Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
ДЕНИС ИВАНОВИЧ
ФОНВИЗИН
КОМЕДИЯ
«НЕДОРОСЛЬ»
1 слайд
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН КОМЕДИЯ «НЕДОРОСЛЬ»
2 слайд
2 слайд
3 слайд
«НЕДОРОСЛЬ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
Сделав жизненно достоверными
и отрицательных и положительных
персонажей, Фонвизин сумел
создать новый тип реалистической
комедии. Гоголь писал, что сюжет
«Недоросля» помог драматургу
глубоко и проникновенно вскрыть
важнейшие стороны социального
бытия России, «раны и болезни
нашего общества, тяжелые
злоупотребления внутренние,
которые беспощадной силой
иронии выставлены в очевидности
потрясающей» (Н.В. Гоголь, полн.
собр. соч. т. VIII).
3 слайд
«НЕДОРОСЛЬ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ Сделав жизненно достоверными и отрицательных и положительных персонажей, Фонвизин сумел создать новый тип реалистической комедии. Гоголь писал, что сюжет «Недоросля» помог драматургу глубоко и проникновенно вскрыть важнейшие стороны социального бытия России, «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей» (Н.В. Гоголь, полн. собр. соч. т. VIII).
4 слайд
ТЕМАТИКА комедии
В основе комедии «Недоросль» лежат две
проблемы, которые особенно волновали
писателя. Это проблема нравственного
разложения дворянства и проблема
воспитания.
Комедия «Недоросль» (1782) стала
этапным событием в развитии русской
комедии. Она представляет сложную по
структуре, продуманную систему, в которой
каждая реплика, каждый персонаж, каждое
слово подчинены выявлению авторского
замысла. Начав пьесу как бытовую комедию
нравов, Фонвизин не останавливается на
этом, а смело идет дальше, к первопричине
«злонравия», плоды которого известны и
автором строго осуждены. Причиной же
порочного воспитания дворянства в
крепостнической и самодержавной России
является установившийся государственный
строй, порождающий произвол и беззаконие.
Таким образом, проблема воспитания
оказывается неразрывно связанной со всем
жизненным и политическим укладом
государства, в котором живут и действуют
люди снизу доверху.
4 слайд
ТЕМАТИКА комедии В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые особенно волновали писателя. Это проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Комедия «Недоросль» (1782) стала этапным событием в развитии русской комедии. Она представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие. Таким образом, проблема воспитания оказывается неразрывно связанной со всем жизненным и политическим укладом государства, в котором живут и действуют люди снизу доверху.
5 слайд
ИДЕЯ КОМЕДИИ
Основная идея комедии: осуждение
невежественных и жестоких помещиков,
которые считают себя полноправными
хозяевами жизни, не соблюдают законов
государственных и нравственных,
утверждение идеалов гуманности и
просвещения.
5 слайд
ИДЕЯ КОМЕДИИ Основная идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.
6 слайд
ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА В КОМЕДИИ
Конфликт комедии заключается в столкновении двух
противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной
жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности
дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы
государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде
всего в отношении к крепостным, освободив его от всех
обременительных для него человеческих и нравственных
обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности
дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума —- лица,
наиболее близкого автору. Стародум по политическим и
нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая
противопоставлена в комедии эпохе Екатерины.
В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы
выносится из помещичьего дома, семьи и приобретает социально-
политический характер: произвол помещиков, поддержанный
властью, и бесправие крестьян.
6 слайд
ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА В КОМЕДИИ Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив его от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума —- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины. В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома, семьи и приобретает социально- политический характер: произвол помещиков, поддержанный властью, и бесправие крестьян.
7 слайд
ГЕРОИ КОМЕДИИ
Публику в комедии «Недоросль»
привлекли, в первую очередь,
положительные герои. С большим
энтузиазмом воспринимались серьезные
сцены, в которых выступали Стародум и
Правдин.
Одним из главных героев пьесы
Фонвизина является Стародум. Он по
своему мировоззрению — носитель идей
русского дворянского Просвещения.
Стародум служил в армии, храбро
воевал, был ранен, но обойден наградой.
Ее получил его бывший приятель, граф,
отказавшийся ехать в действующую
армию. Выйдя в отставку, Стародум
пытается служить при дворе.
Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь,
но остается верен своим идеалам. Он
является идейным вдохновителем
борьбы с Простаковой.
7 слайд
ГЕРОИ КОМЕДИИ Публику в комедии «Недоросль» привлекли, в первую очередь, положительные герои. С большим энтузиазмом воспринимались серьезные сцены, в которых выступали Стародум и Правдин. Одним из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по своему мировоззрению — носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Ее получил его бывший приятель, граф, отказавшийся ехать в действующую армию. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой.
8 слайд
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ
С удивительным реализмом
представлены Фонвизиным отрицательные
персонажи: госпожа Простакова, ее муж и сын
Митрофан, злобный и жадный брат
Простаковой Тарас Скотинин. Все они враги
просвещения и закона, преклоняются только
перед властью и богатством, боятся только
материальной силы и всё время хитрят, всеми
средствами добиваются своих выгод,
руководствуясь только практическим умом и
своим интересом. Нравственности, идей,
идеалов, каких-то моральных устоев у них
просто нет, не говоря уже о знании и уважении
законов.
8 слайд
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ С удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа Простакова, ее муж и сын Митрофан, злобный и жадный брат Простаковой Тарас Скотинин. Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и всё время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.
9 слайд
Центральной фигурой этой группы,
одним из значимых персонажей пьесы
Фонвизина является госпожа Простакова. Она
сразу становится основной пружиной, движущей
сценическое действие, ибо в этой
провинциальной дворянке есть какая-то мощная
жизненная сила, которой не хватает не только
положительным персонажам, но и её ленивому
эгоисту сыну и свиноподобному братцу. «Это
лицо в комедии необыкновенно удачно
задуманное психологически и превосходно
выдержанное драматически», — говорил о
Простаковой знаток эпохи историк В.О.
Ключевский.
9 слайд
Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы Фонвизина является госпожа Простакова. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным персонажам, но и её ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу. «Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически», — говорил о Простаковой знаток эпохи историк В.О. Ключевский.
10 слайд
10 слайд
11 слайд
СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ КОМЕДИИ
В основу сюжета комедии Фонвизин
положил конфликт эпохи, общественно-
политической жизни 70 — начала 80-х годов 18
в. Это борьба с крепостницей Простаковой,
лишение ее права владения своим поместьем.
Одновременно в комедии прослеживаются
другие сюжетные линии: борьба за Софью
Простаковой, Скотинина и Милона, история
соединения любящих друг друга Софьи и
Милона. Хотя они не составляют основного
сюжета.
11 слайд
СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ КОМЕДИИ В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно- политической жизни 70 — начала 80-х годов 18 в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения своим поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета.