Тема: « Прекрасная должность – быть на Земле человеком!»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Русский язык и литература
9 класс
Раздел VII. МИР ЕДИН: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
УРОК 69
Тема: « Прекрасная должность – быть на
Земле человеком!»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Сатмаганбетова С.Н.
1 слайд
Русский язык и литература 9 класс Раздел VII. МИР ЕДИН: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ УРОК 69 Тема: « Прекрасная должность – быть на Земле человеком!» Подготовила: учитель русского языка и литературы Сатмаганбетова С.Н.
2 слайд
Цели урока:
•
создавать высказывание (рассуждение,
убеждение), используя приемы
привлечения внимания и учитывая целевую
аудиторию;
•
анализировать содержание
художественных
произведений, выявляя авторскую позицию
и оценивая содержание произведения;
•
применять знаки препинания в сложных
предложениях.
2 слайд
Цели урока: • создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию; • анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения; • применять знаки препинания в сложных предложениях.
3 слайд
Эпиграф
Вся гордость мира от матерей!
М. Горький
3 слайд
Эпиграф Вся гордость мира от матерей! М. Горький
4 слайд
М. Горький «Сказки об Италии»
11 глава
В центре рассказа «Мать изменника» –
мать. Незавидна ее судьба. Она воспитала
сына, сильного, красивого. Она мечтала,
что будет им гордиться. Но она – мать –
приговорила его к смерти. Почему?
4 слайд
М. Горький «Сказки об Италии» 11 глава В центре рассказа «Мать изменника» – мать. Незавидна ее судьба. Она воспитала сына, сильного, красивого. Она мечтала, что будет им гордиться. Но она – мать – приговорила его к смерти. Почему?
5 слайд
Проверка домашнего задания. Упр.8, с.75.
•
В тетради начертите таблицу из двух
колонок.
Задание: дать характеристику двум
центральным персонажам этой сказки.
5 слайд
Проверка домашнего задания. Упр.8, с.75. • В тетради начертите таблицу из двух колонок. Задание: дать характеристику двум центральным персонажам этой сказки.
6 слайд
Антитеза — это сопоставление или
противопоставление контрастных понятий
или образов в художественной речи.
В самом начале сказки противопоставляются 2
враждебные тенденции – материнское созидание и
жестокое разрушение. Жизнь и Смерть.
6 слайд
Антитеза — это сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов в художественной речи. В самом начале сказки противопоставляются 2 враждебные тенденции – материнское созидание и жестокое разрушение. Жизнь и Смерть.
7 слайд
7 слайд
8 слайд
III. Изучение нового материала
Упр.11. Прочитайте 11-ю сказку о матери из
«Сказок об Италии» М. Горького (в
сокращении).
-
Как вы думаете, случайно ли автор начинает
свое произведение с картины жизни
осажденного города? Найдите пейзажные
детали.
8 слайд
III. Изучение нового материала Упр.11. Прочитайте 11-ю сказку о матери из «Сказок об Италии» М. Горького (в сокращении). - Как вы думаете, случайно ли автор начинает свое произведение с картины жизни осажденного города? Найдите пейзажные детали.
9 слайд
Упр. 12, стр.80.
•
Составьте к тексту сказки «тонкие» и
«толстые» вопросы. Ответьте на них, используя
простые и сложные предложения.
9 слайд
Упр. 12, стр.80. • Составьте к тексту сказки «тонкие» и «толстые» вопросы. Ответьте на них, используя простые и сложные предложения.
10 слайд
Задание 1. Примите участие в творческом
проекте
«Киносценарий по сказке о матери изменника» (в
сценарии кинематографа описывается каждая
сцена и диалоги персонажей).
Работа над написанием сценария включает :
•
выделение темы и идеи; выбор названия
кинофильму;
•
круг действующих лиц;
•
композиционная схема рассказа (От чьего
имени ведется повествование?): завязка;
развитие действия; кульминация;
развязка .
10 слайд
Задание 1. Примите участие в творческом проекте «Киносценарий по сказке о матери изменника» (в сценарии кинематографа описывается каждая сцена и диалоги персонажей). Работа над написанием сценария включает : • выделение темы и идеи; выбор названия кинофильму; • круг действующих лиц; • композиционная схема рассказа (От чьего имени ведется повествование?): завязка; развитие действия; кульминация; развязка .
11 слайд
Какое ключевое слово связывает образы Марианны и её сына?
(Гордость).
•
Словарная работа со словами «гордость»,
«гордыня», «честолюбие».
•
В.И. Даль выстраивает синонимический ряд
такого рода: гордый – надменный, высокомерный, кичливый,
спесивый.
•
В словаре Д.Н.Ушакова гордыня определяется как непомерная
гордость. При этом слово гордый имеет и положительный, и
отрицательный оттенок в значении. Для нас важны оба
определения, так как они позволяют увидеть, насколько тонка
грань, отделяющая гордость от гордыни. Не удивительно, что
человеческое сердце может по ошибке принять одно за другое. Без
сомнения, права народная пословица: «Во всякой гордости черту
много радости». Близко к слову гордыня и слово честолюбие .
11 слайд
Какое ключевое слово связывает образы Марианны и её сына? (Гордость). • Словарная работа со словами «гордость», «гордыня», «честолюбие». • В.И. Даль выстраивает синонимический ряд такого рода: гордый – надменный, высокомерный, кичливый, спесивый. • В словаре Д.Н.Ушакова гордыня определяется как непомерная гордость. При этом слово гордый имеет и положительный, и отрицательный оттенок в значении. Для нас важны оба определения, так как они позволяют увидеть, насколько тонка грань, отделяющая гордость от гордыни. Не удивительно, что человеческое сердце может по ошибке принять одно за другое. Без сомнения, права народная пословица: «Во всякой гордости черту много радости». Близко к слову гордыня и слово честолюбие .
12 слайд
-Какое впечатление произвёл на вас финал «сказки»?
- Такой ли развязки вы ожидали?
- Могло ли окончание истории быть принципиально
другим?
- Можем ли мы сказать, что Марианна поступила так
именно от любви к сыну?
•
Безусловно. Её поступок стал эхом памятного
разговора с неизвестной женщиной у
городской стены. Расспрашивая сына о его
убеждениях и стремлениях, Марианна
осознает, сколь тяжко болен её сын и что
недуг этот неизлечим. Она спасает
заблудшую душу от грехов ещё более тяжких,
чем те, что уже совершены.
12 слайд
-Какое впечатление произвёл на вас финал «сказки»? - Такой ли развязки вы ожидали? - Могло ли окончание истории быть принципиально другим? - Можем ли мы сказать, что Марианна поступила так именно от любви к сыну? • Безусловно. Её поступок стал эхом памятного разговора с неизвестной женщиной у городской стены. Расспрашивая сына о его убеждениях и стремлениях, Марианна осознает, сколь тяжко болен её сын и что недуг этот неизлечим. Она спасает заблудшую душу от грехов ещё более тяжких, чем те, что уже совершены.
13 слайд
Важнейшая функция матери –
воспитательная. «Я мать и считаю себя
виновной в том, что он таков, каким стал».
•
Мать винит себя в том, что не воспитала сына
достойным гражданином. Мать всегда против
смерти. Её сын сеял смерть, разрушал город, в
котором родился и вырос, где жила его мать.
Приговаривая сына, Мать защищает жизнь в
самом высоком смысле: она спасает город от
вымирания.
•
Вывод: Горе матери, потерявшей сына, безмерно,
это страшное наказание, но страшнее этого
наказания – предательство сына – таков лейтмотив
сказки М. Горького.
13 слайд
Важнейшая функция матери – воспитательная. «Я мать и считаю себя виновной в том, что он таков, каким стал». • Мать винит себя в том, что не воспитала сына достойным гражданином. Мать всегда против смерти. Её сын сеял смерть, разрушал город, в котором родился и вырос, где жила его мать. Приговаривая сына, Мать защищает жизнь в самом высоком смысле: она спасает город от вымирания. • Вывод: Горе матери, потерявшей сына, безмерно, это страшное наказание, но страшнее этого наказания – предательство сына – таков лейтмотив сказки М. Горького.
14 слайд
14 слайд
15 слайд
15 слайд
16 слайд
16 слайд
17 слайд
17 слайд
18 слайд
18 слайд
19 слайд
Рефлексия
«Лесенка успеха»
19 слайд
Рефлексия «Лесенка успеха»
20 слайд
Учебное задание:
•
Написать сочинение-миниатюру
«Образ Матери в «Сказках об Италии» М.
Горького.
20 слайд
Учебное задание: • Написать сочинение-миниатюру «Образ Матери в «Сказках об Италии» М. Горького.