Презентация на тему "Притчи как средство формирования понятия об общечеловеческих ценностях"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
КГУ «Береговая общеобразовательная
основная школа»
«Притчи как средство формирования
понятия об общечеловеческих
ценностях».
Покорская Наталья Анатольевна
учитель самопознания
2021-2022 учебный год
1 слайд
КГУ «Береговая общеобразовательная основная школа» «Притчи как средство формирования понятия об общечеловеческих ценностях». Покорская Наталья Анатольевна учитель самопознания 2021-2022 учебный год
2 слайд
Что такое притча?
Согласно БЭС (Большой
Энциклопедический Словарь),
притча - это малая форма
дидактического и аллегорического
литературного жанра, который
заключает в себе религиозный или
моральный смысл («мудрость»).
Притчи - это жизненная
философия всемирного наследия.
По смыслу каждая из них
многослойна, поэтому каждый раз
прочитывая их вновь, вы будете
более полно воспринимать,
осмысливать ее суть.
2 слайд
Что такое притча? Согласно БЭС (Большой Энциклопедический Словарь), притча - это малая форма дидактического и аллегорического литературного жанра, который заключает в себе религиозный или моральный смысл («мудрость»). Притчи - это жизненная философия всемирного наследия. По смыслу каждая из них многослойна, поэтому каждый раз прочитывая их вновь, вы будете более полно воспринимать, осмысливать ее суть.
3 слайд
Виды притч:
Суфийские
притчи;
Восточные
притчи;
Даосские притчи;
Буддийские
притчи;
Дзенские притчи;
Христианские
притчи;
3 слайд
Виды притч: Суфийские притчи; Восточные притчи; Даосские притчи; Буддийские притчи; Дзенские притчи; Христианские притчи;
4 слайд
Суфийские притчи
Суфисты считают
своей целью духовное и
нравственное
очищение, интуитивное
познание Истины.
Суфисты активно
использовали притчи,
чтобы закрепить в уме
не верование, но
образец, который
помогает
человеческому
сознанию действовать
«новым» образом.
4 слайд
Суфийские притчи Суфисты считают своей целью духовное и нравственное очищение, интуитивное познание Истины. Суфисты активно использовали притчи, чтобы закрепить в уме не верование, но образец, который помогает человеческому сознанию действовать «новым» образом.
5 слайд
Восточные притчи
Восточные притчи в
большей степени отражают
элементы повседневной
жизни человека и его
внутреннего мира. Многие
восточные притчи
сопровождаются краткими
пояснительными
комментариями,
облегчающими их понимание. Восточные истории
направлены на расширение
жизненного опыта
человека, повышение его
уверенности в себе.
Пожалуй, главная
направленность восточных
притч — принятие
человеком ответственности
за собственную жизнь.
5 слайд
Восточные притчи Восточные притчи в большей степени отражают элементы повседневной жизни человека и его внутреннего мира. Многие восточные притчи сопровождаются краткими пояснительными комментариями, облегчающими их понимание. Восточные истории направлены на расширение жизненного опыта человека, повышение его уверенности в себе. Пожалуй, главная направленность восточных притч — принятие человеком ответственности за собственную жизнь.
6 слайд
Даосские притчи
Даосизм рассматривает все сущее во
Вселенной как единое целое, стремящееся к
гармонизации. В Дао отмечается равновесие и
взаимодействие противоположностей Инь и Ян
(женского и мужского начал, Земли и Неба),
символизирующих две полярности, которые
существуют в каждой вещи, противореча и
одновременно дополняя друг друга.
6 слайд
Даосские притчи Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремящееся к гармонизации. В Дао отмечается равновесие и взаимодействие противоположностей Инь и Ян (женского и мужского начал, Земли и Неба), символизирующих две полярности, которые существуют в каждой вещи, противореча и одновременно дополняя друг друга.
7 слайд
Буддийские притчи
В буддизме
важно
освободитьс
я от желаний
и
потребносте
й, поскольку
именно в них
Будда видел
причины
несчастий в
мире.
7 слайд
Буддийские притчи В буддизме важно освободитьс я от желаний и потребносте й, поскольку именно в них Будда видел причины несчастий в мире.
8 слайд
Дзенские притчи
Дзен описывали так: «Особое учение без
священных текстов, вне слов и букв, которое учит о
сущности человеческого разума, проникая прямо в
его природу, и ведет к просветлению».
Дзен означает
«все делать
совершенно»:
совершенно
заблуждаться,
совершенно
выигрывать и
проигрывать,
совершенно быть
уверенным и
сомневаться…
8 слайд
Дзенские притчи Дзен описывали так: «Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению». Дзен означает «все делать совершенно»: совершенно заблуждаться, совершенно выигрывать и проигрывать, совершенно быть уверенным и сомневаться…
9 слайд
Христианские притчи
Ключевым в христианстве является
понятие «прощение», что делает христианство
религией уникальной, ведь о покаянии и
прощении не говорит больше ни одна из
мировых религий. Для изложения
поучительных истин в
христианстве
употребляются притчи.
Они содержатся в трех
Евангелиях из четырех —
от Матфея, Марка и Луки
— и несут в себе доброту
и любовь к Богу и людям.
9 слайд
Христианские притчи Ключевым в христианстве является понятие «прощение», что делает христианство религией уникальной, ведь о покаянии и прощении не говорит больше ни одна из мировых религий. Для изложения поучительных истин в христианстве употребляются притчи. Они содержатся в трех Евангелиях из четырех — от Матфея, Марка и Луки — и несут в себе доброту и любовь к Богу и людям.
10 слайд
Использование притч и рассказов на
уроках самопознания имеет свои
особенности
Рассказывание историй,
во-первых, расширяет познания учащихся, помогая
развивать общеучебные умения и навыки:
слушать и концентрировать внимание;
служит источником обратной связи между преподавателем и
учащимися;
во-вторых, стимулирует творческие способности и
воображение, также создаёт комфортные условия,
способствует активизации познавательной деятельности;
в-третьих, дает возможность учащимся увидеть ценности,
которым его учат, в конкретной ситуации, что имеет
практическую значимость.
10 слайд
Использование притч и рассказов на уроках самопознания имеет свои особенности Рассказывание историй, во-первых, расширяет познания учащихся, помогая развивать общеучебные умения и навыки: слушать и концентрировать внимание; служит источником обратной связи между преподавателем и учащимися; во-вторых, стимулирует творческие способности и воображение, также создаёт комфортные условия, способствует активизации познавательной деятельности; в-третьих, дает возможность учащимся увидеть ценности, которым его учат, в конкретной ситуации, что имеет практическую значимость.
11 слайд
Очень важно чтобы история соответствовала:
1. Общим представлениям и
интеллектуальному развитию учащихся;
2. Продолжительностью в зависимости от
возраста детей;
3. Была корректной;
4. Рассказ должен подчеркивать и
иллюстрировать значение
ценности, тематике данного урока.
Рассказ должен служить той
цели, к которой
стремится учитель;
5. Рассказ должен развивать
способности к творчеству;
11 слайд
Очень важно чтобы история соответствовала: 1. Общим представлениям и интеллектуальному развитию учащихся; 2. Продолжительностью в зависимости от возраста детей; 3. Была корректной; 4. Рассказ должен подчеркивать и иллюстрировать значение ценности, тематике данного урока. Рассказ должен служить той цели, к которой стремится учитель; 5. Рассказ должен развивать способности к творчеству;
12 слайд
Из собственного опыта (работаю учителем
самопознания 7 лет) убедилась, что правильно
подобранные притчи вызывают искренний
интерес у учащихся. И часто одна небольшая
притча убедительнее многостраничных
произведений. Приятно, что учащиеся часто
сами выбирают притчи о какой либо ценности
для исценировок во время внеклассной работы
по самопознанию. Сами распределяют роли,
готовят костюмы.
12 слайд
Из собственного опыта (работаю учителем самопознания 7 лет) убедилась, что правильно подобранные притчи вызывают искренний интерес у учащихся. И часто одна небольшая притча убедительнее многостраничных произведений. Приятно, что учащиеся часто сами выбирают притчи о какой либо ценности для исценировок во время внеклассной работы по самопознанию. Сами распределяют роли, готовят костюмы.
13 слайд
Герои притч
становятся
объектом
творчества детей.
13 слайд
Герои притч становятся объектом творчества детей.
14 слайд
Самое главное - учитель
должен сам чувствовать нить
духовно-нравственной сути урока,
не упускать ее из поля зрения и
направлять урок как опытный
штурман корабля сквозь штормы и
ветры вперед к намеченной цели.
14 слайд
Самое главное - учитель должен сам чувствовать нить духовно-нравственной сути урока, не упускать ее из поля зрения и направлять урок как опытный штурман корабля сквозь штормы и ветры вперед к намеченной цели.
15 слайд
Итак, рассказы, легенды, истории
являются ключевыми моментами урока,
способными заинтересовать учащихся,
заставить их задуматься над очень
серьезными аспектами бытия, предоставить
ответы на многие смысложизненные вопросы,
вдохновить на новые достижения в жизни.
15 слайд
Итак, рассказы, легенды, истории являются ключевыми моментами урока, способными заинтересовать учащихся, заставить их задуматься над очень серьезными аспектами бытия, предоставить ответы на многие смысложизненные вопросы, вдохновить на новые достижения в жизни.
16 слайд
Литература:
•
Агранович С. З., Саморукова И. В. Гармония-цель-
гармония: Художественное сознание в зеркале
притчи. М., 1997.
•
А.Н. Иванов «Притчи и истории для тренера и
консультанта».
•
Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. М.,
1979
•
Безрукова В. С. Притча // Основы духовной культуры
(энциклопедический словарь педагога), 2000.
•
Поликовская Л. Притча // Энциклопедия Кругосвет:
Универсальная научно-популярная онлайн-
энциклопедия.
16 слайд
Литература: • Агранович С. З., Саморукова И. В. Гармония-цель- гармония: Художественное сознание в зеркале притчи. М., 1997. • А.Н. Иванов «Притчи и истории для тренера и консультанта». • Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979 • Безрукова В. С. Притча // Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000. • Поликовская Л. Притча // Энциклопедия Кругосвет: Универсальная научно-популярная онлайн- энциклопедия.
17 слайд
Благодарю за
внимание!
17 слайд
Благодарю за внимание!