Разработка урока по
русской литературе в 11а казахском классе
М Шолохов «Судьба
человека»
1 Орг
момент:
Здравствуйте, мы рады
приветствовать друг друга и сотрудничать на уроке, потому что в
сотрудничестве и понимании можно творить. А урок –это и есть наше с
вами совместное творчество.
Николая Матвеевича Грибачёв «Условия
задачи»
Вставал вопрос в любые
времена-
Что жизнь такое? Для чего
она?
Сто мудрецов на то ответ
искали
У звезд, богов, земли, воды,
огня.
А что известно? То же, что
вначале-
На старой тайне старая
броня.
Так, может, надо подойти
иначе
К известно не решаемой
задаче
И суть в другом аспекте
изложить-
Раз есть она, то как её
прожить?
Действительно, во все времена человек спрашивал
себя: « Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как
прожить жизнь? Что такое судьба человека?»
-
Слова ассоциации к слову
«Судьба»
-
Просмотр видеоролика «Война» . Тема нашего
урока ?
-
Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами
забывать о том страшном времени, о тех испытаниях, которые выпали
на долю нашего народа в годы ВОВ, о тех, кому мы обязаны своей
жизнью.
Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых
замечательных и проникновенных рассказов Шолохова «Судьба
человека». В нем поразительно ярко нарисована человеческая судьба,
полная драматизма.
- Эпиграф
«… Честь , совесть, порядочность, надежность-
самое важное из того, что дает человеку жизнь, обладая таким
богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых
обстоятельствах. Выстоять и победить» Б. Васильев
В исполнении Сеитовой Алии прозвучит
стихотворение К .Симонова «Жди меня»
М. Шолохов говорил : «У нас почти каждая семья
пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было
иметь сил, чтобы начать все сызнова… Я видел эти дотла сожженные
станицы, хутора, села, деревни, города, видел опустошение,
безлюдье»
Так вот, об этой трагедии , о бедствиях,
страданиях рассказывает нам автор.
- В чем своеобразие композиции
рассказа? (
рассказ имеет кольцевую композицию: начинается со встречи автора со
случайным попутчиком и завершается расставанием с этими людьми,
ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части
произведения повествование ведется от имени главного
героя)
- На какие части можно условно разделить
рассказ? (
довоенная жизнь, война, первые послевоенные месяцы)
Работа в группах:
-
В чем видит
Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? В чем же видит
Андрей Соколов счастье?
-
Почему мы
не видим практически главного героя с оружием в руках, в обстановке
боя?
-
Плен.
Исторический комментарий.
Заполнение таблицы:
-
Герой
|
Поведение
|
Солдат-
христианин
|
|
Крыжнев
|
|
Взводный
|
|
Доктор
|
|
Какая
позиция ближе всего Соколову?
Эпизод
«поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером»-
просмотр
1 группа: В
чем символическое значение этого эпизода?
2 группа- О
чем говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся
товарищам буханку хлеба и кусок сала?
3 группа-
Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и
Соколова?
Просмотр отрывка Встреча Соколова с
Ванюшей
- Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в
эти страшные годы все, что можно было, совершенно опустошенный,
встречает Ванюшу с ясными, как небушко, как звездочки, омытые
дождем, глазами. Что показывает сравнение глаз со светом звезд?
(путеводительная звезда, ориентиром в наполненной черным горем
жизни)
Так что такое судьба? Стечение обстоятельств, доля,
будущее.
Чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что
он может противопоставить судьбе?
Вернемся к эпиграфу и проанализируем
его.
Творческое задание:
-
Рассказ Шолохова заставил меня задуматься о
(….
-
Во время чтения рассказа « Судьба человека» я
испытывал(а)(…
-
Смысл рассказа « Судьба человека» заключается, по
моему мнению, в(…
Домашнее задание:
-
Исследовательская работа -Ветеран ВОВ Бекмадин
Ахат Бекмадьевич, уроженец станции Колутон
-
Написать
эссе «Что значит быть настоящим человеком?»