К.М.Симонов "Военная лирика"
К.М.Симонов "Военная лирика"

#1 слайд
К.М. Симонов. Военная лирика.
Русский язык и литература. 11 класс
Учитель Толеубай Шынаржан Смагулкызы
Центр модернизации образования г. Нур-Султан
www.astana-modern.kz
1 слайд
К.М. Симонов. Военная лирика. Русский язык и литература. 11 класс Учитель Толеубай Шынаржан Смагулкызы Центр модернизации образования г. Нур-Султан www.astana-modern.kz
#2 слайд
2
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ
Вы узнаете:
О жизни и творчестве военного
корреспондента, поэта К. Симонова;
Сможете:
-написать творческую работу с явно или
скрыто выраженной авторской позицией;
-использовать сложные союзные и
бессоюзные предложения.
2 слайд
2 СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Вы узнаете: О жизни и творчестве военного корреспондента, поэта К. Симонова; Сможете: -написать творческую работу с явно или скрыто выраженной авторской позицией; -использовать сложные союзные и бессоюзные предложения.
#3 слайд
3
Ключевые слова и словосочетания урока
Фронтовая песня
Корреспондент газеты
Рефрены
Молитва
3 слайд
3 Ключевые слова и словосочетания урока Фронтовая песня Корреспондент газеты Рефрены Молитва
#4 слайд
4
Прочитайте эпиграф к уроку
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
К. Симонов
Как вы понимаете выражение поэта «три березы»?
4 слайд
4 Прочитайте эпиграф к уроку Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. К. Симонов Как вы понимаете выражение поэта «три березы»?
#5 слайд
Коротко о поэте
Симонов Константин Михайлович (1915-1979) —
известный поэт, прошедший всю войну
корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве
военного корреспондента он переезжал с фронта на
фронт, знал войну «изнутри». Благодаря
многогранности своей литературной деятельности,
Симонов приобретает всесоюзную популярность. Им
проведены длительные и обстоятельные беседы с
маршалами Жуковым, Коневым и другими, много
воевавшими людьми.
Творчество Константина Симонова заставляет
каждый раз задуматься, при каких обстоятельствах,
каким путём была воспитана армия и народ,
победивший в Великой Отечественной войне.
5 слайд
Коротко о поэте Симонов Константин Михайлович (1915-1979) — известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». Благодаря многогранности своей литературной деятельности, Симонов приобретает всесоюзную популярность. Им проведены длительные и обстоятельные беседы с маршалами Жуковым, Коневым и другими, много воевавшими людьми. Творчество Константина Симонова заставляет каждый раз задуматься, при каких обстоятельствах, каким путём была воспитана армия и народ, победивший в Великой Отечественной войне.
#6 слайд
6
Задание
Определите значение слова рефрены
6 слайд
6 Задание Определите значение слова рефрены
#7 слайд
7
Примерные ответы
Рефрены — это повторяющиеся мотивы в музыкальных
или литературных произведениях. Они являются главной
темой, определяющей форму произведения. Яркий пример
— легендарное стихотворение «Жди меня, и я вернусь».
Рефреном в строках Константина Симонова выступают
всего два слова. И слова эти — «жди меня»
7 слайд
7 Примерные ответы Рефрены — это повторяющиеся мотивы в музыкальных или литературных произведениях. Они являются главной темой, определяющей форму произведения. Яркий пример — легендарное стихотворение «Жди меня, и я вернусь». Рефреном в строках Константина Симонова выступают всего два слова. И слова эти — «жди меня»
#8 слайд
8
Задание
Прочитайте текст, используя стратегию
аналитического чтения.
Найдите слова и выражения, которые помогают
понять, о каком историческом времени идёт
речь. Составьте со словами «Облако слов»
8 слайд
8 Задание Прочитайте текст, используя стратегию аналитического чтения. Найдите слова и выражения, которые помогают понять, о каком историческом времени идёт речь. Составьте со словами «Облако слов»
#9 слайд
9
История создания стихотворения «Жди меня»
Константин Симонов написал эти строки как письмо любимой женщине.
Сначала он не собирался его печатать. Стихи были очень личными. Но потом
он читал его на фронте, стихи стали очень популярными, солдаты это
стихотворение заучивали наизусть и повторяли как молитву. По
многочисленным просьбам в конце 1941 - начале 1942 года поэт всё-таки
согласился отдать его в печать. Симонов пытался опубликовать стихотворение
в газете «Красная звезда», где тогда работал, однако издание ему отказало.
Впервые оно было напечатано в газете «Правда» 14 января 1942 года на
третьей полосе.
9 слайд
9 История создания стихотворения «Жди меня» Константин Симонов написал эти строки как письмо любимой женщине. Сначала он не собирался его печатать. Стихи были очень личными. Но потом он читал его на фронте, стихи стали очень популярными, солдаты это стихотворение заучивали наизусть и повторяли как молитву. По многочисленным просьбам в конце 1941 - начале 1942 года поэт всё-таки согласился отдать его в печать. Симонов пытался опубликовать стихотворение в газете «Красная звезда», где тогда работал, однако издание ему отказало. Впервые оно было напечатано в газете «Правда» 14 января 1942 года на третьей полосе.
#10 слайд
10
Примерные ответы
10 слайд
10 Примерные ответы
#11 слайд
11
Задание
Определите тему, композицию, жанр и средства
выразительности в стихотворении.
Заполните таблицу.
Прослушайте стихотворение «Жди меня» К. Симонова
Тема
Композиция
Жанр
Средства
выразительности
11 слайд
11 Задание Определите тему, композицию, жанр и средства выразительности в стихотворении. Заполните таблицу. Прослушайте стихотворение «Жди меня» К. Симонова Тема Композиция Жанр Средства выразительности
#12 слайд
12
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
12 слайд
12 Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня,
#13 слайд
13
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души... Жди.
И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
13 слайд
13 Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, Просто ты умела ждать, Как никто другой.
#14 слайд
14
Тема Стихотворение посвящено любви женщины – такой сильной, что
она становится сильнее смерти.
Композиция Произведение состоит из трех частей, каждая отделена рефреном
“Жди меня и я вернусь”.
В первой части он рассказывается о смене времен года, о том, как
тяжело и грустно ждать любимого с фронта; многие женщины уже
разуверились в том, что их солдат вернется.
Вторая часть – кульминация, развивающая идею: уже и ее
любимого никто не ждет. Мать, родители, ребенок – все поверили в
то, что его нет, и поминают его душу.
Третья часть – это награда за ожидание. Герой выжил и
возвращается благодаря тому, что его так горячо и верно ждали.
Жанр любовное послание от лирического героя к своей возлюбленной.
Средства
выразительнос
ти
Эпитеты – “желтые дожди”, “дальние места”, “горькое вино”.
Метафоры – “снега метут”, “ожиданием своим ты спасла меня”.
Анафора – «Жди меня» Это повторение придает произведению
сходство с молитвой.
Проверьте себя
14 слайд
14 Тема Стихотворение посвящено любви женщины – такой сильной, что она становится сильнее смерти. Композиция Произведение состоит из трех частей, каждая отделена рефреном “Жди меня и я вернусь”. В первой части он рассказывается о смене времен года, о том, как тяжело и грустно ждать любимого с фронта; многие женщины уже разуверились в том, что их солдат вернется. Вторая часть – кульминация, развивающая идею: уже и ее любимого никто не ждет. Мать, родители, ребенок – все поверили в то, что его нет, и поминают его душу. Третья часть – это награда за ожидание. Герой выжил и возвращается благодаря тому, что его так горячо и верно ждали. Жанр любовное послание от лирического героя к своей возлюбленной. Средства выразительнос ти Эпитеты – “желтые дожди”, “дальние места”, “горькое вино”. Метафоры – “снега метут”, “ожиданием своим ты спасла меня”. Анафора – «Жди меня» Это повторение придает произведению сходство с молитвой. Проверьте себя
#15 слайд
15
Практическое задание
1) Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка,
что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия,
потому что боец-песенник будет сражаться до последнего,
не сдаваясь, не отступая.
2) Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали
строевые песни как личное оружие.
3) Неслучайно герой Великой Отечественной войны, маршал
Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой
силы, как наше искусство».
4) В народе крепла уверенность победа будет одержана враг
будет разбит.
Прочитайте предложения. Определите, какие они по составу.
Укажите типы сложных предложений.
15 слайд
15 Практическое задание 1) Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. 2) Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. 3) Неслучайно герой Великой Отечественной войны, маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство». 4) В народе крепла уверенность победа будет одержана враг будет разбит. Прочитайте предложения. Определите, какие они по составу. Укажите типы сложных предложений.
#16 слайд
16
Примерные ответы
1) Фронтовая песня — это вторая винтовка, враг боится
песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-
песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не
отступая. Сложное предложение с подчинением
2) Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали
строевые песни как личное оружие.
Сложное предложение с подчинением.
16 слайд
16 Примерные ответы 1) Фронтовая песня — это вторая винтовка, враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец- песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. Сложное предложение с подчинением 2) Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Сложное предложение с подчинением.
#17 слайд
17
Примерные ответы
3) Неслучайно герой Великой Отечественной войны, маршал
Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой
силы, как наше искусство».
Сложное предложение с подчинением.
4) В народе крепла уверенность: победа будет одержана,
враг будет разбит.
Сложное предложение с бессоюзием.
17 слайд
17 Примерные ответы 3) Неслучайно герой Великой Отечественной войны, маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство». Сложное предложение с подчинением. 4) В народе крепла уверенность: победа будет одержана, враг будет разбит. Сложное предложение с бессоюзием.
#18 слайд
18
Пейзажисты,
картины
пронизаны
любовью к
родной земле
Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?»
(1941) Константин Симонов посвятил другу - фронтовику, поэту
Алексею Суркову. Ему он рассказывает о горечи и боли воинов,
вынужденных отступать. Повествование ведется от первого лица,
обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм,
искренность и исповедальность.
Константин Симонов и
Алексей Сурков
18 слайд
18 Пейзажисты, картины пронизаны любовью к родной земле Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?» (1941) Константин Симонов посвятил другу - фронтовику, поэту Алексею Суркову. Ему он рассказывает о горечи и боли воинов, вынужденных отступать. Повествование ведется от первого лица, обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность и исповедальность. Константин Симонов и Алексей Сурков
#19 слайд
19
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси!
—И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
19 слайд
19 Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси. Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась, Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих.
#20 слайд
20
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина
—Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
20 слайд
20 Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил. Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела. Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, По мертвому плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом, Весь в белом, как на смерть одетый, старик. Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые, Покуда идите, мы вас подождем.
#21 слайд
21
«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
21 слайд
21 «Мы вас подождем!» — говорили нам пажити. «Мы вас подождем!» — говорили леса. Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса. По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди. Нас пули с тобою пока еще милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился, За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
#22 слайд
22
Задание
Напишите творческую работу на тему:
Стихотворение К. Симонова «Ты
помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины?» - отражение хода
событий ВОВ.
Одна из целей работы -проявить
собственную авторскую позицию.
Объём работы – пять - десять
предложений.
Используйте ПОПС-формулу.
22 слайд
22 Задание Напишите творческую работу на тему: Стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» - отражение хода событий ВОВ. Одна из целей работы -проявить собственную авторскую позицию. Объём работы – пять - десять предложений. Используйте ПОПС-формулу.
#23 слайд
23
Примерный ответ
Позиция - Я считаю, что стихотворение К. Симонова «Ты помнишь,
Алеша, дороги Смоленщины?» - отражает ход событий ВОВ.
Обоснование –В военные годы Симонов был корреспондентом. Поэт не
мог забыть, как встречали и провожали солдат в деревнях, куда скоро
должны были прийти немцы. Свои эмоции он и запечатлел в поэтических
строках.
Подтверждение – Величие Родины особенно ярко проявляется в сложные
для нее периоды. Симонов создал большое полотно, на котором показал
это величие через образ дороги: она ведет солдат к новым боям, а те, кто
остается позади, готовы подождать, пока они вернутся и прогонят
фашистов. Автор высказывает мысль, что корни и сила нации – не в
городах, а в простой деревенской глуши.
Следствие – Сформулируем вывод о том, что этот стих показывает
отношение поэта к происходящему – он чувствует связь со своим народом,
в том числе и с предками, чувствует, что в деревне она еще сохранилась.
Это искренний рассказ о чувствах, которые может понять только близкий
человек, друг, к которому он и обращается.
23 слайд
23 Примерный ответ Позиция - Я считаю, что стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» - отражает ход событий ВОВ. Обоснование –В военные годы Симонов был корреспондентом. Поэт не мог забыть, как встречали и провожали солдат в деревнях, куда скоро должны были прийти немцы. Свои эмоции он и запечатлел в поэтических строках. Подтверждение – Величие Родины особенно ярко проявляется в сложные для нее периоды. Симонов создал большое полотно, на котором показал это величие через образ дороги: она ведет солдат к новым боям, а те, кто остается позади, готовы подождать, пока они вернутся и прогонят фашистов. Автор высказывает мысль, что корни и сила нации – не в городах, а в простой деревенской глуши. Следствие – Сформулируем вывод о том, что этот стих показывает отношение поэта к происходящему – он чувствует связь со своим народом, в том числе и с предками, чувствует, что в деревне она еще сохранилась. Это искренний рассказ о чувствах, которые может понять только близкий человек, друг, к которому он и обращается.
#24 слайд
24
Задание
Составьте синквейны на темы,
указанные в стикерах
«Военная лирика
К. Симонова»
«Военная лирика
А.Суркова»
24 слайд
24 Задание Составьте синквейны на темы, указанные в стикерах «Военная лирика К. Симонова» «Военная лирика А.Суркова»
#25 слайд
25
Проверьте себя!
«Военная лирика
К. Симонова»
«Военная лирика
А. Суркова»
Лирика Симонова
Замечательная, историческая
Живет, убеждает, прославляет
Лирике Симонова присуще честность.
Верность
Лирика Суркова
Всенародная, патриотическая
Вдохновляет, трогает, отзывается
Придавала дух солдатам на войне.
Любовь
25 слайд
25 Проверьте себя! «Военная лирика К. Симонова» «Военная лирика А. Суркова» Лирика Симонова Замечательная, историческая Живет, убеждает, прославляет Лирике Симонова присуще честность. Верность Лирика Суркова Всенародная, патриотическая Вдохновляет, трогает, отзывается Придавала дух солдатам на войне. Любовь
#26 слайд
26
ИТОГИ УРОКА
Вы узнали:
О жизни и творчестве военного
корреспондента, поэта К. Симонова;
-написали творческую работу с явно или
скрыто выраженной авторской позицией;
-использовали сложные союзные и
бессоюзные предложения.
26 слайд
26 ИТОГИ УРОКА Вы узнали: О жизни и творчестве военного корреспондента, поэта К. Симонова; -написали творческую работу с явно или скрыто выраженной авторской позицией; -использовали сложные союзные и бессоюзные предложения.
#27 слайд
27
Баршаға қолжетімді,
сапалы білім!
Качественное образование,
доступное всем!
Заманауи
технология
Білімді
бағалау
Қол
жетімді
Цифрлы
Қазақстан
Дербес
оқыту
Нәтижелі
Тиімді
Үш
тілді
27 слайд
27 Баршаға қолжетімді, сапалы білім! Качественное образование, доступное всем! Заманауи технология Білімді бағалау Қол жетімді Цифрлы Қазақстан Дербес оқыту Нәтижелі Тиімді Үш тілді
шағым қалдыра аласыз













