Урок по теме "Образ Махамбета в произведениях О.Сулейменова и А.Вознесенского"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Тема урока: О.Сулейменов и
А.Вознесенский. Образ Махамбета в
творчестве поэтов.
1 слайд
Тема урока: О.Сулейменов и А.Вознесенский. Образ Махамбета в творчестве поэтов.
2 слайд
Сегодня на уроке:
•
познакомитесь с творчеством поэтов-шестидесятников
О.Сулейменова и А.Вознесенского, прочитаете их
стихотворения;
•
поделитесь известной вам информацией о Махамбете
Утемисове;
•
узнаете значения слов и выражений из текстов
стихотворений;
•
будете анализировать содержание стихотворений,
определяя роль изобразительно-выразительных средств,
деталей в раскрытии основной мысли;
•
вспомните, как использовать тире в предложении.
2 слайд
Сегодня на уроке: • познакомитесь с творчеством поэтов-шестидесятников О.Сулейменова и А.Вознесенского, прочитаете их стихотворения; • поделитесь известной вам информацией о Махамбете Утемисове; • узнаете значения слов и выражений из текстов стихотворений; • будете анализировать содержание стихотворений, определяя роль изобразительно-выразительных средств, деталей в раскрытии основной мысли; • вспомните, как использовать тире в предложении.
3 слайд
Олжас Омарович Сулейменов
Поэт-
шестидесятник
Сценарист
Переводчик
Геолог по
образованию Общественный
деятель
Писатель
Лингвист
тюркологДипломат
3 слайд
Олжас Омарович Сулейменов Поэт- шестидесятник Сценарист Переводчик Геолог по образованию Общественный деятель Писатель Лингвист тюркологДипломат
4 слайд
Андрей Андреевич Вознесенский
•
А.А.Вознесенский – выдающийся
российский поэт. Поэт с большой
буквы. Он был академиком и
почетным членом десяти академий
мира, ведущие газеты мира называли
его «самым великим поэтом
современности».
•
Огромное влияние на судьбу и
творчество Вознесенского оказал
Борис Пастернак.
•
Всегда современна, с новаторскими
идеями поэзия А.Вознесенского
соединяет в себе лирику и
философский модернизм,
музыкальность и тревожный набат.
Необычный ритм стиха, дерзкие
сравнения резко отличались от
устоявшихся на то время канонов
советской поэзии.
4 слайд
Андрей Андреевич Вознесенский • А.А.Вознесенский – выдающийся российский поэт. Поэт с большой буквы. Он был академиком и почетным членом десяти академий мира, ведущие газеты мира называли его «самым великим поэтом современности». • Огромное влияние на судьбу и творчество Вознесенского оказал Борис Пастернак. • Всегда современна, с новаторскими идеями поэзия А.Вознесенского соединяет в себе лирику и философский модернизм, музыкальность и тревожный набат. Необычный ритм стиха, дерзкие сравнения резко отличались от устоявшихся на то время канонов советской поэзии.
5 слайд
Олжас Сулейменов и Андрей Вознесенский –
поэты, одинаково почитаемые и популярные как в
Казахстане, так и в России. Творческая дружба
связывает двух поэтов, представляющих в
истории литературы ХХ века одно поколение –
поколение поэтов-шестидесятников.
Поэты-шестидесятники
Роберт
Рождественский Евгений
Евтушенко Белла
Ахмадуллина Римма
Казакова
5 слайд
Олжас Сулейменов и Андрей Вознесенский – поэты, одинаково почитаемые и популярные как в Казахстане, так и в России. Творческая дружба связывает двух поэтов, представляющих в истории литературы ХХ века одно поколение – поколение поэтов-шестидесятников. Поэты-шестидесятники Роберт Рождественский Евгений Евтушенко Белла Ахмадуллина Римма Казакова
6 слайд
Окончив школу в 1954 году,
поступил на
геологоразведочный факультет
Казахского госуниверситета,
окончил его в 1959 году,
инженер-геолог В 1959 году поступил в
Литературный институт
им.М.Горького в Москве на
отделение поэтического
перевода.
6 слайд
Окончив школу в 1954 году, поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году, инженер-геолог В 1959 году поступил в Литературный институт им.М.Горького в Москве на отделение поэтического перевода.
7 слайд
Олжас Сулейменов
«Мы кочевники»
Андрей! Мы – кочевники,
нас разделяют пространства
культур и эпох… Андрей Вознесенский
«Мы кочевые»
Мы – кочевые,
Мы – кочевые,
Мы, очевидно,
сегодня утром переночуем,
а там – увидим!
Кочевничество у обоих авторов прежде всего
ассоцируется со свободой и независимостью.
7 слайд
Олжас Сулейменов «Мы кочевники» Андрей! Мы – кочевники, нас разделяют пространства культур и эпох… Андрей Вознесенский «Мы кочевые» Мы – кочевые, Мы – кочевые, Мы, очевидно, сегодня утром переночуем, а там – увидим! Кочевничество у обоих авторов прежде всего ассоцируется со свободой и независимостью.
8 слайд
Вознесенским было написано стизотворение «АТЕ -36-70» или «2
секунды, 20 июня 1970 г.», посвященное Олжасу Сулейменову и
автоаварии, в которую они попали под Алма-Атой:
Мы живы, Олжас,
Мы вечно будем в седле!
Мы дети «36-70»,
Не сохнет кровь на губах,
Из бешеного семени
Родившиеся в свитерах.
А.Вознесенский однажды написал об этой трагедии: «Олжас
Сулейменов спас мне жизнь…»
В этом произведении чувствуется дружеская и духовная связь двух
поэтов разных культур. А.Вознесенский прочувствовал дух свободного
кочевого народа. Это отразилось в стихах: «Мы вечно будем в
седле!». Сулейменов в стихотворении «Это кажется мне…» назвал
своего друга кочевником, с которым он кочует «по разным
маршрутам, сквозным и реликтовым».
8 слайд
Вознесенским было написано стизотворение «АТЕ -36-70» или «2 секунды, 20 июня 1970 г.», посвященное Олжасу Сулейменову и автоаварии, в которую они попали под Алма-Атой: Мы живы, Олжас, Мы вечно будем в седле! Мы дети «36-70», Не сохнет кровь на губах, Из бешеного семени Родившиеся в свитерах. А.Вознесенский однажды написал об этой трагедии: «Олжас Сулейменов спас мне жизнь…» В этом произведении чувствуется дружеская и духовная связь двух поэтов разных культур. А.Вознесенский прочувствовал дух свободного кочевого народа. Это отразилось в стихах: «Мы вечно будем в седле!». Сулейменов в стихотворении «Это кажется мне…» назвал своего друга кочевником, с которым он кочует «по разным маршрутам, сквозным и реликтовым».
9 слайд
О.Сулейменов и А.Вознесенский – поистине
гениальные поэты. В своем творчестве они
прославляют великих людей, которые оставили
заметный след в мировой культуре, истории. В
лирике как А.Вознесенского и О.Сулейменова есть
герой-образ, который объединил двух авторов и
оставил заметный след в их поэтическом
творчестве – это образ Махамбета. Махамбет –
поэт и борец за свободу, одна из знаковых
личностей в истории литературы и культуры
нашей страны. С его творчеством О.Сулейменов
познакомился ещё в юности, и с тех самых пор
считает его своим учителем и поэтическим
наставником.
9 слайд
О.Сулейменов и А.Вознесенский – поистине гениальные поэты. В своем творчестве они прославляют великих людей, которые оставили заметный след в мировой культуре, истории. В лирике как А.Вознесенского и О.Сулейменова есть герой-образ, который объединил двух авторов и оставил заметный след в их поэтическом творчестве – это образ Махамбета. Махамбет – поэт и борец за свободу, одна из знаковых личностей в истории литературы и культуры нашей страны. С его творчеством О.Сулейменов познакомился ещё в юности, и с тех самых пор считает его своим учителем и поэтическим наставником.
10 слайд
Что вам
известно о
Махамбете
Утемисове?
10 слайд
Что вам известно о Махамбете Утемисове?
11 слайд
•
Махамбет Утемисов – один из руководителей
восстания казахской бедноты в Западном
Казахстане в 1836-1837 годах.
•
До восстания был придворным поэтом при ставке
хана Джангира.
•
Махамбет Утемисов играл важную роль в
народном восстании под руководством Исатая
Тайманова, где он своими стихами и авторитетом
призывал народ на борьбу с произволом ханов,
царской власти.
11 слайд
• Махамбет Утемисов – один из руководителей восстания казахской бедноты в Западном Казахстане в 1836-1837 годах. • До восстания был придворным поэтом при ставке хана Джангира. • Махамбет Утемисов играл важную роль в народном восстании под руководством Исатая Тайманова, где он своими стихами и авторитетом призывал народ на борьбу с произволом ханов, царской власти.
12 слайд
В начале 70-х годов, когда готовилась книга новых
переводов Махамбета, посвященная 170-летию со дня
рождения поэта, Олжас Сулейменов предложил перевести
стихи казахского классика своему другу А.Вознесенскому.
Вместо переводов Вознесенский создал замечательный
поэтический сборник «Читая Махамбета». В этом цикле
русский поэт создал образ поэта-кочевника с мужественной ,
но ранимой душой.
Цикл состоит из четырёх стрел:
«Чёрные верблюды»
«Отставший лебедь»
«Мольба»
«Песня акына»
12 слайд
В начале 70-х годов, когда готовилась книга новых переводов Махамбета, посвященная 170-летию со дня рождения поэта, Олжас Сулейменов предложил перевести стихи казахского классика своему другу А.Вознесенскому. Вместо переводов Вознесенский создал замечательный поэтический сборник «Читая Махамбета». В этом цикле русский поэт создал образ поэта-кочевника с мужественной , но ранимой душой. Цикл состоит из четырёх стрел: «Чёрные верблюды» «Отставший лебедь» «Мольба» «Песня акына»
13 слайд
Послушайте стихотворение
О.Сулейменова «Последняя молитва
батыра Махамбета перед казнью»
13 слайд
Послушайте стихотворение О.Сулейменова «Последняя молитва батыра Махамбета перед казнью»
14 слайд
Молитва батыра Махамбета перед казнью
Бисмилля!
Я в далёких походах забуду себя.
Я в битвах — по году.
В обидах — по горло,
Я родился в седле,
Умираю в цепях,
Меня водят пешком, как собаку,
по городу.
Я забуду, как пахнет запаленный
конь,
Я забуду в зиндане гортанные
кличи, —
Утром тело разрубят и бросят в
огонь,
Моё темя забудет былое величие.
Я забуду, как жёны боялись меня,
Я как меч обнажённый,
Но ржа меня режет.
Сердце в горле как яростная змея. Э, не так!
Моё сердце — ощипанный
кречет.
Всё забуду.
Молитвы — спасенье своё,
И пожары, и битвы, аллаха
забуду...
Аруах!..
Ясный месяц в пустынях встаёт, —
И уходят в барханы
За самкой верблюды...
И в казахских казанах шипит
молоко...
И собаки рвут шкуры друг другу
от скуки...
Я в зиндане лежу глубоко–
глубоко,
А луна, как лепёшка последняя,
катится в руки.
14 слайд
Молитва батыра Махамбета перед казнью Бисмилля! Я в далёких походах забуду себя. Я в битвах — по году. В обидах — по горло, Я родился в седле, Умираю в цепях, Меня водят пешком, как собаку, по городу. Я забуду, как пахнет запаленный конь, Я забуду в зиндане гортанные кличи, — Утром тело разрубят и бросят в огонь, Моё темя забудет былое величие. Я забуду, как жёны боялись меня, Я как меч обнажённый, Но ржа меня режет. Сердце в горле как яростная змея. Э, не так! Моё сердце — ощипанный кречет. Всё забуду. Молитвы — спасенье своё, И пожары, и битвы, аллаха забуду... Аруах!.. Ясный месяц в пустынях встаёт, — И уходят в барханы За самкой верблюды... И в казахских казанах шипит молоко... И собаки рвут шкуры друг другу от скуки... Я в зиндане лежу глубоко– глубоко, А луна, как лепёшка последняя, катится в руки.
15 слайд
Прочитайте отрывок из цикла «Читая
Махамбета» А.Вознесенского
Зачитываюсь Махамбетом.
Заслышу Азию во мне.
Антенной вздрогнет в кабинете
Стрела, торчащая в стене!
Что в моей жизни эта женщина,
Несовременна и смела?
Забьется под стрелою трещина,
Как пригвожденная змея.
И почему в эпоху лучников
Нам, людям атомной поры,
Все снятся силуэты лучников,
Сутулые, как топоры?
15 слайд
Прочитайте отрывок из цикла «Читая Махамбета» А.Вознесенского Зачитываюсь Махамбетом. Заслышу Азию во мне. Антенной вздрогнет в кабинете Стрела, торчащая в стене! Что в моей жизни эта женщина, Несовременна и смела? Забьется под стрелою трещина, Как пригвожденная змея. И почему в эпоху лучников Нам, людям атомной поры, Все снятся силуэты лучников, Сутулые, как топоры?
16 слайд
Ответьте на вопросы
•
Что вы можете сказать по данным
стихотворениям об использовании
Сулейменовым и Вознесенским
изобразительно-выразительных средств?
•
Как вы понимаете выражение «в эпоху
лунников»?
•
Кто такие «лучники»?
16 слайд
Ответьте на вопросы • Что вы можете сказать по данным стихотворениям об использовании Сулейменовым и Вознесенским изобразительно-выразительных средств? • Как вы понимаете выражение «в эпоху лунников»? • Кто такие «лучники»?
17 слайд
Проверьте себя
•
Поэт использует художественные тропы, в
частности, преобладают сравнения, например,
«антенной», «как пригвожденная змея», «как
топоры».
•
Лунник – космический летательный аппарат,
направленный в сторону Луны или для посадки на
Луну. Выражение «в эпоху лунников» означает в
век космических аппаратов.
•
Лучник – стрелок, вооруженный луком.
Например, отряд лучников.
17 слайд
Проверьте себя • Поэт использует художественные тропы, в частности, преобладают сравнения, например, «антенной», «как пригвожденная змея», «как топоры». • Лунник – космический летательный аппарат, направленный в сторону Луны или для посадки на Луну. Выражение «в эпоху лунников» означает в век космических аппаратов. • Лучник – стрелок, вооруженный луком. Например, отряд лучников.
18 слайд
Соберите утверждения, относящиеся
Утемисову, Сулейменову и Вознесенскому.
Огромное влияние
на его творчество
оказал Борис
Пастернак Играл важную роль в
народном восстании
под руководством
Исатая Тайманова
Поэма «Земля,
поклонись
человеку!» принесла
ему мировую славу Он был академиком
и почетным членом
десяти академий
мираНаписал
нашумевшую в свое
время книгу «Аз и Я»
18 слайд
Соберите утверждения, относящиеся Утемисову, Сулейменову и Вознесенскому. Огромное влияние на его творчество оказал Борис Пастернак Играл важную роль в народном восстании под руководством Исатая Тайманова Поэма «Земля, поклонись человеку!» принесла ему мировую славу Он был академиком и почетным членом десяти академий мираНаписал нашумевшую в свое время книгу «Аз и Я»
19 слайд
Задание. Вставьте недостающие знаки
препинания. Объясните пунктограммы.
•
Махамбет Утемисов великий казахский
поэт, батыр, сыгравший немаловажную
роль в становлении казахской литературы
19 века.
•
Олжас Сулейменов это личность,
обладающая удивительной притягательной
силой.
•
Андрей Вознесенский советский и
российский поэт, публицист, художник и
архитектор.
19 слайд
Задание. Вставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктограммы. • Махамбет Утемисов великий казахский поэт, батыр, сыгравший немаловажную роль в становлении казахской литературы 19 века. • Олжас Сулейменов это личность, обладающая удивительной притягательной силой. • Андрей Вознесенский советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор.
20 слайд
Итог урока
•
познакомились с творчеством поэтов-
шестидесятников О.Сулейменовым и А.Вознесенским,
прочитали их стихотворения;
•
поделились известной вам информацией о
М.Утемисове;
•
узнали значения слов и выражений из текстов
стихотворений;
•
анализировали содержание стихотворений,
определяя изобразительно-выразительные средства,
детали, необходимые в раскрытий основной мысли;
•
использовали тире в предложении.
20 слайд
Итог урока • познакомились с творчеством поэтов- шестидесятников О.Сулейменовым и А.Вознесенским, прочитали их стихотворения; • поделились известной вам информацией о М.Утемисове; • узнали значения слов и выражений из текстов стихотворений; • анализировали содержание стихотворений, определяя изобразительно-выразительные средства, детали, необходимые в раскрытий основной мысли; • использовали тире в предложении.
21 слайд
Задание для самостоятельной
работы.
•
Выучить одно стихотворение
О.Сулейменова или А.Вознесенского.
21 слайд
Задание для самостоятельной работы. • Выучить одно стихотворение О.Сулейменова или А.Вознесенского.