Открытый урок Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Роман «Преступление и
наказание»Федор Михайлович
ДостоевскийМАНГИСТАУСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
«КЕЛЕШЕК»
Выполнила: преподаватель
русского языка и литературы
Акжолова А.К.
Актау, 2019 г.
1 слайд
Роман «Преступление и наказание»Федор Михайлович ДостоевскийМАНГИСТАУСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «КЕЛЕШЕК» Выполнила: преподаватель русского языка и литературы Акжолова А.К. Актау, 2019 г.
2 слайд
Каждый человек – алмаз, который может
очистить или не очистить себя …
Дело человека не стараться светить, но
стараться очищать себя.
Л.Н.Толстой
2 слайд
Каждый человек – алмаз, который может очистить или не очистить себя … Дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Л.Н.Толстой
3 слайд
Ф.М. Достоевский –
писатель чрезвычайно
удивительный,
индивидуальный. У него
свое, отличное от
классиков русской
литературы открытие
мира, отбор жизненного
материала, его
интерпретация,
словесное выражение.
3 слайд
Ф.М. Достоевский – писатель чрезвычайно удивительный, индивидуальный. У него свое, отличное от классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, словесное выражение.
4 слайд
Ф. М. Достоевский – писатель гуманист, творчество которого
посвящено людям униженным и оскорбленным. Своей
задачей автор считал исследование самых тайных уголков
человеческой души, разрешение вечных общечеловеческих
вопросов о ценности жизни. (Слайд 4)Романы, принесшие
мировую славу (записать пятикнижия):
1866 год. «Преступление и наказание» Для героя романа
Раскольникова, идеологического убийцы, Наполеон
являлся символическим выражением теории о разделении
людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”.
1868 год. «Идиот». Герой романа – князь Мышкин – создан
как воплощение самых лучших, самых благородных
человеческих качеств. Он Дон Кихот, “рыцарь бедный”.
Роман насыщен многообразными намеками на
соотнесенность образа князя Мышкина с “бесконечно
прекрасным лицом” Иисуса Христа.
4 слайд
Ф. М. Достоевский – писатель гуманист, творчество которого посвящено людям униженным и оскорбленным. Своей задачей автор считал исследование самых тайных уголков человеческой души, разрешение вечных общечеловеческих вопросов о ценности жизни. (Слайд 4)Романы, принесшие мировую славу (записать пятикнижия): 1866 год. «Преступление и наказание» Для героя романа Раскольникова, идеологического убийцы, Наполеон являлся символическим выражением теории о разделении людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”. 1868 год. «Идиот». Герой романа – князь Мышкин – создан как воплощение самых лучших, самых благородных человеческих качеств. Он Дон Кихот, “рыцарь бедный”. Роман насыщен многообразными намеками на соотнесенность образа князя Мышкина с “бесконечно прекрасным лицом” Иисуса Христа.
5 слайд
1871-1872 годы. «Бесы» Многие герои романа умирают
насильственной смертью. Это роман разрушений и
преступлений. Достоевский пророчески предсказал в нем все,
что произошло потом в России после 1917 года. Писатель
показал и истоки этого явления. Они в безверии, бездуховности,
глубоком внутреннем опустошении. Этим больны многие герои
романа, в этом – главная тайна центрального персонажа
романа, Николая Ставрогина, одним из прототипов которого
был друг юности Достоевского, петрашевец Николай Спешнев.
1875 год. «Подросток». Он посвящен проблеме молодого
поколения. Все герои Достоевского всегда одержимы идеями-
страстями.
1879 – 1880 годы. «Братья Карамазовы» Итоговым
произведением Достоевского по замыслу и охвату жизненных
явлений, событий и проблем стал его последний роман “Братья
Карамазовы”. Достоевский хотел написать роман о братстве, но
успел создать только первую его часть, в которой показывал
распад братства и разложение семьи.
5 слайд
1871-1872 годы. «Бесы» Многие герои романа умирают насильственной смертью. Это роман разрушений и преступлений. Достоевский пророчески предсказал в нем все, что произошло потом в России после 1917 года. Писатель показал и истоки этого явления. Они в безверии, бездуховности, глубоком внутреннем опустошении. Этим больны многие герои романа, в этом – главная тайна центрального персонажа романа, Николая Ставрогина, одним из прототипов которого был друг юности Достоевского, петрашевец Николай Спешнев. 1875 год. «Подросток». Он посвящен проблеме молодого поколения. Все герои Достоевского всегда одержимы идеями- страстями. 1879 – 1880 годы. «Братья Карамазовы» Итоговым произведением Достоевского по замыслу и охвату жизненных явлений, событий и проблем стал его последний роман “Братья Карамазовы”. Достоевский хотел написать роман о братстве, но успел создать только первую его часть, в которой показывал распад братства и разложение семьи.
6 слайд
Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта
Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале
«Русский вестник» в течение 1866 года.
Содержание
Сам Достоевский так определял содержание своего
произведения: «Это – психологический отчет одного
преступления… Молодой человек, исключенный из
студентов и живущий в крайней бедности, поддавшись
некоторым «недоконченным идеям», решил разом
выйти из скверного своего положения. Он решил убить
одну старуху, дающую деньги на проценты…» «Психологический
отчет»
постепенно
насыщался
философскими и
религиозными
размышлениями.Создание
6 слайд
Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года. Содержание Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это – психологический отчет одного преступления… Молодой человек, исключенный из студентов и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным идеям», решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты…» «Психологический отчет» постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.Создание
7 слайд
Композиция и жанр
Роман состоит из 6 частей и эпилога
1 часть:
совершение
преступления 2 – 5 часть: наказание
(«психологический
отчет» преступника) Эпилог:
раскаяние
Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров:
Детектив:
совершено
преступление
, которое
раскрывается Социально-
бытовой жанр :
даны картины
жизни
униженных и
оскорбленных Любовная
интрига Психологиче
ские
исследованияФилософские
и
религиозные
размышлени
яРоман признан
величайшим
философско-
психологическим
произведение м в
мировой литературе
7 слайд
Композиция и жанр Роман состоит из 6 частей и эпилога 1 часть: совершение преступления 2 – 5 часть: наказание («психологический отчет» преступника) Эпилог: раскаяние Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: Детектив: совершено преступление , которое раскрывается Социально- бытовой жанр : даны картины жизни униженных и оскорбленных Любовная интрига Психологиче ские исследованияФилософские и религиозные размышлени яРоман признан величайшим философско- психологическим произведение м в мировой литературе
8 слайд
Главные идеи романа
Роман создан в
эпоху, когда старые
нравственные
законы были
отвергнуты, а новые
не выработаны.
Общество потеряло
нравственные
ориентиры, которые
были воплощены в
образе Христа, и
Достоевский смог
показать весь ужас
этой потери. Главная идея
Достоевского:
нельзя прийти к
благу через
преступление. Он
первым в мировой
литературе показал
гибельность
индивидуалистичес
ких идей «сильной
личности» и их
безнравственность.Автор был против
насилия и своим
романом
полемизировал с
революционерами,
что путь к
всеобщему счастью
– «звать Русь к
топору».
8 слайд
Главные идеи романа Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистичес ких идей «сильной личности» и их безнравственность.Автор был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору».
9 слайд
Родион
Раскольников
9 слайд
Родион Раскольников
10 слайд
Портрет
Главный герой романа – разночинец,
бедный студент.
Он наделен привлекательной
внешностью: «замечательно хорош
собою, с привлекательными темными
глазами…ростом выше среднего, тонок и
строен».
Перед нами молодой, талантливый,
гордый, мыслящий человек, в котором
нет дурных и низких черт.
В его поступках, высказываниях и
переживаниях видно высокое чувство
человеческого достоинства, благородство,
бескорыстие .
Он воспринимает чужую боль острее
своей: рискуя жизнью спасает из огня
детей; делится последним с отцом
умершего товарища; сам нищий, дает
деньги на похороны едва ему знакомого
Мармеладова.
10 слайд
Портрет Главный герой романа – разночинец, бедный студент. Он наделен привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с привлекательными темными глазами…ростом выше среднего, тонок и строен». Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие . Он воспринимает чужую боль острее своей: рискуя жизнью спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны едва ему знакомого Мармеладова.
11 слайд
Причины преступления
Социальные: крайняя степень нищеты самого
героя и его матери с сестрой; его сердце
разрывается от сочувствия и стремления
помочь окружающим (Мармеладову, его
жене и детям, Соне, пьяной девушке на
бульваре).
Нравственные: желание проверить свою
теорию, согласно которой сильные люди ради
великой цели и изменения несовершенного
мира имеют право перешагнуть «через
кровь» других людей.
Исторические: теория Раскольникова
выросла из разочарований молодого
поколения после крушения революционной
ситуации 60-х годов на почве кризиса
утопических теорий.
11 слайд
Причины преступления Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и стремления помочь окружающим (Мармеладову, его жене и детям, Соне, пьяной девушке на бульваре). Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели и изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей. Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.
12 слайд
Поиск истины
Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и
«сильных».
Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь
дрожащая» или «право имеет».
Герой не учитывает главного: убийство противно
самой природе человека. Совершив преступление, он
остро ощущает невозможность оставаться с людьми
и страдает от невозможности общаться с матерью и
сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к
какому разряду людей?
По логике они относятся к «слабым людям», к
«низшему разряду», а значит топор другого
Раскольникова может обрушиться на их головы в
любую минуту. Получается, что по своей теории он
должен презирать и убивать всех, кого любит.Ему невыносимы эти мысли
и то, что его теория схожа с
теориями Лужина и
Свидригайлова.
Раскольников сам становится жертвой содеянного:
«Я себя убил, а не старушонку».Он постигает ошибочность
своего заблуждения через
тяжкие страдания и
постепенно возрождается
к новой жизни.
12 слайд
Поиск истины Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека. Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей? По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту. Получается, что по своей теории он должен презирать и убивать всех, кого любит.Ему невыносимы эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова. Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку».Он постигает ошибочность своего заблуждения через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни.
13 слайд
Теория о «делении людей на два разряда»
Находясь во власти этой теории, Раскольников убежден, что на земле нет
справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое
общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и
кровопролития.
«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего
волнует Родиона Раскольникова.
Обыкновенные люди Необыкновенные люди
Люди консервативные, чинные. Такие люди
живут в послушании и любят быть
послушными.
Это материал, служащий единственно для
зарождения себе подобных.
Они слабы, бессильны и не способны
изменить своей участи.
Такие люди не могут заслуживать сожаления.
Их жизнь ничего не стоит – она лишь может
служить жертвой «особенным людям» для
достижения их великих целей. Это
многочисленный материал для избранных. Эти люди устанавливают новый закон
жизни, смело разрушают старое, их не
останавливает даже необходимость пролить
чью-то кровь на своем пути для достижения
своих целей.
Они имеют талант сказать новое слово и
преступить закон во имя лучшего.
Это избранные люди . Такими личностями
были, например, Ликург, Соломон, Магомет,
Наполеон,
13 слайд
Теория о «делении людей на два разряда» Находясь во власти этой теории, Раскольников убежден, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития. «Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова. Обыкновенные люди Необыкновенные люди Люди консервативные, чинные. Такие люди живут в послушании и любят быть послушными. Это материал, служащий единственно для зарождения себе подобных. Они слабы, бессильны и не способны изменить своей участи. Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она лишь может служить жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для избранных. Эти люди устанавливают новый закон жизни, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость пролить чью-то кровь на своем пути для достижения своих целей. Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего. Это избранные люди . Такими личностями были, например, Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон,
14 слайд
Крушение теории Раскольникова
«о двух разрядах людей»
Раскольников признал себя
«обыкновенным» человеком Созданная теория оказалась
безнравственной
Теория Раскольникова о праве сильного на
преступление оказалась абсурдной . Она
построена на избранности одних и унижении
других. Раскольников понимает, что он не
Наполеон, что в отличии от своего кумира,
спокойно жертвовавшего жизнями десятков
тысяч людей, он не в состоянии справиться с
чувствами после убийства одной «гаденькой
старушонки»: «…я не человека убил, я
принцип убил!». Принцип этот – его
совесть . Стать властелином ему мешает
всячески заглушаемый им зов добра .
Человеческая теория Раскольникова
противится нечеловеческой, безнравственной
теории. На каторге Раскольников все еще уверен, что
его теория правильна, просто он себя не к
тому разряду отнес. Лишь приезд Сони и
обращение к Евангелию побуждает Родиона
пересмотреть свою жизнь и отказаться от
теории. Он приходит к христианским
моральным ценностям . В финале этого
романа «начинается новая история, история
постепенного обновления человека». В этом
новом мире христианской праведности для
теории «двух разрядов людей» уже нет
места.Любая теория абсурдна. Делать жизнь по
теории нельзя.
Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни . По его мнению,
жизнь всегда опровергает любую теорию = и самую передовую, революционную,
и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может
иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские
вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей.
Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому все
позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии,
которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
14 слайд
Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей» Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком Созданная теория оказалась безнравственной Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной . Она построена на избранности одних и унижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличии от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться с чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – его совесть . Стать властелином ему мешает всячески заглушаемый им зов добра . Человеческая теория Раскольникова противится нечеловеческой, безнравственной теории. На каторге Раскольников все еще уверен, что его теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнес. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям . В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя. Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни . По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию = и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому все позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
15 слайд
СПАСИБО ЗА УРОК!!!
15 слайд
СПАСИБО ЗА УРОК!!!