III. Изучение нового
материала.
К)
Учащиеся читают и понимают эпиграф,
прогнозируют тему урока.
Он шел вперед своим
путем сквозь мрак и косность эпохи. М.
Ауэзов.
«Лень,
расточительство, ложь, сплетня, хвастовство.
Вот твои враги. Их пять. Запомни
их!
Энергия, труд, мысль,
умеренность, милосердие. Это
пять друзей. Не забывай о них.
Несчастье приносят человеку три вещи:
невежество, леность,
коварство».
3Д Портал:
Литературно-мемориальный музей Абая
Кунанбаева
« Мир –океан, времена как
ветры, гонят волны поколений, сменяющих друг друга»,- эти слова
сказаны великим Абаем. С тех пор, как они были произнесены, время
прокатило много таких волн. Но не унесли они имя АБАЯ, потому что
ГЕНИЙ неисчерпаем.
« Не для забавы я слагаю
стих,
Не выдумками наполняю
стих,
Для чутких
слухом,сердцем и душой.
Для молодых я свой
рождаю стих».
Так сам Абай определил
предмет своего творчества.
К молодежи, к будущему
своего народа обращался великий мыслитель, поэт,
просветитель-демократ.
Нужно поистине, обладать крылатым умом и
орлиным зрением, чтобы на перекрестке суровых исторических
судеб не потеряться. Могучим голосом надо обладать, чтобы поведать
своему народу о далях, видимых с поднебесной высоты. И, наконец,
крепкой смелостью обладать надо, чтобы возвысить этот голос в
условиях, царивших здесь столетие назад, и, по слову знаменитого
стихотворения, «гордо презирать невежество и
тьму».
Таким был Абай Кунанбаев- человек –маяк своего
народа». 1954 г.
Л.Леонов
Учитель: Как вы понимаете значение слова: человек
–маяк?
Маяк-
сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на
суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает
непрерывный свет или световые вспышки ночью...
Маяк -
распространенный символ в искусстве и литературе.
Маяк — это символ
служения, помощи в преодолении опасности, указания верного выхода
из трудной ситуации.
Объединения учеников
в группы
Платформа
«Random group
generator»
Предтекстовая работа
(К) (П) Прочитайте два стихотворения и выполните
задания.
Вокруг Чингизовой
скалы-
Земля как лисий
мех.
Аэропланы и орлы
И амазонок смех.
А вдруг в долину
Жидебая
В невероятный час
Шагнет из вечности
Абай
И встанет среди
нас!
(С.Марков)
Радушно распахнуты двери
поэту
В домах и лачугах вселенной большой
.
Абай Кунанбаев шагает по
свету
С прекрасною, нежной и мудрой
душой..
Знакомясь с Абаем, далекие
страны
Узнали не только его
самого,-
Все краски,
Все звуки,
Всю ширь
Казахстана,
Легенды и думы народа
его.
(К.Алтайский)
Задания № 1
Прочитайте два
стихотворения и выполните задания.
-
Определите тему
стихотворений.
-
Выпишите 3 ключевых
слова.
-
Определите основную мысль
стихотворений.
Задания №2
Соотнесите слова с его
лексическим значением.
Работа с текстом
Чтение и понимание
(К) Учащиеся читают про писателя Абая.
(П)
Учащиеся определяют главную информацию
текста
Определяют второстепенную
информацию текста;
Определяют скрытую информацию
текста
Прочитайте
текст.
Абай – национальная гордость всего казахского
народа, его честь и совесть. Человек, который создал и поднял
казахское национальное «Я» до мирового масштаба. Безусловно, в
казахской степи было немало выдающихся личностей своего времени,
однако такого гиганта народной мудрости, как Абай она еще не
знала.
Он видел в образованной молодежи счастливое
будущее казахского народа. Призывал молодежь сторониться
невежества, бесстыдства и наглости, не впадать в плен своих
пороков. «Три качества достойны человека: горячая отвага,
светлый ум, теплое сердце», - напоминал он. Акын наставлял
верить только своим труду и таланту, предупреждал остерегаться
безмерно восхваляющих, а в душе хранящих хитрость и злобу. По
словам Абая, только знание и воспитание способны покорить вершины,
сократить путь к успеху.
Только образование могло открыть путь талантливой
молодежи в цивилизованное будущее.
Мудрость Абая – мудрость народа. Наследие
мыслителя как отражение его внутреннего мира – неиссякаемый
источник народной мудрости и сознания.
Групповая работа
Синквейн Ширь и
Вечность.
IV. Освоение изученного
материала.
(К) Игра «Wordwall»
V.Закрепление изученного
материала.
|