Навыки чтения
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Современный человек, человек будущего
не может жить без книги.
Чтение в его жизни - это важнейший способ
восхождения, самосовершенствования,
самообразования.
Ш. А. Амонашвили
1 слайд
Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили
2 слайд
Формирование и
совершенствование
навыков чтения
2 слайд
Формирование и совершенствование навыков чтения
3 слайд
цель:
Формировать потребность к чтению
художественной литературы и развивать
навыки грамотного чтения
3 слайд
цель: Формировать потребность к чтению художественной литературы и развивать навыки грамотного чтения
4 слайд
•
формирование и совершенствование
техники чтения и приемов понимания
текста через формирование интереса к
чтению;
•
развитие устной речи;
•
развитие творческих способностей
детей. задачи:
4 слайд
• формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста через формирование интереса к чтению; • развитие устной речи; • развитие творческих способностей детей. задачи:
5 слайд
•
Как сформировать
навык чтения?
•
С чего начать?
5 слайд
• Как сформировать навык чтения? • С чего начать?
6 слайд
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
•
обучение правильному
дыханию, артикуляции,
проговариванию и
произношению звуков,
слогов, слов, выражений
6 слайд
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА • обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений
7 слайд
Речевая зарядка состоит из нескольких групп упражнений.
•
1 группа – “Мы дышим!”
(дыхательная гимнастика)
вдох носом, выдох через рот (нос);
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
7 слайд
Речевая зарядка состоит из нескольких групп упражнений. • 1 группа – “Мы дышим!” (дыхательная гимнастика) вдох носом, выдох через рот (нос); вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям.
8 слайд
2 группа –
“Разомнём язычок!”
•
упражнения для развития четкости
произношения:
•
Самолеты взлетают: у-у-у.
•
Машины едут: ж-ж-ж.
•
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
•
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
•
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
8 слайд
2 группа – “Разомнём язычок!” • упражнения для развития четкости произношения: • Самолеты взлетают: у-у-у. • Машины едут: ж-ж-ж. • Лошадки поскакали: цок-цок-цок. • Рядом ползет змея: ш-ш-ш. • Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
9 слайд
3 группа –
“Произнеси верно!”
•
чтение тихо и умеренно:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
•
чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
9 слайд
3 группа – “Произнеси верно!” • чтение тихо и умеренно: арка арца арта арда арла арча арса аржа • чтение громко и быстро: гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь
10 слайд
4 группа
“Учимся скороговорить!”
•
У тридцати трех полосатых поросят
тридцать три хвостика висят.
•
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки
Раз Егорка
Два Егорка….
10 слайд
4 группа “Учимся скороговорить!” • У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят. • Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки Раз Егорка Два Егорка….
11 слайд
•
При ежедневном использовании речевой
зарядки формируется культура звуковой
речи, вырабатывается зрительная память
и умение читать без напряжения.
•
В результате работы снимается
трудность в чтении, страх и
неуверенность обучающихся,
сокращается количество ошибок при
чтении, улучшаются показатели навыков
чтения.
11 слайд
• При ежедневном использовании речевой зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. • В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность обучающихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.
12 слайд
Развитие внимания
•
Сколько спряталось слов?
Волчишкоткрытоященокночь
•
“ Найди животное” спрятавшееся среди
строчек стихотворения:
Насос с ечную воду,
И шланг протянут к огороду. осёт р
Среди куст рит покой,
Здесь хорошо бродить одной. ов ца
12 слайд
Развитие внимания • Сколько спряталось слов? Волчишкоткрытоященокночь • “ Найди животное” спрятавшееся среди строчек стихотворения: Насос с ечную воду, И шланг протянут к огороду. осёт р Среди куст рит покой, Здесь хорошо бродить одной. ов ца
13 слайд
Развитие скорости чтения
•
«Жужжащее чтение»
•
«Пятиминутки чтения»
•
«Буксир»
•
«Чтение – спринт»
•
«Столбик слов»
•
«Поиск в тексте заданных слов»
•
«Чтение в ритм» и др.
13 слайд
Развитие скорости чтения • «Жужжащее чтение» • «Пятиминутки чтения» • «Буксир» • «Чтение – спринт» • «Столбик слов» • «Поиск в тексте заданных слов» • «Чтение в ритм» и др.
14 слайд
Чтение в ритм
мышка
вилка
марка
норка
жарко
зайка
цапля
чашка
шишка
ветка
нитка
тыква
14 слайд
Чтение в ритм мышка вилка марка норка жарко зайка цапля чашка шишка ветка нитка тыква
15 слайд
Читай как можно быстрее
•
Однажды мужик пошел в лес.
•
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить.
•
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить,
подошел к озеру.
•
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить,
подошел к озеру, сел на берег.
•
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить,
подошел к озеру, сел на берег и нечаянно
уронил топор в воду.
15 слайд
Читай как можно быстрее • Однажды мужик пошел в лес. • Однажды мужик пошел в лес дрова рубить. • Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру. • Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег. • Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.
16 слайд
ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ
•
Правильность чтения выражается в том, чтобы
ребёнок не допускал:
•
замены
•
пропусков
•
перестановки
•
добавления
•
искажения
•
повторов букв (звуков), слогов и слов
•
ошибок при постановке ударения в словах.
16 слайд
ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ • Правильность чтения выражается в том, чтобы ребёнок не допускал: • замены • пропусков • перестановки • добавления • искажения • повторов букв (звуков), слогов и слов • ошибок при постановке ударения в словах.
17 слайд
Дети чаще искажают те слова, смысла которых
не понимают.
В целях предупреждения таких ошибок
целесообразно:
•
выяснить перед чтением значение слов;
предварительное послоговое прочтение слов;
•
создание на уроке обстановки для
внимательного чтения текста, четкая
формулировка заданий и вопросов;
•
предварительное чтение текста про себя;
•
систематический контроль учителя за чтением
обучающихся;
17 слайд
Дети чаще искажают те слова, смысла которых не понимают. В целях предупреждения таких ошибок целесообразно: • выяснить перед чтением значение слов; предварительное послоговое прочтение слов; • создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов; • предварительное чтение текста про себя; • систематический контроль учителя за чтением обучающихся;
18 слайд
Исправление ошибок
•
ошибки в окончании слов учитель исправляет
сам, не прерывая чтения ученика;
•
ошибки, искажающие смысл предложения,
исправляются путем повторного прочтения
или вопроса к прочитанному;
•
ошибки, которые не искажают смысла,
учитель отмечает после чтения;
•
к исправлению ошибок, связанных с
нарушением орфоэпических норм,
привлекаются другие ученики.
18 слайд
Исправление ошибок • ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика; • ошибки, искажающие смысл предложения, исправляются путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному; • ошибки, которые не искажают смысла, учитель отмечает после чтения; • к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.
19 слайд
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего
слова каждого предложения.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце
заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал.
Запахивается да надвигает шапку крепче только
всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку
и. Человека ветер раздел не и так. Солнце
взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся -
припекло только. Человек разделся вовсе и -
солнце припекло ещё.
Л.Н. Толстой
19 слайд
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения. Солнце и ветер. Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. Л.Н. Толстой
20 слайд
Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа
налево .
•
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и
ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин
тенялгзв ан угудар, кясв юе ястеубюл.
ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч
ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп,
он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар
окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ
окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и
игудар как ин олавыб.
К.Д. Ушинский
20 слайд
Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево . • заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юе ястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб. К.Д. Ушинский
21 слайд
Прочитай текст вслух, читая некоторые слова наоборот.
Ворон и Лисица
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось
ецисил мяса, она алшодоп и
говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да
красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы
мёрац, если бы у тебя солог был.
Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало.
ацисиЛ подхватила и тировог:
- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе
мёрац.
Л.Н. Толстой
21 слайд
Прочитай текст вслух, читая некоторые слова наоборот. Ворон и Лисица Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит: - Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог: - Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац. Л.Н. Толстой
22 слайд
Найди ошибки, исправь, прочитай правильно
(редактирование)
•
Кто любит пруд – того и люди чтут.
•
У работящего в руках тело спорится.
•
Без пруда не вытащишь рыбку из
труда.
•
Кто привык трудиться, тому без
мела не сидится.
22 слайд
Найди ошибки, исправь, прочитай правильно (редактирование) • Кто любит пруд – того и люди чтут. • У работящего в руках тело спорится. • Без пруда не вытащишь рыбку из труда. • Кто привык трудиться, тому без мела не сидится.
23 слайд
ОСМЫСЛЕННОСТЬ
(СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ) ЧТЕНИЯ
Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание
читающим:
•
Значений слов, употребленных в тексте, как в прямом,
так и в переносном смысле;
•
Содержания каждого из предложений, входящих в
состав текста, уяснение смысловой связи между
предложениями;
•
Предметного плана содержания отдельных частей
текста и смысла этих частей;
•
Основного смысла всего содержания текста.
23 слайд
ОСМЫСЛЕННОСТЬ (СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ) ЧТЕНИЯ Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: • Значений слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле; • Содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; • Предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей; • Основного смысла всего содержания текста.
24 слайд
Расположи предложения так, чтобы
получился связный текст. Озаглавь его.
•
Одно яблоко Лёва отдал товарищу.
•
Лёва и Витя играли в шашки.
•
За дверью послышались шаги.
•
Это пришла мама Лёвы.
•
Мама улыбнулась и похвалила сына.
•
Мама достала два яблока и дала сыну.
24 слайд
Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь его. • Одно яблоко Лёва отдал товарищу. • Лёва и Витя играли в шашки. • За дверью послышались шаги. • Это пришла мама Лёвы. • Мама улыбнулась и похвалила сына. • Мама достала два яблока и дала сыну.
25 слайд
Галка.
Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с
водой. Но вода была только на дне. Галка не
могла ее достать. Тогда галка стала бросать в
кувшин камешки. Вода поднялась, и галка
смогла напиться.
•
Выбери правильный ответ:
Галка хотела пить.
В кувшине было много воды.
Галка бросала в кувшин хлебные шарики.
Галка бросала в кувшин камни от безделья.
Галка была умна и придумала, как напиться.
25 слайд
Галка. Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла ее достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднялась, и галка смогла напиться. • Выбери правильный ответ: Галка хотела пить. В кувшине было много воды. Галка бросала в кувшин хлебные шарики. Галка бросала в кувшин камни от безделья. Галка была умна и придумала, как напиться.
26 слайд
ПрочитайПрочитай текст,
выдели в нём неточности и внеси исправления .
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка.
Хозяева её очень любили и часто угощали парным
молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила
погулять - подышать свежим вареньем и погреться на
сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от
удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца
выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко
поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали
озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на
заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из
собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она
увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и
убежала в дым.
Л. Каминский.
26 слайд
ПрочитайПрочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления . В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым. Л. Каминский.
27 слайд
Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и
В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её
избушка стояла — бре-ке-ке! Сидела она в болоте,
ловила комаров и мошку, весною громко квакала
вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а
кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела.
И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в
том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками
играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан.
Но случилось одно происшествие. Избушка
кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном
сарафане плясала — пара-пам!
27 слайд
Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно. Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла — бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала — пара-пам!
28 слайд
Весёлая лягушка жила в одной реке.
Вверх дном её избушка стояла – бре-ке-ке!
Избушка не стояла, а кверху дном плыла,
Но это не меняло лягушкины дела.
Она двумя руками играла на баяне,
Она двумя ногами стучала в барабан.
Избушка кувыркалась,
Лягушка развлекалась,
В зелёном сарафане плясала – пара-пам!
Ю. Мориц
Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку,
весною громко квакала вместе со своими подругами.
И весь век прожила бы она благополучно – конечно, в
том случае, если
бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие.
В. Гаршин
28 слайд
Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла – бре-ке-ке! Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала – пара-пам! Ю. Мориц Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие. В. Гаршин
29 слайд
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Предварительный этап подготовки к выразительному
чтению заключается в тщательном анализе
произведения, ориентированном на выявление и
расшифровку «эмоциональных знаков».
Интонация – это совокупность совместно действующих
звуковых элементов устной речи, которая определяется
содержанием и целями высказывания. Интонация –
явление сложное, целостное. Однако в ней выявляются
следующие компоненты: сила голоса, пауза, темп и
ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.
29 слайд
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков». Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.
30 слайд
•
Прочитай предложение с разными
интонациями:
удивления, сомнения, радости.
Хорошо в лесу весной!
30 слайд
• Прочитай предложение с разными интонациями: удивления, сомнения, радости. Хорошо в лесу весной!
31 слайд
Читай предложение, выделяя голосом
подчеркнутое слово.
•
Ты пойдешь сегодня в театр?
•
Ты пойдешь сегодня в театр?
•
Ты пойдешь сегодня в театр?
•
Ты пойдешь сегодня в театр ?
31 слайд
Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово. • Ты пойдешь сегодня в театр? • Ты пойдешь сегодня в театр? • Ты пойдешь сегодня в театр? • Ты пойдешь сегодня в театр ?
32 слайд
•
Ходили по грибы?
Ходили по грибы.
•
Ходили по грибы ?
Ходили по грибы .
32 слайд
• Ходили по грибы? Ходили по грибы. • Ходили по грибы ? Ходили по грибы .
33 слайд
Прочитай стихотворение «Испугались зайца»,
выделяя голосом подчёркнутые слова.
Испугались зайца
Мы ходили по грибы ,
Зайца испугались .
Схоронились за дубы,
Растеряли все грибы.
А потом смеялись –
Зайца испугались.
Читай стихотворение, сочетая темп чтения и силу звука:
медленно – громко, средне – обычно, быстро – тихо.
33 слайд
Прочитай стихотворение «Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова. Испугались зайца Мы ходили по грибы , Зайца испугались . Схоронились за дубы, Растеряли все грибы. А потом смеялись – Зайца испугались. Читай стихотворение, сочетая темп чтения и силу звука: медленно – громко, средне – обычно, быстро – тихо.
34 слайд
•
Используя данные упражнения, можно
добиться от детей выразительного чтения:
умения находить правильную интонацию,
соответствующую содержанию читаемого
текста, использовать основные средства
выразительности.
•
Все эти способы и приёмы
многофункциональны. Они не только
развивают осознанность, скорость,
выразительность чтения, но и совершенствуют
восприятие, внимание, речь ребёнка,
стимулируют интерес к чтению.
34 слайд
• Используя данные упражнения, можно добиться от детей выразительного чтения: умения находить правильную интонацию, соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности. • Все эти способы и приёмы многофункциональны. Они не только развивают осознанность, скорость, выразительность чтения, но и совершенствуют восприятие, внимание, речь ребёнка, стимулируют интерес к чтению.
35 слайд
•
Совершенствование навыков чтения
осуществляется с помощью различных
видов приёмов и упражнений.
•
Все предложенные задания должны
вводиться с 1 класса.
•
На уроках невозможно взять все виды
упражнений. Поэтому они варьируются,
усложняются, комбинируются в
зависимости от темы урока, возраста
обучающихся.
35 слайд
• Совершенствование навыков чтения осуществляется с помощью различных видов приёмов и упражнений. • Все предложенные задания должны вводиться с 1 класса. • На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.
36 слайд
36 слайд