Адаптпция первоклассников: степень готовности
к обучению школе
Успешность адаптации первоклассника к школе
зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и
родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка
протекает по-разному. Что такое
адаптация?
Адаптация — это механизм социализации личности,
включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При
поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные
условия существования и новый круг общения. Психологический анализ
особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие
проблемы.
-
В
отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми
старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими
учениками.
-
В
детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе
четкий распорядок и строгая дисциплина.
-
Первокласснику необходимо перейти от игровой к
учебной познавательной деятельности.
-
Дети попадают в более строгую систему требований
к ним.
-
Вокруг первоклассника появляется много новых
людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо
устанавливать связи.
Адаптация первоклассника может длиться от двух
недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от
таких факторов:
Целью адаптационного процесса является адекватное
включение первоклассника в новую социальную
ситуацию.
Адаптации
первоклассников
По
КГУ «ОШ№13» на 1 сентября в общеобразовательные классы принято и
обучается 76 детей, в классах КРО с казахским языком обучения 11
детей, с русским языком обучения -17
детей.
Традиционно адаптацией считается процесс
привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание
обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник
должен «вжиться в роль ученика»:
-
установлен контакт с
учителем;
-
ребенок осознает круг своих обязанностей и
подчиняется школьным требованиям;
-
налажены отношения с
одноклассниками;
-
ребенок не создает конфликтные ситуации в
классе;
-
владеет необходимыми учебными умениями и
навыками.
В
связи с введением в начальной школе подходы к сути адаптации
изменились, значительно расширился перечень критериев успешной
адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе
организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе
необходимо делать акценты на личностно-ориентированном,
системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно
ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти
от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия
«Я — концепции» каждого ребенка.
Следуя этим требованиям, процесс адаптации
первоклассников должен быть переориентирован и учитывать также две
другие составляющие.
-
Физическая
адаптация — оценивается по таким параметрам, как
ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит,
наличие заболеваний, обострение хронических
болезней.
-
Психологическая
адаптация первоклассников к школе — оценивается по
таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития
психологических процессов, настроение, готовность и способность к
самооцениванию.
Согласно вышеперечисленным критериям,
адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые
подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая
характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит
следующим образом.
-
Высокий
уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка
к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к
школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать
задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной
деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений
учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со
здоровьем.
-
Средний
уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе
(2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее
посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость.
Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал
учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен.
Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем.
Поддерживает дружеские отношения со многими
одноклассниками.
-
Низкий
уровень — ребенок испытывает значительные трудности
в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать
дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет
интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется
на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по
имени.
При
отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и
без психологической поддержки большинство первоклассников достигают
только среднего уровня адаптации к школе. В образовательном
учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические
условия, которые направлены на создание благоприятной среды для
здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному
развитию личности.
Условия адаптации
Для
успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить
соблюдение таких условий:
-
организация учебно-познавательной деятельности в
соответствии с возрастными особенностями
шестилеток;
-
создание комфортных условий для
общения;
-
проведение оздоровительно-профилактической
работы;
-
организация щадящего режима школьных занятий с
постепенным переходом к обычному
распорядку;
-
соблюдение санитарно-гигиенических
требований;
-
организация активного досуга во внеурочное
время;
-
формирование положительного отношения семьи к
новому статусу ученика;
-
проведение постоянного мониторинга уровня
адаптации.
Важную роль в эффективной реализации всех
указанных условий играет профессиональный уровень
педагогов.
Проблемы адаптации
первоклассников
В
случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок
без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает
эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда
могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников
к школе. Речь идет о таких
обстоятельствах:
-
хроническая неуспеваемость — возникает на фоне
низкой работоспособности или несформированности учебных
умений;
-
уход от деятельности — проявляется у детей
обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения
учителя а «погружаются в себя»;
-
негативистская демонстративность —
характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя
внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое
поощрение;
-
вербализм — является особым типом развития
ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка
логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник
создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную
самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и
творческих заданий;
-
проявление лени — может возникать по многим
причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая
потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных
силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению
процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной
жизни.
Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации
ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину
дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию
к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и
эмоциональную поддержку.
Процесс адаптации
первоклассников
Процесс приспосабливания ребенка к школе очень
многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны
взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания
администрацией образовательного учреждения должна быть
инициирована разработка программы адаптации
первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные
мероприятия, среди которых главными
являются:
Основное задание такой глубокой диагностики —
выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить
способы их преодоления. Коррекция проводится путем организации
коллективных занятий или индивидуальных консультаций. Мероприятия
для детей, делятся на две группы:
-
общеклассные — проводятся
для знакомства ребят друг с
другом, с правилами поведения в школе, построения
дружеских отношений и т.д.;
-
групповые,
индивидуальные — проводятся для отдельных первоклассников,
имеющих определенные проблемы в адаптации.
Работа с родителями в адаптационный период должна
быть направлена на повышение их педагогической образованности. С
этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания,
разработать советы родителям по преодолению трудностей в
адаптации ребенка, организовать индивидуальные
консультации.
Эффективная реализация основных направлений
программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и
ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности,
новой социальной ролью.
Проблемы адаптации первоклассников к школе
являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок,
попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки
от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна
быть решена в этот период— сохранение, поддержка и развитие
индивидуальности ребенка.
Зам
директора по УВР
Аженова А.А.