Тема урока: Абай Кунанбаев. "Человек -маяк своего народа"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Тема урока : “Человек – маяк своего народа”
9 класс
Молдахметова Сауле Ибрагимовна
учитель русского языка и литературы
школа-лицей № 66 г. Нур-Султан
Центр модернизации образования г. Нур-Султан
www.astana-modern.kz
1 слайд
Тема урока : “Человек – маяк своего народа” 9 класс Молдахметова Сауле Ибрагимовна учитель русского языка и литературы школа-лицей № 66 г. Нур-Султан Центр модернизации образования г. Нур-Султан www.astana-modern.kz
2 слайд
2
Он шел вперед своим путем сквозь мрак и косность эпох и.
М . Ауэзов.
Вспомните, откуда взяты эти строки и кто автор ?
«Лень, расточительство, ложь, сплетня, хвастовство.
Вот твои враги. Их пять. Запомни их!
Энергия, труд, мысль, умеренность, милосердие. Это пять
друзей. Не забывай о них.
Несчастье приносят человеку три вещи: невежество,
леность, коварство ».
2 слайд
2 Он шел вперед своим путем сквозь мрак и косность эпох и. М . Ауэзов. Вспомните, откуда взяты эти строки и кто автор ? «Лень, расточительство, ложь, сплетня, хвастовство. Вот твои враги. Их пять. Запомни их! Энергия, труд, мысль, умеренность, милосердие. Это пять друзей. Не забывай о них. Несчастье приносят человеку три вещи: невежество, леность, коварство ».
3 слайд
3
ты узнаешь :
•
о значений творчества Абая Кунанбаева;
•
значение слов общественно-политической тематики.
ты научишься:
•
определять главную информацию текста;
•
определять второстепенную информацию текста;
•
определять скрытую информацию текста.
Сегодня на уроке :
3 слайд
3 ты узнаешь : • о значений творчества Абая Кунанбаева; • значение слов общественно-политической тематики. ты научишься: • определять главную информацию текста; • определять второстепенную информацию текста; • определять скрытую информацию текста. Сегодня на уроке :
4 слайд
4
« Мир –океан, времена как ветры, гонят волны
поколений, сменяющих друг друга»,- эти слова
сказаны великим Абаем. С тех пор, как они
были произнесены, время прокатило много
таких волн. Но не унесли они имя АБАЯ,
потому что ГЕНИЙ неисчерпаем.
« Не для забавы я слагаю стих,
Не выдумками наполняю стих,
Для чутких слухом,сердцем и душой.
Для молодых я свой рождаю стих».
Так сам Абай определил предмет своего творчества.
К молодежи, к будущему своего народа обращался великий мыслитель,
поэт, просветитель-демократ.
4 слайд
4 « Мир –океан, времена как ветры, гонят волны поколений, сменяющих друг друга»,- эти слова сказаны великим Абаем. С тех пор, как они были произнесены, время прокатило много таких волн. Но не унесли они имя АБАЯ, потому что ГЕНИЙ неисчерпаем. « Не для забавы я слагаю стих, Не выдумками наполняю стих, Для чутких слухом,сердцем и душой. Для молодых я свой рождаю стих». Так сам Абай определил предмет своего творчества. К молодежи, к будущему своего народа обращался великий мыслитель, поэт, просветитель-демократ.
5 слайд
5
Нужно поистине, обладать крылатым умом и орлиным зрением, чтобы
на перекрестке суровых исторических судеб не потеряться. Могучим
голосом надо обладать, чтобы поведать своему народу о далях, видимых
с поднебесной высоты. И, наконец, крепкой смелостью обладать надо,
чтобы возвысить этот голос в условиях, царивших здесь столетие назад,
и, по слову знаменитого стихотворения, «гордо презирать невежество и
тьму».
Таким был Абай Кунанбаев- человек –маяк своего народа». 1954 г.
Л.Леонов
Как вы понимаете значение слова: человек –маяк?
5 слайд
5 Нужно поистине, обладать крылатым умом и орлиным зрением, чтобы на перекрестке суровых исторических судеб не потеряться. Могучим голосом надо обладать, чтобы поведать своему народу о далях, видимых с поднебесной высоты. И, наконец, крепкой смелостью обладать надо, чтобы возвысить этот голос в условиях, царивших здесь столетие назад, и, по слову знаменитого стихотворения, «гордо презирать невежество и тьму». Таким был Абай Кунанбаев- человек –маяк своего народа». 1954 г. Л.Леонов Как вы понимаете значение слова: человек –маяк?
6 слайд
6Тематический словарь урока
Маяк - сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных
водах или на суше вблизи них. Он служит видимым
ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые
вспышки ночью...
Маяк - распространенный символ в искусстве и литературе .
Маяк — это символ служения, помощи в преодолении
опасности, указания верного выхода из трудной ситуации.
6 слайд
6Тематический словарь урока Маяк - сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью... Маяк - распространенный символ в искусстве и литературе . Маяк — это символ служения, помощи в преодолении опасности, указания верного выхода из трудной ситуации.
7 слайд
7
Абай Кунанбаев
Абай – национальная гордость всего
казахского народа, его честь и совесть.
Человек, который создал и поднял казахское
национальное «Я» до мирового масштаба.
Великий Абай – символ духовности и
культуры казахов. Его учение тесно связано
с духовным возрождением народа, а
мудрость находит отклик и по сей день в
душе каждого казаха.
Наследие мыслителя как отражение его
внутреннего мира – неиссякаемый источник
народной мудрости и сознания.
Мудрость Абая – мудрость народа.
7 слайд
7 Абай Кунанбаев Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть. Человек, который создал и поднял казахское национальное «Я» до мирового масштаба. Великий Абай – символ духовности и культуры казахов. Его учение тесно связано с духовным возрождением народа, а мудрость находит отклик и по сей день в душе каждого казаха. Наследие мыслителя как отражение его внутреннего мира – неиссякаемый источник народной мудрости и сознания. Мудрость Абая – мудрость народа.
8 слайд
8 Прочитайте два стихотворения и выполните задания. Задание №1
Вокруг Чингизовой скалы-
Земля как лисий мех.
Аэропланы и орлы
И амазонок смех.
А вдруг в долину Жидебая
В невероятный час
Шагнет из вечности Абай
И встанет среди нас!
(С.Марков) Радушно распахнуты двери поэту
В домах и лачугах вселенной
большой .
Абай Кунанбаев шагает по свету
С прекрасною, нежной и мудрой
душой..
Знакомясь с Абаем, далекие страны
Узнали не только его самого,-
Все краски,
Все звуки,
Всю ширь Казахстана,
Легенды и думы народа его.
(К.Алтайский)
8 слайд
8 Прочитайте два стихотворения и выполните задания. Задание №1 Вокруг Чингизовой скалы- Земля как лисий мех. Аэропланы и орлы И амазонок смех. А вдруг в долину Жидебая В невероятный час Шагнет из вечности Абай И встанет среди нас! (С.Марков) Радушно распахнуты двери поэту В домах и лачугах вселенной большой . Абай Кунанбаев шагает по свету С прекрасною, нежной и мудрой душой.. Знакомясь с Абаем, далекие страны Узнали не только его самого,- Все краски, Все звуки, Всю ширь Казахстана, Легенды и думы народа его. (К.Алтайский)
9 слайд
9 Прочитайте два стихотворения и выполните задания. Задание №1
1 текст 2 текст
Тема
Ключевые
слова
Основная
мысль1. Определите тему стихотворений.
2. Выпишите 3 ключевых слова.
3. Определите основную мысль стихотворений.
9 слайд
9 Прочитайте два стихотворения и выполните задания. Задание №1 1 текст 2 текст Тема Ключевые слова Основная мысль1. Определите тему стихотворений. 2. Выпишите 3 ключевых слова. 3. Определите основную мысль стихотворений.
10 слайд
10
Проверь себя!
1 текст 2 текст
Тема О Родине поэта Значение творчества Абая
Ключевые
слова Земля, скала, орлы,
долина Вселенная, свет, далекие
страны, ширь, легенды ,
думы народа.
Основная
мысль Поэзия Абая
путеводитель народа. О Родине поэта знает весь
мир, благодаря его
произведениям.
10 слайд
10 Проверь себя! 1 текст 2 текст Тема О Родине поэта Значение творчества Абая Ключевые слова Земля, скала, орлы, долина Вселенная, свет, далекие страны, ширь, легенды , думы народа. Основная мысль Поэзия Абая путеводитель народа. О Родине поэта знает весь мир, благодаря его произведениям.
11 слайд
11Соотнесите слова с его лексическим значением.
Задание №2
o
Ханжа o
тяготеющий к чему-либо привычному,
невосприимчивый к новому, прогрессивному;
отсталый.
o
Стяжательство o
лицемерно настроенный человек,
скрывающийся под маской набожности, показной
добродетели.
o
Косный o
отсутствие знаний, необразованность,
неосведомленность в чем-л.
o
Невежество o
корыстолюбие, стремление к наживе.
11 слайд
11Соотнесите слова с его лексическим значением. Задание №2 o Ханжа o тяготеющий к чему-либо привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному; отсталый. o Стяжательство o лицемерно настроенный человек, скрывающийся под маской набожности, показной добродетели. o Косный o отсутствие знаний, необразованность, неосведомленность в чем-л. o Невежество o корыстолюбие, стремление к наживе.
12 слайд
12Соотнесите слова с его лексическим значением.
Проверь себя !
o
Ханжа o
тяготеющий к чему-либо привычному,
невосприимчивый к новому, прогрессивному;
отсталый.
o
Стяжательство o
лицемерно настроенный человек,
скрывающийся под маской набожности, показной
добродетели.
o
Косный o
отсутствие знаний, необразованность,
неосведомленность в чем-л.
o
Невежество o
корыстолюбие, стремление к наживе.
12 слайд
12Соотнесите слова с его лексическим значением. Проверь себя ! o Ханжа o тяготеющий к чему-либо привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному; отсталый. o Стяжательство o лицемерно настроенный человек, скрывающийся под маской набожности, показной добродетели. o Косный o отсутствие знаний, необразованность, неосведомленность в чем-л. o Невежество o корыстолюбие, стремление к наживе.
13 слайд
13Прочитайте текст.
Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть.
Человек, который создал и поднял казахское национальное «Я» до мирового
масштаба. Безусловно, в казахской степи было немало выдающихся
личностей своего времени, однако такого гиганта народной мудрости, как
Абай она еще не знала.
Он видел в образованной молодежи счастливое будущее казахского народа.
Призывал молодежь сторониться невежества, бесстыдства и наглости, не
впадать в плен своих пороков. «Три качества достойны человека: горячая
отвага, светлый ум, теплое сердце» , - напоминал он. Акын наставлял верить
только своим труду и таланту, предупреждал остерегаться безмерно
восхваляющих, а в душе хранящих хитрость и злобу. По словам Абая, только
знание и воспитание способны покорить вершины, сократить путь к успеху.
Только образование могло открыть путь талантливой молодежи в
цивилизованное будущее.
Мудрость Абая – мудрость народа. Наследие мыслителя как отражение его
внутреннего мира – неиссякаемый источник народной мудрости и сознания. Задание №3
13 слайд
13Прочитайте текст. Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть. Человек, который создал и поднял казахское национальное «Я» до мирового масштаба. Безусловно, в казахской степи было немало выдающихся личностей своего времени, однако такого гиганта народной мудрости, как Абай она еще не знала. Он видел в образованной молодежи счастливое будущее казахского народа. Призывал молодежь сторониться невежества, бесстыдства и наглости, не впадать в плен своих пороков. «Три качества достойны человека: горячая отвага, светлый ум, теплое сердце» , - напоминал он. Акын наставлял верить только своим труду и таланту, предупреждал остерегаться безмерно восхваляющих, а в душе хранящих хитрость и злобу. По словам Абая, только знание и воспитание способны покорить вершины, сократить путь к успеху. Только образование могло открыть путь талантливой молодежи в цивилизованное будущее. Мудрость Абая – мудрость народа. Наследие мыслителя как отражение его внутреннего мира – неиссякаемый источник народной мудрости и сознания. Задание №3
14 слайд
14 Задание №3
1. Определите главную информацию текста;
2. Определите второстепенную информацию текста;
3. Определите скрытую информацию текста;
Главная информация Второстепенная
информация Скрытая информация
14 слайд
14 Задание №3 1. Определите главную информацию текста; 2. Определите второстепенную информацию текста; 3. Определите скрытую информацию текста; Главная информация Второстепенная информация Скрытая информация
15 слайд
15 Проверь себя!
1. Определите главную информацию текста;
2. Определите второстепенную информацию текста;
3. Определите скрытую информацию текста;
Главная информация
Абай –
национальная
гордость всего
казахского народа,
его честь и
совесть. Второстепенная
информация Скрытая информация
Призывал молодежь
сторониться
невежества,
бесстыдства и
наглости, не впадать
в плен своих пороков. Необходимо
полностью знать,
изучать и понимать
творчество Абая.
15 слайд
15 Проверь себя! 1. Определите главную информацию текста; 2. Определите второстепенную информацию текста; 3. Определите скрытую информацию текста; Главная информация Абай – национальная гордость всего казахского народа, его честь и совесть. Второстепенная информация Скрытая информация Призывал молодежь сторониться невежества, бесстыдства и наглости, не впадать в плен своих пороков. Необходимо полностью знать, изучать и понимать творчество Абая.
16 слайд
16Составьте синквейн к словам вечность и ширь.
Задание №4
Вечность
Блаженная, настоящая
Тянуться, кануть, прожить
Ждать целую вечность
Длительность Ширь .
Красивая, восхитительная.
Удивляет , протягивается,
восхищает.
Ширь наших степей
Простор
16 слайд
16Составьте синквейн к словам вечность и ширь. Задание №4 Вечность Блаженная, настоящая Тянуться, кануть, прожить Ждать целую вечность Длительность Ширь . Красивая, восхитительная. Удивляет , протягивается, восхищает. Ширь наших степей Простор
17 слайд
17 Рефлексия
Билет на выход с урока
Три-два-один
Записать
•
Три важных момента урока
_______________________________
_______________________________
_______________________________
•
Два интересных момента урока
_______________________________
_______________________________
•
Вопрос или комментарий учителю
_______________________________
_______________________________
17 слайд
17 Рефлексия Билет на выход с урока Три-два-один Записать • Три важных момента урока _______________________________ _______________________________ _______________________________ • Два интересных момента урока _______________________________ _______________________________ • Вопрос или комментарий учителю _______________________________ _______________________________
18 слайд
18Домашнее задание
1. Войдите на портал BilimLand , и получите
информацию по сегодняшней теме.
2. Выучите наизусть одно из стихотворений Абая,
переведенных на русский язык.
18 слайд
18Домашнее задание 1. Войдите на портал BilimLand , и получите информацию по сегодняшней теме. 2. Выучите наизусть одно из стихотворений Абая, переведенных на русский язык.
19 слайд
19Барша ғ а қ олжетімді,
сапалы білім!
Качественное
образование,
доступное всем!Заманауи
технолог
ия Білімді
бағала
уҚол
жетім
ді Цифрлы
Қ аза қ ста
н
Дербе
с
оқытуН ә тиже
лі
Тиім
діҮш
тілді
19 слайд
19Барша ғ а қ олжетімді, сапалы білім! Качественное образование, доступное всем!Заманауи технолог ия Білімді бағала уҚол жетім ді Цифрлы Қ аза қ ста н Дербе с оқытуН ә тиже лі Тиім діҮш тілді