Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Морфемика и словообразование"
Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Морфемика и словообразование"

#1 слайд
Урок русского языка в 10 классе
1 слайд
Урок русского языка в 10 классе
#2 слайд
2 слайд
#3 слайд
3 слайд
#4 слайд
•
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют:
•
наречия (весело, по-новому) ,
•
деепричастия (приехав, отдыхая) ,
•
инфинитив (лежать, беречь) ,
•
форма сравнительной степени прилагательных
(быстрее, красивее) ,
•
несклоняемые существительные и прилагательные
(кино, кафе, беж, хаки) ,
•
служебные части речи (из, если, только).
4 слайд
• 2. Неизменяемые слова окончаний не имеют: • наречия (весело, по-новому) , • деепричастия (приехав, отдыхая) , • инфинитив (лежать, беречь) , • форма сравнительной степени прилагательных (быстрее, красивее) , • несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки) , • служебные части речи (из, если, только).
#5 слайд
5 слайд
#6 слайд
•
Корень — это главная значимая часть слова, в которой
заключено общее значение всех однокоренных слов: водный —
подводный — водяной — водник — водянистый — все эти
слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение
к воде, так как в них общий корень вод-.
Слова с одним и тем же корнем называются
однокоренными .
Примечания. 1. Однокоренные слова могут относиться к
одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок —
лесочек) или к разным частям речи (лес — лесной —
облесить).
2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные
по значению (омонимичные) корни. Ср.: гора — гористы й —
горный и угореть — загорать — гореть . Слова с подобными
корнями однокоренными не являются.
6 слайд
• Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный — подводный — водяной — водник — водянистый — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них общий корень вод-. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными . Примечания. 1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок — лесочек) или к разным частям речи (лес — лесной — облесить). 2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни. Ср.: гора — гористы й — горный и угореть — загорать — гореть . Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
#7 слайд
7 слайд
#8 слайд
8 слайд
#9 слайд
бессуффиксный Морфологические
9 слайд
бессуффиксный Морфологические
#10 слайд
10 слайд
#11 слайд
11 слайд
#12 слайд
12 слайд
#13 слайд
13 слайд
#14 слайд
14 слайд
#15 слайд
2. Морфологический
15 слайд
2. Морфологический
#16 слайд
2. Морфологический
2. Морфологический
16 слайд
2. Морфологический 2. Морфологический
#17 слайд
17 слайд
#18 слайд
18 слайд
#19 слайд
19 слайд
#20 слайд
20 слайд
#21 слайд
бессуффиксным
21 слайд
бессуффиксным
#22 слайд
22 слайд
#23 слайд
23 слайд
#24 слайд
бессуффиксным
24 слайд
бессуффиксным
#25 слайд
25 слайд
#26 слайд
26 слайд
#27 слайд
27 слайд
#28 слайд
•
1. В каком слове нулевое окончание?
а) подружился
б) ошибавшийся
в) искупавшись
г) смеяться
•
2. В каком слове нулевое окончание?
а) ролей (р. п.)
б) смелей
в) ручей
г) сторицей
•
3. В каком слове нет окончания?
а) заснул
б) ловкий
в) колибри
г) четверо
•
4. В каком слове нет окончания?
а) пришел
б) рисуешь
в) читая
г) нарисовавший
•
5. В каком слове нет приставки?
а) погоня
б) подкова
в) подошва
г) пощёчина
28 слайд
• 1. В каком слове нулевое окончание? а) подружился б) ошибавшийся в) искупавшись г) смеяться • 2. В каком слове нулевое окончание? а) ролей (р. п.) б) смелей в) ручей г) сторицей • 3. В каком слове нет окончания? а) заснул б) ловкий в) колибри г) четверо • 4. В каком слове нет окончания? а) пришел б) рисуешь в) читая г) нарисовавший • 5. В каком слове нет приставки? а) погоня б) подкова в) подошва г) пощёчина
#29 слайд
•
6. В каком слове две приставки?
а) недоумевать
б) задобрить
в) перестройка
г) неоконченный
•
7. В каком слове два суффикса?
а) задумчивый
б) деловой
в) прочитанный
г) голубоватый
•
8. В каком слове два суффикса?
а) учительница
б) поэтесса
в) новатор
г) победитель
•
9. В каком слове есть суффикс -к- ?
а) ленточка
б) почка
в) косилка
г) баночка
•
10. В каком слове есть суффикс -очк- ?
а) сорочка
б) уточка
в) лампочка
г) тарелочка
29 слайд
• 6. В каком слове две приставки? а) недоумевать б) задобрить в) перестройка г) неоконченный • 7. В каком слове два суффикса? а) задумчивый б) деловой в) прочитанный г) голубоватый • 8. В каком слове два суффикса? а) учительница б) поэтесса в) новатор г) победитель • 9. В каком слове есть суффикс -к- ? а) ленточка б) почка в) косилка г) баночка • 10. В каком слове есть суффикс -очк- ? а) сорочка б) уточка в) лампочка г) тарелочка
#30 слайд
•
11. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?
а) прочитанный
б) антикварный
в) созвучный
г) доблестный
•
12. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?
а) приходил
б) помнишь
в) освободить
г) закончив
•
13. Какое слово образовано приставочным способом?
а) сдержанный
б) подоконник
в) засушливый
г) безопасный
•
14. Какое слово образовано приставочным способом?
а) правнук
б) всмотреться
в) безвкусица
г) по-русски
•
15. Какое слово образовано суффиксальным способом?
а) рыбачий
б) перечитать
в) созвездие
г) обезболить
30 слайд
• 11. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания? а) прочитанный б) антикварный в) созвучный г) доблестный • 12. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания? а) приходил б) помнишь в) освободить г) закончив • 13. Какое слово образовано приставочным способом? а) сдержанный б) подоконник в) засушливый г) безопасный • 14. Какое слово образовано приставочным способом? а) правнук б) всмотреться в) безвкусица г) по-русски • 15. Какое слово образовано суффиксальным способом? а) рыбачий б) перечитать в) созвездие г) обезболить
#31 слайд
•
16. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
а) упрек
б) ручей
в) окружность
г) жадина
•
17. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
а) восход
б) заповедник
в) выполнение
г) насухо
•
18. Какое слово образовано способом слияния (сращения)?
а) трехпроцентный
б) быстроходный
в) скоропортящийся
г) лесопарк
•
19. Какое слово образовано способом сложения?
а) международный
б) обороноспособный
в) перекресток
г) сверхъестественный
•
20. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной
части речи в другую?
а) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную
картину.
в) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись
мыши.
г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне
телеграммы.
31 слайд
• 16. Какое слово образовано бессуффиксным способом? а) упрек б) ручей в) окружность г) жадина • 17. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? а) восход б) заповедник в) выполнение г) насухо • 18. Какое слово образовано способом слияния (сращения)? а) трехпроцентный б) быстроходный в) скоропортящийся г) лесопарк • 19. Какое слово образовано способом сложения? а) международный б) обороноспособный в) перекресток г) сверхъестественный • 20. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую? а) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист. б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину. в) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши. г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.
#32 слайд
32 слайд
шағым қалдыра аласыз













