Мұхтар Әуезов шығармашылығын орыс тілі сабақтарында қолдану жолдары.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Тема: Жизнь и
творчество
М.Ауэзова (1897-
1961)З а п а д н о К а з а х с т а н с к и й Го с уд а р с т в е н н ы й у н и в е р с и т е т и м .
М а х а м б е т а У т е м и с о в а .
1 слайд
Тема: Жизнь и творчество М.Ауэзова (1897- 1961)З а п а д н о К а з а х с т а н с к и й Го с уд а р с т в е н н ы й у н и в е р с и т е т и м . М а х а м б е т а У т е м и с о в а .
2 слайд
Работа студентки группы : РЯЛНШ-22
Мажитоллина Д.М
Руководитель : доцент Умарова Г.С
2 слайд
Работа студентки группы : РЯЛНШ-22 Мажитоллина Д.М Руководитель : доцент Умарова Г.С
3 слайд
Мухтар Омарханович Ауэзов родился 16 (28 сентября) 1897 года в урочище
Шынгыстау Семипалатинской областиРоссийской
империи (ныне Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан).
Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьёй казахского поэта Абая
Кунанбаева, дед Мухтара Ауэз был другом и почитателем творчества
Абая. Отец Абая Кунанбай был женат на Нурганым, сестре Ауэза. Абай
приезжал к Ауэзу на празднества по поводу рождения его внука Мухтара.
Мухтар Ауэзов рано лишился родителей: отец Омархан умер в 1900 году,
мать Нуржамал — в 1912. Маленький Мухтар воспитывается у дяди
Касымбека, который в 1907 году после года учёбы в медресе устроил
мальчика в 5-классное городское русское училище в Семипалатинске на
земскую стипендию Чингизской волости. В 1912—1913 году учебном
году Мухтар с отличием закончил первый класс учительской семинарии, а
завершил обучение в Семипалатинской учительской семинарии в 1919
году.
3 слайд
Мухтар Омарханович Ауэзов родился 16 (28 сентября) 1897 года в урочище Шынгыстау Семипалатинской областиРоссийской империи (ныне Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан). Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьёй казахского поэта Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауэз был другом и почитателем творчества Абая. Отец Абая Кунанбай был женат на Нурганым, сестре Ауэза. Абай приезжал к Ауэзу на празднества по поводу рождения его внука Мухтара. Мухтар Ауэзов рано лишился родителей: отец Омархан умер в 1900 году, мать Нуржамал — в 1912. Маленький Мухтар воспитывается у дяди Касымбека, который в 1907 году после года учёбы в медресе устроил мальчика в 5-классное городское русское училище в Семипалатинске на земскую стипендию Чингизской волости. В 1912—1913 году учебном году Мухтар с отличием закончил первый класс учительской семинарии, а завершил обучение в Семипалатинской учительской семинарии в 1919 году.
4 слайд
Твои бессмертные труды ставят тебя в ряд лучших
представителей мировой художественной прозы
Всеволод
Иванов
В юные годы Мухтар Ауэзов,судя по фотографии, был женственно
красив, кудряв; в годы зрелости он походил на античного
мыслителя.Илья Сильвинский сравнивал «лицо Ауэзова с лицом
бронзового Будды». В мировой литературе имя Ауэзова становится
известным после появления его романа-эпопеи «Путь Абая».
«Путь Абая» возник не на пустом месте и настоящий Ауэзов как
творческая личность родился задолго до того,как была написана первая
глава эпопеи.
В начале Ауэзовым написана пьеса «Е ңлік-Кебек »(1917), положившая
начало развитию казахской драматургии,в которой повестуется история
любви,любви торжествующей и скорбной.В ней автор критикует
феодальные обычаи и нравы,хотя пьса создана по мотивам народного
эпоса.Сын великого Абая-Магавья пишет о Енлек и Кебек поэму.
4 слайд
Твои бессмертные труды ставят тебя в ряд лучших представителей мировой художественной прозы Всеволод Иванов В юные годы Мухтар Ауэзов,судя по фотографии, был женственно красив, кудряв; в годы зрелости он походил на античного мыслителя.Илья Сильвинский сравнивал «лицо Ауэзова с лицом бронзового Будды». В мировой литературе имя Ауэзова становится известным после появления его романа-эпопеи «Путь Абая». «Путь Абая» возник не на пустом месте и настоящий Ауэзов как творческая личность родился задолго до того,как была написана первая глава эпопеи. В начале Ауэзовым написана пьеса «Е ңлік-Кебек »(1917), положившая начало развитию казахской драматургии,в которой повестуется история любви,любви торжествующей и скорбной.В ней автор критикует феодальные обычаи и нравы,хотя пьса создана по мотивам народного эпоса.Сын великого Абая-Магавья пишет о Енлек и Кебек поэму.
5 слайд
«Енлик — Кебек» — казахская социально-бытовая поэма, повествующая о
любви джигита Кебека и красавицы Енлик, о трагической гибели, на которую их
обрекли жестокие обычаи.Впервые поэма под названием «Слово, сохранившееся в
памяти казахов» была опубликована в газете «Дала уалаяты» (№ 31-39) в 1892
году. В этом варианте события поэмы освещаются с народной точки зрения, его
отличает сочувствие влюблённым и ненависть к их гонителям. Несмотря на
отдельные недостатки в композиции, языке и стиле, поэма ценна достоверностью
и типичностью изображённого в ней конфликта. В 1900 году в № 46 газеты «Дала
уалаяты» был опубликован другой вариант поэмы под названием «История быта
казахов», в котором сохранена исходная сюжетная линия, но герои носят другие
имена.
Социальной остротой, сатирическим изображением суда биев интересна
поэма Магауии Кунанбаева, по сюжету и композиции близкая к первому варианту.
В 1960 году она была издана в сборнике «Поэмы» в Алма-Ате.
В 1912 году в Семипалатинске вышла в свет поэма Шакарима Кудайбердиева
«Несправедливое наказание», в которой автор дал свою трактовку основной темы
поэмы «Енлик — Кебек», подчеркнув историческую достоверность описываемых
событий, которые он отнёс к 1780 году.
5 слайд
«Енлик — Кебек» — казахская социально-бытовая поэма, повествующая о любви джигита Кебека и красавицы Енлик, о трагической гибели, на которую их обрекли жестокие обычаи.Впервые поэма под названием «Слово, сохранившееся в памяти казахов» была опубликована в газете «Дала уалаяты» (№ 31-39) в 1892 году. В этом варианте события поэмы освещаются с народной точки зрения, его отличает сочувствие влюблённым и ненависть к их гонителям. Несмотря на отдельные недостатки в композиции, языке и стиле, поэма ценна достоверностью и типичностью изображённого в ней конфликта. В 1900 году в № 46 газеты «Дала уалаяты» был опубликован другой вариант поэмы под названием «История быта казахов», в котором сохранена исходная сюжетная линия, но герои носят другие имена. Социальной остротой, сатирическим изображением суда биев интересна поэма Магауии Кунанбаева, по сюжету и композиции близкая к первому варианту. В 1960 году она была издана в сборнике «Поэмы» в Алма-Ате. В 1912 году в Семипалатинске вышла в свет поэма Шакарима Кудайбердиева «Несправедливое наказание», в которой автор дал свою трактовку основной темы поэмы «Енлик — Кебек», подчеркнув историческую достоверность описываемых событий, которые он отнёс к 1780 году.
6 слайд
В абаевском ауле и была впервые поставлена пьеса М.Ауэзова в том же году
1917 году. Здесь праздновалась свальба внучки Абая-Акыш и
молодежь,съехавшаяся на каникулы,решила сделать необычный подарок
новобрачным-показать спектакль Мухтару Ауэзову пришлось взять на себя
обязанности режиссера и суфлера.Спектакль едва не сорвался никто из
женщин и девушек не осмелилась сынрать роли Енлик и её матери.Такого
явления в казахском обществе еще не было.Пришлось в этих ролях
выступать юношам,а роль шамана Нысан –Абыза играл внук Абая-Израил.За
неизмением суфлерсвой будки автор вынужден был спрятаться за обитый
жестью сундук.
В начале 1933 года пьеса «Енлик и Кебек» была поставлена в новой
редакции режиссером М.Г.Насоновым.Тщательная работа актеров над
образами,основанная на стремлении сочетать психологическое раскрытие
характера с жизненно-правдивым отображением колорита эпохи,казахского
народного быта и традиционных обычаев,придавали новое звучание
спектаклю.
6 слайд
В абаевском ауле и была впервые поставлена пьеса М.Ауэзова в том же году 1917 году. Здесь праздновалась свальба внучки Абая-Акыш и молодежь,съехавшаяся на каникулы,решила сделать необычный подарок новобрачным-показать спектакль Мухтару Ауэзову пришлось взять на себя обязанности режиссера и суфлера.Спектакль едва не сорвался никто из женщин и девушек не осмелилась сынрать роли Енлик и её матери.Такого явления в казахском обществе еще не было.Пришлось в этих ролях выступать юношам,а роль шамана Нысан –Абыза играл внук Абая-Израил.За неизмением суфлерсвой будки автор вынужден был спрятаться за обитый жестью сундук. В начале 1933 года пьеса «Енлик и Кебек» была поставлена в новой редакции режиссером М.Г.Насоновым.Тщательная работа актеров над образами,основанная на стремлении сочетать психологическое раскрытие характера с жизненно-правдивым отображением колорита эпохи,казахского народного быта и традиционных обычаев,придавали новое звучание спектаклю.
7 слайд
В 1929 году была создана маленькая повесть «Серый Лютый», ауэзовский
шедевр,названная Александром Твардовским «классической прозой».Русским
поэтом особенно выделена была сцена прощания волка с погибшей
подругой.Писатель написал повесть задолго до «Абая»,и советское
литературоведение увидело в этом произведения,прежде всего,тему отношения
человека и природы.
Современный российский исследователь творческого наследия Ауэзова
Н.Анастасьева считает,что современники писателя не поняли истинного
смысла «лучшей вещи в малом повествовательном формате»писателя, «не
распознали тайные знаки повести,восприятие»,прежде всего,точно
переданный антураж,между тем,как ха гибельной историей её нероя-
неприрученного волка встает путь самого художника,и следом за ней-путь
художников целой эпохи»
После перевода на русский язык «Серый Лютый»(Москва,1969)обошел
весь свет В.Берлине произведение публиковался трижды,в трех
самостоятельных переводах.
7 слайд
В 1929 году была создана маленькая повесть «Серый Лютый», ауэзовский шедевр,названная Александром Твардовским «классической прозой».Русским поэтом особенно выделена была сцена прощания волка с погибшей подругой.Писатель написал повесть задолго до «Абая»,и советское литературоведение увидело в этом произведения,прежде всего,тему отношения человека и природы. Современный российский исследователь творческого наследия Ауэзова Н.Анастасьева считает,что современники писателя не поняли истинного смысла «лучшей вещи в малом повествовательном формате»писателя, «не распознали тайные знаки повести,восприятие»,прежде всего,точно переданный антураж,между тем,как ха гибельной историей её нероя- неприрученного волка встает путь самого художника,и следом за ней-путь художников целой эпохи» После перевода на русский язык «Серый Лютый»(Москва,1969)обошел весь свет В.Берлине произведение публиковался трижды,в трех самостоятельных переводах.
8 слайд
Повесть «Выстрел на перевале»- как бы итог раннего
творчества М.Ауэзова.Это история казахского бедняка
Бактыгула.Много повидал на своем веку смелый джигит.Он не
согласен терпеливо сносить нищету и лишения.Вначале
Бактыгул честно трудится,но в конце концов сбивается с тупи и
становится вором.Волостной Жарасбай,к которому нанимается
Бактыгул,толкает его на воровство.Жарасбай выходит сухим из
воды,а Бактыгул уличен в преступлении.Избегая суда биев и
степных господ,джигит уходит от людей,скрывается от
преследования.Возмездие настигает Жарасбая-бывший батрак
убивает его.
М.Ауэзов мастерски показал,как влияет на судьбы людей
классовая борьба в феодальном казахском
ауле.Безжалостный гнет меняет облик бедняка,от природы
тихого и покорного.Бактыгул ожесточается и становится на
скользкий путь.
8 слайд
Повесть «Выстрел на перевале»- как бы итог раннего творчества М.Ауэзова.Это история казахского бедняка Бактыгула.Много повидал на своем веку смелый джигит.Он не согласен терпеливо сносить нищету и лишения.Вначале Бактыгул честно трудится,но в конце концов сбивается с тупи и становится вором.Волостной Жарасбай,к которому нанимается Бактыгул,толкает его на воровство.Жарасбай выходит сухим из воды,а Бактыгул уличен в преступлении.Избегая суда биев и степных господ,джигит уходит от людей,скрывается от преследования.Возмездие настигает Жарасбая-бывший батрак убивает его. М.Ауэзов мастерски показал,как влияет на судьбы людей классовая борьба в феодальном казахском ауле.Безжалостный гнет меняет облик бедняка,от природы тихого и покорного.Бактыгул ожесточается и становится на скользкий путь.
9 слайд
В пьесе «В яблоневом саду»(1937) драматург исследует духовный
облик молодого поколения-советского студенчества.Написанная в
форме веселого водевиля,пьеса раскрывает юнощеские
порывы,стремление молодежи к идеалу.Это была одна из первых
попыток казахской драмартургии понять внутренний мир
человека,ставшего взрослым уже после революции.
Крупным драматургическим достижением М.Ауэзова явилась
историческая пьеса «Зарница»(1934),посвященная национально-
освободительному движению 1916 года.Тематически она
перекликается с ранней повестью писателя «Лихая година»,но здесь
драматург создает более широкуб картину национально-
освободительного героя.
9 слайд
В пьесе «В яблоневом саду»(1937) драматург исследует духовный облик молодого поколения-советского студенчества.Написанная в форме веселого водевиля,пьеса раскрывает юнощеские порывы,стремление молодежи к идеалу.Это была одна из первых попыток казахской драмартургии понять внутренний мир человека,ставшего взрослым уже после революции. Крупным драматургическим достижением М.Ауэзова явилась историческая пьеса «Зарница»(1934),посвященная национально- освободительному движению 1916 года.Тематически она перекликается с ранней повестью писателя «Лихая година»,но здесь драматург создает более широкуб картину национально- освободительного героя.
10 слайд
М.Ауэзов создает многочисленные
публицистические и литературно-
критические статьи.Ему
принадлежит также очерки,в
которых показан героизм
советских людей на войне и в
тылу.Он клеймит фашистских
захватчиков.
Постепенно в творческой и
научно-исследователькой работе
Мухтара Ауэзова главное место
начинает занимать великий
Абай.Ему писатель посвящает
трагедию,либретто для
оперы,киносценарий,ряд статей
и,наконец,монументальную
четырехтомную эпопею.
10 слайд
М.Ауэзов создает многочисленные публицистические и литературно- критические статьи.Ему принадлежит также очерки,в которых показан героизм советских людей на войне и в тылу.Он клеймит фашистских захватчиков. Постепенно в творческой и научно-исследователькой работе Мухтара Ауэзова главное место начинает занимать великий Абай.Ему писатель посвящает трагедию,либретто для оперы,киносценарий,ряд статей и,наконец,монументальную четырехтомную эпопею.
11 слайд
«Путь Абая»-выдающееся явление
многонациональной советской
литературы,крупный вклад в мировую
литературу.Создание романа-эпопеи
потреюовало от автора ограмной
подготовительной работы по собиранию
материала о жизни Абая,его
современниках,его времени.Эту стадию
работы над книгой М.Ауэзов образно сравнил
с трудом запоздалого путника,который
приходит к месту стоянки давно ушедшего
каравана,находит последний тлеющий уголек
в яркое пламя.
Работа осложнялось тем,что об Абае не
сохранилось никаких архивных материалов:ни
мемуаров,ни дневников,ни
документов.Немалым подспорьем оказались
впечатления юности самого Ауэзова,та
духовная атмосфера,в которой вырос будущий
автор эпопеи,с детства воспитанный на поэзии
Абая.Кроме того в юности Мухтару
посчастливилось встречаться с
современниками его книги.
11 слайд
«Путь Абая»-выдающееся явление многонациональной советской литературы,крупный вклад в мировую литературу.Создание романа-эпопеи потреюовало от автора ограмной подготовительной работы по собиранию материала о жизни Абая,его современниках,его времени.Эту стадию работы над книгой М.Ауэзов образно сравнил с трудом запоздалого путника,который приходит к месту стоянки давно ушедшего каравана,находит последний тлеющий уголек в яркое пламя. Работа осложнялось тем,что об Абае не сохранилось никаких архивных материалов:ни мемуаров,ни дневников,ни документов.Немалым подспорьем оказались впечатления юности самого Ауэзова,та духовная атмосфера,в которой вырос будущий автор эпопеи,с детства воспитанный на поэзии Абая.Кроме того в юности Мухтару посчастливилось встречаться с современниками его книги.
12 слайд
Впоследствии Ауэзов вспоминал: «Потускневшая память
стариков служила мне путеводителем по юности Абая,по лицу
шестидесятилетней Айгерим я старался восстановить красоту ее
пленительной юности,некогда обворожившей поэта».
М.Ауэзов сопоставлял противоречивые воспоминания и факты,и
ему приходилось,по его же выражению, «каждый раз исследовать
их самому чуть ли не по всем правилам юридических и
исторических наук».Но главной опорой Ауэзова
была,конечно,сама поэзия Абая.Так, «внешний» и «внутренний»
облик Тогжан был навеян строками ранних стихотворений поэта.
12 слайд
Впоследствии Ауэзов вспоминал: «Потускневшая память стариков служила мне путеводителем по юности Абая,по лицу шестидесятилетней Айгерим я старался восстановить красоту ее пленительной юности,некогда обворожившей поэта». М.Ауэзов сопоставлял противоречивые воспоминания и факты,и ему приходилось,по его же выражению, «каждый раз исследовать их самому чуть ли не по всем правилам юридических и исторических наук».Но главной опорой Ауэзова была,конечно,сама поэзия Абая.Так, «внешний» и «внутренний» облик Тогжан был навеян строками ранних стихотворений поэта.
13 слайд
Значение творческой личности
М.О.Ауэзова с особой силой ощущается
при чтении романа «Племя младое»-
книги большого гражданского
мужества.Вся настроенность
произведения,его художественная
ткань,образы являются отражением
того,над чем с волнением размышлял
автор в последние годы.Это роман
глубокой мысли и страстного чувства.
13 слайд
Значение творческой личности М.О.Ауэзова с особой силой ощущается при чтении романа «Племя младое»- книги большого гражданского мужества.Вся настроенность произведения,его художественная ткань,образы являются отражением того,над чем с волнением размышлял автор в последние годы.Это роман глубокой мысли и страстного чувства.
14 слайд
Сочинения
В настоящее время идёт издание Полного
собрания сочинений Ауэзова в 50 томах.
Тетралогия «Путь Абая»
Романы
Повести, рассказы
Пьесы и сценарии
Статьи, исследования
Речи, очерки
14 слайд
Сочинения В настоящее время идёт издание Полного собрания сочинений Ауэзова в 50 томах. Тетралогия «Путь Абая» Романы Повести, рассказы Пьесы и сценарии Статьи, исследования Речи, очерки
15 слайд
Награды
Орден Ленина (28.9.1957) — в связи с 60-
летием
Заслуженный деятель науки Казахской ССР
Два ордена Трудового Красного
Знамени (1945, 1956).
Орден «Знак Почёта» (1949)
Медали
15 слайд
Награды Орден Ленина (28.9.1957) — в связи с 60- летием Заслуженный деятель науки Казахской ССР Два ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1956). Орден «Знак Почёта» (1949) Медали
16 слайд
Источники:
1.Казахская литература
Ш.К.Сатпаева,Х.А.Адибаев
2.По лекции
3.Казахская литретура.учебник для
X-XI классов русских школ
Казахстана.
16 слайд
Источники: 1.Казахская литература Ш.К.Сатпаева,Х.А.Адибаев 2.По лекции 3.Казахская литретура.учебник для X-XI классов русских школ Казахстана.