Материалдар / Тема урока: Абай Кунанбаев. "Человек -маяк своего народа"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Тема урока: Абай Кунанбаев. "Человек -маяк своего народа"

Материал туралы қысқаша түсінік
Для учителей русского языка и литературы, как дополнительный материал
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Сәуір 2021
2835
5 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материалдың қысқаша түсінігі
Тема урока : “Человек – маяк своего народа” 9 класс

1 слайд
Тема урока : “Человек – маяк своего народа” 9 класс Молдахметова Сауле Ибрагимовна учитель русского языка и литературы школа-лицей № 66 г. Нур-Султан Центр модернизации образования г. Нур-Султан www.astana-modern.kz

1 слайд

Тема урока : “Человек – маяк своего народа” 9 класс Молдахметова Сауле Ибрагимовна учитель русского языка и литературы школа-лицей № 66 г. Нур-Султан Центр модернизации образования г. Нур-Султан www.astana-modern.kz

2 Он шел вперед своим путем сквозь мрак и косность эпох и.

2 слайд
2 Он шел вперед своим путем сквозь мрак и косность эпох и. М . Ауэзов. Вспомните, откуда взяты эти строки и кто автор ? «Лень, расточительство, ложь, сплетня, хвастовство. Вот твои враги. Их пять. Запомни их! Энергия, труд, мысль, умеренность, милосердие. Это пять друзей. Не забывай о них. Несчастье приносят человеку три вещи: невежество, леность, коварство ».

2 слайд

2 Он шел вперед своим путем сквозь мрак и косность эпох и. М . Ауэзов. Вспомните, откуда взяты эти строки и кто автор ? «Лень, расточительство, ложь, сплетня, хвастовство. Вот твои враги. Их пять. Запомни их! Энергия, труд, мысль, умеренность, милосердие. Это пять друзей. Не забывай о них. Несчастье приносят человеку три вещи: невежество, леность, коварство ».

3 ты узнаешь : • о значений творчества Абая Кунанбаева; • значение слов общественно-политической тематики. ты научишься: •

3 слайд
3 ты узнаешь : • о значений творчества Абая Кунанбаева; • значение слов общественно-политической тематики. ты научишься: • определять главную информацию текста; • определять второстепенную информацию текста; • определять скрытую информацию текста. Сегодня на уроке :

3 слайд

3 ты узнаешь : • о значений творчества Абая Кунанбаева; • значение слов общественно-политической тематики. ты научишься: • определять главную информацию текста; • определять второстепенную информацию текста; • определять скрытую информацию текста. Сегодня на уроке :

4 « Мир –океан, времена как ветры, гонят волны поколений, сменяющих друг друга»,- эти слова сказаны великим Абаем. С тех по

4 слайд
4 « Мир –океан, времена как ветры, гонят волны поколений, сменяющих друг друга»,- эти слова сказаны великим Абаем. С тех пор, как они были произнесены, время прокатило много таких волн. Но не унесли они имя АБАЯ, потому что ГЕНИЙ неисчерпаем.   « Не для забавы я слагаю стих, Не выдумками наполняю стих, Для чутких слухом,сердцем и душой. Для молодых я свой рождаю стих». Так сам Абай определил предмет своего творчества. К молодежи, к будущему своего народа обращался великий мыслитель, поэт, просветитель-демократ.

4 слайд

4 « Мир –океан, времена как ветры, гонят волны поколений, сменяющих друг друга»,- эти слова сказаны великим Абаем. С тех пор, как они были произнесены, время прокатило много таких волн. Но не унесли они имя АБАЯ, потому что ГЕНИЙ неисчерпаем.   « Не для забавы я слагаю стих, Не выдумками наполняю стих, Для чутких слухом,сердцем и душой. Для молодых я свой рождаю стих». Так сам Абай определил предмет своего творчества. К молодежи, к будущему своего народа обращался великий мыслитель, поэт, просветитель-демократ.

5 Нужно поистине, обладать крылатым умом и орлиным зрением, чтобы на перекрестке суровых исторических судеб не потерятьс

5 слайд
5 Нужно поистине, обладать крылатым умом и орлиным зрением, чтобы на перекрестке  суровых исторических судеб не потеряться. Могучим голосом надо обладать, чтобы поведать своему народу о далях, видимых с поднебесной высоты. И, наконец, крепкой смелостью обладать надо, чтобы возвысить этот голос в условиях, царивших здесь столетие назад, и, по слову знаменитого стихотворения, «гордо презирать невежество и тьму». Таким был Абай Кунанбаев- человек –маяк своего народа». 1954 г. Л.Леонов Как вы понимаете значение слова: человек –маяк?

5 слайд

5 Нужно поистине, обладать крылатым умом и орлиным зрением, чтобы на перекрестке  суровых исторических судеб не потеряться. Могучим голосом надо обладать, чтобы поведать своему народу о далях, видимых с поднебесной высоты. И, наконец, крепкой смелостью обладать надо, чтобы возвысить этот голос в условиях, царивших здесь столетие назад, и, по слову знаменитого стихотворения, «гордо презирать невежество и тьму». Таким был Абай Кунанбаев- человек –маяк своего народа». 1954 г. Л.Леонов Как вы понимаете значение слова: человек –маяк?

6Тематический словарь урока Маяк - сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он

6 слайд
6Тематический словарь урока Маяк - сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью... Маяк  - распространенный символ в искусстве и  литературе . Маяк   —  это  символ служения, помощи в преодолении опасности, указания верного выхода из трудной ситуации.

6 слайд

6Тематический словарь урока Маяк - сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью... Маяк  - распространенный символ в искусстве и  литературе . Маяк   —  это  символ служения, помощи в преодолении опасности, указания верного выхода из трудной ситуации.

7 Абай Кунанбаев Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть. Человек, который создал и

7 слайд
7 Абай Кунанбаев Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть. Человек, который создал и поднял казахское национальное «Я» до мирового масштаба. Великий Абай – символ духовности и культуры казахов. Его учение тесно связано с духовным возрождением народа, а мудрость находит отклик и по сей день в душе каждого казаха. Наследие мыслителя как отражение его внутреннего мира – неиссякаемый источник народной мудрости и сознания. Мудрость Абая – мудрость народа.

7 слайд

7 Абай Кунанбаев Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть. Человек, который создал и поднял казахское национальное «Я» до мирового масштаба. Великий Абай – символ духовности и культуры казахов. Его учение тесно связано с духовным возрождением народа, а мудрость находит отклик и по сей день в душе каждого казаха. Наследие мыслителя как отражение его внутреннего мира – неиссякаемый источник народной мудрости и сознания. Мудрость Абая – мудрость народа.

8 Прочитайте два стихотворения и выполните задания. Задание №1 Вокруг Чингизовой скалы- Земля как лисий мех. Аэропланы и орлы

8 слайд
8 Прочитайте два стихотворения и выполните задания. Задание №1 Вокруг Чингизовой скалы- Земля как лисий мех. Аэропланы и орлы И амазонок смех. А вдруг в долину Жидебая В невероятный час Шагнет из вечности Абай И встанет среди нас! (С.Марков) Радушно распахнуты двери поэту В домах и лачугах вселенной большой . Абай Кунанбаев шагает по свету С прекрасною, нежной и мудрой душой.. Знакомясь с Абаем, далекие страны Узнали не только его самого,- Все краски, Все звуки, Всю ширь Казахстана, Легенды и думы народа его. (К.Алтайский)

8 слайд

8 Прочитайте два стихотворения и выполните задания. Задание №1 Вокруг Чингизовой скалы- Земля как лисий мех. Аэропланы и орлы И амазонок смех. А вдруг в долину Жидебая В невероятный час Шагнет из вечности Абай И встанет среди нас! (С.Марков) Радушно распахнуты двери поэту В домах и лачугах вселенной большой . Абай Кунанбаев шагает по свету С прекрасною, нежной и мудрой душой.. Знакомясь с Абаем, далекие страны Узнали не только его самого,- Все краски, Все звуки, Всю ширь Казахстана, Легенды и думы народа его. (К.Алтайский)

9 Прочитайте два стихотворения и выполните задания. Задание №1 1 текст 2 текст Тема Ключевые слова Основная мысль1. Опред

9 слайд
9 Прочитайте два стихотворения и выполните задания. Задание №1 1 текст 2 текст Тема Ключевые слова Основная мысль1. Определите тему стихотворений. 2. Выпишите 3 ключевых слова. 3. Определите основную мысль стихотворений.

9 слайд

9 Прочитайте два стихотворения и выполните задания. Задание №1 1 текст 2 текст Тема Ключевые слова Основная мысль1. Определите тему стихотворений. 2. Выпишите 3 ключевых слова. 3. Определите основную мысль стихотворений.

10 Проверь себя! 1 текст 2 текст Тема О Родине поэта Значение творчества Абая Ключевые слова Земля, скала, орлы, долина Всел

10 слайд
10 Проверь себя! 1 текст 2 текст Тема О Родине поэта Значение творчества Абая Ключевые слова Земля, скала, орлы, долина Вселенная, свет, далекие страны, ширь, легенды , думы народа. Основная мысль Поэзия Абая путеводитель народа. О Родине поэта знает весь мир, благодаря его произведениям.

10 слайд

10 Проверь себя! 1 текст 2 текст Тема О Родине поэта Значение творчества Абая Ключевые слова Земля, скала, орлы, долина Вселенная, свет, далекие страны, ширь, легенды , думы народа. Основная мысль Поэзия Абая путеводитель народа. О Родине поэта знает весь мир, благодаря его произведениям.

11Соотнесите слова с его лексическим значением. Задание №2 o Ханжа o тяготеющий к чему-либо привычному, невосприимчивый к

11 слайд
11Соотнесите слова с его лексическим значением. Задание №2 o Ханжа o тяготеющий к чему-либо привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному; отсталый. o Стяжательство o лицемерно настроенный человек, скрывающийся под маской набожности, показной добродетели. o Косный o отсутствие знаний, необразованность, неосведомленность в чем-л.  o Невежество o корыстолюбие, стремление к наживе.

11 слайд

11Соотнесите слова с его лексическим значением. Задание №2 o Ханжа o тяготеющий к чему-либо привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному; отсталый. o Стяжательство o лицемерно настроенный человек, скрывающийся под маской набожности, показной добродетели. o Косный o отсутствие знаний, необразованность, неосведомленность в чем-л.  o Невежество o корыстолюбие, стремление к наживе.

12Соотнесите слова с его лексическим значением. Проверь себя ! o Ханжа o тяготеющий к чему-либо привычному, невосприимчив

12 слайд
12Соотнесите слова с его лексическим значением. Проверь себя ! o Ханжа o тяготеющий к чему-либо привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному; отсталый. o Стяжательство o лицемерно настроенный человек, скрывающийся под маской набожности, показной добродетели. o Косный o отсутствие знаний, необразованность, неосведомленность в чем-л.  o Невежество o корыстолюбие, стремление к наживе.

12 слайд

12Соотнесите слова с его лексическим значением. Проверь себя ! o Ханжа o тяготеющий к чему-либо привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному; отсталый. o Стяжательство o лицемерно настроенный человек, скрывающийся под маской набожности, показной добродетели. o Косный o отсутствие знаний, необразованность, неосведомленность в чем-л.  o Невежество o корыстолюбие, стремление к наживе.

13Прочитайте текст. Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть. Человек, который создал и поднял

13 слайд
13Прочитайте текст. Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть. Человек, который создал и поднял казахское национальное «Я» до мирового масштаба. Безусловно, в казахской степи было немало выдающихся личностей своего времени, однако такого гиганта народной мудрости, как Абай она еще не знала. Он видел в образованной молодежи счастливое будущее казахского народа. Призывал молодежь сторониться невежества, бесстыдства и наглости, не впадать в плен своих пороков.  «Три качества достойны человека: горячая отвага, светлый ум, теплое сердце» , - напоминал он. Акын наставлял верить только своим труду и таланту, предупреждал остерегаться безмерно восхваляющих, а в душе хранящих хитрость и злобу. По словам Абая, только знание и воспитание способны покорить вершины, сократить путь к успеху. Только образование могло открыть путь талантливой молодежи в цивилизованное будущее. Мудрость Абая – мудрость народа. Наследие мыслителя как отражение его внутреннего мира – неиссякаемый источник народной мудрости и сознания. Задание №3

13 слайд

13Прочитайте текст. Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть. Человек, который создал и поднял казахское национальное «Я» до мирового масштаба. Безусловно, в казахской степи было немало выдающихся личностей своего времени, однако такого гиганта народной мудрости, как Абай она еще не знала. Он видел в образованной молодежи счастливое будущее казахского народа. Призывал молодежь сторониться невежества, бесстыдства и наглости, не впадать в плен своих пороков.  «Три качества достойны человека: горячая отвага, светлый ум, теплое сердце» , - напоминал он. Акын наставлял верить только своим труду и таланту, предупреждал остерегаться безмерно восхваляющих, а в душе хранящих хитрость и злобу. По словам Абая, только знание и воспитание способны покорить вершины, сократить путь к успеху. Только образование могло открыть путь талантливой молодежи в цивилизованное будущее. Мудрость Абая – мудрость народа. Наследие мыслителя как отражение его внутреннего мира – неиссякаемый источник народной мудрости и сознания. Задание №3

14 Задание №3 1. Определите главную информацию текста; 2. Определите второстепенную информацию текста; 3. Определите скры

14 слайд
14 Задание №3 1. Определите главную информацию текста; 2. Определите второстепенную информацию текста; 3. Определите скрытую информацию текста; Главная информация Второстепенная информация Скрытая информация

14 слайд

14 Задание №3 1. Определите главную информацию текста; 2. Определите второстепенную информацию текста; 3. Определите скрытую информацию текста; Главная информация Второстепенная информация Скрытая информация

15 Проверь себя! 1. Определите главную информацию текста; 2. Определите второстепенную информацию текста; 3. Определите с

15 слайд
15 Проверь себя! 1. Определите главную информацию текста; 2. Определите второстепенную информацию текста; 3. Определите скрытую информацию текста; Главная информация Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть. Второстепенная информация Скрытая информация Призывал молодежь сторониться невежества, бесстыдства и наглости, не впадать в плен своих пороков. Необходимо полностью знать, изучать и понимать творчество Абая.

15 слайд

15 Проверь себя! 1. Определите главную информацию текста; 2. Определите второстепенную информацию текста; 3. Определите скрытую информацию текста; Главная информация Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть. Второстепенная информация Скрытая информация Призывал молодежь сторониться невежества, бесстыдства и наглости, не впадать в плен своих пороков. Необходимо полностью знать, изучать и понимать творчество Абая.

16Составьте синквейн к словам вечность и ширь. Задание №4 Вечность Блаженная, настоящая Тянуться, кануть, прожить Ждат

16 слайд
16Составьте синквейн к словам вечность и ширь. Задание №4 Вечность Блаженная, настоящая Тянуться, кануть, прожить Ждать целую вечность Длительность Ширь . Красивая, восхитительная. Удивляет , протягивается, восхищает. Ширь наших степей Простор

16 слайд

16Составьте синквейн к словам вечность и ширь. Задание №4 Вечность Блаженная, настоящая Тянуться, кануть, прожить Ждать целую вечность Длительность Ширь . Красивая, восхитительная. Удивляет , протягивается, восхищает. Ширь наших степей Простор

17 Рефлексия Билет на выход с урока Три-два-один Записать • Три важных момента урока _______________________________ _______

17 слайд
17 Рефлексия Билет на выход с урока Три-два-один Записать • Три важных момента урока _______________________________ _______________________________ _______________________________ • Два интересных момента урока _______________________________ _______________________________ • Вопрос или комментарий учителю _______________________________ _______________________________

17 слайд

17 Рефлексия Билет на выход с урока Три-два-один Записать • Три важных момента урока _______________________________ _______________________________ _______________________________ • Два интересных момента урока _______________________________ _______________________________ • Вопрос или комментарий учителю _______________________________ _______________________________

18Домашнее задание 1. Войдите на портал BilimLand , и получите информацию по сегодняшней теме. 2. Выучите наизусть одно из с

18 слайд
18Домашнее задание 1. Войдите на портал BilimLand , и получите информацию по сегодняшней теме. 2. Выучите наизусть одно из стихотворений Абая, переведенных на русский язык.

18 слайд

18Домашнее задание 1. Войдите на портал BilimLand , и получите информацию по сегодняшней теме. 2. Выучите наизусть одно из стихотворений Абая, переведенных на русский язык.

19Барша ғ а қ олжетімді, сапалы білім! Качественное образование, доступное всем!Заманауи технолог ия Білімді бағала уҚол ж

19 слайд
19Барша ғ а қ олжетімді, сапалы білім! Качественное образование, доступное всем!Заманауи технолог ия Білімді бағала уҚол жетім ді Цифрлы Қ аза қ ста н Дербе с оқытуН ә тиже лі Тиім діҮш тілді

19 слайд

19Барша ғ а қ олжетімді, сапалы білім! Качественное образование, доступное всем!Заманауи технолог ия Білімді бағала уҚол жетім ді Цифрлы Қ аза қ ста н Дербе с оқытуН ә тиже лі Тиім діҮш тілді