1 слайд
2 слайд
Цели урока:
Учить сопоставлять и осмысливать
поступки героев, мотивы их
поведения
Учить оценивать поступки героев,
обосновывая свое мнение через
работу с текстом, в беседе
Выявить в совместной деятельности
авторскую позицию, основную идею
произведения.
•
Воспитание позитивных качеств
личности; Цели урока:
Учить сопоставлять и осмысливать
поступки героев, мотивы их
поведения
Учить оценивать поступки героев,
обосновывая свое мнение через
работу с текстом, в беседе
Выявить в совместной деятельности
авторскую позицию, основную идею
произведения.
•
Воспитание позитивных качеств
личности;
3 слайд
Б) Деление класса в группы. Б) Деление класса в группы.
1.1.
группа- группа-
«Сокол» «Сокол»
2.2.
группа- группа-
«Уж» «Уж»
3.3.
группа- группа-
«Пейзаж»«Пейзаж»
4. группа- 4. группа-
«Горы»«Горы»
4 слайд
II. II.
Вспоминаем изученное. Вспоминаем изученное.
Эпиграф
«Есть только две формы «Есть только две формы
жизни: жизни:
гниение и горение. гниение и горение.
Трусливые и жадные изберут Трусливые и жадные изберут
первую, мужественные и первую, мужественные и
щедрые – вторую»щедрые – вторую»
(М. Горький «Часы»)(М. Горький «Часы»)II. II.
Вспоминаем изученное. Вспоминаем изученное.
Эпиграф
«Есть только две формы «Есть только две формы
жизни: жизни:
гниение и горение. гниение и горение.
Трусливые и жадные изберут Трусливые и жадные изберут
первую, мужественные и первую, мужественные и
щедрые – вторую»щедрые – вторую»
(М. Горький «Часы»)(М. Горький «Часы»)
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
Композиционное
построение- рассказ в
рассказе.
Произведение начинает с
описания места действия
и старика рассказчика,
заканчивается
упоминанием о молодом
слушателе, о его
чувствах, а в середине-
сам рассказ старика.
Таким образом, рассказ
построен по кольцевой
композиции.Композиционное
построение- рассказ в
рассказе.
Произведение начинает с
описания места действия
и старика рассказчика,
заканчивается
упоминанием о молодом
слушателе, о его
чувствах, а в середине-
сам рассказ старика.
Таким образом, рассказ
построен по кольцевой
композиции.
10 слайд
11 слайд
Антитез
Противопоставление
2 пейзажа
Вступительный Заключительный
Противопоставление образов,
персонажей
Ужа и Сокола.
12 слайд
Главные герои Главные герои
произведения произведения
– Уж и Сокол.– Уж и Сокол.
Уж и Сокол —
это образы-
символы .
Кого или что они Кого или что они
символизируют? символизируют?
13 слайд
СоколСокол — символ
свободолюбия, бесстрашия,
смелости, беззаветного
служения высоким
идеалам. Страсти к
свободе, небо – символ
счастья.
Уж
— символ — символ
равнодушия, лени, равнодушия, лени,
самодовольства, трусости, самодовольства, трусости,
приземленности, приземленности,
бескрылости, бескрылости,
общественной пассивности. общественной пассивности.
14 слайд
15 слайд
16 слайд
1 ) Письменная работа:
Учащимся предлагается заполнить
таблицу-схему с характеристиками героев,
понятиями, связанными с этими героями
( примеры ищут в тексте и дополняют
обобщенными понятиями).
17 слайд
1-2 группа.
Найдите в тексте и допишите в таблицу ,
характеризующие двух героев.
СОКОЛ и УЖ СОКОЛ и УЖ
18 слайд
3- группа.
Найти в тексте олицетворения,
+эпитеты
4-группа.
Подберите эпитеты к образу Сокола и
Ужа.
Олицетворение- при помощи такого
художественного приема перед нами
оживают в произведении различные
предметы. Они наделены чувствами,
мыслями, поступками, речью.
19 слайд
2. «Информационная
минутка»
(учащиеся читают отрывки из
разных литературоведческих
источников):
20 слайд
v I. Закрепление изучения
нового материала
А) Работа над идеей
произведения
В «Песне о Соколе» Горький
показал две формы жизни человека
(обращение к эпиграфу урока).
Смысл человеческой жизни в
постоянной борьбе, исканиях;
человек должен «гореть», быть
готовым на самопожертвование. Эти
качества и воплощены в образе
Сокола.
Вторая форма жизни – гниение
присущая Ужу.
21 слайд
Две формы жизни
ГНИЕНИЕ и ГОРЕНИЕ . ГНИЕНИЕ и ГОРЕНИЕ .
– В чем правда жизни для Ужа?
- Для Сокола?
– Почему герои выбрали себе совершенно
разную жизнь?
А) А)
1-21-2
группа. группа.
Сопоставительная таблица. Сопоставительная таблица.
Должны указать формы жизни.Должны указать формы жизни.
22 слайд
Б)3-4 группа. Заполняют
таблицу
«Жизненная позиция Ужа и «Жизненная позиция Ужа и
Сокола».Сокола».
Переписать афоризмы из произведения,
указывающие на жизненные позиции
героев .
Афоризм Афоризм
(краткое выразительное (краткое выразительное
изречение)изречение)
23 слайд
24 слайд
Жизненная позиция Жизненная позиция
героягероя
Уж Уж
СоколСокол
25 слайд
« «
Безумству храбрых поём мы славуБезумству храбрых поём мы славу
! !
Безумство храбрых - вот мудрость жизни!Безумство храбрых - вот мудрость жизни!
О смелый Сокол! В бою с врагами истёк О смелый Сокол! В бою с врагами истёк
ты кровью…Но будет время – и капли ты кровью…Но будет время – и капли
крови твоей горячей ,как искры крови твоей горячей ,как искры
вспыхнут во мраке жизни и много вспыхнут во мраке жизни и много
смелых сердец зажгут безумной смелых сердец зажгут безумной
жаждой свободы, света ! жаждой свободы, света !
Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и
сильных духом всегда ты будешь сильных духом всегда ты будешь
живым примером, призывом гордым к живым примером, призывом гордым к
свободе, свету! свободе, свету!
Безумству храбрых поём мы песню!..»Безумству храбрых поём мы песню!..»
26 слайд
Вывод учителя:
Песня предназначена Песня предназначена
– –
для сильных и смелых для сильных и смелых
духом.духом.
27 слайд
VII. Домашнее задание
1. Выучить наизусть отрывок из
текста;
2. Н А В Ы Б О Р :
1 . Написать в тетрадь 2-3
высказывания известных людей о
смысле жизни;
2 . Нарисовать понравившегося
героя.
VIII. Подведение итогов урока
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз