Классный час, Тема: «Особенности воспитания в семье – семейные традиции русского и казахской народности»
Классный час, Тема: «Особенности воспитания в семье – семейные традиции русского и казахской народности»

#1 слайд
Высший педагогический колледж им.Ж.Досмухамедова.
Классный час
Тема: «Особенности воспитания в семье
– семейные традиции русского и
казахской народности»
Группа : 2а,с РДО
Куратор группы: Сарсенгалиева А.Б.
1 слайд
Высший педагогический колледж им.Ж.Досмухамедова. Классный час Тема: «Особенности воспитания в семье – семейные традиции русского и казахской народности» Группа : 2а,с РДО Куратор группы: Сарсенгалиева А.Б.
#2 слайд
Уважение — это застава, охраняющая отца и мать, столько же и
детище; первых оно спасает от огорчений, последнего от угрызения
совести.
О. Бальзак
Нравственное уродство и преступность являются результатом
недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего
детства.
В.М. Бехтерев
Вопрос воспитания для современных обществ — вопрос жизни и
смерти, вопрос, от которого зависит будущее.
Э. Ренан
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его
нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Родня, как пироги в основном сладкие, но иногда с несколькими орехами.
А.Шопенгауэр
Мозговой штурм
2 слайд
Уважение — это застава, охраняющая отца и мать, столько же и детище; первых оно спасает от огорчений, последнего от угрызения совести. О. Бальзак Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего детства. В.М. Бехтерев Вопрос воспитания для современных обществ — вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее. Э. Ренан Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт Родня, как пироги в основном сладкие, но иногда с несколькими орехами. А.Шопенгауэр Мозговой штурм
#3 слайд
Каким словом можно объединить все эти изречения?
(написать слова – ответы)
3 слайд
Каким словом можно объединить все эти изречения? (написать слова – ответы)
#4 слайд
В течение многих веков высшим смыслом жизни
русского человека было создание семьи, рождение и
воспитание детей. Ради этого собиралось богатство,
делалась карьера.
Семейные отношения имеют свои особенности в
крестьянской среде. Русская деревня была сильна
своими коллективистскими традициями,
хранителями которых были община и семья.
Для народа семья – важнейшее и непременное условие жизни
каждого человека. Холостой образ жизни считали
странностью. Мужчину, не создавшего семью, не
воспринимали всерьез, в глазах односельчан он был
неполноценным человеком. Если только он не собирался
посвятить свою жизнь Богу, т. е. стать монахом.
Без семьи невозможно не только полноценное хозяйство, но и
воспроизведение рода, а значит, культ рода и земли, не
реализуются. Над парнями , своевременно не женившимися,
всегда подшучивали, а во время масленичных гуляний вешали на
шею колоду.Традиции
русского
народа
4 слайд
В течение многих веков высшим смыслом жизни русского человека было создание семьи, рождение и воспитание детей. Ради этого собиралось богатство, делалась карьера. Семейные отношения имеют свои особенности в крестьянской среде. Русская деревня была сильна своими коллективистскими традициями, хранителями которых были община и семья. Для народа семья – важнейшее и непременное условие жизни каждого человека. Холостой образ жизни считали странностью. Мужчину, не создавшего семью, не воспринимали всерьез, в глазах односельчан он был неполноценным человеком. Если только он не собирался посвятить свою жизнь Богу, т. е. стать монахом. Без семьи невозможно не только полноценное хозяйство, но и воспроизведение рода, а значит, культ рода и земли, не реализуются. Над парнями , своевременно не женившимися, всегда подшучивали, а во время масленичных гуляний вешали на шею колоду.Традиции русского народа
#5 слайд
Девушки боялись остаться одинокими. Хотя и замужем жизнь была
нелегкой, но девушки гадали на женихов и молились покровителям
свадеб. На Покров (14 окт.) девушки просили: «Мать – Покров!
Покрой землю снежком, а меня - платком». Девушки, веря в силу
Покрова содействовать брачному союзу, рано утром бежали в церковь
и ставили свечку в честь праздника. Известно поверье: та, что раньше
поставит свечку, раньше и замуж выйдет.
Если через год после свадьбы в избе не качается колыбель, то изба
считается несчастливою. Бездетность – это безрадостная,
неполноценная жизнь, горькая, одинокая старость.
К детям на Руси всегда относились с любовью, нелюбимых детей
русская деревня не знала:
Детей много бывает, а лишних нет.
У кого детей много, тот не забыт от Бога.
Воспитывали детей всем миром, всей общиной, всем селом. Взрослые никогда
не проходили мимо детской шалости, обязательно вмешаются, а то и
родителям сообщат. А те, поблагодарив, еще и сами накажут шалуна.
Попавшему в беду ребенку охотно помогали.
5 слайд
Девушки боялись остаться одинокими. Хотя и замужем жизнь была нелегкой, но девушки гадали на женихов и молились покровителям свадеб. На Покров (14 окт.) девушки просили: «Мать – Покров! Покрой землю снежком, а меня - платком». Девушки, веря в силу Покрова содействовать брачному союзу, рано утром бежали в церковь и ставили свечку в честь праздника. Известно поверье: та, что раньше поставит свечку, раньше и замуж выйдет. Если через год после свадьбы в избе не качается колыбель, то изба считается несчастливою. Бездетность – это безрадостная, неполноценная жизнь, горькая, одинокая старость. К детям на Руси всегда относились с любовью, нелюбимых детей русская деревня не знала: Детей много бывает, а лишних нет. У кого детей много, тот не забыт от Бога. Воспитывали детей всем миром, всей общиной, всем селом. Взрослые никогда не проходили мимо детской шалости, обязательно вмешаются, а то и родителям сообщат. А те, поблагодарив, еще и сами накажут шалуна. Попавшему в беду ребенку охотно помогали.
#6 слайд
Остался ребенок сиротой – община решала, кому отдать его на воспитание. Если
родственники не могли обеспечить полноценное воспитание, то сироту отдавали
чужим людям. Община строго контролировала воспитание сироты, обращение с
его наследством (к совершеннолетию оно должно быть основой его
существования).
Вдова с малыми детьми бралась общиной по особое покровительство. По
общему решению могли миром построить избу, помогали вспахать, засеять и
убрать ее надел. При всей любви к детям их воспитывали в строгости.
Отец, глава семейства, имел непререкаемый авторитет. Ему и главное место
за столом, ему и первый кусок, его слово в семье – последнее.
Дети воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоподдержки. У старших
формировалось ответственное отношение к младшим, они получали навыки
воспитания, а младшие подражали старшим .
Самыми верными и надежными воспитателями в
семье были дедушка и бабушка. Они и сказку
расскажут, лакомство припасут и игрушку
смастерят.
6 слайд
Остался ребенок сиротой – община решала, кому отдать его на воспитание. Если родственники не могли обеспечить полноценное воспитание, то сироту отдавали чужим людям. Община строго контролировала воспитание сироты, обращение с его наследством (к совершеннолетию оно должно быть основой его существования). Вдова с малыми детьми бралась общиной по особое покровительство. По общему решению могли миром построить избу, помогали вспахать, засеять и убрать ее надел. При всей любви к детям их воспитывали в строгости. Отец, глава семейства, имел непререкаемый авторитет. Ему и главное место за столом, ему и первый кусок, его слово в семье – последнее. Дети воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоподдержки. У старших формировалось ответственное отношение к младшим, они получали навыки воспитания, а младшие подражали старшим . Самыми верными и надежными воспитателями в семье были дедушка и бабушка. Они и сказку расскажут, лакомство припасут и игрушку смастерят.
#7 слайд
Главным событием с появлением новорожденного в семье считалось крещение
ребенка в православной церкви или в старообрядческой общине, т. к. именно
православная церковь по закону России регистрировала рождения, браки и
смерть. Крещение считалось крестьянами необходимым и для преобразования
ребенка - «пришельца из иного мира» - в дитя земного мира: «некрещеный
ребенок - чертенок».
Новорожденного заворачивали в три пеленки и свивальник. Так ребенка
пеленали до пяти месяцем. Потом ему полагалась длинная рубашка с пояском,
одинаковая для мальчиков и девочек, и стеганый ватный чепчик, колпачок.
Большую часть своего времени новорожденный проводил в подвешенной к
потолку колыбели. До года он находился в ней почти постоянно, а затем вплоть
до двух, только спал. В русской деревне полагалось укачивать ребенка и петь ему
колыбельные песни. Считалось, что во сне ребенок набирает сил и здоровья.
С 5 -6 лет ребенок обучался управлять лошадью, сидя на ней верхом. С 8 - 9 лет
мальчик учился запрягать лошадь, управлять ею, сидя и стоя в телеге. В этом
возрасте его уже посылали в ночное - летний ночной выпас табунов деревенских
лошадей. К 15 годам подросток перенимал все хозяйственные навыки, считался
годным ко всякой мужской работе и если нанимался в работники, получал плату
равную взрослой. Он считался правой рукой отца, заменой его в отлучках и
болезнях.
7 слайд
Главным событием с появлением новорожденного в семье считалось крещение ребенка в православной церкви или в старообрядческой общине, т. к. именно православная церковь по закону России регистрировала рождения, браки и смерть. Крещение считалось крестьянами необходимым и для преобразования ребенка - «пришельца из иного мира» - в дитя земного мира: «некрещеный ребенок - чертенок». Новорожденного заворачивали в три пеленки и свивальник. Так ребенка пеленали до пяти месяцем. Потом ему полагалась длинная рубашка с пояском, одинаковая для мальчиков и девочек, и стеганый ватный чепчик, колпачок. Большую часть своего времени новорожденный проводил в подвешенной к потолку колыбели. До года он находился в ней почти постоянно, а затем вплоть до двух, только спал. В русской деревне полагалось укачивать ребенка и петь ему колыбельные песни. Считалось, что во сне ребенок набирает сил и здоровья. С 5 -6 лет ребенок обучался управлять лошадью, сидя на ней верхом. С 8 - 9 лет мальчик учился запрягать лошадь, управлять ею, сидя и стоя в телеге. В этом возрасте его уже посылали в ночное - летний ночной выпас табунов деревенских лошадей. К 15 годам подросток перенимал все хозяйственные навыки, считался годным ко всякой мужской работе и если нанимался в работники, получал плату равную взрослой. Он считался правой рукой отца, заменой его в отлучках и болезнях.
#8 слайд
В давние времена, по традиции, казахи проживали
большими семьями, т.е. одновременно в семье проживали
несколько поколений. Младшие были почтительней, а
старшие мудрее, поэтому они уживались под одной
крышей.
Для вступления в брак было необходимо соблюдение
определенных ограничений, связанных с экзогамными,
социальными, сословными, национальными и
религиозными нормами. Экзогамный барьер у казахов в
основном ограничивается 7 поколением.
Из традиционных обычаев до сих пор соблюдаются такие, как смотрины
невесты, смотрины приданого, осыпание молодых (шашу), подливание жира в
огонь невестой (отка май куйю), подношение жениху блюда с грудинкой (тось),
а сватам – мяса с задней части животного (жамбас), исполнение бытовых
обрядовых песен (жар-жар и бет-ашар), взаимное одаривание сватов и т.д.Традиции
казахского
народа
8 слайд
В давние времена, по традиции, казахи проживали большими семьями, т.е. одновременно в семье проживали несколько поколений. Младшие были почтительней, а старшие мудрее, поэтому они уживались под одной крышей. Для вступления в брак было необходимо соблюдение определенных ограничений, связанных с экзогамными, социальными, сословными, национальными и религиозными нормами. Экзогамный барьер у казахов в основном ограничивается 7 поколением. Из традиционных обычаев до сих пор соблюдаются такие, как смотрины невесты, смотрины приданого, осыпание молодых (шашу), подливание жира в огонь невестой (отка май куйю), подношение жениху блюда с грудинкой (тось), а сватам – мяса с задней части животного (жамбас), исполнение бытовых обрядовых песен (жар-жар и бет-ашар), взаимное одаривание сватов и т.д.Традиции казахского народа
#9 слайд
В казахских семьях принято праздновать день, когда
ребёнок в первый раз совершил свои шаги. Важным
событием считается тот день, когда сын впервые сел на
лошадь и взял в руки плетку.
Когда ребенку исполняется 40 дней, то проводится своеобразный ритуал.
Считается, что через 40 дней начинается новый период в жизни ребенка. В
понятии казахского народа число сорок является одним из священных. Женщины,
собравшиеся на этот ритуал, купают ребенка в тазике, на дно которого бросают
монеты, кольца. Старшая из женщин поливает на ребенка 40 ложек воды,
приговаривая при этом: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее
окрепнут твои ребра». Кольца и монеты берут себе в подарок женщины,
принимавшие участие в этом ритуале. После купания стригут волосы и ногти
ребенка. Волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу одежды малыша. Ногти
ребенка принято заворачивать и закапывать в укромное место, где не ступает
нога человека. После совершения обряда, монеты, чаша и ложка раздаются
гостям как сувениры, чтобы и у них в доме была такая же радость, как рождение
младенца. Есть поверье, что вода, в которой купали ребенка на «Кыркынан
шыгару» – лечебная, и некоторое время ее можно использовать для протирания
лица малыша, когда он плохо спит или беспокоится. После проведения обряда
накрывается дастархан, подаются угощения гостям, а участников церемонии
обряда одаривают подарками.
9 слайд
В казахских семьях принято праздновать день, когда ребёнок в первый раз совершил свои шаги. Важным событием считается тот день, когда сын впервые сел на лошадь и взял в руки плетку. Когда ребенку исполняется 40 дней, то проводится своеобразный ритуал. Считается, что через 40 дней начинается новый период в жизни ребенка. В понятии казахского народа число сорок является одним из священных. Женщины, собравшиеся на этот ритуал, купают ребенка в тазике, на дно которого бросают монеты, кольца. Старшая из женщин поливает на ребенка 40 ложек воды, приговаривая при этом: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра». Кольца и монеты берут себе в подарок женщины, принимавшие участие в этом ритуале. После купания стригут волосы и ногти ребенка. Волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу одежды малыша. Ногти ребенка принято заворачивать и закапывать в укромное место, где не ступает нога человека. После совершения обряда, монеты, чаша и ложка раздаются гостям как сувениры, чтобы и у них в доме была такая же радость, как рождение младенца. Есть поверье, что вода, в которой купали ребенка на «Кыркынан шыгару» – лечебная, и некоторое время ее можно использовать для протирания лица малыша, когда он плохо спит или беспокоится. После проведения обряда накрывается дастархан, подаются угощения гостям, а участников церемонии обряда одаривают подарками.
#10 слайд
Обряды, касающиеся ребенка первого года
жизни
10 слайд
Обряды, касающиеся ребенка первого года жизни
#11 слайд
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в
честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился
ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный
период, либо же в честь родственников.
Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.
У многих дома хранятся станинные вещи.
Человека уже нет, но мы храним , а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним
и бережём. Это тоже наши традиции.
Рассказ об интересных старинных вещах.
Отмечать семейные праздники – то же традиция.
Какие праздники отмечают в вашей семье?
Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи
занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров,
портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей .
Есть ли в нашей группе есть такие семьи? Или вы слышали о таких семьях?
Учащиеся рассказывают о семьях, где существует династия?
11 слайд
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников. Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них. У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним , а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции. Рассказ об интересных старинных вещах. Отмечать семейные праздники – то же традиция. Какие праздники отмечают в вашей семье? Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей . Есть ли в нашей группе есть такие семьи? Или вы слышали о таких семьях? Учащиеся рассказывают о семьях, где существует династия?
#12 слайд
Написание письма:
«Письмо будущему о
воспитании в семье………»
12 слайд
Написание письма: «Письмо будущему о воспитании в семье………»
#13 слайд
РЕФЛЕКСИЯ
Закончи фразу
- Я сегодня узнал (а)...........
- Мне сегодня понравилось..........
-
Меня сегодня очень удивило........
-
Особенность сегодняшнего классного часа...........
– К
сегодняшнему я бы добавила..........................
-
На уроке очень активно работала (-ли)...................
-
На уроке я особо не заметила........................
-
Хотела бы еще узнать......................................
-
Меня заинтересовало..............................................
13 слайд
РЕФЛЕКСИЯ Закончи фразу - Я сегодня узнал (а)........... - Мне сегодня понравилось.......... - Меня сегодня очень удивило........ - Особенность сегодняшнего классного часа........... – К сегодняшнему я бы добавила.......................... - На уроке очень активно работала (-ли)................... - На уроке я особо не заметила........................ - Хотела бы еще узнать...................................... - Меня заинтересовало..............................................
#14 слайд
14 слайд
#15 слайд
15 слайд
#16 слайд
16 слайд
шағым қалдыра аласыз













