СОЧ (суммативной работы за 2 четверть) по биологии для 8-го класса
Критерии оценивания:
• Заполнить таблицу, указав функции каждого компонента крови.
• Указать подходящие группу крови и резус-фактор для пациента.
• Объяснить, почему важно учитывать резус-фактор.
• Расставить предложенные системы в правильной последовательности от простых к сложным.
• Использовать знания о кровеносных системах животных.
• Указать, какой вид иммунитета сформировался у человека после болезни.
• Заполнить таблицу данными из задачи или задания.
• Следить за правильным размещением информации в строках и столбцах.
Инструкция для выполнения:
1. Выполните все задания последовательно.
2. Отвечайте на вопросы чётко и полно.
3. При решении задач приводите все этапы расчётов.
Задача 1. Состав крови и функции её компонентов
Заполните таблицу, указав функции компонентов крови.
|
Компонент крови |
Функции |
|
Плазма |
|
|
Эритроциты |
|
|
Лейкоциты |
|
|
Тромбоциты |
|
Задача 2. Переливание крови
У пациента I группа крови (0) и отрицательный резус-фактор. Какие доноры ему подходят? Почему важно учитывать резус-фактор?
Задача 3. Эволюция транспортной системы
Расположите транспортные системы животных в порядке усложнения:
а) Диффузия веществ через клеточную мембрану.
б) Замкнутая кровеносная система с четырехкамерным сердцем.
в) Открытая кровеносная система.
г) Замкнутая кровеносная система с двухкамерным сердцем.
Задача 4. Задача на иммунитет
Человек переболел ветряной оспой. Объясните, какой вид иммунитета у него сформировался и как он действует.
Задача 5. Заболевания сердечно-сосудистой системы
Перечислите три основные причины заболеваний сердечно-сосудистой системы. Предложите два способа профилактики.
Ответ:
Задание 5 (Работа с таблицей)
Заполните таблицу, указав отличия дыхания у животных и растений:
|
Параметр |
Растения |
Животные |
|
Газ, поглощаемый для дыхания |
|
|
|
Орган(-ы) дыхания |
|
|
|
Основные процессы |
|
|
Задание 6 (Работа с рисунком)

На рисунке изображена дыхательная система человека.
-
Обозначьте указанные части дыхательной системы (трахея, бронхи, альвеолы).
-
Объясните, где происходит газообмен и как именно он происходит.
Задание 7 (Задача)
У человека в состоянии покоя через лёгкие проходит около 6 литров воздуха в минуту. При физической нагрузке этот объём увеличивается в 4 раза.
-
Каков будет объём воздуха, проходящий через лёгкие человека за 10 минут бега?
2. Почему при физической нагрузке организм нуждается в большем количестве воздуха?
Задание 8 (График)

На графике показано изменение уровня углекислого газа в крови при разных типах физической активности.
-
Как меняется уровень углекислого газа при повышении нагрузки?
-
Почему важно поддерживать этот уровень в норме?
3. Какие механизмы регулируют уровень углекислого газа в крови?
Правильный ответ:1
• Плазма: транспорт питательных веществ, гормонов, продуктов обмена.
• Эритроциты: перенос кислорода и углекислого газа.
• Лейкоциты: защита от инфекций.
• Тромбоциты: свертывание крови.
Ответ:2
Пациенту подходят доноры с I группой крови и отрицательным резус-фактором. Это важно, чтобы не вызвать иммунной реакции организма.
Ответ:3
а → в → г → б.
Ответ:3
Сформировался естественный приобретенный иммунитет. Организм выработал антитела, которые защищают от повторного заражения.
Ответ: 4
Причины:
1. Неправильное питание.
2. Курение и злоупотребление алкоголем.
3. Гиподинамия (малоподвижный образ жизни).
Профилактика:
1. Регулярная физическая активность.
2. Сбалансированное питание, исключение вредных привычек.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
8 класс соч по биологий
8 класс соч по биологий
СОЧ (суммативной работы за 2 четверть) по биологии для 8-го класса
Критерии оценивания:
• Заполнить таблицу, указав функции каждого компонента крови.
• Указать подходящие группу крови и резус-фактор для пациента.
• Объяснить, почему важно учитывать резус-фактор.
• Расставить предложенные системы в правильной последовательности от простых к сложным.
• Использовать знания о кровеносных системах животных.
• Указать, какой вид иммунитета сформировался у человека после болезни.
• Заполнить таблицу данными из задачи или задания.
• Следить за правильным размещением информации в строках и столбцах.
Инструкция для выполнения:
1. Выполните все задания последовательно.
2. Отвечайте на вопросы чётко и полно.
3. При решении задач приводите все этапы расчётов.
Задача 1. Состав крови и функции её компонентов
Заполните таблицу, указав функции компонентов крови.
|
Компонент крови |
Функции |
|
Плазма |
|
|
Эритроциты |
|
|
Лейкоциты |
|
|
Тромбоциты |
|
Задача 2. Переливание крови
У пациента I группа крови (0) и отрицательный резус-фактор. Какие доноры ему подходят? Почему важно учитывать резус-фактор?
Задача 3. Эволюция транспортной системы
Расположите транспортные системы животных в порядке усложнения:
а) Диффузия веществ через клеточную мембрану.
б) Замкнутая кровеносная система с четырехкамерным сердцем.
в) Открытая кровеносная система.
г) Замкнутая кровеносная система с двухкамерным сердцем.
Задача 4. Задача на иммунитет
Человек переболел ветряной оспой. Объясните, какой вид иммунитета у него сформировался и как он действует.
Задача 5. Заболевания сердечно-сосудистой системы
Перечислите три основные причины заболеваний сердечно-сосудистой системы. Предложите два способа профилактики.
Ответ:
Задание 5 (Работа с таблицей)
Заполните таблицу, указав отличия дыхания у животных и растений:
|
Параметр |
Растения |
Животные |
|
Газ, поглощаемый для дыхания |
|
|
|
Орган(-ы) дыхания |
|
|
|
Основные процессы |
|
|
Задание 6 (Работа с рисунком)

На рисунке изображена дыхательная система человека.
-
Обозначьте указанные части дыхательной системы (трахея, бронхи, альвеолы).
-
Объясните, где происходит газообмен и как именно он происходит.
Задание 7 (Задача)
У человека в состоянии покоя через лёгкие проходит около 6 литров воздуха в минуту. При физической нагрузке этот объём увеличивается в 4 раза.
-
Каков будет объём воздуха, проходящий через лёгкие человека за 10 минут бега?
2. Почему при физической нагрузке организм нуждается в большем количестве воздуха?
Задание 8 (График)

На графике показано изменение уровня углекислого газа в крови при разных типах физической активности.
-
Как меняется уровень углекислого газа при повышении нагрузки?
-
Почему важно поддерживать этот уровень в норме?
3. Какие механизмы регулируют уровень углекислого газа в крови?
Правильный ответ:1
• Плазма: транспорт питательных веществ, гормонов, продуктов обмена.
• Эритроциты: перенос кислорода и углекислого газа.
• Лейкоциты: защита от инфекций.
• Тромбоциты: свертывание крови.
Ответ:2
Пациенту подходят доноры с I группой крови и отрицательным резус-фактором. Это важно, чтобы не вызвать иммунной реакции организма.
Ответ:3
а → в → г → б.
Ответ:3
Сформировался естественный приобретенный иммунитет. Организм выработал антитела, которые защищают от повторного заражения.
Ответ: 4
Причины:
1. Неправильное питание.
2. Курение и злоупотребление алкоголем.
3. Гиподинамия (малоподвижный образ жизни).
Профилактика:
1. Регулярная физическая активность.
2. Сбалансированное питание, исключение вредных привычек.
шағым қалдыра аласыз













