М.Д.Симашко «Емшан»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Тема урока:
М.Д.Симашко «Емшан »
Учитель русского языка и литературы
Аязбекова Гульвира Мейрхановна Центр модернизации образования г. Нур-Султан
www.astana-modern.kz
1 слайд
Тема урока: М.Д.Симашко «Емшан » Учитель русского языка и литературы Аязбекова Гульвира Мейрхановна Центр модернизации образования г. Нур-Султан www.astana-modern.kz
2 слайд
Сегодня на уроке:
Вы узнаете:
- о писателе М.Д.Симашко ;
- познакомитесь с повестью М.Д.Симашко «Емшан » .
Вы научитесь:
- нах одит ь в тексте детали для подтверждения основной
мысли ;
- создавать высказывания, используя строки из произведения;
- находить в тексте предложения с обособленными
второстепенными членами.
2 слайд
Сегодня на уроке: Вы узнаете: - о писателе М.Д.Симашко ; - познакомитесь с повестью М.Д.Симашко «Емшан » . Вы научитесь: - нах одит ь в тексте детали для подтверждения основной мысли ; - создавать высказывания, используя строки из произведения; - находить в тексте предложения с обособленными второстепенными членами.
3 слайд
КРАТКО ОБ АВТОРЕ:
Морис Давидович Симашко – народный писатель Казахстана, лауреат Государственной
премии, премии И. Шухова СП Казахстана, журналист, переводчик, публицист, писатель.
Книги М. Симашко выходили не только во многих издательствах бывшего Советского
Союза, но и в ведущих зарубежных издательствах . Произведения писателя известны широкому
кругу читателей и переведены на английский, немецкий, французский, японский, португальский,
арабский, хинди, бенгали, итальянский и др.
О нем и его исторических произведениях писали иностранные критики.
3 слайд
КРАТКО ОБ АВТОРЕ: Морис Давидович Симашко – народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии, премии И. Шухова СП Казахстана, журналист, переводчик, публицист, писатель. Книги М. Симашко выходили не только во многих издательствах бывшего Советского Союза, но и в ведущих зарубежных издательствах . Произведения писателя известны широкому кругу читателей и переведены на английский, немецкий, французский, японский, португальский, арабский, хинди, бенгали, итальянский и др. О нем и его исторических произведениях писали иностранные критики.
4 слайд
4 ПРИЕМ «Ассоциативный куст».
Запишите вокруг ключевого слова «Симашко» все
возможные ассоциации, обозначая стрелками смысловые
связи между словами
народный писатель
журналист переводчик
публицист писатель
лауреат Государственной премии СИМАШКО
4 слайд
4 ПРИЕМ «Ассоциативный куст». Запишите вокруг ключевого слова «Симашко» все возможные ассоциации, обозначая стрелками смысловые связи между словами народный писатель журналист переводчик публицист писатель лауреат Государственной премии СИМАШКО
5 слайд
ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТА
А.Н. Майков о повести «Емшан »:
По словам самого писателя, толчком для
написания этой повести послужило
стихотворение А.Н.Майкова «Емшан», строчка
из которого стала эпиграфом к произведению.
Емшан – название душистой травы,
растущей в наших степях, — вероятно, полынок
(каз. жусан ).
http://sarkel.ru/istoriya/majkov_an_emshan_1874/
5
5 слайд
ПРЕДТЕКСТОВАЯ РАБОТА А.Н. Майков о повести «Емшан »: По словам самого писателя, толчком для написания этой повести послужило стихотворение А.Н.Майкова «Емшан», строчка из которого стала эпиграфом к произведению. Емшан – название душистой травы, растущей в наших степях, — вероятно, полынок (каз. жусан ). http://sarkel.ru/istoriya/majkov_an_emshan_1874/ 5
6 слайд
Прослушайте фрагмент из повести М.Д. Симашко «Емшан»
https:// uverenniy.ru/svet-knigi.html?page=3
«Султан Бейбарс остановился и сжал кулаки. Слово опять шевельнулось в горле. Он чуть не крикнул его, и горький вкус остался на губах.
Оно всегда было с ним, это слово. Не слово, а чей-то неясный плач. Словом оно стало сегодня утром, когда он открыл глаза и у него вот так же сдавило горло. Откуда оно? Куке-
е!.. Словом вдруг разорвало ему горло. Горькими сразу сделались губы. И он все вспомнил...
Это высокая горькая трава пахнет так, красная от вечернего солнца. И красный песок становится чернее. А на песке лежит человек, и это его куке. И плачет мальчик, и тянет
своего куке за большую руку. Только стрелу он боится трогать с черными жесткими перьями...
Чернеет песок. И все вокруг чернеет. А запах становится гуще, и такой уже горький он, что нельзя облизать сухие губы. И зеленые точки совсем близко в горькой темноте. Их все
больше вокруг, и все ближе они. И он прижимается к большому холодному куке, и тепло ему, и не страшно так...
А потом опять белое солнце в белом небе. И трава белая. И только песок, на котором растет она, красный. Весь мир - этот твердый красный песок, потрескавшийся от белого
солнца. И ничего больше нет. И куке лежит, примяв горькую траву. И не хочет вставать куке, потому что стрела с черными перьями прошла через его горло. А там, где вышла она,
черные капли на красном песке... А когда снова краснеет трава и начинает пахнуть, появляются откуда-то большие мохнатые ноги. Медленно ступая, идут они мимо, все идут и идут.
И мерный звон стоит над черным песком. Кто-то трогает острым копьем открытые глаза куке.
- Тут мертвый кипчак! - ясно говорит чей-то голос. И похож он на голос купца Джакомо...
И отрывают его руки от холодного куке, и передают его человеку, сидящему на верблюде. И человек этот похож на Джакомо, а кожаные штаны его пахнут дорожной пылью и
морем...
И дальше идут верблюды. А слезы легко текут из его глаз. И тянет он руки назад, и плачет, задыхаясь горьким воздухом:
- Ку-у-ке-е!..
Чашка Барата стояла пустая. Бейбарс сам налил ее, выпил и вышел в сад. Эмиры молчали, скованные непониманием...
Так умер Бейбарс Эль-Мелик-эд-Дагер, четвертый бахритский султан, по прозвищу Абуль-Футух, победитель монголов и крестоносцев...»
6 слайд
Прослушайте фрагмент из повести М.Д. Симашко «Емшан» https:// uverenniy.ru/svet-knigi.html?page=3 «Султан Бейбарс остановился и сжал кулаки. Слово опять шевельнулось в горле. Он чуть не крикнул его, и горький вкус остался на губах. Оно всегда было с ним, это слово. Не слово, а чей-то неясный плач. Словом оно стало сегодня утром, когда он открыл глаза и у него вот так же сдавило горло. Откуда оно? Куке- е!.. Словом вдруг разорвало ему горло. Горькими сразу сделались губы. И он все вспомнил... Это высокая горькая трава пахнет так, красная от вечернего солнца. И красный песок становится чернее. А на песке лежит человек, и это его куке. И плачет мальчик, и тянет своего куке за большую руку. Только стрелу он боится трогать с черными жесткими перьями... Чернеет песок. И все вокруг чернеет. А запах становится гуще, и такой уже горький он, что нельзя облизать сухие губы. И зеленые точки совсем близко в горькой темноте. Их все больше вокруг, и все ближе они. И он прижимается к большому холодному куке, и тепло ему, и не страшно так... А потом опять белое солнце в белом небе. И трава белая. И только песок, на котором растет она, красный. Весь мир - этот твердый красный песок, потрескавшийся от белого солнца. И ничего больше нет. И куке лежит, примяв горькую траву. И не хочет вставать куке, потому что стрела с черными перьями прошла через его горло. А там, где вышла она, черные капли на красном песке... А когда снова краснеет трава и начинает пахнуть, появляются откуда-то большие мохнатые ноги. Медленно ступая, идут они мимо, все идут и идут. И мерный звон стоит над черным песком. Кто-то трогает острым копьем открытые глаза куке. - Тут мертвый кипчак! - ясно говорит чей-то голос. И похож он на голос купца Джакомо... И отрывают его руки от холодного куке, и передают его человеку, сидящему на верблюде. И человек этот похож на Джакомо, а кожаные штаны его пахнут дорожной пылью и морем... И дальше идут верблюды. А слезы легко текут из его глаз. И тянет он руки назад, и плачет, задыхаясь горьким воздухом: - Ку-у-ке-е!.. Чашка Барата стояла пустая. Бейбарс сам налил ее, выпил и вышел в сад. Эмиры молчали, скованные непониманием... Так умер Бейбарс Эль-Мелик-эд-Дагер, четвертый бахритский султан, по прозвищу Абуль-Футух, победитель монголов и крестоносцев...»
7 слайд
7
ЗАДАНИЕ:
1. Прочитайте и выберите пословицу, которая отражает
основную мысль произведения:
А) К родине любовь, у семейного очага рождается.
В) Чем быть султаном в стране чужой, лучше подметкой на земле
родной.
С) Хороший джигит землю объедет, и потом все равно на родину
приедет. Работа с текстом
7 слайд
7 ЗАДАНИЕ: 1. Прочитайте и выберите пословицу, которая отражает основную мысль произведения: А) К родине любовь, у семейного очага рождается. В) Чем быть султаном в стране чужой, лучше подметкой на земле родной. С) Хороший джигит землю объедет, и потом все равно на родину приедет. Работа с текстом
8 слайд
8
ЗАДАНИЕ:
1. Выпишите из текста слова , символ изирующие
Родин у:
Слово, емшан, куке Работа с текстом
8 слайд
8 ЗАДАНИЕ: 1. Выпишите из текста слова , символ изирующие Родин у: Слово, емшан, куке Работа с текстом
9 слайд
9
Задание 2. Составьте вопросный план фрагмента.
Вопросный план состоит из пунктов, сформулированных в виде вопросов к
каждому абзацу текста. При составлении плана в вопросной форме используются
конструкции с различными вопросительными словами: кто, что, какой, каков, почему, где,
когда, откуда и т.д. Вопросы должны быть краткими, точными, предполагать прямые
ответы в тексте.
ВОПРОСНЫЙ ПЛАН:
1. Отчего остался горький вкус на губах?
2. Что он вспомнил?
3. Отчего красный песок становится чернее?
4. Что случилось с куке?
5. Кто нашел мертвого кипчака?
6. Что случилось с героем повести?
7. Почему плачет главный герой?
8. Что случилось с Бейбарсом?
9. Какое прозвище было у Султана?
9 слайд
9 Задание 2. Составьте вопросный план фрагмента. Вопросный план состоит из пунктов, сформулированных в виде вопросов к каждому абзацу текста. При составлении плана в вопросной форме используются конструкции с различными вопросительными словами: кто, что, какой, каков, почему, где, когда, откуда и т.д. Вопросы должны быть краткими, точными, предполагать прямые ответы в тексте. ВОПРОСНЫЙ ПЛАН: 1. Отчего остался горький вкус на губах? 2. Что он вспомнил? 3. Отчего красный песок становится чернее? 4. Что случилось с куке? 5. Кто нашел мертвого кипчака? 6. Что случилось с героем повести? 7. Почему плачет главный герой? 8. Что случилось с Бейбарсом? 9. Какое прозвище было у Султана?
10 слайд
10
Задание 3.
1. Найдите в тексте одно предложение с обособленным определением,
выраженным причастным оборотом (на выбор):
И отрывают его руки от холодного куке, и передают его человеку,
сидящему на верблюде.
10 слайд
10 Задание 3. 1. Найдите в тексте одно предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом (на выбор): И отрывают его руки от холодного куке, и передают его человеку, сидящему на верблюде.
11 слайд
Запомните!
Обособленные члены предложения - это второстепенные члены предложения,
выделенные по смыслу и интонационно, для того чтобы придать им в предложении
некоторую самостоятельность , на письме они выделяются запятыми.
По значению обособленные члены предложения делятся на две группы:
1) обо собленные члены предложения со значением добавочного сказуемого (это обосо
бленные определения, приложения и обстоятельства);
2) обособленные члены предложения со значением уточнения, пояснения, присоединения.
Обособляются любые определения, выраженные прилагательным или причастием, с
зависимым словом или без него, стоящие в любом месте предложения, если они относятся
к личному местоимению .
Чаще всего, говоря об обособленных обстоятельствах, имеют в виду деепричастие или
деепричастный оборот. Они выделяются запятыми вне зависимости от того, в каком месте
предложения они стоят.
https://www.yaklass.ru/materiali?chtid=657&mode=cht&subid=128
11 слайд
Запомните! Обособленные члены предложения - это второстепенные члены предложения, выделенные по смыслу и интонационно, для того чтобы придать им в предложении некоторую самостоятельность , на письме они выделяются запятыми. По значению обособленные члены предложения делятся на две группы: 1) обо собленные члены предложения со значением добавочного сказуемого (это обосо бленные определения, приложения и обстоятельства); 2) обособленные члены предложения со значением уточнения, пояснения, присоединения. Обособляются любые определения, выраженные прилагательным или причастием, с зависимым словом или без него, стоящие в любом месте предложения, если они относятся к личному местоимению . Чаще всего, говоря об обособленных обстоятельствах, имеют в виду деепричастие или деепричастный оборот. Они выделяются запятыми вне зависимости от того, в каком месте предложения они стоят. https://www.yaklass.ru/materiali?chtid=657&mode=cht&subid=128
12 слайд
Задание 4.
Приём «ПОПС-формула»
Составьте высказывание к строкам стихотворения
А.Н.Майкова «Емшан», определите основную мысль
повести, используйте предложения с обособленными
второстепенными членами.
Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине !
12 слайд
Задание 4. Приём «ПОПС-формула» Составьте высказывание к строкам стихотворения А.Н.Майкова «Емшан», определите основную мысль повести, используйте предложения с обособленными второстепенными членами. Смерть в краю родном Милей, чем слава на чужбине !
13 слайд
13КомпозицияПримерный образец:
Позиция – "Я считаю, что основная мысль повести « Емшан " заключается в
желании главного героя – Бейбарса, любить, служить Родине, быть преданным
родной земле.
Обоснование – «Потому что,
во – первых, Бейбарс был отва жным и мужеств енным;
в о-вторых , он смог из раба, купленного на базаре в мамлюкское войско, стать
султаном Египта .
Пример – «Автор обращает наше внимание на то, что Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине !
Следствие – «Таким образом, можно сделать вывод , ч ем быть султаном в стране
чужой, лучше подметкой на земле родной.
13 слайд
13КомпозицияПримерный образец: Позиция – "Я считаю, что основная мысль повести « Емшан " заключается в желании главного героя – Бейбарса, любить, служить Родине, быть преданным родной земле. Обоснование – «Потому что, во – первых, Бейбарс был отва жным и мужеств енным; в о-вторых , он смог из раба, купленного на базаре в мамлюкское войско, стать султаном Египта . Пример – «Автор обращает наше внимание на то, что Смерть в краю родном Милей, чем слава на чужбине ! Следствие – «Таким образом, можно сделать вывод , ч ем быть султаном в стране чужой, лучше подметкой на земле родной.
14 слайд
14Задание 1. Найдите соответствие
РЕФЛЕКСИЯ
Прием «Три М»
Напишите три момента, которые у тебя получились хорошо в процессе
урока.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились
хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улу ч шит их
работу на следующем уроке.
Примерный ответ:
легко составил вопросный план;
узнал лексичекое значение слова «емшан»;
познал,что
Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине !
14 слайд
14Задание 1. Найдите соответствие РЕФЛЕКСИЯ Прием «Три М» Напишите три момента, которые у тебя получились хорошо в процессе урока. Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улу ч шит их работу на следующем уроке. Примерный ответ: легко составил вопросный план; узнал лексичекое значение слова «емшан»; познал,что Смерть в краю родном Милей, чем слава на чужбине !
15 слайд
15Задание 2.
Учебное задание.
Дочитайте повесть «Емшан»,
подумайте о судьбе Султана Бейбарса.
Урок окончен. Всего доброго, до встречи!
15 слайд
15Задание 2. Учебное задание. Дочитайте повесть «Емшан», подумайте о судьбе Султана Бейбарса. Урок окончен. Всего доброго, до встречи!
16 слайд
16Барша ғ а қ олжетімді,
сапалы білім!
Качественное
образование,
доступное всем!Заманауи
технолог
ия Білімді
бағала
уҚол
жетімд
і Цифрлы
Қ аза қ ст
ан
Дербе
с
оқытуН ә тиже
лі
Тиім
діҮш
тілді
16 слайд
16Барша ғ а қ олжетімді, сапалы білім! Качественное образование, доступное всем!Заманауи технолог ия Білімді бағала уҚол жетімд і Цифрлы Қ аза қ ст ан Дербе с оқытуН ә тиже лі Тиім діҮш тілді