Добрый день, уважаемые
родители!
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с
вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними
становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы
попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в
поведении учащихся.
Подростковый возраст связан с перестройкой
организма ребенка, то есть с некоторыми физиологическими
изменениями. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает
трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому
подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Этот
возраст действительно резко отличается от прочих этапов жизни
ребенка. Говоря о подростках, можно рассматривать самые разные
проблемы: общение со сверстниками, осознание себя и своего
жизненного пути, интересы и увлечения подростков. Сегодня мы
поговорим о психологических особенностях этого возраста и о том,
как на эти особенности можно опираться при построении контакта с
ребенком.
Так
как подростковый возраст характеризуется физическим созреванием и
психическим взрослением, это может выражается в
следующих чертах
характера:
-
повышенная
чувственность;
-
плаксивость (особенно у
девочек);
-
противоречивость в мыслях и
поступках;
-
бунтарский дух
поведения.
Далее, я перечислю
характерные черты
личности подростка:
-
эмоциональная
неустойчивость;
-
застенчивость;
-
агрессивность;
-
юношеский максимализм;
-
отсутствие чувства адекватной
реальности;
-
повышенная тревожность;
-
стремление к самостоятельности, не подкреплённое
соответствующими физическими и психологическими
способностями.
Так
мы переходим к особенностям личности
ребенка в подростковый период, на которые необходимо
обратить внимание:
-
Чувство
взрослости. Ребенок претендует на равноправие в отношениях со
взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Подросток
желает оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства
родителей. Кроме того, у него проявляются собственные вкусы,
взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в
подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться
через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок
будет так же, как предыдущую.
-
Самостоятельность выражается в стремлении к независимости от
взрослых, освобождению от их опеки, контроля и в разнообразных
увлечениях - неучебных занятиях. Ребенок сам выбирает себе занятия
по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности,
и познавательную потребность.
-
Эмоциональное общение со
сверстниками. Близкий друг для подростка, обычно его
ровесник, - это своеобразный психотерапевт, который умеет выслушать
и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания,
помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя.
В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но сам круг
общения не ограничивается близкими друзьями. У детей в это время
появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются
неформальные группы или компании.
-
Отношения со
взрослыми,
прежде всего с родителями (этого раздела мы коснемся более
подробно). Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются
все сферы жизни ребенка. Взгляды подростка на жизнь в первую
очередь зависят от позиции родителей. В то же время, нуждаясь в
родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают
сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То,
как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период,
зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей
родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего
ребенка.
Основные сложности в общении, конфликты возникают
из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его
выбором друзей и т. д. Наиболее благоприятный стиль семейного
воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права
ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей, а
контроль основан на теплых чувствах и разумной
заботе.
Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие
или диктат препятствуют успешному развитию личности
подростка.
Когда ребенок достигает подросткового возраста,
можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные
группы:
-
Требования, выполнение которых не
обсуждается. Это те требования, которые имеют
непосредственное отношение к обеспечению безопасности: возвращаться
домой к определенному времени, звонить, если задерживаешься, а
также некоторые требования, касающиеся обязанностей ребенка по дому
и в школе.
-
Требования, выполнения которых родители должны
обсуждать с подростком. Например, сколько времени проводить за
компьютером или как планировать свободное
время.
-
К
этой группе относится то, что ребенок
решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь
поддержкой или советом, если потребуется.
Постепенно некоторые требования могут переходить
из одной группы в другую: скажем, когда вы уверенны в том, что ваш
ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков,
контроль можно передать ему.
Если родители подростка непостоянны в своих
реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то,
наоборот, ругают и сурово наказывают, не обращая на него внимания,
ребенок становится тревожным, озлобленным – он не знает, что
делать!
Если подростку кажется, что с ним считаются, его
мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает
поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с
ним.
Психическая организация подростка очень
нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта.
Это и крайняя неустойчивость самооценки; и снижение настроения,
тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают
ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и
одновременно несдержанными. Такая нестабильность чувств, если на
это не обращать внимание, может привести к очень серьезным
последствиям. Даже к суициду. Всё чаще средства массовой информации
извещают нас о суицидальном поведении именно детей. В последнее
время в нашей
стране, участились случаи суицида среди подростков.
Согласно статистике самоубийств
несовершеннолетних, ежегодно погибают около 2800 детей и
подростков в возрасте от 5 до 19
лет.
В
Белгородской области отмечается рост количества суицидов среди
подростков: с четырех случаев в 2010 году до семи - в
2011.
Подростковый возраст -
опасный.
Начиная примерно с одиннадцати лет, попытки
самоубийства становятся более частыми. Несмотря на то, что само по
себе это явление редкое, суицидальное поведение подростков
заслуживает особого внимания. Поэтому часть своего выступления я
посвящу рассмотрению этой проблемы.
Я
кратко коснусь причин суицида среди
подростков:
-
Потери (Разрыв романтических отношении; Смерть любимого
человека; Смерть домашнего животного; Потеря работы; Потеря
авторитета среди сверстников; Развод родителей и
т.д.)
-
Давления
(Давление в школе (Стремление к высоким оценкам;
одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное
участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной
жизни школы; прилежание.); Давление со стороны сверстников
(Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере
одеваться; наркотики; алкоголь; побуждение к сексу; музыкальные
пристрастия.); Давление родителей (Успех; деньги; выбор учебного
учреждения; хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между
потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия
между родителями; устройство на работу; одежда; музыка; родители,
которые хотят быть "друзьями"; скорее проповеди, чем
примеры.))
-
Низкая самооценка
(Физическая непривлекательность; Второсортность
(остаться в стороне какого то события); Одежда (манера одеваться);
Физическое бессилие; Неуспешность в учебе)
-
Недостаток
общения
-
Бесперспективность и
безнадежность
Существуют следующие признаки
предсуицидального поведения
-
утрата интереса к любимым занятиям, снижение
активности, апатия, безволие;
-
пренебрежение собственным видом,
неряшливость;
-
появление тяги к уединению, отдаление от близких
людей;
-
резкие перепады настроения, неадекватная реакция
на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная
речь;
-
внезапное снижение успеваемости и
рассеянность;
-
плохое поведение в школе, прогулы, нарушения
дисциплины;
-
склонность к риску и неоправданным и опрометчивым
поступкам;
-
проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое
самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
-
безразличное расставание с вещами или деньгами,
раздаривание их;
-
стремление привести дела в порядок, подвести
итоги, просить прощение за все, что было;
-
самообвинения или наоборот - признание в
зависимости от других;
-
шутки и иронические высказывания либо философские
размышления на тему смерти.
Если вы заметили у ребенка не свойственные ему
наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Можно
попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя
одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или
должником, кто его друзья и чем он
увлечен.
Сейчас я приведу примеры некоторых высказываний,
которые могут обозначать, что Ваш ребенок находится в сложной
ситуации и дам некоторые рекомендации Вашей реакции на
них:
Если Вы слышите
|
Обязательно
скажите
|
Запрещено
говорить
|
«Ненавижу всех…»
|
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим
об этом»
|
«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь
чушь!»
|
«Все безнадежно и
бессмысленно»
|
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так
чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно
разрешить»
|
«Подумай о тех, кому хуже, чем
тебе»
|
«Всем было бы лучше без
меня!»
|
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня
беспокоит твое настроение. Поговорим об
этом»
|
«Не говори глупостей. Поговорим о
другом.»
|
«Вы не понимаете меня!»
|
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно
хочу тебя понять»
|
«Где уж мне тебя
понять!»
|
«Я совершил ужасный
поступок»
|
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай
поговорим об этом»
|
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай
немедленно!»
|
«У меня никогда ничего не
получается»
|
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай
обсудим, как это изменить»
|
«Не получается – значит, не
старался!»
|
И в
заключении я дам некоторые советы по взаимодействию с ребенком,
который находится на таком сложном возрастном этапе, как
подростковый возраст:
“Памятка для
родителей”
-
Умейте слушать своего ребенка всегда и везде,
отдаваясь этому слушанию целиком и полностью. Приложите все усилия,
чтобы понять проблему, скрытую за словами.
-
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым
незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из
сказанного.
-
Умейте говорить с ребенком так, как если бы вам
хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость,
уважительность.
-
Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство
ребенка, вселяя надежду на исправление.
-
Признавайте свои ошибки, просите прощения за
неправильные действия и поступки, будьте справедливым в оценке себя
и других.
Подведение
итогов.
Период, когда ребенок становится подростком,
сложен не только для него, но и для взрослых, которые с ним
взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникать те
или иные трудности во взаимодействии с ним. Сегодня мы с вами
рассмотрели некоторые пути установления контакта с подростками, но
в зависимости от индивидуальных особенностей у детей могут
возникать различные трудности при прохождении подросткового
возраста. А это можно обсудить в рамках индивидуальной
беседы.