Особенности организации обучения на дому
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Особенности организации
процесса
обучения на дому
1 слайд
Особенности организации процесса обучения на дому
2 слайд
«На обочине жизни»
•
Образование для детей с
инвалидностью в Казахстане
•
март, 2019
2 слайд
«На обочине жизни» • Образование для детей с инвалидностью в Казахстане • март, 2019
3 слайд
«Казахстан уделяет приоритетное внимание
инвестициям в развитие образования как
одного из ключевых аспектов формирования
сильного человеческого капитала. Однако эти
усилия обходят стороной детей с
инвалидностью».
3 слайд
«Казахстан уделяет приоритетное внимание инвестициям в развитие образования как одного из ключевых аспектов формирования сильного человеческого капитала. Однако эти усилия обходят стороной детей с инвалидностью».
4 слайд
•
Качественное инклюзивное образование в
общеобразовательной школе получает в
Казахстане лишь небольшой процент детей
с инвалидностью школьного возраста.
•
Большинство таких детей, как и Акбота,
учатся на дому, оторванные от сверстников
и видящие своих учителей всего два – три
раза в неделю или в месяц.
4 слайд
• Качественное инклюзивное образование в общеобразовательной школе получает в Казахстане лишь небольшой процент детей с инвалидностью школьного возраста. • Большинство таких детей, как и Акбота, учатся на дому, оторванные от сверстников и видящие своих учителей всего два – три раза в неделю или в месяц.
5 слайд
5 слайд
6 слайд
Проблемы, связанные с домашним обучением
•
Дети находятся на домашнем обучении
преимущественно потому, что в ПМПК
выдали заключение с такой рекомендацией.
•
Формально они числятся за
общеобразовательной или специальной
(«коррекционной») школой, однако
занимаются дома, и в самой школе бывают
редко или не бывают совсем. Вместо этого
учитель или учителя сами приходят к ним.
•
По данным Детского фона ООН, в настоящее
время на домашнем обучении в Казахстане
находятся около 14 тыс. детей школьного
возраста, включая детей с инвалидностью.
6 слайд
Проблемы, связанные с домашним обучением • Дети находятся на домашнем обучении преимущественно потому, что в ПМПК выдали заключение с такой рекомендацией. • Формально они числятся за общеобразовательной или специальной («коррекционной») школой, однако занимаются дома, и в самой школе бывают редко или не бывают совсем. Вместо этого учитель или учителя сами приходят к ним. • По данным Детского фона ООН, в настоящее время на домашнем обучении в Казахстане находятся около 14 тыс. детей школьного возраста, включая детей с инвалидностью.
7 слайд
« Хьюман Райтс Вотч » задокументировала, что
дети с инвалидностью, которые находятся на
домашнем обучении, не получают качественного
образования и оказываются изолированы от
сверстников, одноклассников и общества в целом.
Родители и дети также рассказывали нам,
как отсутствие в школах физической доступности и
других разумных приспособлений делает вариант
с домашним обучением единственно возможным.
7 слайд
« Хьюман Райтс Вотч » задокументировала, что дети с инвалидностью, которые находятся на домашнем обучении, не получают качественного образования и оказываются изолированы от сверстников, одноклассников и общества в целом. Родители и дети также рассказывали нам, как отсутствие в школах физической доступности и других разумных приспособлений делает вариант с домашним обучением единственно возможным.
8 слайд
•
Законодательство предусматривает возможность
получения образования на дому; это не считается
исключительно временной мерой, необходимость такого
обучения определяется врачебно-консультативной
комиссией (ВКК). По результатам обследования ребенка с
инвалидностью ВКК выдает «медицинское заключение» о
«состоянии здоровья ребенка для решения вопроса
обучения на дому». После этого свою рекомендацию по
форме обучения дает ПМПК.
•
Домашнее обучение обеспечивает базовые знания по
ограниченному кругу предметов, обычно это язык и
математика. В старших классах к этому добавляются
история и естественные науки. На дому также возможно
обучение по индивидуальному плану, который
составляется педагогом.
8 слайд
• Законодательство предусматривает возможность получения образования на дому; это не считается исключительно временной мерой, необходимость такого обучения определяется врачебно-консультативной комиссией (ВКК). По результатам обследования ребенка с инвалидностью ВКК выдает «медицинское заключение» о «состоянии здоровья ребенка для решения вопроса обучения на дому». После этого свою рекомендацию по форме обучения дает ПМПК. • Домашнее обучение обеспечивает базовые знания по ограниченному кругу предметов, обычно это язык и математика. В старших классах к этому добавляются история и естественные науки. На дому также возможно обучение по индивидуальному плану, который составляется педагогом.
9 слайд
•
В сентябре 2018 г. правительство внесло
изменения в правила, регулирующие обучение на
дому. Если ранее в начальной школе было
предусмотрено до 8-10 часов занятий в неделю, а
в дальнейшем – до 10-12 часов, то теперь
норматив увеличен до 14 и 15-20 часов
соответственно.
•
По итогам посещения Казахстана в сентябре 2017 г.
спецдокладчик ООН по вопросу о правах людей с
инвалидностью заявила, что «обучение на дому
должно быть исключительным явлением и
временной мерой для тех детей, которым
состояние здоровья не позволяет посещать школу,
а не практикой, направленной на дальнейшую
сегрегацию детей с инвалидностью».
9 слайд
• В сентябре 2018 г. правительство внесло изменения в правила, регулирующие обучение на дому. Если ранее в начальной школе было предусмотрено до 8-10 часов занятий в неделю, а в дальнейшем – до 10-12 часов, то теперь норматив увеличен до 14 и 15-20 часов соответственно. • По итогам посещения Казахстана в сентябре 2017 г. спецдокладчик ООН по вопросу о правах людей с инвалидностью заявила, что «обучение на дому должно быть исключительным явлением и временной мерой для тех детей, которым состояние здоровья не позволяет посещать школу, а не практикой, направленной на дальнейшую сегрегацию детей с инвалидностью».
10 слайд
Обучение на дому в силу отсутствия приспособлений в
школе
•
Дети и родители рассказывали Хьюман Райтс Вотч,
что именно необеспечение общеобразовательными
школами разумного приспособления было тем
обстоятельством, в силу которого они выбирали
домашнее обучение или соглашались на такой
вариант.
•
В одном случае отец заявил, что выбрал для дочери
домашнее обучение, поскольку «в классе больше 30
детей, так что пока ей лучше учиться дома».
•
По словам 24-летнего Максима, когда он учился дома
в Алматы, учителя приходили к нему «два или три»
раза в неделю на два часа максимум. Он не мог
ходить в школу: «Мне было тяжело. Я не хожу
[самостоятельно], а школа была далеко, и мне
сказали переходить на домашнее обучение. Но,
конечно, мечтал [ходить в школу]. Мои друзья в
школу ходили, а я дома сидел. Грустно было».
10 слайд
Обучение на дому в силу отсутствия приспособлений в школе • Дети и родители рассказывали Хьюман Райтс Вотч, что именно необеспечение общеобразовательными школами разумного приспособления было тем обстоятельством, в силу которого они выбирали домашнее обучение или соглашались на такой вариант. • В одном случае отец заявил, что выбрал для дочери домашнее обучение, поскольку «в классе больше 30 детей, так что пока ей лучше учиться дома». • По словам 24-летнего Максима, когда он учился дома в Алматы, учителя приходили к нему «два или три» раза в неделю на два часа максимум. Он не мог ходить в школу: «Мне было тяжело. Я не хожу [самостоятельно], а школа была далеко, и мне сказали переходить на домашнее обучение. Но, конечно, мечтал [ходить в школу]. Мои друзья в школу ходили, а я дома сидел. Грустно было».
11 слайд
•
«Я начала учиться дома в восьмом классе, а до
этого в школу ходила, - рассказывала 13-летняя
Назимжан из Алматинской области с эпилепсией. –
Поначалу плакала. Мне сказали, что всего три
месяца дома учиться будешь, а потом сказали, что
год. Я скучаю по школьным новостям».
•
13-летний Миша с ДЦП из Алматинской области,
который на момент интервью был на домашнем
обучении, сказал нам, что очень жалеет, что не
ходит в школу: «В первом классе ходил… Хочется в
школу, конечно! Там весело. В школе намного
интереснее – по разным классам ходишь. Куча
ребят! В школе учиться лучше. У меня максимум
три урока [в день], а в школе – семь».
11 слайд
• «Я начала учиться дома в восьмом классе, а до этого в школу ходила, - рассказывала 13-летняя Назимжан из Алматинской области с эпилепсией. – Поначалу плакала. Мне сказали, что всего три месяца дома учиться будешь, а потом сказали, что год. Я скучаю по школьным новостям». • 13-летний Миша с ДЦП из Алматинской области, который на момент интервью был на домашнем обучении, сказал нам, что очень жалеет, что не ходит в школу: «В первом классе ходил… Хочется в школу, конечно! Там весело. В школе намного интереснее – по разным классам ходишь. Куча ребят! В школе учиться лучше. У меня максимум три урока [в день], а в школе – семь».
12 слайд
12 слайд
13 слайд
Низкое качество и малый объем занятий при домашнем
обучении
•
Большинство проинтервьюированных нами семей,
где дети находятся на домашнем обучении,
утверждали, что объем занятий не превышает
минимальных восьми часов в неделю, у некоторых
даже меньше.
•
Некоторые родители также сетовали, что у
приходящих к ним учителей нет
специализированной подготовки для работы с
детьми с инвалидностью.
•
За исключением нескольких месяцев в первом
классе 11-летний Эльдар с аутизмом учился на
дому в Шымкенте. Его мать Вика жаловалась нам,
что учитель «приходит когда захочет, а не захочет –
так и не приходит».
13 слайд
Низкое качество и малый объем занятий при домашнем обучении • Большинство проинтервьюированных нами семей, где дети находятся на домашнем обучении, утверждали, что объем занятий не превышает минимальных восьми часов в неделю, у некоторых даже меньше. • Некоторые родители также сетовали, что у приходящих к ним учителей нет специализированной подготовки для работы с детьми с инвалидностью. • За исключением нескольких месяцев в первом классе 11-летний Эльдар с аутизмом учился на дому в Шымкенте. Его мать Вика жаловалась нам, что учитель «приходит когда захочет, а не захочет – так и не приходит».
14 слайд
•
Мадияр из Талдыкоргана (молодой человек
с ДЦП) рассказал, что когда он учился на
дому, то учителя приходили нерегулярно:
«Помню, в седьмом – восьмом классе я
почти не учился, потому что учителя не
приходили. Когда родители пожаловались,
директор [школы] спросил: «Какие оценки
вы хотите, чтобы вашему сыну поставили?»
По словам Мадияра, если бы у него был
выбор, он предпочел бы окончить школу
вместе с другими [учениками]: «Но
поскольку выбора у меня не было, я
старался сам делать, что смогу».
14 слайд
• Мадияр из Талдыкоргана (молодой человек с ДЦП) рассказал, что когда он учился на дому, то учителя приходили нерегулярно: «Помню, в седьмом – восьмом классе я почти не учился, потому что учителя не приходили. Когда родители пожаловались, директор [школы] спросил: «Какие оценки вы хотите, чтобы вашему сыну поставили?» По словам Мадияра, если бы у него был выбор, он предпочел бы окончить школу вместе с другими [учениками]: «Но поскольку выбора у меня не было, я старался сам делать, что смогу».
15 слайд
15 слайд
16 слайд
Изолированность
Обучение на дому изолирует детей с
инвалидностью от сверстников и местного
сообщества. Диме с ДЦП на момент
подготовки настоящего доклада было 28 лет.
Он рассказал, что после первого класса, когда
ему было около семи лет, он учился дома: «Так
проще было, потому что я сидеть не могу».
Поскольку обучение он проходил на дому и
живет он на пятом этаже без лифта,
получилось так, что на момент интервью он на
протяжении уже 18 лет не покидал пределы
пятого этажа, на котором он проживает со
своей матерью: «Кто поднимет меня с пятого
этажа? Лифта-то нет».
16 слайд
Изолированность Обучение на дому изолирует детей с инвалидностью от сверстников и местного сообщества. Диме с ДЦП на момент подготовки настоящего доклада было 28 лет. Он рассказал, что после первого класса, когда ему было около семи лет, он учился дома: «Так проще было, потому что я сидеть не могу». Поскольку обучение он проходил на дому и живет он на пятом этаже без лифта, получилось так, что на момент интервью он на протяжении уже 18 лет не покидал пределы пятого этажа, на котором он проживает со своей матерью: «Кто поднимет меня с пятого этажа? Лифта-то нет».
17 слайд
По словам 12-летней маломобильной Аймиры (у нее
сколиоз), «было немного обидно» когда в ПМПК ей
рекомендовали домашнее обучение: «Одноклассники
спрашивают, когда вернусь. Я скучаю по школе. Уже три года
так», - рассказывала она в интервью.
После того как Жибек с физической инвалидностью
закончила девять классов общеобразовательной школы в
Алматы, в ПМПК ей было рекомендовано завершать
обучение в формате вечерних занятий на дому. Она сказала
нам, что это «было не очень [хорошо]», тем более что
учителя к ней в действительности почти не приходят: «Ты
дальше от своих друзей, когда дома. Друзья там. Все там. А
ты дома. Четыре стены – твои друзья».
17 слайд
По словам 12-летней маломобильной Аймиры (у нее сколиоз), «было немного обидно» когда в ПМПК ей рекомендовали домашнее обучение: «Одноклассники спрашивают, когда вернусь. Я скучаю по школе. Уже три года так», - рассказывала она в интервью. После того как Жибек с физической инвалидностью закончила девять классов общеобразовательной школы в Алматы, в ПМПК ей было рекомендовано завершать обучение в формате вечерних занятий на дому. Она сказала нам, что это «было не очень [хорошо]», тем более что учителя к ней в действительности почти не приходят: «Ты дальше от своих друзей, когда дома. Друзья там. Все там. А ты дома. Четыре стены – твои друзья».
18 слайд
Факторы, препятствующие получению профессионального
и высшего образования
В интервью молодые люди с инвалидностью и их родители,
рассказывали о проблемах, с которыми сталкиваются некоторые
молодые люди при получении послесреднего и высшего
образования.
Эти проблемы связаны с низким уровнем подготовки к
вступительным экзаменам в вузы, который обеспечивают
общеобразовательные и специальные («коррекционные») школы,
а также с отсутствием инфраструктуры и других разумных
приспособлений, которые открывали бы молодым людям с
инвалидностью доступ к высшему образованию без
дискриминации.
Конвенция о правах инвалидов обязывает правительство
обеспечивать, «чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему
высшему образованию, профессиональному обучению,
образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без
дискриминации».
18 слайд
Факторы, препятствующие получению профессионального и высшего образования В интервью молодые люди с инвалидностью и их родители, рассказывали о проблемах, с которыми сталкиваются некоторые молодые люди при получении послесреднего и высшего образования. Эти проблемы связаны с низким уровнем подготовки к вступительным экзаменам в вузы, который обеспечивают общеобразовательные и специальные («коррекционные») школы, а также с отсутствием инфраструктуры и других разумных приспособлений, которые открывали бы молодым людям с инвалидностью доступ к высшему образованию без дискриминации. Конвенция о правах инвалидов обязывает правительство обеспечивать, «чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации».
19 слайд
В Казахстане для получения высшего образования необходимо получить
аттестат об общем среднем образовании и пройти Единое национальное
тестирование (ЕНТ).
Дети с инвалидностью, которые учатся в некоторых спецшколах (например, в
«коррекционных» школах для детей с интеллектуальной или
психосоциальной инвалидностью) или которые находятся на домашнем
обучении, получают только основное среднее образование (9 классов) и
автоматически отсекаются от высшего образования, если только не получат
аттестат об общем среднем или техническом/профессиональном
образовании.
После девятого класса ребенок может продолжить среднее образование в 10
– 11 классах общеобразовательной школы или получить
техническое/профессиональное образование в колледже.
Затем он может получить послесреднее или высшее образование.
19 слайд
В Казахстане для получения высшего образования необходимо получить аттестат об общем среднем образовании и пройти Единое национальное тестирование (ЕНТ). Дети с инвалидностью, которые учатся в некоторых спецшколах (например, в «коррекционных» школах для детей с интеллектуальной или психосоциальной инвалидностью) или которые находятся на домашнем обучении, получают только основное среднее образование (9 классов) и автоматически отсекаются от высшего образования, если только не получат аттестат об общем среднем или техническом/профессиональном образовании. После девятого класса ребенок может продолжить среднее образование в 10 – 11 классах общеобразовательной школы или получить техническое/профессиональное образование в колледже. Затем он может получить послесреднее или высшее образование.
20 слайд
Резюме
•
С какими трудностями
сталкиваются ученики,
обучающиеся на дому?
•
Что из этих трудностей
находится в зоне нашего
контроля?
20 слайд
Резюме • С какими трудностями сталкиваются ученики, обучающиеся на дому? • Что из этих трудностей находится в зоне нашего контроля?
21 слайд
Недостатки надомного обучения
•
Некоторые педагоги относятся к своим обязанностям
недобросовестно (например, пропускают занятия или
задают слишком много материала на
самостоятельное изучение).
•
Иногда в учебный план не включаются такие
предметы, как ИЗО, музыка или технология. Они не
являются академическими, считается, что
подготовиться к аттестации по ним можно
самостоятельно.
•
В условиях надомного обучения контакты ребёнка со
сверстниками практически исключаются.
•
Трудно составить график уроков, одинаково удобный
семье и преподавателям. Возможно, придётся
следовать неудобному расписанию. Как минимум
один взрослый должен находиться дома во время
занятий, чтобы впускать и выпускать учителей.
21 слайд
Недостатки надомного обучения • Некоторые педагоги относятся к своим обязанностям недобросовестно (например, пропускают занятия или задают слишком много материала на самостоятельное изучение). • Иногда в учебный план не включаются такие предметы, как ИЗО, музыка или технология. Они не являются академическими, считается, что подготовиться к аттестации по ним можно самостоятельно. • В условиях надомного обучения контакты ребёнка со сверстниками практически исключаются. • Трудно составить график уроков, одинаково удобный семье и преподавателям. Возможно, придётся следовать неудобному расписанию. Как минимум один взрослый должен находиться дома во время занятий, чтобы впускать и выпускать учителей.
22 слайд
В рамках семинара будут рассмотрены следующие
вопросы:
1. Нормативно-правовые акты РК,
регулирующие обучение на дому.
2. Организация обучения на дому.
3. Особенности оценивания
учебных достижений детей,
обучающихся на дому.
4. Обучение на дому как объект
внутришкольного контроля.
5. Обзор актуальной литературы.
22 слайд
В рамках семинара будут рассмотрены следующие вопросы: 1. Нормативно-правовые акты РК, регулирующие обучение на дому. 2. Организация обучения на дому. 3. Особенности оценивания учебных достижений детей, обучающихся на дому. 4. Обучение на дому как объект внутришкольного контроля. 5. Обзор актуальной литературы.
23 слайд
1. Нормативно-правовые акты
РК, регулирующие обучение на
дому.
23 слайд
1. Нормативно-правовые акты РК, регулирующие обучение на дому.
24 слайд
Международные законодательства:
4 Всеобщая Декларация прав человека ( 1948 г.)
1
2
3 Конвенция ООН о правах ребенка ( 1989 г.)
Всемирная Декларация по образованию для всех ( 1990 г.)
Стандартные правила обеспечения равных ( 1993 )
Саламанская декларация: ( 1994 г.)5
24 слайд
Международные законодательства: 4 Всеобщая Декларация прав человека ( 1948 г.) 1 2 3 Конвенция ООН о правах ребенка ( 1989 г.) Всемирная Декларация по образованию для всех ( 1990 г.) Стандартные правила обеспечения равных ( 1993 ) Саламанская декларация: ( 1994 г.)5
25 слайд
Международные законодательства:
Дакарские рамки действий. Образование для всех: ( 2000 г.) 6
7
8 Конвенция ООН о правах инвалидов ( 2006 г.)
Всемирная декларация об обеспечении выживания,
защиты и развития детей .
25 слайд
Международные законодательства: Дакарские рамки действий. Образование для всех: ( 2000 г.) 6 7 8 Конвенция ООН о правах инвалидов ( 2006 г.) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей .
26 слайд
Законодательная база Республики Казахстан:
41
2
3 Закон «Об образовании»ГПРОН РК на 2020 - 2025 годы.
5 Закон «О соц защите инвалидов в РК»
Закон «О спец соц услугах в РК» Закон «О правах ребенка в РК»
26 слайд
Законодательная база Республики Казахстан: 41 2 3 Закон «Об образовании»ГПРОН РК на 2020 - 2025 годы. 5 Закон «О соц защите инвалидов в РК» Закон «О спец соц услугах в РК» Закон «О правах ребенка в РК»
27 слайд
Организация обучения на
дому.
п2
27 слайд
Организация обучения на дому. п2
28 слайд
В исследованиях российского ученого Аркатовой Л.Р. выделяются
следующие этапы развития обучения на дому:
•
6-9 века
•
10-15 века
•
16-17 века
•
18 век
а •
18-19 века
к •
19-20 век
•
1917-1962
1962- по
настоящ
ее
время •
1962- по настоящее время
28 слайд
В исследованиях российского ученого Аркатовой Л.Р. выделяются следующие этапы развития обучения на дому: • 6-9 века • 10-15 века • 16-17 века • 18 век а • 18-19 века к • 19-20 век • 1917-1962 1962- по настоящ ее время • 1962- по настоящее время
29 слайд
1. Модельный закон «Об
образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья
(специальном образовании)». Был
принят Межпарламентской
Ассамблеей государств -
участников СНГ в 2002 году.
2. Закон «Об образовании»
Республики Казахстан
29 слайд
1. Модельный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Был принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ в 2002 году. 2. Закон «Об образовании» Республики Казахстан
30 слайд
30 слайд
31 слайд
31 слайд
32 слайд
32 слайд
33 слайд
Одной из причин индивидуального обучения на дому (надомного обучения) являются
медицинские показания, то есть тяжелые заболевания ребенка. Можно выделить следующие
группы заболеваний: соматические, неврологические, хирургические, кожные,
психоневрологические.
•
К группе соматических заболеваний относятся: ревматизм,
панкреатит, врожденные пороки сердца, хроническая пневмония,
бронхиальная астма, хронический нефрит, хронический гепатит и
цирроз печени, злокачественные новообразования, тяжелые формы
гемофилии.
•
К группе неврологических заболеваний относятся: миопатия,
нарушение функций опорно-двигательного аппарата, тяжелые
остаточные явления после энцифаломиелита и
полирадикулоневрита.
•
К группе хирургических заболеваний относятся: спинномозговая
грыжа, паралич нижних конечностей, состояния после операций на
опорно-двигательном аппарате в случае затруднений при
передвижении.
•
К группе кожных заболеваний относятся: экземы в состоянии
обострения, диффузные нейродермиты, псориатические
эритродермии, артро-патический псориаз, прогрессирующая
распространенная склеродермия.
•
К группе психоневрологических заболеваний относятся: душевные
заболевания (шизофрения, пс...
33 слайд
Одной из причин индивидуального обучения на дому (надомного обучения) являются медицинские показания, то есть тяжелые заболевания ребенка. Можно выделить следующие группы заболеваний: соматические, неврологические, хирургические, кожные, психоневрологические. • К группе соматических заболеваний относятся: ревматизм, панкреатит, врожденные пороки сердца, хроническая пневмония, бронхиальная астма, хронический нефрит, хронический гепатит и цирроз печени, злокачественные новообразования, тяжелые формы гемофилии. • К группе неврологических заболеваний относятся: миопатия, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, тяжелые остаточные явления после энцифаломиелита и полирадикулоневрита. • К группе хирургических заболеваний относятся: спинномозговая грыжа, паралич нижних конечностей, состояния после операций на опорно-двигательном аппарате в случае затруднений при передвижении. • К группе кожных заболеваний относятся: экземы в состоянии обострения, диффузные нейродермиты, псориатические эритродермии, артро-патический псориаз, прогрессирующая распространенная склеродермия. • К группе психоневрологических заболеваний относятся: душевные заболевания (шизофрения, пс...