2.
Середина урока.
5 –
40 мин
|
1.Актуализация жизненного
опыта.
Учитель обучающимся в качестве игры предлагает
следующее задание: найти в словарике учебника и заполнить
представленную на доске таблицу правильными названиями народов,
относящихся к тюркским.
Целеполагание.
(К)
Работа с учебником
Беседа:
Продолжение обсуждения:
учитель приглашает учащихся к обсуждению и просит
найти сходство и различия казахского народа с другими тюркскими
народами в:
обычаях, традициях
языке
обрядах
укладе жизни
национальной одежде
истории
религии
-
• музыке и поэтическом искусстве (песня, кюй, жыр,
терме, айтыс)
традициях исполнения песен
музыкальных инструментах.
Предлагает изучить музыкальные традиции тюркских
народов.
Музыкальные традиции тувинского
народа
--Культура тувинского народа развивается в тесной
связи с древними обычаями, обрядами и национальной музыкальной
традицией. У тувинцев сохранено видов музыкальных инструментов.
Некоторые из них используются для сопровождения обрядов шаманов.
Среди музыкальных инструментов сейчас наиболее популярны:
дошпулуур (тошпулур), игил, хомус, чадахан.
шоор.дамбыра (барабан). В культуре тувинского народа особое
место занимает традиция горлового
пения.
Музыкальные традиции хакасского
народа
Хакасы — один из тюркоязычных народов. Их
музыкальная культура родственна культуре тувинского народа. У
хакасов хорошо сохранились фольклорные произведения различных
жанров: мифические легенды-рассказы, сказки, героические
исторические эпосы. Виды, широко распространенные среди народных
песен, — тахпах (стихи) и ыр (жыр). Тахпах строится на
основе мастерства импровизации, а ыр - на определенном
тексте. Произведения эпоса («Алтын Арыг», «Хан Марген», «Алтын
Чус») исполняются в сопровождении чатхана (струнно-щипковый
инструмент) с помощью горловых звуков «хай». Древние
музыкальные инструменты: струнно-щипковый хомыс (похож на
домбру), струнно-смычковый ыык (один из видов
кобыза).
Музыкальные традиции башкирского
народа
Музыка башкирского народа сформирована на основе
национальной культуры. В жизненном укладе, быту, языке, обычаях,
традициях, музыкальном искусстве башкир и казахов очень много
схожего. Например, эпосы-поэмы о батырах и биях, общие для двух
народов. Хорошо развит и жанр терме. Башкиры поют песню и сольно, и
в несколько голосов. У них тоже имеется традиция горлового пения
песни. Имеют много сходств и музыкальные инструменты. Среди
инструментов особое место занимает курай
(флейта)
(К)
Музыкальный грамотей
Просмотр фрагментов
видео:
-
«Тувинское горловое
пение»
-
Горловое
пение. Этника. Чатхан: Хакассия,
Улугбашев
-
Башкирская
народная песня в исполнении этноансамбля
«Торатау».
-Обратите внимание на манеру исполнения
песен.
-Поделитесь впечатлениями от
песен
-Что вы представляли , слушая запись
песен?
(К)
Физминутка
Ноты музыку играли
И
немножечко устали.
Надоело гаммы петь,
На
линеечках сидеть…
Нотки встали – скучно в гамме!
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И
затопали ногами:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И
захлопали все вместе:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И
запрыгали на месте:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
За
руки друг друга взяли:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И
по кругу побежали:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Потом в сторону другую:
Си-ля-соль-фа-ми-ре-до
Кто
не понял там в какую?
Си-ля-соль-фа-ми-ре-до.
Потом нотки снова встали:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И
руками помахали:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Отдышались, подтянулись
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
На
места свои вернулись:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
(К
Вокально-хоровая работа
«Дождик» (татарская народная
песня)
(И)
Самостоятельная работа
1.Записать в тетрадь
определения:
Традиция
Музыкальные традиции
2.
Заполнить таблицу, пользуясь материалом учебника.
Национальность
|
Музыкальные инструменты этого
народа
|
|
|
|
Слушают учителя.
Дети отвечают на вопросы
учителя.
Определяют тему урока
Изучают новый материал
Прослушивают произведения
Повторяют движения за учителем
Исполняют песню
Работают самостоятельно в
тетради
|
ФО
ФО
ФО
|
Мультимедийный проектор
,компьютер
Тувинское горловое
пение.
https://www.youtube.com/watch?v=udzKy_PbgiU&list=PLnZldwcHY1JMe5yEOJ1C8mr340aL4zCjD
Горловое пение. Этника. Чатхан:
Хакассия,
Улугбашев
https://www.youtube.com/watch?v=2XckLRCsZrM
этноансамбль «Торатау».
https://www.youtube.com/watch?v=CJhzPQ6fLPM
«Дождик» (татарская народная
песня)
https://www.youtube.com/watch?v=Ufzs3VxjAik
|
3.
Конец урока.
40
-45 мин
|
7.Итог урока.
Продолжите предложение:
– я
сегодня расскажу дома…
– мне
понравилось, как я …
– я
научился …
– было интересно …
Рефлексия.
Предлагает оценить свою работу при помощи приема
ФО «Смайлы»
-С каким настроением покидаем
класс?
|
Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою
деятельность на уроке
|
Оценивают работу смайликами
|
Картинки к рефлексии.
|