Открытый урок "Бессмертно имя твое, Абай" 7 класс
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
КГУ «Школа – лицей №40 им. Алькея Маргулана»
Тема:
Бессмертно имя твое, Абай!
7 класс
Учитель русского языка и литературы
Ташимова Мария Рамазановна
1 слайд
КГУ «Школа – лицей №40 им. Алькея Маргулана» Тема: Бессмертно имя твое, Абай! 7 класс Учитель русского языка и литературы Ташимова Мария Рамазановна
2 слайд
ЭПИГРАФ:
«Переводы - это не способ
ознакомления с отдельными
произведениями, а средство
общения культур и народов»
Б. Пастернак
2 слайд
ЭПИГРАФ: «Переводы - это не способ ознакомления с отдельными произведениями, а средство общения культур и народов» Б. Пастернак
3 слайд
Цель: сформировать мировоззрение об Абае, как личности
мирового значения, как о мудреце и мыслителе. Абай –
культурное наследие не только казахского народа, а всего
человечества.
«Мир – океан, времена, как ветры, гонят волны поколений,
сменяющих друг друга», - эти слова сказаны великим Абаем.
С тех пор, как они были произнесены, время прокатило
много таких волн.
Но не унесли они имя АБАЯ, потому что ГЕНИЙ
неисчерпаем.
3 слайд
Цель: сформировать мировоззрение об Абае, как личности мирового значения, как о мудреце и мыслителе. Абай – культурное наследие не только казахского народа, а всего человечества. «Мир – океан, времена, как ветры, гонят волны поколений, сменяющих друг друга», - эти слова сказаны великим Абаем. С тех пор, как они были произнесены, время прокатило много таких волн. Но не унесли они имя АБАЯ, потому что ГЕНИЙ неисчерпаем.
4 слайд
4 слайд
5 слайд
«Письмо Татьяны к Онегину».
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать
Амал жоқ – қайттым білдірмей,
Япырмау қайтіп айтамын.
Қоймады дертің күйдірмей,
Не салсаң да тартамын
5 слайд
«Письмо Татьяны к Онегину». Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать Амал жоқ – қайттым білдірмей, Япырмау қайтіп айтамын. Қоймады дертің күйдірмей, Не салсаң да тартамын
6 слайд
6 слайд
7 слайд
7 слайд
8 слайд
8 слайд
9 слайд
Какая разница в описании ночи у русского и казахского поэтов?
Сохранил ли Абай главную мысль стихотворения Лермонтова?
У Лермонтова У Абая
Глубокая ночь Постепенное наступление ночи:
дремлют горы, погружаясь в
ночь; засыпает степь.
Состояние ночи передаёт один
глагол - спят Приход, движение ночи
передаётся с помощью
нескольких глаголов и
деепричастий: уходит,
наступает, разомлев, дремля.
Видим ночь Чувствуем, как надвигается
ночь.
9 слайд
Какая разница в описании ночи у русского и казахского поэтов? Сохранил ли Абай главную мысль стихотворения Лермонтова? У Лермонтова У Абая Глубокая ночь Постепенное наступление ночи: дремлют горы, погружаясь в ночь; засыпает степь. Состояние ночи передаёт один глагол - спят Приход, движение ночи передаётся с помощью нескольких глаголов и деепричастий: уходит, наступает, разомлев, дремля. Видим ночь Чувствуем, как надвигается ночь.
10 слайд
Описывая ночь по Лермонтову,
Абай видел, чувствовал поэзию
ночи казахской степи. Поэтому
сочинил к ней музыку, широко
распевную, величавую. Когда
поется эта песня, представляешь
не вершину Габельбаха, а
величавый Алатау или наш
прекрасный Кокшетау. Вот как
каждый поэт, сохранив нити
духовной близости с оригиналом,
«переделывает» его на свой
народный лад. Поэтому «Ночная
песнь странника» звучит как
исконно русское (Лермонтов),
казахское (Абай) оригинальное
стихотворение, а не переводное.
10 слайд
Описывая ночь по Лермонтову, Абай видел, чувствовал поэзию ночи казахской степи. Поэтому сочинил к ней музыку, широко распевную, величавую. Когда поется эта песня, представляешь не вершину Габельбаха, а величавый Алатау или наш прекрасный Кокшетау. Вот как каждый поэт, сохранив нити духовной близости с оригиналом, «переделывает» его на свой народный лад. Поэтому «Ночная песнь странника» звучит как исконно русское (Лермонтов), казахское (Абай) оригинальное стихотворение, а не переводное.
11 слайд
11 слайд
12 слайд
12 слайд
13 слайд
13 слайд
14 слайд
14 слайд
15 слайд
15 слайд
16 слайд
Желание мысли
16 слайд
Желание мысли
17 слайд
17 слайд
18 слайд
Согласны ли вы…
№ Вопросы Да Нет
1 Ч то Абай родился в Западном Казахстане?
2 Ч то он перевел «Письмо Татьяны» из романа
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
3 Ч то его произведения переводили на русский язык?
4 Что о н увлекался чтением русской литературы?
5 Ч то он сочинял песни?
6 Ч то Абай перевел на казахский язык некоторые
стихотворения Байрона и Гете?
7 Что Абай перевел из Лермонтова ок оло 30
стихотворений.
18 слайд
Согласны ли вы… № Вопросы Да Нет 1 Ч то Абай родился в Западном Казахстане? 2 Ч то он перевел «Письмо Татьяны» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? 3 Ч то его произведения переводили на русский язык? 4 Что о н увлекался чтением русской литературы? 5 Ч то он сочинял песни? 6 Ч то Абай перевел на казахский язык некоторые стихотворения Байрона и Гете? 7 Что Абай перевел из Лермонтова ок оло 30 стихотворений.
19 слайд
Рефлексия
№ Вопросы Да Нет
1 Урок полезен?
2 Вам было интересно?
3 Довольны ли вы своей работой?
19 слайд
Рефлексия № Вопросы Да Нет 1 Урок полезен? 2 Вам было интересно? 3 Довольны ли вы своей работой?
20 слайд
Учебное задание
написать сочинение-эссе «Родственность поэзии великих
поэтов»
Методы и приемы написания эссе
•
Основная часть
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно
воспользоваться так называемой ПОПС формулой:
П – Положение (утверждение)– Я считаю, что...;
О – Объяснение – Потому что ...;
П – Пример, иллюстрация – Например,...;
С – Суждение (итоговое) – Таким образом,...
20 слайд
Учебное задание написать сочинение-эссе «Родственность поэзии великих поэтов» Методы и приемы написания эссе • Основная часть Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС формулой: П – Положение (утверждение)– Я считаю, что...; О – Объяснение – Потому что ...; П – Пример, иллюстрация – Например,...; С – Суждение (итоговое) – Таким образом,...
21 слайд
21 слайд