Материалдар / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Материал туралы қысқаша түсінік
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2021
295
0 рет жүктелген
693 ₸ 770 ₸
Бүгін алсаңыз 10% жеңілдік
беріледі
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ


Аипеисова Ботагоз Мухамедкалиевна

Учитель физики средней школы № 30 города Шымкент



Одной из проблем современной школы отсутствие у большинства учащимихся интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений.

Физика — один их сложных предметов. В этом мнении сходятся и учителя, и ученики, и их родители.

Повышение эффективности и качества обучения физике в школе во многом зависит от удачного выбора и реализации путей активизации познавательной деятельности учащихся.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Для активизации учения школьников рекомендуются различные приемы, которые влияют на становление интереса ребят к учению:

  новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);

  обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей, которые дополняют и развивают то, что уже известно);

  историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых);

  показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства;

  ознакомление с современными научно-техническими достижениями в различных областях – космонавтике, военном деле, механизации, биомеханике, спорте и т.д.

  включение в занятия различных форм самостоятельных работ учащихся;

  проблемное обучение;

  постановку практических работ (исследовательских, творческих).

При проведении уроков можно использовать презентации, которые не только помогают раскрыть тему урока, но и сконцентрировать внимание учащихся на основных понятиях. Можно сопровождать презентацию вопросами, которые повышают познавательный интерес.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

         отстаивать свое мнение;

         принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

         ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

         рецензировать ответы товарищей;

         оценивать ответы и письменные работы товарищей;

         объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

         самостоятельно выбирать посильное задание;

         находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

         создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

         решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

      Использование межпредметных связей для создания проблемной ситуации так же активизируют познавательную активность учеников. Например, из курса географии учащиеся знают, что климат на побережье значительно мягче, чем в глубине континента. Что является причиной смягчения климата? Откуда берется добавочное тепло зимой? Для решения межпредметной задачи учащиеся выдвигают гипотезы, рассматривают их в поисках нужной, у них вырабатывается вероятностный подход к изучению предметов и явлений окружающего мира, что является характерной чертой творческой работы. Кроме того, работа с материалом смежного предмета требует от учащихся более интенсивной аналитикосинтетической мыслительной деятельности, учит их приемам сравнения, анализа, обобщения фактов и явлений, изучаемых в смежных науках.

Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начинать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала, а значит:

        правильно организовать восприятие нового материала;

        использовать  доказательные приемы объяснения;

        учитывать  методологические требования и психологические закономерности;

        проводить эвристические беседы;

        разрабатывать задания на сравнение и систематизацию материала, экспериментальные работы, логико-поисковые самостоятельные работы.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

 

Список литературы:

1.     Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1984. – 284 с.

2.     Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе – 1987. - № 2 – с. 82-83.

3.     Гребенок Т.Б. Повышение эффективности проблемного изучения нового материала.//Физика в школе – 1976. - № 6. – с. 31.

4.     Дикова Л.О. О самостоятельной работе учащихся.//Физика в школе – 1979. - № 1. – с.27.

5.     Дроздов Д.Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу.//Физика в школе – 1980. - № 5. – с. 40.

6.     https://znanio.ru/media/aktivizatsiya-poznavatelnoj-deyatelnosti-na-urokah-fiziki-2608252

 



Материал жариялап тегін
сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!