1 слайд
Тема: О.Сулейменов
«Волчата»
ОСШ имени:
Учитель русского языка и
литературы :8 класс
2 слайд
Сегодня на уроке вы:
Прочитаете стихотворение «Волчата» О.О.Сулейменова;
Будете определять тему, сюжет и композицию произведения;
Анализировать художественно-изобразительные средства в стихотворении
3 слайд
Эпиграф урока
Человек – вершина природы,
но природа – её подножье.
Уничтожая природу, Человек
Неизбежно уничтожает себя.
Р.Рождественский
4 слайд
Какие ассоциации вызывает у вас слово волк?
Как вы относитесь к волкам? Составьте кластер
ВОЛК Санитар
леса. хищник
сила
войстрах
5 слайд
Олжас Омарович Сулейменов родился в семье Омархана
Сулейменулы (1936 г.р.), прямого потомка Олжабай батыра,
офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного
в 1937 году.
Окончил школу в 1954 году и поступил на
геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета,
окончил его в 1959 году, инженер-геолог.
В 1959 году поступил в Литературный институт им. А. М.
Горького в Москве на отделение поэтического перевода.
Первые стихи О. Сулейменова были напечатаны в 1959 г. В 1961 г. вышла в
свет поэма “Земля, поклонись Человеку”, посвященное полету в космос первого
человека планеты земля Юрия Гагарина и сборник стихов “Аргамаки”,
“Солнечные ночи”, “Ночь парижанка”, “Год обезьяны”, “Аз и Я”.
В 1989 году стал инициатором и лидером народного движения «Невада —
Семипалатинск», целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного
полигона и других ядерных полигонов
О. Сулейменов является постоянным представителем Казахстана в
ЮНЕСКО.
6 слайд
Олжас Сулейменов -
известный поэт, литературовед, этнограф и
общественный деятель Казахстана.
О.Сулейменов в своём творчестве обращается
к проблемам нравственным, этическим,
политическим, литературным и экологическим.
О.Сулейменов всегда был горячим защитником природы. Он
выступал против бессмысленного её уничтожения. Участвовал во
многих значимых акциях. Тема уничтожения природы человеком
является одной из самых значимых в его творческом наследии. Ей
он посвящал свои первые стихи, среди которых стихотворение
«Волчата». Неизвестно, в каком году оно было написано, но датой
первой публикации стал 1961 год, когда вышел поэтический
сборник «Аргамаки».
7 слайд
Сулейменов – политик, поэт, этнограф
8 слайд
В стихотворении есть много неизвестных слов.
Давайте познакомимся с их значениями .
Словарная работа:
Лощина – алқап
Волчата – бөлтіріктер, қасқырдың күшіктері
Полынь - жусан
Оскалив пасть - араның ақситып
Месть - кек,өш
Волчатник - аңшы
Заросли– ну, тоғай
9 слайд
Они, прижавшись к маме, жадно пили
Густую холодеющую кровь.
С глотками в них входила жажда мести.
Кому?
Любому.
Лишь бы не простить.
И будут мстить
В отдельности,
Не вместе.
А встретятся –
Друг другу будут мстить.
И человек пошёл своей дорогой.
Куда?.. Зачем?..
Нам это не узнать.
Он был волчатник,
Но волчат не тронул,
Ребят уже не защищала мать...Шёл человек.
Шёл степью, долго, долго.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.
В густой лощине он увидел волка,
Верней, волчицу,
А, точнее, мать...
Она лежала в зарослях полыни,
Откинув лапы и оскалив пасть.
Из горла перехваченного плыла
Толчками кровь, густая, словно грязь.
Кем? Кем? Волкoм? Охотничьими псами?
Слепым волчатам это не узнать.
Они, толкаясь и ворча, сосали
Большую неподатливую мать.
Голодные волчата позабыли,
Как властно пахнет в зарослях укроп. Прочитаем стихотворение «Волчата»
10 слайд
Ответьте на вопросы
1. Какая картина предстала перед человеком в густой
лощине?
2. Кто виноват в смерти волчицы?
3. Как относится автор к волчатам?
4. Как вы понимаете выражение вливалась жажда мести ?
5. Как вы думаете, волчата будут мстить, когда подрастут?
Кому и как будут мстить?
6. Почему волчатник не тронул волчат?
7. Какова главная мысль стихотворения? В каких строках она
выражена?
8. Почему поэт назвал стихотворение «Волчата»? Какую
проблему поднимает автор? Придумайте другое название к
произведению.
9. Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какое
настроение оно вызывает?
10. Какие произведения казахских и русских писателей или
поэтов о взаимоотношениях человека и животных вы
читали?
11 слайд
Сулейменов говорит о бессмысленном и
разрушительном вмешательстве человека в
дикую природу. И несмотря на то, что правда
не на стороне человека, сила – именно на его,
поэтому он является источником настоящих
бед. Он убивает ради забавы, уничтожая
животный мир.
12 слайд
Задание
1. Какие художественно-изобразительные средства использовал автор в
стихотворении «Волчата»? Выпишите их из текста.
Сравнение: «кровь словно грязь»
Эпитеты: перехваченное горло, густая кровь, слепые волчата, большая
неподатливость, густая холодеющая кровь.
Метафоры: кровь плыла, с глотками в них входила жажда мести, властно
пахнет укроп
13 слайд
Задание
2. стр 27 упр 8. Диаграмма Венна.
в олк
человек
14 слайд
15 слайд
Подведем итоги урока
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какое настроение
оно вызывает?
Какой вы сделали вывод, прочитав произведение «Волчата»?
16 слайд
Рефлексия
Я узнал...
Я научился...
Я затруднялся..
Мне понравилось...
17 слайд
Домашнее задание
Составьте синквейн на тему «Волки».
18 слайд
Спасибо
за внимание!
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз