Материалдар / Навыки чтения
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Навыки чтения

Материал туралы қысқаша түсінік
комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Ақпан 2021
297
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосо

1 слайд
Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили

Формирование и совершенствование навыков чтения

2 слайд
Формирование и совершенствование навыков чтения

цель: Формировать потребность к чтению художественной литературы и развивать навыки грамотного чтения

3 слайд
цель: Формировать потребность к чтению художественной литературы и развивать навыки грамотного чтения

• формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста через формирование интереса к чтению; • развитие

4 слайд
• формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста через формирование интереса к чтению; • развитие устной речи; • развитие творческих способностей детей. задачи:

• Как сформировать навык чтения? • С чего начать?

5 слайд
• Как сформировать навык чтения? • С чего начать?

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА • обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений

6 слайд
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА • обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений

Речевая зарядка состоит из нескольких групп упражнений. • 1 группа – “Мы дышим!” (дыхательная гимнастика) вдох но

7 слайд
Речевая зарядка состоит из нескольких групп упражнений. • 1 группа – “Мы дышим!” (дыхательная гимнастика) вдох носом, выдох через рот (нос); вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям.

2 группа – “Разомнём язычок!” • упражнения для развития четкости произношения: • Самолеты взлетают: у-у-у. • Машины

8 слайд
2 группа – “Разомнём язычок!” • упражнения для развития четкости произношения: • Самолеты взлетают: у-у-у. • Машины едут: ж-ж-ж. • Лошадки поскакали: цок-цок-цок. • Рядом ползет змея: ш-ш-ш. • Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

3 группа – “Произнеси верно!” • чтение тихо и умеренно: арка арца арта арда арла арча арса аржа • чтение громко и б

9 слайд
3 группа – “Произнеси верно!” • чтение тихо и умеренно: арка арца арта арда арла арча арса аржа • чтение громко и быстро: гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь

4 группа “Учимся скороговорить!” • У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят. • Как на горке, на пригорк

10 слайд
4 группа “Учимся скороговорить!” • У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят. • Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки Раз Егорка Два Егорка….

• При ежедневном использовании речевой зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение

11 слайд
• При ежедневном использовании речевой зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. • В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность обучающихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.

Развитие внимания • Сколько спряталось слов? Волчишкоткрытоященокночь • “ Найди животное” спрятавшееся среди строчек стихотво

12 слайд
Развитие внимания • Сколько спряталось слов? Волчишкоткрытоященокночь • “ Найди животное” спрятавшееся среди строчек стихотворения: Насос с ечную воду, И шланг протянут к огороду. осёт р Среди куст рит покой, Здесь хорошо бродить одной. ов ца

Развитие скорости чтения • «Жужжащее чтение» • «Пятиминутки чтения» • «Буксир» • «Чтение – спринт» • «Столбик слов» • «Поиск в т

13 слайд
Развитие скорости чтения • «Жужжащее чтение» • «Пятиминутки чтения» • «Буксир» • «Чтение – спринт» • «Столбик слов» • «Поиск в тексте заданных слов» • «Чтение в ритм» и др.

Чтение в ритм  мышка  вилка  марка  норка  жарко  зайка  цапля  чашка  шишка  ветка  нитка  тыква

14 слайд
Чтение в ритм  мышка  вилка  марка  норка  жарко  зайка  цапля  чашка  шишка  ветка  нитка  тыква

Читай как можно быстрее • Однажды мужик пошел в лес. • Однажды мужик пошел в лес дрова рубить. • Однажды мужик пошел в лес дрова

15 слайд
Читай как можно быстрее • Однажды мужик пошел в лес. • Однажды мужик пошел в лес дрова рубить. • Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру. • Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег. • Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.

ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ • Правильность чтения выражается в том, чтобы ребёнок не допускал: • замены • пропусков • перестановки

16 слайд
ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ • Правильность чтения выражается в том, чтобы ребёнок не допускал: • замены • пропусков • перестановки • добавления • искажения • повторов букв (звуков), слогов и слов • ошибок при постановке ударения в словах.

Дети чаще искажают те слова, смысла которых не понимают. В целях предупреждения таких ошибок целесообразно: • выяснить пере

17 слайд
Дети чаще искажают те слова, смысла которых не понимают. В целях предупреждения таких ошибок целесообразно: • выяснить перед чтением значение слов; предварительное послоговое прочтение слов; • создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов; • предварительное чтение текста про себя; • систематический контроль учителя за чтением обучающихся;

Исправление ошибок • ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика; • ошибки, искажающие см

18 слайд
Исправление ошибок • ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика; • ошибки, искажающие смысл предложения, исправляются путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному; • ошибки, которые не искажают смысла, учитель отмечает после чтения; • к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения. Солнце и ветер. Разденет человека прежде

19 слайд
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения. Солнце и ветер. Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. Л.Н. Толстой

Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево . • заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес аг

20 слайд
Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево . • заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юе ястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб. К.Д. Ушинский

Прочитай текст вслух, читая некоторые слова наоборот. Ворон и Лисица Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил

21 слайд
Прочитай текст вслух, читая некоторые слова наоборот. Ворон и Лисица Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит: - Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог: - Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац. Л.Н. Толстой

Найди ошибки, исправь, прочитай правильно (редактирование) • Кто любит пруд – того и люди чтут. • У работящего в руках тело спор

22 слайд
Найди ошибки, исправь, прочитай правильно (редактирование) • Кто любит пруд – того и люди чтут. • У работящего в руках тело спорится. • Без пруда не вытащишь рыбку из труда. • Кто привык трудиться, тому без мела не сидится.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ (СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ) ЧТЕНИЯ Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: • Значений слов, употребл

23 слайд
ОСМЫСЛЕННОСТЬ (СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ) ЧТЕНИЯ Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: • Значений слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле; • Содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; • Предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей; • Основного смысла всего содержания текста.

Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь его. • Одно яблоко Лёва отдал товарищу. • Лёва и Витя играли

24 слайд
Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь его. • Одно яблоко Лёва отдал товарищу. • Лёва и Витя играли в шашки. • За дверью послышались шаги. • Это пришла мама Лёвы. • Мама улыбнулась и похвалила сына. • Мама достала два яблока и дала сыну.

Галка. Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла ее достать. Тогда г

25 слайд
Галка. Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла ее достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднялась, и галка смогла напиться. • Выбери правильный ответ: Галка хотела пить. В кувшине было много воды. Галка бросала в кувшин хлебные шарики. Галка бросала в кувшин камни от безделья. Галка была умна и придумала, как напиться.

ПрочитайПрочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления . В одном домике жила у хозяев пушистая корова Му

26 слайд
ПрочитайПрочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления . В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым. Л. Каминский.

Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из ни

27 слайд
Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно. Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла — бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала — пара-пам!

Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла – бре-ке-ке! Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не м

28 слайд
Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла – бре-ке-ке! Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала – пара-пам! Ю. Мориц Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие. В. Гаршин

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения

29 слайд
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков». Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.

• Прочитай предложение с разными интонациями: удивления, сомнения, радости. Хорошо в лесу весной!

30 слайд
• Прочитай предложение с разными интонациями: удивления, сомнения, радости. Хорошо в лесу весной!

Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово. • Ты пойдешь сегодня в театр? • Ты пойдешь сегодня в театр? • Ты пойд

31 слайд
Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово. • Ты пойдешь сегодня в театр? • Ты пойдешь сегодня в театр? • Ты пойдешь сегодня в театр? • Ты пойдешь сегодня в театр ?

• Ходили по грибы? Ходили по грибы. • Ходили по грибы ? Ходили по

32 слайд
• Ходили по грибы? Ходили по грибы. • Ходили по грибы ? Ходили по грибы .

Прочитай стихотворение «Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова. Испугались зайца Мы ходили по грибы , Зайца и

33 слайд
Прочитай стихотворение «Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова. Испугались зайца Мы ходили по грибы , Зайца испугались . Схоронились за дубы, Растеряли все грибы. А потом смеялись – Зайца испугались. Читай стихотворение, сочетая темп чтения и силу звука: медленно – громко, средне – обычно, быстро – тихо.

• Используя данные упражнения, можно добиться от детей выразительного чтения: умения находить правильную интонацию, соответст

34 слайд
• Используя данные упражнения, можно добиться от детей выразительного чтения: умения находить правильную интонацию, соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности. • Все эти способы и приёмы многофункциональны. Они не только развивают осознанность, скорость, выразительность чтения, но и совершенствуют восприятие, внимание, речь ребёнка, стимулируют интерес к чтению.

• Совершенствование навыков чтения осуществляется с помощью различных видов приёмов и упражнений. • Все предложенные задания

35 слайд
• Совершенствование навыков чтения осуществляется с помощью различных видов приёмов и упражнений. • Все предложенные задания должны вводиться с 1 класса. • На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.

36 слайд