Ф. И. уч-ся.
____________________________________________________ Класс
_______
Суммативное оценивание за
раздел «Высшая ценность – права человека»
-
Подраздел
|
Слушание
Говорение
|
Задание
1. Прослушайте текст и выполните задания.
У кладбища Ана-Бейит была своя история.
Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в
прошлые века, жестоко обращались с пленными воинами.
Чудовищная участь ждала
тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали
память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири.
Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях.
Сначала им начисто обривали головы и напяливали на них шкуру только
что зарезанного верблюда наподобие шапочки. Это и означало надеть
шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не
выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в
манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.
После надевания шири каждого обречённого
отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их
душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со
связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи.
Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в
определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники
пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки
предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны
любые передвижения.
И если впоследствии
доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то
даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо
это значило вернуть
себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать,
оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с
подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И
отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой.
1. О чём
идет речь в данном тексте? Ответьте двумя предложениями.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определение слова
манкурт
__________________ _____
3. Что означало «надеть шири» на
человека?
________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему
манкурта никто не пытался спасти от рук врага?
____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как вы
думаете, почему кладбище называлось Ана-Бейит?
___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. С какой целью Чингиз Айтматов, автор романа «И
дольше века длится день», рассказал в романе легенду о Найман-Ана?
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание
2. Представьте,
что вы выступаете перед младшими школьниками с рассказом о
манкуртах. Перескажите текст, упрощая авторский язык. Используйте
не менее 3-х средств для привлечения внимания (обращения, паузы,
ссылки на источник, риторический вопрос, восклицание и
т.д.)
Критерий оценивания
|
№
задания
|
Дескриптор
|
Балл
|
Обучающийся
|
Понимает детально
|
1
|
-определяет, о чем рассказывается
в
тексте
|
2
|
информацию
|
|
|
сообщения, определяя коммуникативные
|
2-3
|
-определяет значение слова и
словосочетания
|
2
|
намерения
говорящего
|
|
|
4-5
|
-отвечает на вопросы по содержанию
текста
|
2
|
Демонстрирует владение словарным
|
|
|
6
|
-определяет цель использования
Данного
отрывка в раскрытии идеи произведения
|
1
|
запасом, включающим
|
|
|
лексику социально-
|
|
|
культурной
сферы
|
|
|
Пересказывает текст,
|
7
|
-пересказывает
текст доступным
языком
|
1
|
адаптируя содержание для целевой аудитории
|
|
-соблюдает логическую
последовательность
|
1
|
и используя речевые средства для
|
|
|
-использует не менее 3 средств для
привлечения внимания
|
3
|
привлечения
внимания
|
|
|
Всего
баллов
|
12
|