В. М. Шукшин
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Русская литература
в 11 классе с казахским языком
обучения.
Тема: В. М. Шукшин. Рассказы.
«Космос, нервная система и шмат
сала».
Учитель русского язык и литературы
Токтасынов К. Т. КГУ «Общеобразовательная школа № 2»
г. Алматы
1 слайд
Русская литература в 11 классе с казахским языком обучения. Тема: В. М. Шукшин. Рассказы. «Космос, нервная система и шмат сала». Учитель русского язык и литературы Токтасынов К. Т. КГУ «Общеобразовательная школа № 2» г. Алматы
2 слайд
Цели урока
1. Изучить рассказ В.М. Шукшина
«Космос, нервная система и шмат
сала».
2. Развивать навыки
работы над литературным
произведением.
3. Решать
вопросы нравственного воспитания.
2 слайд
Цели урока 1. Изучить рассказ В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала». 2. Развивать навыки работы над литературным произведением. 3. Решать вопросы нравственного воспитания.
3 слайд
Василий Макарович Шукшин родился в 1929 г. в селе Сростки
Бийского района Алтайского края. После окончания сельской
семилетней школы поступил в Бийский автомобильный
техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в
колхозе. В 1946 г. покинул село и переехал в Калугу.
До 1949 г. работал слесарем-такелажником на турбин ном
заводе в Калуге, слесарем-разнорабочим на тракторном
заводе в городе Владимире.
В 1953 г. вернулся в Сростки, экстерном сдал экзамены на
аттестат зрелости.
В 1954 г. приезжает в Москву и поступает на режис
серское
отделение Всесоюзного государственного института
кинематографии. Во время учебы, в 1956 г., снялся в фильме
М. Хуциева “Два Федора”. В этом же году впервые был
опубликован его рассказ “Двое на телеге”.
3 слайд
Василий Макарович Шукшин родился в 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После окончания сельской семилетней школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе. В 1946 г. покинул село и переехал в Калугу. До 1949 г. работал слесарем-такелажником на турбин ном заводе в Калуге, слесарем-разнорабочим на тракторном заводе в городе Владимире. В 1953 г. вернулся в Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости. В 1954 г. приезжает в Москву и поступает на режис серское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии. Во время учебы, в 1956 г., снялся в фильме М. Хуциева “Два Федора”. В этом же году впервые был опубликован его рассказ “Двое на телеге”.
4 слайд
С 1963 г. В. Шукшин становится режиссёром
киностудии М. Горького.
По своим сценариям снял фильмы “Живет такой
парень”, “Ваши сын и брат”.
Шукшин успел побывать актером, режиссером, литера
тором. Снялся в 58 фильмах, поставил по собственным
сценариям такие фильмы, как “Печки-лавочки” в 1973
г., “Калина красная” в 1974 г.
Ему принадлежат два романа, шесть повестей,
множество рассказов, книга публицистики и роман “Я
пришел дать вам волю” и др.
4 слайд
С 1963 г. В. Шукшин становится режиссёром киностудии М. Горького. По своим сценариям снял фильмы “Живет такой парень”, “Ваши сын и брат”. Шукшин успел побывать актером, режиссером, литера тором. Снялся в 58 фильмах, поставил по собственным сценариям такие фильмы, как “Печки-лавочки” в 1973 г., “Калина красная” в 1974 г. Ему принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов, книга публицистики и роман “Я пришел дать вам волю” и др.
5 слайд
В литературе 60—70-х годов одна из главенствующих
— тема деревни. Возросший интерес общества к
экономическим и социально-идеологическим
процессам в селе послужил появлению ряда
произведений Ф. Абрамова, В. Белова, В. Тендрякова,
Василия Шукшина. Их произведения интересны тем,
что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в
них нашли выражение стремятся познать
нравственные истоки характера дере венского
человека, стремительно меняющегося в то время.
Преображаются социальные условия деревенского
бытия.
Среди русских современных писателей Шукшин зани
мает почетное место. Его творчество — яркое и
самобытное.
В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности,
неисчерпаемости, в удивительном разнообразии.
5 слайд
В литературе 60—70-х годов одна из главенствующих — тема деревни. Возросший интерес общества к экономическим и социально-идеологическим процессам в селе послужил появлению ряда произведений Ф. Абрамова, В. Белова, В. Тендрякова, Василия Шукшина. Их произведения интересны тем, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражение стремятся познать нравственные истоки характера дере венского человека, стремительно меняющегося в то время. Преображаются социальные условия деревенского бытия. Среди русских современных писателей Шукшин зани мает почетное место. Его творчество — яркое и самобытное. В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаемости, в удивительном разнообразии.
6 слайд
Интонация его произведений богата оттенками. На
нескольких страницах он создает неповторимый
челове ческий характер и через него показывает какой-
то пласт жизни, какую-то сторону бытия.
Его формы лаконичны, средства выражения экономны
и необыкновенно насыщенны. Шукшин обращается к
обыденным фактам, но так раскрывает драматизм
жизни, что обогащает читателя более глубоким их
пониманием.
Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описа
ний. Особенно важен диалог в произведениях
Шукшина. В нем заключается движение повествования,
раскрываются характеры. Язык диалога подвижен,
насыщен колоритными оборотами.
Шукшин — писатель социальный. Его волновала жизнь
обычных людей, в совокупности их черты создают
русский национальный характер.
6 слайд
Интонация его произведений богата оттенками. На нескольких страницах он создает неповторимый челове ческий характер и через него показывает какой- то пласт жизни, какую-то сторону бытия. Его формы лаконичны, средства выражения экономны и необыкновенно насыщенны. Шукшин обращается к обыденным фактам, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким их пониманием. Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описа ний. Особенно важен диалог в произведениях Шукшина. В нем заключается движение повествования, раскрываются характеры. Язык диалога подвижен, насыщен колоритными оборотами. Шукшин — писатель социальный. Его волновала жизнь обычных людей, в совокупности их черты создают русский национальный характер.
7 слайд
Критика некоторых явлений общества необходима.
Выступая против карьеризма и корыстолюбия, хамства
и невежества, Шукшин не только обличает их
носителей, но и предостерегает от ошибок и
проступков.
Автор никогда не контролирует своих героев. Его
правда выстрадана, возникла как итог его жизни.
Исследуя новые социальные явления, писатель
обращал ся к неизведанным пластам жизни обычных
людей, их социальным конфликтам. Вглядывался в
индивидуальную психологию героев.
Одна из главных тем — темы настоящих и мнимых
нравственных ценностей, тема правды и лжи в
отношениях людей. Для него характерна постановка
сложных этических проблем. Счастье, честный труд,
нравственность и т. д.
7 слайд
Критика некоторых явлений общества необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, хамства и невежества, Шукшин не только обличает их носителей, но и предостерегает от ошибок и проступков. Автор никогда не контролирует своих героев. Его правда выстрадана, возникла как итог его жизни. Исследуя новые социальные явления, писатель обращал ся к неизведанным пластам жизни обычных людей, их социальным конфликтам. Вглядывался в индивидуальную психологию героев. Одна из главных тем — темы настоящих и мнимых нравственных ценностей, тема правды и лжи в отношениях людей. Для него характерна постановка сложных этических проблем. Счастье, честный труд, нравственность и т. д.
8 слайд
2. Анализ рассказа «Космос, нервная система
и шмат сала».
Юра очень хочет учиться. Однако в его родном селе нет
полной десятилетки. Поэтому он вынужден уехать в
друге село и там учиться.
В селе, где учится мальчик, интерната нет.
Поэтому он снимает квартиру у одинокого старика за
весьма приличные по тем временам деньги. Иногда
мальчик сидит на хлебе и воде. Тогда старик-хозяин
даёт ему в долг пшена, и мальчик варит себе сухую
пресную кашу. Это свидетельствует о крайней нужде
мальчика. Несмотря на все
трудности, Юра не жалуется на судьбу. Он стремится
получить образование. В образовании он видит залог
своего будущего .
8 слайд
2. Анализ рассказа «Космос, нервная система и шмат сала». Юра очень хочет учиться. Однако в его родном селе нет полной десятилетки. Поэтому он вынужден уехать в друге село и там учиться. В селе, где учится мальчик, интерната нет. Поэтому он снимает квартиру у одинокого старика за весьма приличные по тем временам деньги. Иногда мальчик сидит на хлебе и воде. Тогда старик-хозяин даёт ему в долг пшена, и мальчик варит себе сухую пресную кашу. Это свидетельствует о крайней нужде мальчика. Несмотря на все трудности, Юра не жалуется на судьбу. Он стремится получить образование. В образовании он видит залог своего будущего .
9 слайд
Сначала между
мальчиком и стариком идёт
спор, каждый отстаивает
свою жизненную позицию.
Наум Евстигнеевич – это
прошлое деревни, Юра– её
будущее. Почему же рассказ имеет такое странное
название - «Космос, нервная система и шмат
сала»?
9 слайд
Сначала между мальчиком и стариком идёт спор, каждый отстаивает свою жизненную позицию. Наум Евстигнеевич – это прошлое деревни, Юра– её будущее. Почему же рассказ имеет такое странное название - «Космос, нервная система и шмат сала»?
10 слайд
Юрий Гагарин – первый
космонавт. Поэтому имя
Юрий символизирует
человека новой эпохи.
Космос – это стремление
человека в будущее.
Нервная система – это
обращение к
внутреннему миру
человека. Своими
знаниями, своей верой
мальчик убеждает
стрика в том, что наука –
вещь полезная, что
будущее действительно
будет хорошим. Имя мальчика тоже выбрано
неспроста. Что оно может
символизировать?
10 слайд
Юрий Гагарин – первый космонавт. Поэтому имя Юрий символизирует человека новой эпохи. Космос – это стремление человека в будущее. Нервная система – это обращение к внутреннему миру человека. Своими знаниями, своей верой мальчик убеждает стрика в том, что наука – вещь полезная, что будущее действительно будет хорошим. Имя мальчика тоже выбрано неспроста. Что оно может символизировать?
11 слайд
В конце рассказа старик угощает
полуголодного, но независимого мальчика –
даёт ему «шмат сала». Это угощение - как
символ примирения между старым и новым.
11 слайд
В конце рассказа старик угощает полуголодного, но независимого мальчика – даёт ему «шмат сала». Это угощение - как символ примирения между старым и новым.
12 слайд
Задания для самостоятельной работы.
Сопоставление героев рассказа.
Юра Наум Евстигнеевич
Речь
Отношение к
труду
Отношение к
деревне.
Убеждения.
12 слайд
Задания для самостоятельной работы. Сопоставление героев рассказа. Юра Наум Евстигнеевич Речь Отношение к труду Отношение к деревне. Убеждения.
13 слайд
IV .Рефлексия.
Если вам всё было
понятно, отправьте мне
на WhatsApp значок «+».
Если вам было что-либо
непонятно, отправьте мне
на WhatsApp вопрос.
13 слайд
IV .Рефлексия. Если вам всё было понятно, отправьте мне на WhatsApp значок «+». Если вам было что-либо непонятно, отправьте мне на WhatsApp вопрос.
14 слайд
V . Домашнее задание.
Как, по-вашему, сложится
жизнь героев рассказа?
Напишите небольшое
эссе на эту тему (80
слов) .
14 слайд
V . Домашнее задание. Как, по-вашему, сложится жизнь героев рассказа? Напишите небольшое эссе на эту тему (80 слов) .
15 слайд
Ресурсы
Учебник «Русская литература -11»
https://www.youtube.com/watch?v=eI4Eoy
mcxY0
;
https://www.youtube.com/watch?v=hBK_Y
3cgvjQ
https://www.youtube.com/watch?v=RRh80
bv7lOs
15 слайд
Ресурсы Учебник «Русская литература -11» https://www.youtube.com/watch?v=eI4Eoy mcxY0 ; https://www.youtube.com/watch?v=hBK_Y 3cgvjQ https://www.youtube.com/watch?v=RRh80 bv7lOs