ПРЕЗЕНТАЦИЯ 7 КЛАСС ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА 3 ЧЕТВЕРТЬ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 7 КЛАСС ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА 3 ЧЕТВЕРТЬ

#1 слайд
ИсторияКазахстана
7
класс
3
четверть
Раздел
КазахстанвсоставеРоссийской
империи
1 слайд
ИсторияКазахстана 7 класс 3 четверть Раздел КазахстанвсоставеРоссийской империи
#2 слайд
Тема урока:
Казахское общество во 2 половине XIX в.
2 урок
Исследовательский вопрос:
Под влиянием каких факторов сформировались общественно-
политические взгляды представителей
"Зар заман"?
:
Целиобучения
•
анализироватьнегативноевлияние
колониальнойполитикинаразвитие
;
национальныхценностей
•
объяснятьзначимостьформирования
казахскойинтеллигенции
2 слайд
Тема урока: Казахское общество во 2 половине XIX в. 2 урок Исследовательский вопрос: Под влиянием каких факторов сформировались общественно- политические взгляды представителей "Зар заман"? : Целиобучения • анализироватьнегативноевлияние колониальнойполитикинаразвитие ; национальныхценностей • объяснятьзначимостьформирования казахскойинтеллигенции
#3 слайд
Актуализациязнаний
• XIX
Во второй половине века
наметилась устойчивая тенденция
разрушения кочевого и полукочевого
.
скотоводства
•
Она привела к заметной
трансформации традиционного
казахского общества
•
Среди казахского народа во второй
XIX .
половине в формировалось
- ,
общественно политическое течение
направленное против колониальной
политики царского правительства
3 слайд
Актуализациязнаний • XIX Во второй половине века наметилась устойчивая тенденция разрушения кочевого и полукочевого . скотоводства • Она привела к заметной трансформации традиционного казахского общества • Среди казахского народа во второй XIX . половине в формировалось - , общественно политическое течение направленное против колониальной политики царского правительства
#4 слайд
Зарзаман
«... акыноводнойэпохииодного
направленияназвалиакынами
« » Зарзаман
.МАуэзов
Оглавномсейчаспустьречь
.идет
Гдесердцемвнимающиймне
?народ
, Гдете чтоспособнывозглавить
?род
Дулат Бабатайұлы
4 слайд
Зарзаман «... акыноводнойэпохииодного направленияназвалиакынами « » Зарзаман .МАуэзов Оглавномсейчаспустьречь .идет Гдесердцемвнимающиймне ?народ , Гдете чтоспособнывозглавить ?род Дулат Бабатайұлы
#5 слайд
«
Предпосылки и условия появления поэтического течения Зар
»
заман
•Л
иквидация
ханской
власти
•П
оявление
окружных
приказов
Строительство
военных
укреплений
•
Изъятие
земель у
казахов
•М
ассовое
переселение
крестьян
Р
остовщичество
и эксплуатация
•Г
лубокий
кризис в
хозяйстве
•М -
орально
нравственное
состояние
народа
Р
яд крупных
антиколониальн
ых восстаний
5 слайд
« Предпосылки и условия появления поэтического течения Зар » заман •Л иквидация ханской власти •П оявление окружных приказов Строительство военных укреплений • Изъятие земель у казахов •М ассовое переселение крестьян Р остовщичество и эксплуатация •Г лубокий кризис в хозяйстве •М - орально нравственное состояние народа Р яд крупных антиколониальн ых восстаний
#6 слайд
«
Предпосылки и условия появления поэтического течения Зар
»
заман
• XIX -
В начале века на смену певцам
XVIII
сказителям века приходят поэты со
своим самобытным творчеством
• ,
Акыны ранее воспевавшие подвиги и
,
героизм батыров стоявших на защите
,
рубежей своей родины теперь стали
,
отражать повседневную жизнь внутренний
, .
мир отдельных людей их слова и поступки
•
Основными темами их творчества
,
становятся события связанные с
колонизацией края Российской империей и
-
национально освободительным движением
•
Борьба народа за свободу и независимость
получила широкое освещение в творчестве
акынов
40–60-
х годов
XX века
6 слайд
« Предпосылки и условия появления поэтического течения Зар » заман • XIX - В начале века на смену певцам XVIII сказителям века приходят поэты со своим самобытным творчеством • , Акыны ранее воспевавшие подвиги и , героизм батыров стоявших на защите , рубежей своей родины теперь стали , отражать повседневную жизнь внутренний , . мир отдельных людей их слова и поступки • Основными темами их творчества , становятся события связанные с колонизацией края Российской империей и - национально освободительным движением • Борьба народа за свободу и независимость получила широкое освещение в творчестве акынов 40–60- х годов XX века
#7 слайд
Ц « »
енностипоэзииэпохи Зарзаман
П « »
онятия единство
(« ») « -
бірлік и государство
» («
народ е
»)
л
Основн
ая
идея
произведений
-
целостность
народа и государства
« -
Біз бірлік берекеден
,
айырылып барамыз бүйте
»
берсек құримыз
«
Мы лишаемся единства и
;
сплоченности если будет и
,
далее так то исчезнем как
»
народ
Зар заман
7 слайд
Ц « » енностипоэзииэпохи Зарзаман П « » онятия единство (« ») « - бірлік и государство » (« народ е ») л Основн ая идея произведений - целостность народа и государства « - Біз бірлік берекеден , айырылып барамыз бүйте » берсек құримыз « Мы лишаемся единства и ; сплоченности если будет и , далее так то исчезнем как » народ Зар заман
#8 слайд
Ц « »
енностипоэзииэпохи Зарзаман
Стремление
поднятьдух
народачерезтщательное
осмыслениебылых
славныхвремен
С
охранениеособой
ментальностии
национальногохарактера
степняков
Некоторыеизпоэтов
мечталиовозврате
прошлойханскойвласти
М
отивыскорбиобылом
,
времени боязньгрядущих
перемен
Зарзаман
8 слайд
Ц « » енностипоэзииэпохи Зарзаман Стремление поднятьдух народачерезтщательное осмыслениебылых славныхвремен С охранениеособой ментальностии национальногохарактера степняков Некоторыеизпоэтов мечталиовозврате прошлойханскойвласти М отивыскорбиобылом , времени боязньгрядущих перемен Зарзаман
#9 слайд
ПоэтыэпохиЗарзаман
,Теперь свободы нет
.Есть только вражьи сети
,Ты зря пришел на свет
!Где ничего не светит
•
В своем творчестве раскрывал сущность социальных преобразований в
,
казахском обществе был свидетелем его расслоения на бедных и
богатых
• « »
В стихотворении Зар заман поэт критически отзывался о процессе
,
принятия казахами российского подданства с которым он связывает
: ,
все отрицательные явления жизни общества обнищание степняков
, ,
политику христианизации массовое переселение крестьян в край
,
строительство линий военных укреплений забвение народных
традиций и обычаев
• ,
Поэт считает что за крушением традиционного скотоводческого
-
хозяйства наступит кризис и в морально психологическом плане
•
Известны обращения поэта к турецкому султану как правителю
,
родственного казахам народа с просьбой о помощи вызволении своих
.
соплеменников из колониального положения
• ,
Шортанбай осуждает биев которые не всегда добросовестно
,
исполняли свои обязанности и часто брали взятки что видно из его
- « » (« ,
стихотворения обращения Билер пара жемеңдер Бии не берите
»)
взяток
Шортанбай
Канайулы
(1818-1881)
9 слайд
ПоэтыэпохиЗарзаман ,Теперь свободы нет .Есть только вражьи сети ,Ты зря пришел на свет !Где ничего не светит • В своем творчестве раскрывал сущность социальных преобразований в , казахском обществе был свидетелем его расслоения на бедных и богатых • « » В стихотворении Зар заман поэт критически отзывался о процессе , принятия казахами российского подданства с которым он связывает : , все отрицательные явления жизни общества обнищание степняков , , политику христианизации массовое переселение крестьян в край , строительство линий военных укреплений забвение народных традиций и обычаев • , Поэт считает что за крушением традиционного скотоводческого - хозяйства наступит кризис и в морально психологическом плане • Известны обращения поэта к турецкому султану как правителю , родственного казахам народа с просьбой о помощи вызволении своих . соплеменников из колониального положения • , Шортанбай осуждает биев которые не всегда добросовестно , исполняли свои обязанности и часто брали взятки что видно из его - « » (« , стихотворения обращения Билер пара жемеңдер Бии не берите ») взяток Шортанбай Канайулы (1818-1881)
#10 слайд
ПоэтыэпохиЗарзаман
•
Он являлся свидетелем усиления колониальной политики
, 1822–1824
царизма в частности отмены ханской власти в
, ,
годах строительства окружных центров проведения
1867–1868 , -
реформ годов ряда национально
освободительных движений
• , « , , !»
Так в стихотворении О Сарыарқа Сарыарқа
.
Бабатайулы отразил тяжелое положение народа
• « » « »
В стихотворениях Кенесбаю и Бараку раскрыл
отрицательные образы представителей колониальной
администрации из числа местного населения
.
Поэт
,
называл их предателями интересов своего народа
древних обычаев и традиций
• ,
Бабатайулы мечтал о тех днях когда восстановится
,
Казахское ханство времен великого Абылая и восхвалял
,
тех кто боролся за свободу народа
• « »
В сборнике стихотворений Өсиетнаме поэт обращает
,
внимание читателей на былые времена когда традиции и
обычаи упорядочивали жизнь степняков
•
В начавшемся кризисе казахского традиционного
, общества отчасти винит султанов и ханов взаимные
распри которых сделали легкой добычей Российской .
империи единое Казахское ханство Поэт подвергает
,
критике тех степняков кто прислуживает царскому
правительству
«, Беки которым
, досталась власть
чем они лучше плохих
? собак
Стоит увидеть добычу
—
и вот алчность всю
… душу их возьмет
Разум
теряешь ты день ото
… дня
Слуги твои все засеяли
. злом
Нет у тебя о народе
забот...»
10 слайд
ПоэтыэпохиЗарзаман • Он являлся свидетелем усиления колониальной политики , 1822–1824 царизма в частности отмены ханской власти в , , годах строительства окружных центров проведения 1867–1868 , - реформ годов ряда национально освободительных движений • , « , , !» Так в стихотворении О Сарыарқа Сарыарқа . Бабатайулы отразил тяжелое положение народа • « » « » В стихотворениях Кенесбаю и Бараку раскрыл отрицательные образы представителей колониальной администрации из числа местного населения . Поэт , называл их предателями интересов своего народа древних обычаев и традиций • , Бабатайулы мечтал о тех днях когда восстановится , Казахское ханство времен великого Абылая и восхвалял , тех кто боролся за свободу народа • « » В сборнике стихотворений Өсиетнаме поэт обращает , внимание читателей на былые времена когда традиции и обычаи упорядочивали жизнь степняков • В начавшемся кризисе казахского традиционного , общества отчасти винит султанов и ханов взаимные распри которых сделали легкой добычей Российской . империи единое Казахское ханство Поэт подвергает , критике тех степняков кто прислуживает царскому правительству «, Беки которым , досталась власть чем они лучше плохих ? собак Стоит увидеть добычу — и вот алчность всю … душу их возьмет Разум теряешь ты день ото … дня Слуги твои все засеяли . злом Нет у тебя о народе забот...»
#11 слайд
ПоэтыэпохиЗарзаман
,Отобрав Едиль
.Взяли нас за подол
,Отобрав Жайык
.Взяли за ворот
,Отобрав Уил
Достигл всего
• « » « » ,
В своих произведениях Қазтуған и Үш қиян поэт будучи
,
свидетелем массового крестьянского переселения отобразил
процесс потери казахами своих земель
•
Выход из создавшейся ситуации он видит в откочевке в те
, - .
районы куда еще не дошли крестьяне переселенцы
• ,
Поэт вспоминает о тех временах когда благодаря мудрой
политике прежних правителей Степь оказывалась недосягаемой
для колониальных устремлений царизма
•В « »
стихотворении Сарыарқа он открыто осуждает земельную
,
политику колониальных властей приведшую к потере казахами
своих исконных пастбищ
• « , - » (« ,
Поэт в своем произведении Әттең бір қапы дүние ай Жаль
») ,
время быстротечно причину утраты своей земли видит в том
:
что казахский народ начал терять единство и сплоченность
« , – , » (« ,
Ноғайлы қазақ надан жұрт бірлігіңнің де кемісі Ногайцы
, »)
казахи стали невеждами потеряв единство
•Поэт
призывает народ к борьбе против колониальной политики
Российской империи
Мурат Монкеулы
(1843-1906)
11 слайд
ПоэтыэпохиЗарзаман ,Отобрав Едиль .Взяли нас за подол ,Отобрав Жайык .Взяли за ворот ,Отобрав Уил Достигл всего • « » « » , В своих произведениях Қазтуған и Үш қиян поэт будучи , свидетелем массового крестьянского переселения отобразил процесс потери казахами своих земель • Выход из создавшейся ситуации он видит в откочевке в те , - . районы куда еще не дошли крестьяне переселенцы • , Поэт вспоминает о тех временах когда благодаря мудрой политике прежних правителей Степь оказывалась недосягаемой для колониальных устремлений царизма •В « » стихотворении Сарыарқа он открыто осуждает земельную , политику колониальных властей приведшую к потере казахами своих исконных пастбищ • « , - » (« , Поэт в своем произведении Әттең бір қапы дүние ай Жаль ») , время быстротечно причину утраты своей земли видит в том : что казахский народ начал терять единство и сплоченность « , – , » (« , Ноғайлы қазақ надан жұрт бірлігіңнің де кемісі Ногайцы , ») казахи стали невеждами потеряв единство •Поэт призывает народ к борьбе против колониальной политики Российской империи Мурат Монкеулы (1843-1906)
#12 слайд
ПоэтыэпохиЗарзаман
•
Абубакир Кердеры
(1861-1912) -
Поэт в своем творчестве
,
пропагандировал вечные человеческие ценности подчеркивал важную
,
роль просвещения науки и искусства в жизни местных жителей
• ,
Его поэзия была не только проникнута скорбью по прошлому но и
, : «
призывала к действиям способным вернуть былые времена Жаман
, , , »
қалып жақсының еті қызар Алаштап қырға шық та ұран шақыр
(« , .
Равнодушный остановится достойный воодушевится Ты взойди на
, »)
возвышенность под громкий клич Алаш
• (1806-1867)
Шернияз Жарылгасулы
– 1836-1838
участник восстания гг в
.
Букеевской орде
До наших дней произведения акына дошли не
.
полностью
• « , !»
В своих стихах Ай Қазы би Шернияз призывает судей к
, « »
справедливости и человечности в стихах Тостағанды қолға алып
(« »), « » (« »)
Взяв в руки чашу Сөз сөйлеймін бөлмелеп Говорю я урывками
он поднимает философские и жизненно важные вопросы
12 слайд
ПоэтыэпохиЗарзаман • Абубакир Кердеры (1861-1912) - Поэт в своем творчестве , пропагандировал вечные человеческие ценности подчеркивал важную , роль просвещения науки и искусства в жизни местных жителей • , Его поэзия была не только проникнута скорбью по прошлому но и , : « призывала к действиям способным вернуть былые времена Жаман , , , » қалып жақсының еті қызар Алаштап қырға шық та ұран шақыр (« , . Равнодушный остановится достойный воодушевится Ты взойди на , ») возвышенность под громкий клич Алаш • (1806-1867) Шернияз Жарылгасулы – 1836-1838 участник восстания гг в . Букеевской орде До наших дней произведения акына дошли не . полностью • « , !» В своих стихах Ай Қазы би Шернияз призывает судей к , « » справедливости и человечности в стихах Тостағанды қолға алып (« »), « » (« ») Взяв в руки чашу Сөз сөйлеймін бөлмелеп Говорю я урывками он поднимает философские и жизненно важные вопросы
#13 слайд
ПоэтыэпохиЗарзаман
•Ш (1808-1895)
оже Каржаубайулы
- , , ,
Казахский акын поэт фольклорист
,
композитор победитель многих айтысов
• ,
Испытав тяжелое бремя бедности Шоже был вынужден зарабатывать своим
. , ,
поэтическим талантом Несмотря на все тяготы жизни поэт не унывал у него
. ,
никогда не исчезало желание жить и бороться Он говорил о жестокости о
. , ,
двуличии баев Беспощадно критиковал людей живущих за счет простого народа
, . ,
разоблачал произвол несправедливость Был знаком с Абаем именно от Шоже
,
Абай узнал много народных эпосов песен и легенд
• (1812-1871)
Нымынбай Жаманкулулы
-
В
« - »
дастане Кенесары Наурызбай
акын
-
характеризует героизм и храбрость Кенесары как лидера национально
-
освободительного движения и повествует о подвигах его младшего брата
,
Наурызбая который был его соратником и опорой
• ,
Поэт подробно описывает походы Кенесары в Коканд и его набеги на киргизов
.
которые стали для него же и губительны Нысанбай все это показал в стиле
, .
народной поэзии с глубоким чувственным надрывом Поэзия Нысанбая поднимала
, ,
дух казахов воспевала батыров и объясняла народу насколько значима их роль в
развитии государственности
13 слайд
ПоэтыэпохиЗарзаман •Ш (1808-1895) оже Каржаубайулы - , , , Казахский акын поэт фольклорист , композитор победитель многих айтысов • , Испытав тяжелое бремя бедности Шоже был вынужден зарабатывать своим . , , поэтическим талантом Несмотря на все тяготы жизни поэт не унывал у него . , никогда не исчезало желание жить и бороться Он говорил о жестокости о . , , двуличии баев Беспощадно критиковал людей живущих за счет простого народа , . , разоблачал произвол несправедливость Был знаком с Абаем именно от Шоже , Абай узнал много народных эпосов песен и легенд • (1812-1871) Нымынбай Жаманкулулы - В « - » дастане Кенесары Наурызбай акын - характеризует героизм и храбрость Кенесары как лидера национально - освободительного движения и повествует о подвигах его младшего брата , Наурызбая который был его соратником и опорой • , Поэт подробно описывает походы Кенесары в Коканд и его набеги на киргизов . которые стали для него же и губительны Нысанбай все это показал в стиле , . народной поэзии с глубоким чувственным надрывом Поэзия Нысанбая поднимала , , дух казахов воспевала батыров и объясняла народу насколько значима их роль в развитии государственности
#14 слайд
ЗначениедеятельностипоэтовЗарзаман
• – ,
Поэты Эпохи скорби и плача Дулат Бабатайулы
, ,
Шортанбай Канайулы Мурат Монкеулы Аубакир
Кердери Боранкулулы и другие мечтали
о
независимости своего народа
• ,
Они сердцем описали трагедию народа
оторванного от сложившегося веками кочевого
,
образа жизни от выработанного предыдущими
, ,
поколениями степного института власти народа
вынужденного подчиниться политике
колонизации
•
Особенно ярко эти изменения прослеживаются
, ,
при сопоставлении сравнении характеров
поведения казаха периода колонизации и
,
свободного казаха находящегося в привычной
.
для него среде кочевой жизни
•П
редставители поэзии Зар заман внесли свой
« »,
вклад в определение такихпонятий как судьба
« », « национальный характер миропонимание
», « »
народа национальное самовосприятие
14 слайд
ЗначениедеятельностипоэтовЗарзаман • – , Поэты Эпохи скорби и плача Дулат Бабатайулы , , Шортанбай Канайулы Мурат Монкеулы Аубакир Кердери Боранкулулы и другие мечтали о независимости своего народа • , Они сердцем описали трагедию народа оторванного от сложившегося веками кочевого , образа жизни от выработанного предыдущими , , поколениями степного института власти народа вынужденного подчиниться политике колонизации • Особенно ярко эти изменения прослеживаются , , при сопоставлении сравнении характеров поведения казаха периода колонизации и , свободного казаха находящегося в привычной . для него среде кочевой жизни •П редставители поэзии Зар заман внесли свой « », вклад в определение такихпонятий как судьба « », « национальный характер миропонимание », « » народа национальное самовосприятие
#15 слайд
Рефлексия
“ ”
Прием Закончи предложение
,
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением
:
выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске
• … …
сегодня я узнал было интересно
• … …
было трудно я выполнял задания
• , … …
я понял что теперь я могу
• , … …
я почувствовал что я приобрел
• … …
я научился у меня получилось
• … …
я смог я попробую
• … …
меня удивило урок дал мне для жизни
15 слайд
Рефлексия “ ” Прием Закончи предложение , Учащиеся по кругу высказываются одним предложением : выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске • … … сегодня я узнал было интересно • … … было трудно я выполнял задания • , … … я понял что теперь я могу • , … … я почувствовал что я приобрел • … … я научился у меня получилось • … … я смог я попробую • … … меня удивило урок дал мне для жизни
шағым қалдыра аласыз













