7 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНИЛ COVID-19 НА
БАНКОВСКОМ РЫНКЕ РК
Аннотация. Пандемия нового коронавируса COVID-19 разделила жизнь
казахстанцев на до и после. Граждане пересмотрели отношение к
гигиене, работе, общению. Бизнес трансформировался под новые
требования работы. Изменились и банки, в частности их
онлайн-деятельность.
Ключевые слова: пандемия, банковская система, финансовая
стабильность, кредиты, кредитование.
Целью статьи является исследование развития банковской системы
Республики Казахстан, изменений на кредитном рынке и особенностей
внедрение государственных антикризисных инициатив в условиях
распространения коронавирусной инфекции.
Постановка проблемы.
Вопросы антикризисной политики и обеспечения
финансовой стабильности в условиях распространения пандемии
COVID-19, введения карантинных мер и неопределенности их влияния на
экономику в 2020 году стали приоритетными для всех без исключения
стран мира, в том числе и Казахстана. Особая роль и ответственность
была возложена на центральные банки, которые на постоянной основе
продолжают осуществлять мониторинг и оценку системных рисков
финансовой системы.
Анализ последних исследований и
публикаций. Значительное внимание теоретико-методологичным
подходам обеспечения финансовой стабильности банковской системы и
преодолению последствий кризисных явлений, а также проблемным
аспектам формирования системы кредитных отношений.
Директор департамента онлайн-бизнеса «Банка Хоум
Кредит» Станислав Тян в интервью Kursiv.kz рассказал, почему
банковский рынок Казахстана не будет прежним и как изменились
онлайн-привычки казахстанцев из-за
пандемии.
—
На момент введения режима чрезвычайного положения
(ЧП) у нас было большое преимущество на рынке. До прихода
пандемии в Казахстан группа Home Credit имела опыт работы в
условиях COVID-19. Среди стран нашего присутствия есть
Китай.
С точки зрения онлайна мы были готовы.
Ситуация с коронавирусом показала, насколько быстро и эффективно
большая международная группа может справляться с глобальными
проблемами, используя опыт своих коллег по всему миру рассказал в
интервью Kursiv.kz директор департамента онлайн-бизнеса «Банка Хоум
Кредит» Станислав Тян.
Изложение основных
результатов. Фундамент оказания всех банковских услуг в
цифровом формате начали закладывать годами ранее. На момент
введения ЧП клиентам Банка уже были доступны все ключевые
банковские услуги в онлайн. Это получение и оплата кредита,
бесплатные переводы на карты любых банков РК, открытие и пополнение
депозитов и счетов. Также оформление и доставка карт на дом,
конвертация валют и прочее без посещения отделения. Конечно, банкам
предстоит еще сделать многое, например, совершенствовать
существующие услуги и запускать новые. И для этого у них есть
очень хорошая основа.
Можно отметить, что в период ЧП в кратчайшие
сроки банки сумели реализовать механизм подачи заявлений на
получение отсрочек по кредиту. Клиентам не нужно было идти в офис и
с кем-то контактировать. Весь процесс перенесли в мобильное
приложение, онлайн-чат и в WhatsApp.
Давайте обратимся к статистике и разберем влияние
пандемии на банковский онлайн-рынок.
—
Чтобы выявить изменения и сделать предварительные
выводы, возьмем три временных отрезка:
-
первый – период до введения режима ЧП в
Казахстане – до 16 марта;
-
второй – в период действия ЧП – с 16 марта по 10
мая;
-
третий – после снятия ЧП – с 11
мая.
В итоге число активных ежедневных
пользователей мобильного приложения, например, Home Credit Bank
Kazakhstan в период ЧП увеличилось
на 26%.
После ослабления ЧП показатель немного снизился, но находится
на 8% выше уровня до ЧП.
Количество онлайн-переводов и платежей в
мобильном и интернет-банкинге в период ЧП выросло
на 18%.
Что примечательно, после ослабления ЧП показатель уменьшился
незначительно – до 16%.
Люди продолжают исправно пользоваться онлайном.
Значительные прорывы зафиксировали в
онлайн-заявках на оформление дебетовых картах, открытие депозитов и
использовании сервисов самообслуживания в онлайн (справки,
активация карт и т.д). Спрос на «дебетку» вырос
в 4 раза, на вклады в 3, а
на самообслуживание в 2.
Отдельно стоит выделить онлайн-кредитование.
Впервые доля онлайн-кредитов в ссудном портфеле по итогам 1
квартала достигла 28%.
Всего в период ЧП количество установок мобильного
приложения в AppStore и Playmarket увеличивалось
до 5 раз в сравнении с докарантинным
периодом.
Ключевые выводы.
7 вещей, которые
изменил Covid-19 в банковской
индустрии:
1.Условия вынужденного и
быстрого перехода клиентов в онлайн;
2. Повишение доверия людей к
онлайну;
3. Поднятие требований к
банковским услугам;
4. Повышение важности развития
онлайн-экосистем для банков;
5. Дополнительный импульс
развитию безналичных платежей и переводов;
6. Погружение ритейлеров в
диджитал среду;
7. Пересмотр бизнес-моделей
казахстанских банков;
Первое, карантин создал условия вынужденного и
быстрого перехода клиентов в онлайн. Так получилось, что люди остались дома в
компании смартфонов. Они были вынуждены пользоваться онлайном для
получения необходимых банковских услуг. Для многих это был первый
опыт удаленного взаимодействия с банками. И он им понравился. Тем
не менее, банки учитывает, что определенный сегмент клиентов будет
возвращаться в отделения.
Второе, карантин повысил доверие людей к
онлайну. В период самоизоляции у казахстанцев было
достаточно времени, чтобы изучить мобильный банкинг и
воспользоваться им. Те, кто с недоверием относился к онлайну,
смогли ощутить его преимущества и повысить к нему
доверие.
Третье, карантин поднял требования к банковским
услугам. Клиентам стало еще более важно сэкономить 3
основных ресурса: время, усилия и деньги при получении банковских
услуг. Игроки рынка будут улучшать качество и расширять функционал
мобильных банкингов в борьбе за клиента. Как итог, выигрывать от
конкуренции будет в первую очередь клиент.
Четвертое, карантин повысил важность развития
онлайн-экосистем для банков. Клиенту стало важно иметь в смартфоне
сервис, который смог бы удовлетворять его ежедневные финансовые
потребности.
Пятое, карантин дал дополнительный импульс
развитию безналичных платежей и переводов. Пандемия показала негигиеничность
использования наличных денег и удобство онлайн-транзакций. В
независимости от местоположения и времени суток, у людей есть
возможность переводить деньги и оплачивать нужные платежи без
передачи наличных денег из рук в руки.
Шестое, карантин заставил ритейлеров погрузиться
в диджитал среду. Те продавцы, которые оттягивали переход в
онлайн, будут вынуждены в спешке перестраивать работу. Потребителям
сейчас важно получать полноценный customer journey, то есть полные
онлайн-решения при взаимодействии с ритейлерами.
Седьмое, карантин поспособствует пересмотру
бизнес-моделей казахстанских банков. Банки второго уровня должны будут
трансформировать свои сервисы под новые реалии. Будет усиливаться
работа с большими данными (big data), которые в банковской сфере
играют решающую роль, а также источники этих данных. Многие
партнерства и сотрудничества будут также претерпевать изменения,
все больше адаптируясь к новой внешней среде и фокусируясь на
изменениях в привычках и требованиях клиентов. Допускаю, что на
рынке появятся новые бизнесы, которых не существовало ранее, но
которые будут пытаться удовлетворить новые финансовые потребности
казахстанцев.
Выводы.
Таким образом, по итогам года общая тенденция
кредитования экономики имеет позитивный характер, чему
способствовала лояльная кредитная политика казахстанским банков и
реализация государственных программ кредитования на льготных
условиях. Следует отметить, многим банкам пришлось пересмотреть
политику продвижения своих продуктов, активно внедрять и улучшать
онлайн каналы продаж, что в целом заложило основу для более
широкого охвата потенциальных заемщиков. Проводимая НБРК политика
способствует поддержанию финансовой стабильности и развитию
банковской системы, восстановлению национальной экономики в
условиях вызовов пандемии COVID-19.
Список использованной
литературы
1.Официальный сайт Национального Банка РК
URL:
https://www.nationalbank.kz (дата обращения:
2.12.2021)
-
Указ Президента Республики Казахстан от 31
декабря 2003 года № 1271 «Об утверждении положения и структуры
Национального Банка Республики Казахстан» (с изменениями и
дополнениями по состоянию на 18.02.2021 г.).
URL: https://adilet.zan.kz (дата обращения:
2.12.2021)
-
Консолидированная финансовая отчетность
Национального Банка Республики Казахстан. URL:
https://www.nationalbank.kz/ru/news/godovoy-otchetnbk. (дата
обращения: 2.12.2021)
-
Опрос банков по кредитованию. Национальний Банк
Республики Казахстан URL:
https://www.nationalbank.kz/file/download/66762 (дата обращения:
2.12.2021)