Материалдар / Сущность, цели и принципы планирования
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Сущность, цели и принципы планирования

Материал туралы қысқаша түсінік
Лекция на тему: Сущность, цели и принципы планирования. Говорится о понятии планирования, сущности внутрифирменного планирования
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
20 Маусым 2022
374
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материалдың қысқаша түсінігі
Лекция 1. Сущность, цели и принципы планирования

1 слайд
Лекция 1. Сущность, цели и принципы планирования

1 слайд

Лекция 1. Сущность, цели и принципы планирования

1.ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ Планирование – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривае

2 слайд
1.ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ Планирование – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления. Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

2 слайд

1.ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ Планирование – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления. Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Сущность внутрифирменного планирования • Планирование – это функция, связанная с определением целей и задач организации, а та

3 слайд
Сущность внутрифирменного планирования • Планирование – это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. • Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. • Планирование – это процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. • С функции планирования начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации. 3

3 слайд

Сущность внутрифирменного планирования • Планирование – это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. • Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. • Планирование – это процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. • С функции планирования начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации. 3

Планирование — это функция управления, включающая следующий комплекс работ: -анализ ситуаций и факторов внешней среды; -про

4 слайд
Планирование — это функция управления, включающая следующий комплекс работ: -анализ ситуаций и факторов внешней среды; -прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; -разработка плана; -реализация плана.

4 слайд

Планирование — это функция управления, включающая следующий комплекс работ: -анализ ситуаций и факторов внешней среды; -прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; -разработка плана; -реализация плана.

5Функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:  Где мы находимся в настоящее время? Менеджеры д

5 слайд
5Функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:  Где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях.  Куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей.  Как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.

5 слайд

5Функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:  Где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях.  Куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей.  Как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.

О сновные задачи планирования деятельности производственной системы (фирмы): • выбор оптимальной стратегии фирмы на перспектив

6 слайд
О сновные задачи планирования деятельности производственной системы (фирмы): • выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга; • обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы; • формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций; • структуризация целей инновационной деятельности ; • комплексное обеспечение выполнения планов; • формирование организационно-технических и социально- экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов; • координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ; • стимулирование выполнения планов.

6 слайд

О сновные задачи планирования деятельности производственной системы (фирмы): • выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга; • обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы; • формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций; • структуризация целей инновационной деятельности ; • комплексное обеспечение выполнения планов; • формирование организационно-технических и социально- экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов; • координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ; • стимулирование выполнения планов.

К основным принципам планирования относятся:

7 слайд
К основным принципам планирования относятся:

7 слайд

К основным принципам планирования относятся:

2. Требования к качеству планов • Качество плана — это совокупность параметров плана, отвечающих принципам и научным подхода

8 слайд
2. Требования к качеству планов • Качество плана — это совокупность параметров плана, отвечающих принципам и научным подходам к планированию и обеспечивающих минимальное отклонение запланированных значений параметров от фактических, полученных в результате осуществления или реализации плана.

8 слайд

2. Требования к качеству планов • Качество плана — это совокупность параметров плана, отвечающих принципам и научным подходам к планированию и обеспечивающих минимальное отклонение запланированных значений параметров от фактических, полученных в результате осуществления или реализации плана.

Условиями повышения качества планов являются:

9 слайд
Условиями повышения качества планов являются:

9 слайд

Условиями повышения качества планов являются:

Основные подходы к планированию • Системный подход • Структурный подход • Маркетинговый подход • Функциональный подход • Воспр

10 слайд
Основные подходы к планированию • Системный подход • Структурный подход • Маркетинговый подход • Функциональный подход • Воспроизводственно-эволюционный подход • Нормативный подход • Комплексный подход • Интеграционный подход • Динамический подход • Процессный подход • Оптимизационный подход • Директивный подход • Поведенческий подход • Ситуационный подход

10 слайд

Основные подходы к планированию • Системный подход • Структурный подход • Маркетинговый подход • Функциональный подход • Воспроизводственно-эволюционный подход • Нормативный подход • Комплексный подход • Интеграционный подход • Динамический подход • Процессный подход • Оптимизационный подход • Директивный подход • Поведенческий подход • Ситуационный подход

Процесс планирования Конечным результатом процесса планирования являются плановые решения, - основа для последующей целен

11 слайд
Процесс планирования Конечным результатом процесса планирования являются плановые решения, - основа для последующей целенаправленной деятельности фирмы. Топ-менеджмент Миссия предприятия Стратегия развития Стратегические цели Стратегическое планирование Текущее планирование в соотношение к стратегическому – 85 : 15 Функциональный менеджмент Тактическое (или текущее) годовое планирование Участие в формировании стратегических планов Линейный менеджмент Оперативное планирование Участие в формировании годовых и стратегических планов

11 слайд

Процесс планирования Конечным результатом процесса планирования являются плановые решения, - основа для последующей целенаправленной деятельности фирмы. Топ-менеджмент Миссия предприятия Стратегия развития Стратегические цели Стратегическое планирование Текущее планирование в соотношение к стратегическому – 85 : 15 Функциональный менеджмент Тактическое (или текущее) годовое планирование Участие в формировании стратегических планов Линейный менеджмент Оперативное планирование Участие в формировании годовых и стратегических планов

Процесс планирования – этапы: 121. Анализ состояния предприятия и его положения на рынке (организационно-экономический, технико

12 слайд
Процесс планирования – этапы: 121. Анализ состояния предприятия и его положения на рынке (организационно-экономический, технико- технологический, кадровый, финансовый, маркетинговый и др.); 2. Определение целей (ожидаемых результатов деятельности); 3. Установление основных положений и ориентиров плана (внешние и внутренние параметры предприятия) * ; 4. Определение и оценка альтернативных направлений деятельности; 5. Выбор варианта плана для реализации; 6. Организация выполнения плана; 7. Контроль. * Стратегическое планирование ориентировано в основном на внешние параметры, тактическое — направлено на внутренние характеристики фирмы

12 слайд

Процесс планирования – этапы: 121. Анализ состояния предприятия и его положения на рынке (организационно-экономический, технико- технологический, кадровый, финансовый, маркетинговый и др.); 2. Определение целей (ожидаемых результатов деятельности); 3. Установление основных положений и ориентиров плана (внешние и внутренние параметры предприятия) * ; 4. Определение и оценка альтернативных направлений деятельности; 5. Выбор варианта плана для реализации; 6. Организация выполнения плана; 7. Контроль. * Стратегическое планирование ориентировано в основном на внешние параметры, тактическое — направлено на внутренние характеристики фирмы

Виды планов По назначению По содержанию По времени  Определяющие стратегию развития организации, новое производство, новую

13 слайд
Виды планов По назначению По содержанию По времени  Определяющие стратегию развития организации, новое производство, новую продукцию, новый проект.  Разрабатывающие тактику деятельности организации на конкретный период.  Основные направления развития организации.  Отдельные проблемы.  Детальная программа производственно – хозяйственной деятельности. Долгосрочные.  Среднесрочные.  Краткосрочные .  Планирование производства.  План сбыта.  План материально- технического снабжения.  Финансовое планирование. ……… ..и т.д.По содержанию хозяйственной деятельности По признаку подчиненности  Общефирменные или корпоративные.  Планы юридически самостоятельных хозяйственных единиц (отделений).  Планы структурных подразделений.  Индивидуальные планы работников. На предприятиях РФ действует система планов, которая включает: стратегический план; прогнозные планы (программы), текущий план; оперативный план-график; бизнес-план .

13 слайд

Виды планов По назначению По содержанию По времени  Определяющие стратегию развития организации, новое производство, новую продукцию, новый проект.  Разрабатывающие тактику деятельности организации на конкретный период.  Основные направления развития организации.  Отдельные проблемы.  Детальная программа производственно – хозяйственной деятельности. Долгосрочные.  Среднесрочные.  Краткосрочные .  Планирование производства.  План сбыта.  План материально- технического снабжения.  Финансовое планирование. ……… ..и т.д.По содержанию хозяйственной деятельности По признаку подчиненности  Общефирменные или корпоративные.  Планы юридически самостоятельных хозяйственных единиц (отделений).  Планы структурных подразделений.  Индивидуальные планы работников. На предприятиях РФ действует система планов, которая включает: стратегический план; прогнозные планы (программы), текущий план; оперативный план-график; бизнес-план .

В зависимости от длительности (сроков) планового периода: 1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое,) -

14 слайд
В зависимости от длительности (сроков) планового периода: 1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое,) - сроком от 5 лет и более; 2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти; 3. Краткосрочное планирование : • Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц) • Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час). По времени

14 слайд

В зависимости от длительности (сроков) планового периода: 1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое,) - сроком от 5 лет и более; 2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти; 3. Краткосрочное планирование : • Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц) • Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час). По времени

Модель стратегического плана предприятия 15Стратегический анализ предприятия Диагностика внешней среды возможности/угрозы Диагн

15 слайд
Модель стратегического плана предприятия 15Стратегический анализ предприятия Диагностика внешней среды возможности/угрозы Диагностика внутренней среды SWOT анализ Оценка возможностей стратегических позиций (уровень привлекательности, конкурентоспособности)Выбор конкурентных позиций для сегментов рынка Модель Портера Матрица БКГ Выбор бизнес-портфеля Планирование по функциям (ТЭП) Финансовый план предприятия • Прогноз объемов прибылей и убытков • Баланс расходов и поступлений • Модель денежных потоков • Безубыточность Контроль (корректировка) плана

15 слайд

Модель стратегического плана предприятия 15Стратегический анализ предприятия Диагностика внешней среды возможности/угрозы Диагностика внутренней среды SWOT анализ Оценка возможностей стратегических позиций (уровень привлекательности, конкурентоспособности)Выбор конкурентных позиций для сегментов рынка Модель Портера Матрица БКГ Выбор бизнес-портфеля Планирование по функциям (ТЭП) Финансовый план предприятия • Прогноз объемов прибылей и убытков • Баланс расходов и поступлений • Модель денежных потоков • Безубыточность Контроль (корректировка) плана

1. Планирование целевых показателей; 2. Планирование продуктовой программы; 3. Планирование необходимого объема и структуры поте

16 слайд
1. Планирование целевых показателей; 2. Планирование продуктовой программы; 3. Планирование необходимого объема и структуры потенциала (или условий) для реализации продуктовой программы; 4. Разработка инвестиционной программы развития; 5. Планирование экономического роста деятельности предприятия; 6. Установление контрольных параметров для тактического планирования; 7. Проведение стратегического контроллинга принятых программ развития; 8. Формирование информационной базы для прогнозирования развития и стратегического планирования; 9. Разработка системы мотивации. Планирование по функциям (ТЭП)

16 слайд

1. Планирование целевых показателей; 2. Планирование продуктовой программы; 3. Планирование необходимого объема и структуры потенциала (или условий) для реализации продуктовой программы; 4. Разработка инвестиционной программы развития; 5. Планирование экономического роста деятельности предприятия; 6. Установление контрольных параметров для тактического планирования; 7. Проведение стратегического контроллинга принятых программ развития; 8. Формирование информационной базы для прогнозирования развития и стратегического планирования; 9. Разработка системы мотивации. Планирование по функциям (ТЭП)

Состав и взаимосвязь планов в системе текущего внутрифирменного планирования 17Программа маркетинга План товарооборота План до

17 слайд
Состав и взаимосвязь планов в системе текущего внутрифирменного планирования 17Программа маркетинга План товарооборота План доходов План по сбыту План производства План рекламных мероприятий План мат.-тех. обеспечения План по труду и з/п План прибыли Финансовый план План издержек (сметы затрат) План инвестиций, НИОКР

17 слайд

Состав и взаимосвязь планов в системе текущего внутрифирменного планирования 17Программа маркетинга План товарооборота План доходов План по сбыту План производства План рекламных мероприятий План мат.-тех. обеспечения План по труду и з/п План прибыли Финансовый план План издержек (сметы затрат) План инвестиций, НИОКР

3. Организация работ по планированию прогнозы развития организации; промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед

18 слайд
3. Организация работ по планированию прогнозы развития организации; промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед ней и её отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

18 слайд

3. Организация работ по планированию прогнозы развития организации; промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед ней и её отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

Система планирования как процесс

19 слайд
Система планирования как процесс

19 слайд

Система планирования как процесс

Процесс планирования - это процесс разработки и принятия управленческих решений в области планирования. Этот процесс сос

20 слайд
Процесс планирования - это процесс разработки и принятия управленческих решений в области планирования. Этот процесс составляет внутреннюю структуру системы планирования. Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании развитии производственной системы. Это позволяет обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в будущем, уменьшить их неопределённость.

20 слайд

Процесс планирования - это процесс разработки и принятия управленческих решений в области планирования. Этот процесс составляет внутреннюю структуру системы планирования. Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании развитии производственной системы. Это позволяет обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в будущем, уменьшить их неопределённость.

Внутренняя структура системы планирования

21 слайд
Внутренняя структура системы планирования

21 слайд

Внутренняя структура системы планирования

Примерная форма плана

22 слайд
Примерная форма плана

22 слайд

Примерная форма плана

продолжение

23 слайд
продолжение

23 слайд

продолжение

Процесс разработки плана включает следующие укрупненные работы: • изучение проблемы; • формирование системы планирования

24 слайд
Процесс разработки плана включает следующие укрупненные работы:   • изучение проблемы; • формирование системы планирования; • уточнение нормативов конкурентоспособности планируемого объекта и других требований; • разработка управленческого (планового) решения; • оформление, согласование и утверждение плана; • доведение плановых заданий до исполнителей; • координация выполнения плана; • учет и контроль выполнения конкретных плановых заданий и параметров; • стимулирование выполнения плана.

24 слайд

Процесс разработки плана включает следующие укрупненные работы:   • изучение проблемы; • формирование системы планирования; • уточнение нормативов конкурентоспособности планируемого объекта и других требований; • разработка управленческого (планового) решения; • оформление, согласование и утверждение плана; • доведение плановых заданий до исполнителей; • координация выполнения плана; • учет и контроль выполнения конкретных плановых заданий и параметров; • стимулирование выполнения плана.

Каждая из перечисленных работ состоит из ряда операций. Например, первый этап требует выполнения следующих операций: • анализ

25 слайд
Каждая из перечисленных работ состоит из ряда операций. Например, первый этап требует выполнения следующих операций: • анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям; • сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области; • определение расхождения показателей анализируемых объектов; • анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и претензий потребителей; • анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя; • формирование направлений развития объекта и т. д.

25 слайд

Каждая из перечисленных работ состоит из ряда операций. Например, первый этап требует выполнения следующих операций: • анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям; • сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области; • определение расхождения показателей анализируемых объектов; • анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и претензий потребителей; • анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя; • формирование направлений развития объекта и т. д.

4.Классификация планирования Планирование систематизируется по ряду признаков. Признак планирования указывает на облас

26 слайд
4.Классификация планирования Планирование систематизируется по ряду признаков. Признак планирования указывает на область деятельности, к которой относится результат, задаваемый целевой установкой. Следовательно, масштаб цели характеризует уровень, на котором должна проводиться разработка планирования:

26 слайд

4.Классификация планирования Планирование систематизируется по ряду признаков. Признак планирования указывает на область деятельности, к которой относится результат, задаваемый целевой установкой. Следовательно, масштаб цели характеризует уровень, на котором должна проводиться разработка планирования:

последовательное планирование новый план составляется по истечении срока действия предыдущего скользящее планирование по ис

27 слайд
последовательное планирование новый план составляется по истечении срока действия предыдущего скользящее планирование по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д. жесткое планирование указываются все цели и мероприятия гибкое планирование учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом

27 слайд

последовательное планирование новый план составляется по истечении срока действия предыдущего скользящее планирование по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д. жесткое планирование указываются все цели и мероприятия гибкое планирование учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом

Принципы и методы планирования 1. Балансовый метод Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми будет ра

28 слайд
Принципы и методы планирования 1. Балансовый метод Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать предприятие, и потребностей в них в данный период. Система балансов:  Материально-вещественные или натуральные;  Стоимостные (бухгалтерский баланс, баланс доходов и расходов, кассовый план и т.д.);  Трудовые. Баланс представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой – их распределение. 28

28 слайд

Принципы и методы планирования 1. Балансовый метод Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать предприятие, и потребностей в них в данный период. Система балансов:  Материально-вещественные или натуральные;  Стоимостные (бухгалтерский баланс, баланс доходов и расходов, кассовый план и т.д.);  Трудовые. Баланс представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой – их распределение. 28

Распределение ресурсов 1. Текущее потребление 2. Реализация (продажа) 3. Остаток на конец периода ИТОГО Баланс Источники ресурсо

29 слайд
Распределение ресурсов 1. Текущее потребление 2. Реализация (продажа) 3. Остаток на конец периода ИТОГО Баланс Источники ресурсов 1. Остаток на начало периода 2. Внешние поступления 3. Внутренние резервы ИТОГО Баланс2. Нормативный метод (самостоятельный или дополнительный). 3. Статистико-математический метод (корреляционные модели, статистические модели, методы линейного программирования) .

29 слайд

Распределение ресурсов 1. Текущее потребление 2. Реализация (продажа) 3. Остаток на конец периода ИТОГО Баланс Источники ресурсов 1. Остаток на начало периода 2. Внешние поступления 3. Внутренние резервы ИТОГО Баланс2. Нормативный метод (самостоятельный или дополнительный). 3. Статистико-математический метод (корреляционные модели, статистические модели, методы линейного программирования) .