Тема урока: Сочинение «Достойный сын
казахского народа».
Цели урока: формировать умение составлять текст –
рассуждение, умение отбирать речевые средства; учить выражать в
слове свои впечатления, представления, своё отношение к теме;
развивать навыки логического мышления, орфографическую зоркость и
пунктуационную грамотность.
Ход урока:
I. Организационный
момент.
II. Актуализация знаний. Подготовка к
сочинению.
Вспомнить, как составить текст- рассуждение. В
сочинении нужно выразить свои впечатления от прочитанных
произведений, использовать изученный материал, дополнительную
литературу.
Вступительная
часть.
Великая Отечественная война… Годы неимоверных страданий и
тяжелейших испытаний для народа. Но эти же годы породили мужество,
отвагу и немеркнущую славу советских людей, раскрыл сердца стойких
борцов за мир на земле, за счастье. Сыны казахского народа так же
доблестно сражались против фашистов, в их числе Б. Момышулы,
легендарный сын казахского народа.
Основная часть.
Б.Момышулы…
Заключительная
часть.
Уходят годы, но всё ярче и явственнее в памяти народа грозное время
великой борьбы. Это никогда не должно быть забыто. Мы должны
помнить о тех, кто по зову сердца шёл в бой за свободу и
независимость своей Родины.
Они достойны благодарной памяти народа.
III. Письмо
сочинения.
Образец сочинения
Достойный сын казахского
народа
Великая Отечественная война… Годы неимоверных страданий и
тяжелейших испытаний для народа. Но эти же годы породили мужество,
отвагу и немеркнущую славу советских людей, раскрыл сердца стойких
борцов за мир на земле, за счастье. Сыны казахского народа так же
доблестно сражались против фашистов, в их числе Б. Момышулы,
легендарный сын казахского народа.
Родился БауыржанМомышулы в Джамбулской области. Будучи еще со всем
молодым человеком работал учителем, секретарем райисполкома,
финансистом, начальником милиции. Но он навсегда связывает свое
будущее с Советской Армией. В годы Великой Отечественной войны он
был единственным казахом-командиром дивизии. Он прошел через всю
долгую войну, сначала в звании старшего лейтенанта, а конец войны -
полковником. Командовал взводом, батальоном, полком и дивизией.
Особое место в биографии Момышулы занимает битва под Москвой. Он
воевал под командованием генерала И.В. Панфилова. Тогда впервые
заговорили о Б.Момышулы как о талантливом командире. За геройские
бои в Волоколамском направлении генерал Панфилов представил
старшего лейтенанта Момышулы к ордену Ленина,высшейнаграде страны
того времени, а полковник И.И. Серебряков представляет Бауыржана к
присвоению звания Героя Советского Союза. Но судьба наградных
листов до сих пор неизвестна. Всего тремя боевыми орденами был
награжден Момышулы - Красного Знамени, Отечественной войны I
степени и Красной Звезды... Звание Героя Советского Союза он
получил после окончания войны. Ему посвятил свою книгу «
Волоколамское шоссе» А.Бек.
Я представляю себе его лицо, словно вырезанное из бронзы,
по-монгольски смуглое, слегка широкоскулое, часто непроницаемо
спокойное, особенно в минуты гнева. Оно украшено большими чёрными
глазами. Улыбка преображает его лицо, и суровое лицо вдруг
становится ребячливым. А волосы у него, непокорные гребёнке,
блестящие, чёрные. Я узнала, что он свободно владел богатством
русской речи. Не коверкал слов и оборотов. На русском говорил
неторопливо, а когда разговаривал на родном языке, слова словно
текли рекой. Он любил и умел рассказывать. Отличался характером
твердым и прямым, если не сказать прямолинейным. Говорил всегда и
всем только то, что думал, никогда ни под кого не подстраивался.
Будучи требовательным к себе, требовал этого и от других. Обладал
обостренным чувством справедливости. После войны Б.Момышулы успешно
окончил Военную академию, занимался военно-педагогической
деятельность, литературным творчеством. В своих книгах писал о том,
что видел и пережил на фронте, что потрясло и осталось в его памяти
навсегда. Уходят годы, но всё ярче и явственнее в памяти народа
грозное время великой борьбы. Это никогда не должно быть забыто. Мы
должны помнить о тех, кто по зову сердца шёл в бой за свободу и
независимость своей Родины. Они достойны благодарной памяти
народа.
IV. Домашнее задание:
1. Подготовить содержание отрывка из повести
К.Кайсенова «В тылу врага». 2. Читать выразительно стихотворение
О.Сулейменова «Одна война окончилась другой». 3. Индивидуальное
задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве
Р.И.Фраермана.