1 слайд
Тема урока: О.Сулейменов и
А.Вознесенский. Образ Махамбета в
творчестве поэтов.
2 слайд
Сегодня на уроке:
•
познакомитесь с творчеством поэтов-шестидесятников
О.Сулейменова и А.Вознесенского, прочитаете их
стихотворения;
•
поделитесь известной вам информацией о Махамбете
Утемисове;
•
узнаете значения слов и выражений из текстов
стихотворений;
•
будете анализировать содержание стихотворений,
определяя роль изобразительно-выразительных средств,
деталей в раскрытии основной мысли;
•
вспомните, как использовать тире в предложении.
3 слайд
Олжас Омарович Сулейменов
Поэт-
шестидесятник
Сценарист
Переводчик
Геолог по
образованию Общественный
деятель
Писатель
Лингвист
тюркологДипломат
4 слайд
Андрей Андреевич Вознесенский
•
А.А.Вознесенский – выдающийся
российский поэт. Поэт с большой
буквы. Он был академиком и
почетным членом десяти академий
мира, ведущие газеты мира называли
его «самым великим поэтом
современности».
•
Огромное влияние на судьбу и
творчество Вознесенского оказал
Борис Пастернак.
•
Всегда современна, с новаторскими
идеями поэзия А.Вознесенского
соединяет в себе лирику и
философский модернизм,
музыкальность и тревожный набат.
Необычный ритм стиха, дерзкие
сравнения резко отличались от
устоявшихся на то время канонов
советской поэзии.
5 слайд
Олжас Сулейменов и Андрей Вознесенский –
поэты, одинаково почитаемые и популярные как в
Казахстане, так и в России. Творческая дружба
связывает двух поэтов, представляющих в
истории литературы ХХ века одно поколение –
поколение поэтов-шестидесятников.
Поэты-шестидесятники
Роберт
Рождественский Евгений
Евтушенко Белла
Ахмадуллина Римма
Казакова
6 слайд
Окончив школу в 1954 году,
поступил на
геологоразведочный факультет
Казахского госуниверситета,
окончил его в 1959 году,
инженер-геолог В 1959 году поступил в
Литературный институт
им.М.Горького в Москве на
отделение поэтического
перевода.
7 слайд
Олжас Сулейменов
«Мы кочевники»
Андрей! Мы – кочевники,
нас разделяют пространства
культур и эпох… Андрей Вознесенский
«Мы кочевые»
Мы – кочевые,
Мы – кочевые,
Мы, очевидно,
сегодня утром переночуем,
а там – увидим!
Кочевничество у обоих авторов прежде всего
ассоцируется со свободой и независимостью.
8 слайд
Вознесенским было написано стизотворение «АТЕ -36-70» или «2
секунды, 20 июня 1970 г.», посвященное Олжасу Сулейменову и
автоаварии, в которую они попали под Алма-Атой:
Мы живы, Олжас,
Мы вечно будем в седле!
Мы дети «36-70»,
Не сохнет кровь на губах,
Из бешеного семени
Родившиеся в свитерах.
А.Вознесенский однажды написал об этой трагедии: «Олжас
Сулейменов спас мне жизнь…»
В этом произведении чувствуется дружеская и духовная связь двух
поэтов разных культур. А.Вознесенский прочувствовал дух свободного
кочевого народа. Это отразилось в стихах: «Мы вечно будем в
седле!». Сулейменов в стихотворении «Это кажется мне…» назвал
своего друга кочевником, с которым он кочует «по разным
маршрутам, сквозным и реликтовым».
9 слайд
О.Сулейменов и А.Вознесенский – поистине
гениальные поэты. В своем творчестве они
прославляют великих людей, которые оставили
заметный след в мировой культуре, истории. В
лирике как А.Вознесенского и О.Сулейменова есть
герой-образ, который объединил двух авторов и
оставил заметный след в их поэтическом
творчестве – это образ Махамбета. Махамбет –
поэт и борец за свободу, одна из знаковых
личностей в истории литературы и культуры
нашей страны. С его творчеством О.Сулейменов
познакомился ещё в юности, и с тех самых пор
считает его своим учителем и поэтическим
наставником.
10 слайд
Что вам
известно о
Махамбете
Утемисове?
11 слайд
•
Махамбет Утемисов – один из руководителей
восстания казахской бедноты в Западном
Казахстане в 1836-1837 годах.
•
До восстания был придворным поэтом при ставке
хана Джангира.
•
Махамбет Утемисов играл важную роль в
народном восстании под руководством Исатая
Тайманова, где он своими стихами и авторитетом
призывал народ на борьбу с произволом ханов,
царской власти.
12 слайд
В начале 70-х годов, когда готовилась книга новых
переводов Махамбета, посвященная 170-летию со дня
рождения поэта, Олжас Сулейменов предложил перевести
стихи казахского классика своему другу А.Вознесенскому.
Вместо переводов Вознесенский создал замечательный
поэтический сборник «Читая Махамбета». В этом цикле
русский поэт создал образ поэта-кочевника с мужественной ,
но ранимой душой.
Цикл состоит из четырёх стрел:
«Чёрные верблюды»
«Отставший лебедь»
«Мольба»
«Песня акына»
13 слайд
Послушайте стихотворение
О.Сулейменова «Последняя молитва
батыра Махамбета перед казнью»
14 слайд
Молитва батыра Махамбета перед казнью
Бисмилля!
Я в далёких походах забуду себя.
Я в битвах — по году.
В обидах — по горло,
Я родился в седле,
Умираю в цепях,
Меня водят пешком, как собаку,
по городу.
Я забуду, как пахнет запаленный
конь,
Я забуду в зиндане гортанные
кличи, —
Утром тело разрубят и бросят в
огонь,
Моё темя забудет былое величие.
Я забуду, как жёны боялись меня,
Я как меч обнажённый,
Но ржа меня режет.
Сердце в горле как яростная змея. Э, не так!
Моё сердце — ощипанный
кречет.
Всё забуду.
Молитвы — спасенье своё,
И пожары, и битвы, аллаха
забуду...
Аруах!..
Ясный месяц в пустынях встаёт, —
И уходят в барханы
За самкой верблюды...
И в казахских казанах шипит
молоко...
И собаки рвут шкуры друг другу
от скуки...
Я в зиндане лежу глубоко–
глубоко,
А луна, как лепёшка последняя,
катится в руки.
15 слайд
Прочитайте отрывок из цикла «Читая
Махамбета» А.Вознесенского
Зачитываюсь Махамбетом.
Заслышу Азию во мне.
Антенной вздрогнет в кабинете
Стрела, торчащая в стене!
Что в моей жизни эта женщина,
Несовременна и смела?
Забьется под стрелою трещина,
Как пригвожденная змея.
И почему в эпоху лучников
Нам, людям атомной поры,
Все снятся силуэты лучников,
Сутулые, как топоры?
16 слайд
Ответьте на вопросы
•
Что вы можете сказать по данным
стихотворениям об использовании
Сулейменовым и Вознесенским
изобразительно-выразительных средств?
•
Как вы понимаете выражение «в эпоху
лунников»?
•
Кто такие «лучники»?
17 слайд
Проверьте себя
•
Поэт использует художественные тропы, в
частности, преобладают сравнения, например,
«антенной», «как пригвожденная змея», «как
топоры».
•
Лунник – космический летательный аппарат,
направленный в сторону Луны или для посадки на
Луну. Выражение «в эпоху лунников» означает в
век космических аппаратов.
•
Лучник – стрелок, вооруженный луком.
Например, отряд лучников.
18 слайд
Соберите утверждения, относящиеся
Утемисову, Сулейменову и Вознесенскому.
Огромное влияние
на его творчество
оказал Борис
Пастернак Играл важную роль в
народном восстании
под руководством
Исатая Тайманова
Поэма «Земля,
поклонись
человеку!» принесла
ему мировую славу Он был академиком
и почетным членом
десяти академий
мираНаписал
нашумевшую в свое
время книгу «Аз и Я»
19 слайд
Задание. Вставьте недостающие знаки
препинания. Объясните пунктограммы.
•
Махамбет Утемисов великий казахский
поэт, батыр, сыгравший немаловажную
роль в становлении казахской литературы
19 века.
•
Олжас Сулейменов это личность,
обладающая удивительной притягательной
силой.
•
Андрей Вознесенский советский и
российский поэт, публицист, художник и
архитектор.
20 слайд
Итог урока
•
познакомились с творчеством поэтов-
шестидесятников О.Сулейменовым и А.Вознесенским,
прочитали их стихотворения;
•
поделились известной вам информацией о
М.Утемисове;
•
узнали значения слов и выражений из текстов
стихотворений;
•
анализировали содержание стихотворений,
определяя изобразительно-выразительные средства,
детали, необходимые в раскрытий основной мысли;
•
использовали тире в предложении.
21 слайд
Задание для самостоятельной
работы.
•
Выучить одно стихотворение
О.Сулейменова или А.Вознесенского.
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз