А.И. Куприн. “Гранатовый браслет” 10 класс

Тақырып бойынша 11 материал табылды

А.И. Куприн. “Гранатовый браслет” 10 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
А.И. Куприн. “Гранатовый браслет” 10 класс
Материалдың қысқаша нұсқасы

Раздел:

Литература и искусство

ФИО учителя: Адырбекова Акмарал

Школа №30 им.И.Жансугирова

Дата: 21.01.2025 г

Количество присутствующих:

Класс: 10

Количество отсутствующих:

Тема: А.И. Куприн. “Гранатовый браслет”

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

10.3.4.Владеть стратегиями чтения, включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение;

10.4.1 Создавать тексты смешанных типов, тексты научного (научно-популярного подстиля) стиля (статья, тезисы);

10.5.1 Использовать причастия, деепричастия;

Цели урока

- будете знакомиться с биографией, важными событиями в жизни русского писателя А.И.Куприна;

- с историей создания, особенностями жанра, сюжета и композиции повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»;

владеет стратегиями чтения;

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока


І.Организационный момент

Создание коллаборативной среды.

(К) Подарите улыбки друг другу. Приятного вам учебного дня! Хорошего настроения и успехов!

Стратегия «Кто больше назовет предметов!»

Высокие что ...?

Низкие что ... ?

Из стекла что ... ?

Мягкие что ... ? и т.д.

ІІ.Атуализация знании

Ребята сегодня на уроке будем с вами говорить о прекрасном чувстве людей, но для начала мы поработаем над рисунком и над эпиграфом к уроку

Эпиграф урока: «У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» ( К. Паустовский)

Стратегия «РАФТ». 

Обсуждение “Что такое любовь?”.




Учащиеся с положительным настроем готовятся к уроку









Учащиеся дают развернутый ответ по тому, как они понимают содержание эпиграфа.



Обсуждают что такое любовь















-высказывает свое понимание эпиграфа


Учебник.

Часть 1.

Середина урока



ІІІ.Изучение нового материала

Литературный хронограф

Учитель вводит в тему, рассказывает о жизни и творчестве А. Куприна.

Хронологическая таблица

Прочитайте,составьте хронологическую таблицу

Слово учителя

Повесть “Гранатовый браслет” была написана Куприн ым в 1910 году, автор называл свое произведение рассказом. В основе сюжета случай, имевший место в реальной жизни. Мать Куприна была в такой же ситуа ции, как и героиня романа. Это история трагической любви, наполненная загадочными символа ми, мисти- ческим настроением, романтическим пафосом.

Рассказ «Гранатовый браслет» - это произведение о самом главном, - о любви, о том, ради чего на свете и

во имя чего на свете стоит жить.  К.Г Паустовский назвал данный рассказ А.И.Куприна «одним из благоуханных  и томительных рассказов о любви».

А вы знаете,что в основе  этого произведении положена  реальная история?

Работа с текстом

Учитель предлагает учащимся задание прочитать фрагмент из произведения «Гранатовый браслет» Дискуссия

Задание Обсудите, возможна ли такая любовь в современном мире. Приведите аргументы.

Практическая грамматика





Учащийся читают составляют хроно логическую таблицу
















Ученики пересказывают содержание текста, высказывают свои мнения

Ученики формулируют свои мнения, приводя примеры и аргументы.






Учащийся выписывает даты рождения;

-учёбы в гимназии;

-окончание института;

-первый рассказ;

-даты создания произведений;

-дата смерти









пересказывает содержание текста, включая свое мнение

формулирует мнение, приводит примеры и аргументы.

уважает мнение других

Учебник.

Часть 1.

























Приложение 1


Конец урока



Домашнее задание

  • Прочитать рассказ Куприна

  • Написать синквейн одному из героев

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

- что узнал, чему научился


Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.
















  1. «История создания рассказа «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato».Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жёлтый, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)».

В опубликованных недавно мемуарах «На чужбине»  писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть: «В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения… 

Вначале эти письма всех забавляли, но потом…моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и  купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».







Александр Иванович Куприн – известный русский писатель, чье 150-летие мы отметили 7 сентября 2020 года. Александр Куприн прожил насыщенную жизнь. В его биографии чудным образом переплелись радостные и трагические события, взлеты и падения. Разочаровавшись во власти большевиков, он надолго покинул родину, но очень страдал вдали от своих читателей и незадолго до смерти вернулся в Россию. Александр Куприн оставил после себя большое творческое наследие, его произведения живы и будут жить еще долго, находя отклики в сердцах новых поколений читателей. Александр Иванович Куприн родился 7 сентября (26 августа) в городе Наровчате Пензенской губернии в семье чиновника, секретаря мирового судьи. Отец будущего писателя был разночинцем, мать происходила из дворян, из рода татарских князей. Когда А.И. Куприну не было еще и года, умер отец. Семья осталась без всяких средств, и мать Куприна была вынуждена поселиться в Московском Вдовьем доме. Мальчик жил вместе с ней. В шесть лет Александр Куприн начал обучение в московском Разумовском пансионе, считавшемся сиротским интернатом. Спустя четыре года он продолжил образование во Втором Московском кадетском корпусе, окончив который стал курсантом Александровского военного училища. Из его стен А. Куприн вышел подпоручиком, и на протяжении четырех лет нес службу в Днепровском пехотном полку. Офицерская жизнь, которую А.И. Куприн вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. Тягостная жизнь «казенного мальчика» изображена А. Куприным в повести
«На переломе», которая выходила под названием «Кадеты» (1900 год).
Первое напечатанное произведение — рассказ «Последний дебют» (1889). В 1894 году А. И. Куприн выходит в отставку, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы Александр Иванович много странствует по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой будущих произведений. В 1896 году выходит повесть «Молох», в которой А. Куприн изобразил панораму крупного капиталистического завода, бедный быт рабочих поселков новой его будущих произведений. Весной 1897 года писатель находился в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой создания повести «Олеся» (1898).Повесть «Поединок» - произведение, имевшее большой успех, было опубликовано в 1905 году.

Повесть «Гранатовый браслет» (1910 год) А. Куприна посвящена теме бескорыстной, возвышенной, романтической любви.

Смысл произведения заключается в том, что не спокойствие и комфорт являются источниками счастья, а именно любовь, искренняя, горячая и прекрасная. Композиция – смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей. Жанр – повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом. Направление – реализм.









Shape3 Shape2 Shape1

Сюжет повести.События повести разворачиваются в день рождения княгини Веры Николаевны Шеиной.Празднуют на даче в кругу самых близких людей.В разгар веселья виновница торжества получает подарок- гранатовый браслет.Оказывается, в знак любви подарен Вере Николаевне чиновником Желтковым.



Жанровое своеобразие повести. Вокруг “Гранатового браслета”; по сей день идут споры о его жанровой принадлежности. Зачастую произведение относят к жан­ру повести. Определенную роль здесь сыграло его композиционное построение: “Гранатовый браслет: состоит из 13 небольших главок.

Вероятно, в определении жанра необходимо следовать за автором, который определял жанр своего произведения как рассказ.



История создания 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: "Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в мать писателя Л. Любимова.В основе сюжета случай, имевший место в реальной жизни. Мать Куприна была в такой же ситуации, как и героиня романа. Это история трагической любви, наполненная загадочными символами, мистическим настроением, романтическим пафосом.













Главные герои. Князь Василий Львович Шеин. Известный человек в губернии, дела его идут не очень успешно, он близок к разорению, но вынужден вести себя соответственно положению. Человек, обладающий чувством юмора, гостеприимный и радушный хозяин. Знает о тайном поклоннике супруги, но, как глубоко порядочный и искренний человек, с пониманием относится к его чувству.

Вера Николаевна Шеина. Жена Василия Львовича. Всячески помогает ему удерживать на плаву их шаткое финансовое положение. Страстная любовь к мужу превратилась в искренние дружеские отношения. Не скрывает о письмах телеграфиста от мужа. Искренне переживает его смерть, сожалея, что настоящая любовь прошла мимо.

Георгий Степанович Желтков. В «Гранатовом браслете» герои поражают своей искренностью и честностью, но среди них есть герой, который вызывает восхищение. Внешне ни чем незаметный мелкий служащий, однажды увидел княгиню Веру, и влюбился. Это чувство сопровождало его всю жизнь, не надеясь на взаимность, он просто боготворил свой идеал. Чтобы не доставлять неприятностей любимой женщине, замужней даме, он покончил с собой, оставаясь счастливым.

Генерал Яков Михайлович Аносов.Анализ его поступков говорит, что это справедливый, добрый и честный человек. Это очень мудрый и чувствительный старик. Он прожил долгую жизнь, многое испытал, и судит о людях с объективной точки зрения. Генерал осуждает моральное разложение общества, превратившего все святое в бытовую потребность. Он хорошо знает людей, все их мысли и поступки. Многие выражения этого героя разошлись на цитаты.

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
23.01.2025
187
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі