Презентация по литературе. Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)
«Кавказский пленник».
Работа над содержанием
произведения
1 слайд
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) «Кавказский пленник». Работа над содержанием произведения
2 слайд
2 слайд
3 слайд
3 слайд
4 слайд
Из истории создания рассказа
«Кавказский пленник»
Рассказ Рассказ «Кавказский пленник» написан для «Азбуки»,
которую писатель выпустил в свет в 1872 году. Писатель
заботился, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, все было
«красиво, коротко, просто и, главное, ясно». В основе
рассказа реальный случай, произошедший с самим
писателем во время его службы на Кавказе.
В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная
война. Царь Николай I послал свои войска завоевать
кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали
упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных
дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы
устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
Русские обозы двигались от одной крепости к другой под
усиленной охраной.
Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской
армии, участвовал в боевых действиях русских войск.
4 слайд
Из истории создания рассказа «Кавказский пленник» Рассказ Рассказ «Кавказский пленник» написан для «Азбуки», которую писатель выпустил в свет в 1872 году. Писатель заботился, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, все было «красиво, коротко, просто и, главное, ясно». В основе рассказа реальный случай, произошедший с самим писателем во время его службы на Кавказе. В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной. Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск.
5 слайд
Из истории создания рассказа «Кавказский
пленник»
Однажды, далеко отъехав от своего отряда, Л.Н.Толстой
чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его
спутник и друг чеченец Садо.
Незадолго до этого происшествия Садо купил молодого
коня, оказавшегося хорошим скакуном. Л.Н.Толстой
похвалил коня, и Садо по кавказскому обычаю подарил
ему своего коня. И вот, когда друзей стали настигать
чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом
скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить
товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось
незаряженным. Однако он грозно целился из ружья в
приближавшихся преследователей, кричал на них. Горцы
хотели взять Садо и русского офицера в плен живыми и
потому не стреляли. Особенно они были злы на своего
соплеменника Садо, дружившего с русскими.
Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились
к крепости Грозной, погоню увидел часовой и поднял
тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки.
Чеченцы повернули обратно и умчались в горы.
5 слайд
Из истории создания рассказа «Кавказский пленник» Однажды, далеко отъехав от своего отряда, Л.Н.Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Незадолго до этого происшествия Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Л.Н.Толстой похвалил коня, и Садо по кавказскому обычаю подарил ему своего коня. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. Горцы хотели взять Садо и русского офицера в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русскими. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной, погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки. Чеченцы повернули обратно и умчались в горы.
6 слайд
6 слайд
7 слайд
Расскажите, как были захвачены
в плен Жилин и Костылин?
7 слайд
Расскажите, как были захвачены в плен Жилин и Костылин?
8 слайд
Что мы узнаем о Жилине в
первой главе рассказа?
8 слайд
Что мы узнаем о Жилине в первой главе рассказа?
9 слайд
Как татары относились к
пленникам?
9 слайд
Как татары относились к пленникам?
10 слайд
Почему первая
попытка побега не
удалась?
10 слайд
Почему первая попытка побега не удалась?
11 слайд
Чем герой занимался в плену?
11 слайд
Чем герой занимался в плену?
12 слайд
12 слайд
13 слайд
13 слайд
14 слайд
14 слайд
15 слайд
1. Почему Дина помогала Жилину? Чем ей
это грозило?
2. Как вы относитесь к поступкам Дины?
3. А как понимаете слова Жилина: «Снеси
на место, Дина, а то хватятся – прибьют»?
15 слайд
1. Почему Дина помогала Жилину? Чем ей это грозило? 2. Как вы относитесь к поступкам Дины? 3. А как понимаете слова Жилина: «Снеси на место, Дина, а то хватятся – прибьют»?
16 слайд
Дине понравился Жилин своей общительностью,
трудолюбием. Она восхищалась куклами, которые он делал
для нее. Дина поняла, что русский «Иван» – хороший, добрый
человек. Ей было очень жаль Жилина. Дина приносила
Жилину лепешки, молоко, кусок баранины, предупреждала
его об опасности. Эта девочка искренне переживала за судьбу
пленного русского офицера
16 слайд
Дине понравился Жилин своей общительностью, трудолюбием. Она восхищалась куклами, которые он делал для нее. Дина поняла, что русский «Иван» – хороший, добрый человек. Ей было очень жаль Жилина. Дина приносила Жилину лепешки, молоко, кусок баранины, предупреждала его об опасности. Эта девочка искренне переживала за судьбу пленного русского офицера
17 слайд
За что уважали татары Жилина?
17 слайд
За что уважали татары Жилина?
18 слайд
Почему рассказ называется
«Кавказский пленник»?
18 слайд
Почему рассказ называется «Кавказский пленник»?
19 слайд
Что торжествует в рассказе?
19 слайд
Что торжествует в рассказе?
20 слайд
ЭКСПОЗИЦИЯ СОБЫТИЯ 19 ВЕКА, ВОЙНА С
ГОРЦАМИ, ЗНАКОМСТОВ С
ГЕРОЯМИ
ЗАВЯЗКА ЖИЛИН ПОЛУЧАЕТ ПИСЬМО
ИЗ ДОМА И СОБИРАЕТСЯ
ПОЕХАТЬ В ОТПУСК
РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ ПЛЕНЕНИЕ, ПРЕБЫВАНИЕ В
ПЛЕНУ, ПЕРВЫЙ ПОБЕГ
КУЛЬМИНАЦИЯ ВТОРОЙ ПОБЕГ
РАЗВЯЗКА ЖИЛИН В КРЕПОСТИ У СВОИХ
ЭПИЛОГ ЖИЛИН ОСТАЛСЯ СЛУЖИТЬ
НА КАВКАЗЕ. КОСТЫЛИНА
ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ВЫКУПИЛИ ЗА
ПЯТЬ ТЫСЯЧКОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА
20 слайд
ЭКСПОЗИЦИЯ СОБЫТИЯ 19 ВЕКА, ВОЙНА С ГОРЦАМИ, ЗНАКОМСТОВ С ГЕРОЯМИ ЗАВЯЗКА ЖИЛИН ПОЛУЧАЕТ ПИСЬМО ИЗ ДОМА И СОБИРАЕТСЯ ПОЕХАТЬ В ОТПУСК РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ ПЛЕНЕНИЕ, ПРЕБЫВАНИЕ В ПЛЕНУ, ПЕРВЫЙ ПОБЕГ КУЛЬМИНАЦИЯ ВТОРОЙ ПОБЕГ РАЗВЯЗКА ЖИЛИН В КРЕПОСТИ У СВОИХ ЭПИЛОГ ЖИЛИН ОСТАЛСЯ СЛУЖИТЬ НА КАВКАЗЕ. КОСТЫЛИНА ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ВЫКУПИЛИ ЗА ПЯТЬ ТЫСЯЧКОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА
21 слайд
В рассказе «Кавказский пленник
Л.Н. Толстой утверждает:
1. Война – это зло, вражда, она
никому не нужна.
2. Люди разных
национальностей могут жить в
дружбе.
3. Жизнь зависит от человека,
от того выбора, который он
делает сам.
4. Нельзя сдаваться в самых
трудных обстоятельствах.
21 слайд
В рассказе «Кавказский пленник Л.Н. Толстой утверждает: 1. Война – это зло, вражда, она никому не нужна. 2. Люди разных национальностей могут жить в дружбе. 3. Жизнь зависит от человека, от того выбора, который он делает сам. 4. Нельзя сдаваться в самых трудных обстоятельствах.
22 слайд
1. Чему научил нас
рассказ Л.Н.
Толстого.
2. Что торжествует в
рассказе?
3. Составить
сравнительную
характеристику
Жилина и Костылина.
22 слайд
1. Чему научил нас рассказ Л.Н. Толстого. 2. Что торжествует в рассказе? 3. Составить сравнительную характеристику Жилина и Костылина.