склониться,
Колени имеющих –
Заставили преклониться!
Вперед – до Хингана,
Назад – до Железных Ворот,
Мы расселили
Могучий народ!
И пределов величья не зная,
Свободный народ Тюрков Небесных
Царственно кочевал
В кочевьях беспечных!
Эти каганы были мудры,
Эти каганы были велики,
И Вечное Небо хранит –
Их светлые лики! - Политическая
проза
-
Литературное
произведение
-
Исторический
источник
-
Ораторское
искусство
8 слайд
по
Бартольду
В.В.
§ 3. Тюргешский каганат
Арабский
источник Абу Музахим (Бодливый)
Про Сулу кагана
Основной причиной переселения
согдийцев в Семиречье , была
торговля
XI
по Махмуду
Кашгари … среди согдийцев нет таких, кто
бы не говорил по тюркски
(про переселение согдийцев)
9 слайд
уйгурские
письмена
§ 4. Карлукский каганат
X в.
Ибн аль
Факих Они древние тюрки .
Про карлуков
...в год Собаки (756) бежали на запад,
в страну Тюргешов.. (про карлуков)
Восточный
источник … Вышли к стране
тюргешей и захватили ее….
(про карлуков)
X в.
Арабский
источник … требовалось 30 дней пути, чтобы
пройти земли карлуков….
про Карлукский каганат Худуд аль-
алам
25
городов
10 слайд
по
Махмуду
Кашгари
§ 5. Огузский каганат
IX - X
аль Якубиа
аль Факих … Огузы больше других почитаются у
тюрков…
..о городах огузов…
...24 племени и делились на две группы:
бузуков и учуков… (про огузов)
Русские
летописи … о совместной борьбе против
печенегов, хазар и волжских булгар
(про огузов)
Огузнаме … о истории огузов….
11 слайд
IX-X
тюркские
надписи
§ 6. Кимакский каганат
VIII-IX
источники жили в Западной Монголии…
…воинственность кимаков..
… 11 уделов у кимаков…
...наличие письменности у кимаков…
XII
аль Идриси … 16 городов ….
… О значимости Кимакского
кагана..
X в.
Арабский
путеш-к … У них растет тростник, которым они
пишут.
12 слайд
археологи
§ 7. Хозяйство тюрков
Китайские
источники
V в. тюрки плавили железо..
...печи для плавки железа V-IX
Тюркские
источники … постоянного места пребывания нет, но каждый
род имеет свой земельный участок…( о
скотоводстве у тюрков )
X в.
Арабский
путеш-к … У них растет тростник, которым они
пишут.
Китайский
посол … в городах одна половина населения
обрабатывает землю, а другая занимается
торговлей…
аль-Идриси… Люди кочевые…однако они обрабатывают
землю, сеют и жнут.
13 слайд
Учебное задания: Много перспективный
(гносеологический) подход к изучению источника
( письменно )
1. Информационная ценность документа: Что я узнал(а) из
источников? О чем рассказывают эти источники?
2 . Как эти источники помогают мне понять прошлое и
настоящее? Чем эти источники уникальны в изучении
истории…?
3. Что еще в связи с этими источниками мне хотелось бы
узнать? О чем?
4. Вопрос по слайду №6-7: в чем важность этих стел ? О чем
и о ком там информация? Можно ли эти стелы считать
литературным произведением?
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз