СОР №1 за 4 четверть
10 класс
Раздел 8.
«Развитие общества:
экономика и сотрудничество»
Дата
____________________
ФИ обучающегося(ейся)
__________________________________ 10 «___» класс 1
вариант
Слушание.
Прослушайте текст первый раз и
ознакомьтесь с вопросами. Прослушайте текст во второй раз,
выполните задания. Источник: http://www.elimai.kz/remesla-i-torgovlya.html
Задание. 1. Определите основную мысль
текста.
_________________________________________________________________
Задание. 2.
Выпишите 2 предложения,
подтверждающие основную мысль
текста.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Укажите информацию, которая
соответствует тексту:
A)
В казахском обществе наблюдалось
четкое разделение ремесленного производства на мужское
и женское.
B) В IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана
находились монеты государства Саманидов.
C)
Деревообрабатывающее ремесло предоставляло
населению множество предметов, необходимых для введения хозяйства
и повседневной жизни.
D)
Продукция
ткацкого производства также находила широкое применение
в юрте.
E)
Уже отмечалось, что усуни и канглы занимались
земледелием
Задание
4.
К какому стилю относится текст?
А) научный
Б)
разговорный
В)
художественный
Г)
публицистический
Задание 5.
Определи тип
текста
А)
повествование
Б)
рассуждение
В)
описание
Г) статья
Задание
6. Перефразируйте
информацию в предложениях
1.В VII-VIII вв. в городе Суябе существовал
монетный двор, выпускавший деньги с именем и тамгой местных
правителей
___________________________________________________________________________________
2. На внутреннем рынке использовались медные
монеты — самое массовое средство обращения и платежа
___________________________________________________________________________
Говорение.
Задание.
1. Примите участие в полемике по
теме « Пути
развития Социально-экономических отношений в
Казахстане». Соблюдайте правила ведения
полемики.
2. Придерживайтесь различных точек зрения
с напарником, предложите решение проблемы.
3. Соблюдайте речевые
нормы.
СОР №1 за 4 четверть
10 класс
Раздел 8.
«Развитие общества:
экономика и сотрудничество»
Дата
____________________
ФИ обучающегося(ейся)
__________________________________ 10 «___» класс 2
вариант
Слушание.
Прослушайте текст первый раз и
ознакомьтесь с вопросами. Прослушайте текст во второй раз,
выполните задания. Источник: http://www.elimai.kz/remesla-i-torgovlya.html
Задание. 1.
Определите основную мысль
текста.
_________________________________________________________________
Задание. 2.
Выпишите 2 предложения,
подтверждающие основную мысль
текста.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Укажите информацию, которая
соответствует тексту:
A)
В начале ХVIII в. русское
правительство особо рассматривало казахов-кочевников в качестве
серьезных торговых партнеров.
B) Возрастание роли торговли в меньшей степени
способствовало установлению мирных отношений казахов с русским
населением.
C)
Для России Казахская Степь
являлась, прежде всего, торговым путем в Китай.
D)
Особую роль
в развитии торговых отношений русского и казахского населения
по-прежнему играло
казачество.
E)
Чтобы контролировать торговлю с
казахами российское правительство проводило строгие
акции.
Задание
4. К какому стилю относится
текст?
А) научный
Б)
разговорный
В)
художественный
Г)
публицистический
Задание 5.
Определи тип
текста
А)
повествование
Б)
рассуждение
В)
описание
Г) статья
Задание
6. Перефразируйте
информацию в предложениях
1. С установлением политических отношений
России с Казахстаном возникают и расширяются экономические и
торговые связи.
___________________________________________________________________________________
2. Возрастание роли торговли в большой степени
способствовало установлению мирных отношений казахов с русским
населением. ___________________________________________________________________________
Говорение.
Задание.
1. Примите участие в полемике по
теме « Пути
развития Социально-экономических отношений в
Казахстане». Соблюдайте правила ведения
полемики.
2. Придерживайтесь различных точек зрения
с напарником, предложите решение проблемы.
3. Соблюдайте речевые
нормы.
Рубрика для предоставления информации родителям по
итогам суммативного оценивания за раздел «Развитие общества:
экономика и сотрудничество»
Ф.И.О. обучающегося
__________________________________________
Подпись
родителей______________________________________________
1 вариант
Денежное
обращение.
Торговля требовала развитого денежного
обращения.
В
VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со
своими тамгами. В начале VII в. известны монетные выпуски
туркешских каганов. В VII-VIII вв. в городе Суябе существовал
монетный двор, выпускавший деньги с именем и тамгой местных
правителей.
Монеты туркешей, выпущенные в Таразе, отличались единообразием, на
лицевой стороне они имели тамгу в виде лука, на оборотной — легенду
с согдийским письмом «Туркеш кагана теньга» или «тюркского
небесного хана теньга».
На
внутреннем рынке использовались медные монеты — самое массовое
средство обращения и платежа, а в качестве валюты при международной
торговле — серебряные монеты, являющиеся также средством
накопления. В первой половине XI в. известны два казахстанских
монетных двора- Тараз и Испиджаб, монеты которых обнаружены при
раскопках городов Средней Азии и сопредельных
территорий.
В
городах развивалось ремесло. Гончары делали самые разнообразные
изделия из глины. Это и огромные сосуды для хранения зерна, свежей
воды и вина, и изящные кувшинчики, круглые столики — дастарханы и
светильники, котлы для варки пищи и тонкостенные чаши. Рядом
трудились кузнецы, ювелиры, якачи. Металл выплавляли из руд, добытых в разработках
на Алтае, Тянь-Шане, Каратау. Здесь возникают поселение рудокопов п
металлургов. Особенно славились своим серебром рудники в верховьях
Таласа.
С
развитием земледелия и оседлости увеличилось производство
ремесленных изделий на рынок. В городах происходил рост торговли.
Все большее значение в торговле приобретают деньги. В обращении
находились монеты самой разнообразной чеканки, выпускаемые крупными
феодалами, резиденции которых находились в тех или иных городах.
Широкое хождение имели монета из Тараза, Отрара,
Алмалыка.
В
IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана находились монеты государства
Саманидов. Высокопробные серебряные дирхемы, называемые «исмаили»,
а также золотые динары и медные фельсы являлись средством
международной торговли. Они часто встречаются при раскопках
памятников средневековья Восточной Европы, Прибалтики и даже
Скандинавских стран.
На
внутреннем рынке имели хождение разного рода знаки стоимости, чаще
всего так называемые «черные дирхемы». Они различались составом
металла и курсом.
2
вариант
Развитие торговых связей между Казахами и
сибирскими линейными казаками (ХVIII–ХIХ
вв.)
С
установлением политических отношений России с Казахстаном возникают
и расширяются экономические и торговые
связи. В расширении торговых отношений
казахов с Россией в первую очередь сыграл тот факт, что Туркестано
-Ташкентский регион в результате кризиса и упадка промышленности не
мог удовлетворить растущих потребностей обмена, и его значение для
казахов-кочевников снизилось. Это обстоятельство толкало их на
поиски нового партнера для сбыта сельскохозяйственной продукции,
покупки жизненно важных предметов: чая, сахара, тканей, изделий
ремесленников и т.д. Такого необходимого партнера они нашли в
лице России.
В
начале ХVIII в. русское правительство не рассматривало
казахов-кочевников в качестве серьезных торговых партнеров. Для
России Казахская Степь являлась, прежде всего, торговым путем в
Среднюю Азию.
Однако после открытия торговых пунктов российские власти обратили
внимание, что торговля с казахами приносит значительные выгоды. С
конца 40-х годов таможенные пошлины, собираемые в Оренбурге с
казахских товаров, почти в два раза превышали аналогичный сбор с
товаров из Средней Азии.
Особую роль в
развитии торговых отношений русского и казахского населения
по-прежнему играло
казачество. Находясь
на границе с казахской скотоводческой
степью,
с одной
стороны, а с другой — с хлеборобными округами Тобольской и Томской
губерний, казачьи поселения от начала своего основания сделались
рынками для русско-киргизской торговли. Если первоначально сатовки
проводились на линии, то после заселения казаков в степь,
постоянная торговля производилась круглый год, беспрерывно по
станицам. По замечанию Ф.Усова, каждое казачье поселение имело для
казаха значение рынка, куда он гонит свой скот, возит накопившуюся
кожу, мерлушки и т.п. для промена на хлеб, чай, сахар, ситец,
нанку, и другой товар, которыми запасаются зажиточные казаки для
такой меновой торговли, или так называемой здесь
сатовки
Помимо Оренбурга и Троицка, являвшихся
крупнейшими центрами русско- азиатской торговли, торг со Степью
осуществлялся в крепостях Сибирской пограничной
линии.
Чтобы стимулировать торговлю с казахами
российское правительство проводило поощрительные
акции.
Возрастание роли торговли в большой степени
способствовало установлению мирных отношений казахов с русским
населением. Казакам Сибирского линейного казачьего войска было
подтверждено их право торговать без установленных свидетельств в
своих станицах и городах Омске, Семипалатинске, Петропавловске,
Усть-Каменогорске.